Тестовые задания составлены на основе краеведческого материала (по рассказам Е.И. Носова «30 зёрен», «Живое пламя»).

Данные задания помогут ученикам в отработке 2-13 заданий ОГЭ по русскому языку. Кроме того, тренировочные материалы могут   быть использованы в качестве проверочной работы.

Автор-составитель: Звягинцева Инна Юрьевна

 

ВАРИАНТ 1

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

(2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь.

(3)Но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: (4)«Как же теперь быть?»

(5)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна.

 ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) согнул ветви (предложение 1)

2) синичка попробовала (предложение 2)

3) снег был твёрд (предложение 3)

4) быть (предложение 4)

5)я отворил, положил, закрепил, расставил  (предложение 5)

ЗАДАНИЕ 3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное, состоит из  трёх простых.

2) Все сказуемые в предложении 2 простые глагольные..

3) Вторая часть сложного предложения 3 осложнёна обособленным определением..

4) Предложение 4 по цели высказывания побудительное.

5) Предложение 5 осложнено однородными сказуемыми.

ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Вводные слова  обособляются на письме запятыми.

Б) В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частей ставится тире.

В) Обстоятельство,  выраженное деепричастным оборотом,  всегда обособляется  на письме запятыми.

1) Обхватив лапками семечко, синичка неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.

2) Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате

3) Ну, пожалуйста, ещё одно.

4)Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать — в моей комнате.

5) Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Заядлые путешественники (1) ищущие (2) что посмотреть в России самого необычного и даже мистического (3) непременно должны спуститься в Кунгурскую пещеру. Сегодня это место (4) самое известное уральское чудо. Температура здесь не поднимается выше +8 ºC (5) поэтому (6) отправившиеся на досуге полюбоваться сталактитами и сталагмитами (7) уральцы (8) частенько дрожат здесь от холода (9) если забыли надеть перед спуском тёплую куртку и шапку.

ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСКЛЁВЫВАЕТ – в приставке, оканчивающейся на з-с, с пишется перед буквами, обозначающими звонкие согласные.

2) КОНОПЛЯНЫЕ (зёрна) – в суффиксе отымённого  прилагательного – ян  пишется одна буква н.

3) зажженные (факелы) – в суффиксе полного  страдательного причастия прошедшего времени  пишется две буква нн.

4) БЛЕСТЯЩИЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.

5) НЕ РЕШАЛАСЬ – частица НЕ с наречием пишется раздельно.

ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

За тёмной ст..(1)ной ракит, где небо уже зеленело от зари, монотонно падала вода. Этот шум – единств..(2)нный звук в безмолви..(3) ночи – утверждал непр..(4)рывное дв..(5)жение природы. Должно быть, каждый из нас подумал о лесных ручьях, бегущ..(6)х под бур..(7)ломом и сгнивш..(8)й листвой, о том, как м..(9)рцают звёзды в заводях Дубны.

ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «тридцать» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по (тридцать) конопляных зёрен.

ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «конопляные зёрна», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10-12.

(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

(2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь.

(3)Но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: (4)«Как же теперь быть?»

(5)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил конопляные зёрна. (6)Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать — в моей комнате.

(7)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно.

(8)Наконец она схватила первую коноплинку и унесла её на ветку.

(9)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.

(10)Всё обошлось благополучно. (11)Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два…

(12)Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. (13)А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмеряна её судьба.

— (14)Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? (15)Одно-единственное?

(16)И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

— (17)Ну, пожалуйста, ещё одно. (18)Ладно?

(19)Наконец осталось последнее зерно. (20)Оно лежало на самом кончике линейки. (21)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!

(22)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (23)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (24)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

— (25)Ты здесь живёшь?

— (26)Да.

— (27)А почему здесь нет снега?

(28)Вместо ответа я повернул выключатель. (29)Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

— (30)Где ты взял кусочек солнца? (31)А это что?

— (32)Это... книги.

— (33)Что такое книги?

— (34)Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. (35)И ещё научили насыпать тебе конопляных зёрнышек.

— (36)Это очень хорошо. (37)А ты совсем не страшный. (38)Кто ты?

— (39)Я — Человек.

— (40)Что такое Человек?

(41)Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

— (42)Видишь нитку? (43)Она привязана к форточке…

(44)Синичка испуганно оглянулась.

— (45)Не бойся, я этого не сделаю. (46)Это и называется у нас — Человек.

— (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?

— (48)Да, конечно! (49)Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день: ты будешь навещать меня, а я буду работать. (50)Это помогает Человеку хорошо работать. (51)Согласна?

— (52)Согласна. (53)А что такое работать?

— (54)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека.

(55)Без неё нельзя. (56)Все люди должны что-нибудь делать.

(57)Этим они помогают друг другу.

— (58)А чем ты помогаешь людям?

— (59)Я хочу написать книгу. (60)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен…

(61)Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. (62)Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки. (По Е. И. Носову*)

*Евгений Иванович Носов (1925–2002) — русский советский писатель, участник Великой Отечественной войны.

ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Синичка смело зёрнышко за зёрнышком склёвывала приготовленное автором угощение.

2) Синичку поразило тепло, исходившее из комнаты и овевавшее её лапки.

3) Книги учат многому, в том числе и бережному отношению ко всему живому.

4) Объяснить маленькой синичке, что такое человек, было не очень трудно.

5) Работая, все люди помогают друг другу.

ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.

1) Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен.

2) С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир.

3) Наконец осталось последнее зерно.

4) Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

5) И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с коноплинкой на дерево.

ЗАДАНИЕ 12. В предложениях 12–17 найдите один фразеологизм. Выпишите этот фразеологизм.

 

Часть 3 

Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.

