Восприятие цвета – одно из важнейших свойств органа зрения человека, позволяющее лучше ориентироваться в окружающем мире и познавать его закономерности.

Исследовательская работа «Цветообозначения в пейзажной лирике  Елены Амелиной» была подготовлена ученицей МБОУ "Лицей № 21" города Курска Бабкиной Алёной (руководитель Емельянова Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Лицей № 21" города Курска).

 

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.............................................................

Глава 1. Определения слов-цветообозначений в работах ученых

Глава 2. Роль цветообозначений в пейзажной лирике  Елены Амелиной

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

В культуре человечества цвет всегда имел важное значение, будучи тесно связанным с философским и эстетическим осмыслением мира. Проблема цвета и цветообозначения привлекала внимание ученых на протяжении многовековой истории. Физическое обоснование этой проблемы предложил И. Ньютон, который пришел к выводу о том, что при преломлении в стеклянной призме солнечный свет разлагается на ряд цветовых компонентов, образуя видимый спектр, а при смешении этих компонентов вновь получается свет, воспринимаемый человеком как белый. Еще в древности Платон и Плутарх использовали представление о цвете для характеристики душевного состояния человека, его голоса и других проявлений внутренних свойств. Это было своеобразным переводом информации с одного «языка» в другую систему, когда непонятное объясняется через известные понятия. Философское обоснование проблемы цвета и его отражения в языке  дал Аристотель.

Цвет является знаком культуры, эпохи, направления, творческой индивидуальности, он играет важную роль в системе общественной ритуальной символики, обладает ярко выраженным коммуникативным свойством. В языке как в зеркале отражаются наши цветоощущения и восприятия. Цвет рассматривается как своеобразный аспект видения «картины мира», отраженной в каждом языке через восприятие этого мира говорящим.

Актуальность исследования обусловлена тем, что цветообозначения в поэтических произведениях Е.В. Амелиной не являлись предметом специального исследования, в то время как эти лексические единицы важны для понимания роли цветовой палитры в стихотворениях, они углубляют существующее представление о мировоззрении поэтессы в процессе исследования её личности и творчества.

Цель исследования – выявить, какую функцию выполняют цветообозначения в стихотворениях курской поэтессы Е.В. Амелиной.

Задачи:

  1. Дать общее понятие о цветовой лексике (цветообозначении).
  2. Выделить цветообозначения в стихотворениях из сборника «Пять лепестков» Е.В. Амелиной и составить словарь.
  3. Проанализировать стихотворения из сборника «Пять лепестков» Е.В. Амелиной и определить, какую роль играют в них цветообозначения.
  4. Сделать выводы о роли цветообозначений в поэзии Е.В. Амелиной.

Методы:

  • Наблюдение
  • Сравнение
  • Анализ лексических единиц
  • Систематизация материала исследования
  • Обобщение

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Определения слов-цветообозначений в работах ученых.

Слова-цветообозначения изучались исследователями в различных аспектах. Исследования проводились в этнолингвистическом, сравнительно-историческом и психолингвистическом аспектах. Описывался состав колористической лексики, её семантическая структура.

Колористическая лексика в художественном произведении является выражением мысли автора; она указывает не только на смысловые значения, но и позволяет проникнуть в психологию писателя, понять его эмоциональное состояние в момент написания произведения. Слова-цветообозначения становятся символами, сравнениями, метафорами, они демонстрируют отношение автора к описываемому предмету или явлению. Каждое отдельно взятое цветообозначение занимает своё определённое место в цветовой картине художественного произведения. Своеобразие употребления слов, называющих цвет, и есть проявление авторского стиля. В связи с этим неудивительно, что колористическая лексика уже изучалась в произведениях великих писателей, например, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Шолохова и поэтов, например, А. Блока, С. Есенина, М. Цветаевой и других.

