Тестовые задания (10 вариантов)  составлены для отработки заданий 16-21 ЕГЭ по русскому языку.

Автор-составитель: Батраченко Лариса Викторовна

 

Вариант  1

ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Боярская дочь не хотела ни пить ни есть перестала спать и насилу ходить могла.

2) Во времена Шекспира в театре не было актрис и поэтому женские роли тогда исполнялись исключительно мужчинами.

3) Довольно скоро он мог бы обжиться в этом районе да не подружился с соседями.

4) Квартира предназначалась для содержания жильцов со столом и прислугой и занята была Ганей и его семейством не более двух месяцев тому назад.

5) Гул битвы то затихал то начинал бушевать с невиданной силой.

ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ребята вернулись на станцию, потом долго сидели на перроне (1) ошеломлённые (2) вдруг наступившей (3) разлукой со спутниками (4) сделавшимися, считай, друзьями (5) и (6) глядя вслед (7) давно уже отбывшему (8) эшелону (9) молчали. 

ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Перед восходом солнца крик журавлей был так гулок, что (1) казалось(2) будто птицы кружатся над коньком избы. Воздушные течения уносили эти огненные шары к заливу – и весь залив пылал (3) казалось (4) до самого дна их отражениями.

ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Хотя предъявлять договор он не обязан (1) бывают ситуации (2) когда это лучше сделать (3) чтобы не портить отношения с людьми (4) расположение (5) которых (6) впоследствии ещё может пригодиться. 

ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я очень люблю весну (1) и (2) когда проступает молодая зелень (3) спешу в лес (4) чтобы насладиться первыми минутами возрождения природы. 

ЗАДАНИЕ 21 Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

 (1)Чегемское ущелье — одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо-востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина — наиболее узкая его часть. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта — Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник — передвижение по нему очень опасно.

 

Вариант 2

ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Около самой чёрной тучи летали перекати-поле и крутились обломанные ветки.

2) Попробовал подняться самостоятельно да не смог.

3) И меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.

4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.

5) Эти люди обладают добрым сердцем и недюжинным умом и умеют в споре отстаивать свои убеждения.

ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ребро перекладины было не шире ладони, и из него торчали болты (1) скрепляющие с ней все эти снаряды (2) и (3) пробегая (4) надо было ко всему ещё и не задеть их ногой.

 

ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

 

Ну что ты не спишь и все ждёшь упрямо?
Не надо. Тревоги свои забудь.
Мне (1) ведь (2) уже не шестнадцать (3) мама!
Мне больше! И в этом (4) пожалуй (5) суть.
<...>
Родная моя (6) не смотри (7) устало!
Любовь наша крепче ещё теперь.
Ну разве ты плохо меня воспитала?
Верь мне (8) пожалуйста (9) очень верь!
(Э. Асадов) 

ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Если человек говорит невыразительно (1) когда он оживлён (2) и когда чувствует себя принуждённо (3) нельзя себе представить (4) чтобы он мог хорошо писать.

ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Скворцы – певчие птицы (1) и (2) если ты ещё не слышал их весеннего пения (3) постарайся обратить внимание на маленьких птичек с чёрными крылышками (4) чьи голоса слышны в лесу по утрам и вечерам. 

ЗАДАНИЕ 21.  Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1)Чтобы почувствовать духовные богатства древней русской литературы, необходимо взглянуть на неё глазами её современников. 2) Перенесёмся мысленно в начальные века русской истории, в эпоху нераздельного существования восточных славян. 3) Русская земля огромна, поселения в ней редки. 4) Чтобы проехать из конца в конец Русскую землю, надо много дней провести на коне или в ладье. 5) В огромных просторах люди с особенной остротой ощущали и ценили своё единство — и в первую очередь единство языка. 6) Роль литературы также становится особенно значимой. 7) Она служит той же цели объединения и выражает народное самосознание единства.

 

Вариант 3

ЗАДАНИЕ 16.Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) О нашем соседе давно не было ни слуху ни духу.

2) Не только у русских но и у китайцев и амурских туземцев слово «заяц» означает насмешку над делающим от страха всякие глупости трусливым человеком.