13.1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют метафоры и сравнения?». Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.2. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: 

«Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать конопляных зёрен». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.3.  Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём назначение человека на земле?». Дайте определение понятию ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

ВАРИАНТ 2

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

1)Клумба стояла неузнаваемой.

(2)По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер.

(3)Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили.

(4)Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц.

(5)А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) клумба стояла (предложение 1)

2) который напоминал (предложение 2)

3) опоясывала лента маттиол (предложение 3)

4) пестрели куртинки (предложение 4)

5) поднялись мои маки  (предложение 5)

ЗАДАНИЕ 3.  Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое. Нераспространённое.

2) Предложение 2 сложноподчинённое с обстоятельственным придаточным образа действия.

3) Предложение 3 простое,  осложнённое обособленными определениями.

4) Предложение 4 бессоюзное сложное предложение.

5) Предложение 5 осложнено однородными сказуемыми.

ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляются.

Б) Сравнительный оборот, начинающийся союзом будто, выделяется на письме  запятой.

В) Обстоятельство,  выраженное деепричастным оборотом,  всегда обособляется  на письме запятыми.

1) А щеки горят, будто маков цвет. 

2) А в центре клумбы поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона. 
3) Тетя Оля, сгорбившись, вдруг заторопилась в дом. 

4) Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями.

5) Потом клумбу опоясывала лента маттиол, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом.

ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми (1) весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал (2)солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки (3)отчего маки (4)то вспыхивали трепетно-ярким огнем (5) то наливались густым багрянцем. Казалось (6) что (7)стоит только прикоснуться (8) сразу опалят! 

ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПОЛУПРОЗРАЧНЫЕ –  приставка полу всегда пишется со словами слитно.    .

2) ПУРПУРНО-БАРХАТНЫЕ (ШЛЯПКИ ) – прилагательные, обозначающие оттенок цвета, пишутся через дефис..

3) ЗАСАХАРЕННАЯ (ВАТА) – в суффиксе полного  страдательного причастия прошедшего времени  пишется две буквы нн.

4) РАССМЕЯЛСЯ – в приставке, оканчивающейся на з-с, с пишется перед буквами, обозначающими звонкие согласные

5) ОВОЩ – существительное 3-го склонения пишется без мягкого знака.

ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Осень  – пора ув(1)..дания природы, когда вспых(2)..вает она последн(3)..ми яркими красками. Это время года пр(4)..влекает нас гармонией красок. Безм(5)..тежна природа, лёгкой грустью ове(6)..но всё вокруг. Тиш(7)..на. Н(8).. звука. Всё зам(9)..рает.

ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «тянуть» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

От свежевымытого пола (тянуть) прохладой.

ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «берестяной короб», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Прочитайте текст и выполните задания 10-12.

(1)Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала: 

- Будет писать-то!(2) Поди проветрись, клумбу помоги разделать.(3) Тетя Оля достала из чулана берестяной короб.(4) Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам. 

(5)  - Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков? 

(6)  - Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она.(7) - Это овощ.(8) Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют. 

(9) - Что вы! - рассмеялся я.(10) - Еще в какой-то старинной песенке поется: 

- А лоб у нее, точно мрамор, бел.(11) А щеки горят, будто маков цвет. 

(12) - Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна.(13) - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел.(14) А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит. 

(15) Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. (16)Через несколько дней она зазеленела. 

(17) - Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля.(18) - Ах озорник ты этакий! (19)Так уж и быть, тройку оставить, тебя пожалела.(20) А остальные все выполола. 

(21) Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. (22)После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли.(23) От свежевымытого пола тянуло прохладой. (24)Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень. 

(25) - Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. (26)- Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал 

(27) Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила: 

- Не помешает? 

(28) - Что вы! 

(29) - Это мой сын Алексей. (30)И комната была его.(31) Ну, ты располагайся, живи на здоровье. 

(32)Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала: 

- А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили. (33) Я пошел посмотреть на цветы. (34) Клумба стояла неузнаваемой. (35)По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. (36)Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. (37) Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. (38)Было много и других знакомых и незнакомых цветов. (39) А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона. 

(40) Распустились они на другой день. 

(41) Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой. 

(42) - Ну, иди смотри, зацвели. 

(43) Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. (44)Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. (45)Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят! 

(46) Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия. 

(47) Два дня буйно пламенели маки. (48)А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. (49) И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. 

(50) Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

(51) - Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения. 

(52) - Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля.(53) - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. (54)Зато без оглядки, в полную силу прожита.(55) И у людей так бывает... 

(56) Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом. 

(57) Мне уже рассказывали о ее сыне.(58)Алексей погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика... 

(59) Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. (60)Недавно я снова побывал у нее. (61) Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями.(62) А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. (63) Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки.(64) А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.  (По Е.И. Носову*)

*Евгений Иванович Носов (1925–2002) — русский советский писатель, участник Великой Отечественной войны.

ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Ольга Петровна на клумбе не сеяла маки, потому что они  цвели десять дней.

2) Цветы мака напоминают живой огонь в честь тех, кто погиб во время Великой Отечественной войны

3) Тётя Оля посадила в память о сыне целую клумбу маков.

4) Алексей погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

5) Рассказчик приходился тёте Оле племянником.

ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1)  А лоб у нее, точно мрамор, бел.

2) После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли.

3) Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень. 

4)  Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц.

5) А щеки горят, будто маков цвет.

ЗАДАНИЕ 12. В предложениях 36–40 найдите  антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти синонимы.

Часть 3 

Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.

13.1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какую роль в тексте играют метафоры?». Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст,  без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.2 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: 

«А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.3. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему надо хранить память о погибших в Великой Отечественной войне?». Дайте определение понятию  ПАМЯТЬ  и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.