3) В зимней обедают свои и пришлые и обед им готовят погуще и посытней.

4) Самые современные западные и классические медицинские книги перестали его интересовать и он проводил много времени в Исторической и Иностранной библиотеках.

5) Полноправные граждане этой прекрасной богатой и передовой страны предпочитают голодать и болеть и умирать в своих резервациях.

ЗАДАНИЕ  17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Через час Ланэ (1) чисто вымытый (2) переодетый во всё сухое (3) и (4) даже побритый (5) сидел за столом и пил кофе (6) пыхтя (7) и (8) отдуваясь (9) от удовольствия. 

ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В полдень(1) знаешь ли (2) было очень жарко. Вот и пришлось нам (3) дорогая(4) сестрица (5) укрыться от жары в твоей комнате. Казалось бы (6) что здесь такого? Ведь (7) все знают:в твоей комнате всегда прохладно. Но ты (8) почему-то (9) обиделась.

ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы должны требовать от искусства (1) чтобы оно показывало нам действительность (2) ибо (3) какова бы ни была эта действительность  (4) она больше научит нас (5)чем научат все поучения.

ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Нельзя не любить этот удивительный край (1) потому что он прекрасен (2) и (3) хотя вся прелесть его раскрывается не сразу (4) каждый со временем начинает до боли в сердце дорожить этой тихой землёй под неярким небом. 

ЗАДАНИЕ 21 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. 2) Два ряда тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. 3) Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. 4) Было тихо и темно, только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался в сетях паука. 5) Направо, в старом фруктовом саду, нехотя пела иволга, должно быть, тоже старая. 6) Передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. 7) На ней горел крест.  (По А. П. Чехову)

 

Вариант  4

ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мальчик шёл в сумраке позднего летнего вечера по широкой серой ленте дороги.

2) Он осмотрел свои руки поправил на синей куртке жетон и тихонько вздохнул.

3) Город лёг на землю тяжёлыми грудами зданий прижался к ней стонет и глухо ворчит.

4) Поздний вечер прозрачен и тих и только едва слышны чьи-то медленные и лёгкие шаги.

5) Море дремлет и дышит опаловым туманом холодная синеватая вода блестит сталью.

ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сосна (1) погибая в схватке с бурей (2) напоминает мужественного солдата (3) павшего в атаке(4) от рук врага.

ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль. 

ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мне казалось (1) что нужно иметь колоссальный запас знаний (2) чтобы по компасу и звёздам определить (3) в какой части океана (4) находится наше судно. 

ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Хорошо известно (1) что (2) если спортсмен не тренируется регулярно (3) то  (4) как бы он ни старался (5) хороших результатов ему не достичь.

ЗАДАНИЕ 21.  Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Создавая Сибирь, природа допустила просчёт: большинство её рек она направила с юга на север. 2) В Ледовитый океан впадают великие реки: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена с Алданом. 3) На долю Средней Азии осталось ничтожно мало воды. 4) А она жизненно необходима: тут горячее солнце. 5) Ошибку исправляют учёные — они заставят многоводные реки течь вспять. 6) В исследовательских институтах создаются проекты комплексного использования великих рек Сибири, решаются проблемы бурных весенних паводков. 7) Но всё же нужно почаще задаваться вопросом: «А есть ли у вас право нарушать естественный природный баланс.

 

Вариант   5

ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) По воскресеньям играл духовой оркестр и его звуки разносились по городку ритмическим буханьем.

2) Здесь не повторяли и не закрепляли только излагали.

3) К тому же налёты случались сравнительно редко и их последствия на огромном лице города были почти незаметны.

4) С непостижимой быстротой неприметной затратой сил отыскала она в тридцати километрах от Москвы поселок у чистой речки.

5) Квартира №50 давно уже пользовалась если не плохой то странной репутацией.

ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сосна (1) погибая в схватке с бурей (2) напоминает мужественного солдата (3) павшего в атаке (4) от рук врага.

ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Любой человек (1) случается (2) проявляет некоторую неловкость по отношению к окружающим. Он (3) может (4) например (5) ненароком (6) толкнуть кого-то. Вовремя (7) произнесённое извинение (8) безусловно (9) поможет сгладить неприятную ситуацию.

ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мне нужно было хоть какое-нибудь живое существо (1) которое (2) не понимает (3) что такое война (4) и думает (5) будто мир остался таким же (6) каким (7) был месяц или год назад.

ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вообще белки известны своей памятливостью (1) и (2) когда эти пушистые зверьки делают запасы на зиму (3) они не забывают (4) куда положили грибы или орехи (5) хотя тайников у них может быть очень и очень много. 

ЗАДАНИЕ 21 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Подъехавши к трактиру, Чичиков велел остановиться по двум причинам. 2) С одной стороны, чтоб дать отдохнуть лошадям, а с другой стороны, чтоб и самому несколько закусить и подкрепиться. 3) Деревянный потемневший трактир принял Чичикова под свой узенький гостеприимный навес на деревянных выточенных столбиках, похожих на старинные церковные подсвечники. 4) Трактир был что-то вроде русской избы, несколько в большем размере. 5) Резные узорочные карнизы из свежего дерева вокруг окон и под крышей резко и живо пестрили темные его стены; на ставнях были нарисованы кувшины с цветами. 6) Взобравшись узенькою деревянною лестницею наверх, в широкие сени, он встретил отворявшуюся со скрипом дверь и толстую старуху в пестрых ситцах… 7) — Поросенок есть? — с таким вопросом обратился Чичиков к стоявшей бабе. (По Н.В. Гоголю)

 

Вариант 6

ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Успех любого дела зависит не только от компетенции его исполнителей но и от способности сотрудников договариваться друг с другом.

2) Внук сдержал своё обещание приехать если не завтра то в ближайшие дни.

3) Слой гусиного пуха делает зимнюю куртку одновременно и лёгкой и тёплой и комфортной.

4) В осенние дни море волнуется и порывы пронизывающего ветра навевают мысли о грядущей зиме.

5) Автобусы уже не ходили и пришлось идти домой пешком.

ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.

ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Споёмте (1) друзья (2) ведь (3) завтра в поход
Уйдём в предрассветный (4) туман.
Споём веселей, пусть нам подпоёт (5)
Седой боевой (6) капитан.
Прощай (7) любимый город (8)
Уходим завтра в море.
(А.Д. Чуркин) 

ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

И в воздухе (1) куда ни взглянешь (2) кружатся целые облака снежинок (3) так (4) что не разберёшь  (5) идёт ли снег с неба или с земли.

ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В древности (1) любой крестьянин знал (2) что (3) если посеять пшеницу в новолуние (4) то она взойдёт и вырастет быстро (5) хотя много зерна с неё не соберёшь .

ЗАДАНИЕ 21.  Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Наука о камнях — интересная наука. 2) Прошло больше пятидесяти лет с тех пор, как я начал увлекаться минералогией — наукой о камнях. 3) Мне вспоминаются первые детские переживания, связанные со сбором камней. 4) Недалеко от дома на каменной горушке мы – весёлая детвора – целые дни ползали по скалам, спускались к медленно текущей речушке. 5) Однажды нам удалось добыть пирамидки-кристаллики горного хрусталя, прозрачные, как стекло. 6) В нашем воображении где-то в глубине, за неведомыми дверями, рисовались подземные пещеры со сверкающими кристаллами самоцветов. 7) Мой дядя, учёный-химик, водил нас в лабораторию.(По Ферсману)

 

Вариант 7

ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Иногда взгляд его омрачался выражением усталости или скуки но ни усталость ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость.

2) Прошло несколько недель и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но даже и приятною.

3) Блестело море и грозно волны о берег бились.

4) Поздравить юбиляра и пообщаться друг с другом пришли как друзья так и родные виновника торжества.

5) К Татьяниному дню у студентов обычно заканчивается сессия и начинаются каникулы.

ЗАДАНИЕ  17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
 
Строители Воскресенского собора на Истре (1) повторив план, топографию и размер храма в Иерусалиме (2) возвели в Подмосковье (3) отличающийся особой красотой и оригинальностью (4) памятник архитектуры XVII столетия.

ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Всё течёт, но ничто измениться (1) не может (2)
Дорогая (3) сама посмотри,
До каких мелочей друг на друга похожи
Все апрели и все сентябри.
Дорогая (4) ты (5) верно (6) заметила (7) тоже,
Как (8) по-прежнему (9) бел этот свет...
(А.Л. Решетов)

ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда мы говорим (1) что нас интересует  (2) личность какого-то человека  (3) то подразумеваем (4) что хотим узнать  (5) какими качествами и способностями наделён этот человек.

ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Даже начинающий фотограф знает (1) что (2) если объект съёмки поместить в центр кадра (3) то фотография получится невыразительной (4) и таких ракурсов специалисты стараются избегать .

ЗАДАНИЕ 21 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Количество видимых на небе простым глазом звёзд кажется неисчислимым. 2) По мнению учёных, одновременно в нашем поле зрения бывает не более трёх тысяч звёзд. 3) Звёзды — это те же солнца. 4) Они кажутся нам блестящими точками — так далеко удалены они от Земли на необозримые расстояния. 5) Ещё в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звёзд образуют разные фигуры. 6) Разделив всё небо на созвездия, учёные составили звёздные карты. 7) Все звёзды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию. 8) И расположение звёзд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. 9) По расчётам учёных, заметить движение звёзд можно будет лишь через десятки тысяч лет.

 

Вариант 8

ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
 
1) До глубокой старости храните молодость в своих старых друзьях в привычках в своей открытости людям.

2) Художник представлял фиолетовое облако на сиреневом кусте и нежный стебелёк и лиловый колокольчик подснежника и смешивал краски.

3) Стояла осень в солнце и туманах и сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий воздух.

4) Конь широко расставил передние ноги наклонил голову и недоуменно замер. 

5) Путники долго любовались розовым разливом вечерней зари и прозрачной дымкой степных просторов

ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

После двух лет сокрушительной борьбы за достоинство человека (1) произошедшего от обезьяны (2) Валентина ушла из дому (3) унося на вполне уже (4) развернувшихся плечах (5) проклятие деда.

ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Третьяковская галерея (1) как известно (2) названа в честь Павла Михайловича Третьякова — купца, употребившего своё богатство на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин. 

ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Только после того как Павел ещё раз открыл глаза (1) он вспомнил (2) что находится в своей квартире (3) что дети дома (4) потому что в школе каникулы (5) и что он в отпуске (6) до окончания (7) которого (8) осталась неделя. 

ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вера была озабочена предстоящим разговором (1) так как всё (2) о чём ей придётся просить брата (3) и (4) что нужно будет ему открыть (5) может вызвать насмешку (6) но (7) если раньше и был шанс избежать объяснений (8) то она его уже упустила.

ЗАДАНИЕ 21.  Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Я любил русскую классическую поэзию: Кольцова, Некрасова, Никитина, Пушкина, Лермонтова, впоследствии Бунина — и в то же время не мог не завидовать моему новому другу, романтической манере его декламации, даже его претенциозному псевдониму.

(2)Птицелов, мой новый друг, ютился вместе со всеми своими книгами приключений, а также толстым томом «Жизни животных» Брема — его любимой книгой — на антресолях двухкомнатной квартирки.

(3)— Там, где выступ холодный и серый водопадом свергается вниз, я кричу у безмолвной пещеры… — декламировал он на бис своё коронное стихотворение.

(4)Птицелов выглядел силачом, атлетом, но впоследствии я узнал, что с детства он страдает бронхиальной астмой и вся его как бы гладиаторская внешность — не что иное, как не без труда давшаяся поза. (5)Даже небольшой шрам на его мускулисто напряжённой щеке — след детского пореза осколком оконного стекла — воспринимался как зарубцевавшаяся рана от удара пиратской шпаги.  (по В.П. Катаеву)

 

Вариант 9

ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) К утру на травах осела хрустальная роса и молочно-белый туман окутал прибрежные кусты.

2) По-весеннему пригрело солнце и весело помчались по дорожкам серебристые прозрачные ручьи.

3) Тусклые фонари освещают бледным мерцающим светом пустынные заснеженные аллеи старого городского парка.

4) Жёсткой густой и пахучей травой поросли и пологие и крутые склоны холмов.

5) Вдали от родины Арсений со светлой грустью вспоминал речные просторы луга и перелески милого сердцу края.

ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Русский военачальник (1) не видя возможности немедленно начать боевые переговоры с неприятелем (2) и (3) желая дать отдых войску (4) развернул многочисленные силы свои по пространству поля.

ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дождь (1) по всей видимости (2) зарядил на весь день. Настроение у путешественников (3) по точному выражению Вари (4) было кислым. Но (5) вдруг (6) послышались звонкие голоса деревенских ребят: «Эй (7) туристы (8) охота вам сидеть в палатках! Айда (9) с нами купаться!»

ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы видели (1) что борьба между старым и новым шла уже давно (2) и давно уже (3) она приняла такой  характер (4) который не мог содействовать смягчению нравов.

ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
 
Приближался рассвет (1) и (2) хотя предутренний туман совсем скрыл очертания берега (3) которые до этого прорисовывались в свете восходящего солнца (4) моряки стали выбирать якоря и на вёслах двигаться к берегу.

ЗАДАНИЕ 21 Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, — родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных — всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край — территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство — люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро пожаловать в удивительный Алтайский край!» — призывают к увлекательному путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.

 

Вариант 10

ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
 
1) Человеческая цивилизация не может ни существовать ни тем более развиваться без энергии.

2) В природе плющи способны с помощью воздушных корней забираться на 30-метровую высоту и доживать до 500-летнего возраста.

3) Все языки без исключения и все национальные культуры представляют огромную ценность не только для своего народа но и для мировой цивилизации.

4) Вера в могущество и светлый дар своих рук своего ощущения мира держала художника в непрерывном внутреннем напряжении.

5) В осеннем саду горели темным пурпуром клены и розовел бересклет.

ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые) Старички (1) сидевшие на веранде (2) принялись обсуждать последние события (3) значительно поджимая губы (4) и (5) обменявшись наконец оценками (6) стали пить чай. 

ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Такая (1) жизненная полоса (2)
А (3) может быть (4) предначертанье свыше.
Других я различаю (5) голоса,
А собственного голоса не слышу.
И (6) всё же (7) он, как близкая родня,
Единственный, кто согревает в стужу.
До смерти будет он внутри меня.
Да и (8) потом (9) не вырвется наружу.
(Е.А. Евтушенко)  

ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С тех пор каждый раз (1) когда мы где-нибудь сталкиваемся с композитором (2) он без смеха не может вспомнить этот случай (3) невольными свидетелями которого (4) мы стали.

ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Неизвестно (1) о чём они спорили (2) пока лифт поднимался на пятый этаж (3) однако этого времени вполне хватило (4) чтобы друзья  выяснили (5) кто из них кто (6) и (7) когда дверь лифта на пятом этаже плавно раскрылась (8) к дежурной по этажу вышли вполне примирившиеся друг с другом и с обстоятельствами люди.

ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

(1)Гора Спящий лев, или Омулёвка, представляет собой высокий утёс, расположенный на правом берегу реки Селенги в 45 км к юго-западу от города Улан-Удэ. (2)Исконное бурятское название горы — Хабсагай хада — означает «скала» или «утёс». (3)Современные же русскоязычные названия, напротив, имеют свою историю. (4)Омулевой её назвали потому, что в недавнем прошлом в Селенгу в нерестовый период заходил омуль, проходя вверх по течению у этих скал. (5)Рыбаки наблюдали с этой горы, где в реке идут «бурления», и ставили туда неводы. (6)Второе название гора приобрела из-за своего внешнего вида: её очертания очень похожи на льва, который смотрит в сторону села Тарбагатай. (7)Если вглядеться в скалу, можно увидеть, что гриву льва составляют каменные выступы, тело создаёт плавный склон с редкими растениями, а хвост имитирует дорога у подножия горы.