В то же время до сих пор актуальной остается проблема выбора термина для лексических единиц с цветовым значением. Под цветовой лексикой (цветообозначениями, колористической лексикой, именами цвета) подразумевают группу слов и словосочетаний, позволяющих выразить цветоощущения. С помощью колористической лексики можно более точно, ярко и образно описать признаки, качества, свойства реалий окружающей действительности, изображаемых поэтом.

Термин «цветообозначение» является самым распространенным в исследованиях ученых: В.А. Московича (1960), Н.Б. Бахилиной (1975), М.Ф. Мурьянова (1979), В. Тэрнера (1983), Н. Линдгрен (1997), А. Вежбицкой (1999), Т.И. Вендиной (1999), В.Г. Кульпиной (2001), С.Г. Тер-Минасовой (2000), О.А. Корнилова (2003), С.А. Питиной (2005), Е.Н. Поляковой (2006) и других.

Своеобразное понимание в термин «цветообозначение» вкладывала лингвист Д.Н. Борисова. Она понимала цветообозначение не как результат – конкретное слово или словосочетание, – а как процесс. «Цветообозначение – это процесс обозначения цвета в языке, т.е. различные способы номинации цветовых оттенков». Данное направление характеризуется различными способами словообразования:

  • обозначение цветов с помощью прилагательных (красный), существительных (синева), глаголов (посинеть) и других частей речи;
  • обозначение цветовых оттенков с помощью префиксов и приставочных слов (синий-пресиний), суффиксов (сероватый); сложения основ (сине-черный);
  • обозначение цветов с помощью сочетаний двух слов (цвета земляники);
  • образование номенклатурных названий цветов с использованием числительных и аббревиации.

В своем исследовании мы употребляем термины «цветообозначение», «колористическая лексика» как наиболее удачные для изучения поставленных вопросов.

Основными цветовыми прилагательными считаются лексические единицы, которые служат обозначением цвета без оттенков и выступают в роли опорного слова в синонимических рядах, таким образом, в определение основных цветообозначений включается лингвистический момент. К основным цветообозначениям относятся в русском языке красный, желтый, зеленый, голубой, синий, коричневый, черный, белый, серый. Именно они являются полисемантичными, в отличие от прилагательных оранжевый и фиолетовый, которые являются заимствованными и однозначными.

Абсолютные цветообозначения делятся на хроматические, называющие семь цветов радужного спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), и так называемые ахроматические цвета – черный, белый, серый. В русском языке «наивная картина мира» включает «семь цветов радуги», а также розовый, коричневый, черный, белый, серый.

Выделяется группа слов для наименования цветов, данных по цвету природных материалов (аквамариновый, золотой, изумрудный, перламутровый, рубиновый и другие).

В лингвистике системный подход к цветонесущей лексике пока не выработан. Важным представляется следующее:

1) слово-цветообозначение изначально эмоционально окрашено, оно помимо обозначения цвета стремится выразить наше к нему отношение;

2) цвет может быть выражен эксплицитно (путём прямого называния цвета или признака по цвету), и имплицитно (путём называния предмета, цветовой признак которого закреплён в быту или культуре на уровне традиции).

При анализе цветообозначающей лексики в художественном тексте необходимо учитывать все способы выражения цвета. С точки зрения литературоведения, текст должен восприниматься как художественное целое, где цвет один из элементов этого целого. Исследование цвета в этом случае предполагает анализ всех художественных средств, в которых представлен цвет, расположение тонов в тексте. Необходимо рассмотреть семантику представленных в тексте тонов и цветосочетаний, соответствие этой семантики традиционным значениям цвета или её трансформацию в творчестве автора.

Цветообозначение может быть фоном произведения, выражать авторский подход к окружающему миру или внутреннее (психологическое) состояние персонажей, лирического героя.

Одной из попыток объяснения психологического воздействия цветов на человека является следующая классификация цветов Г.Э. Бреслава (на основе трудов Г. Фрилинга и К. Ауэра):

  1. Стимулирующие цвета (теплые). К ним относится весь спектр цветов по хроматическому тону от красного до желтого и по светлоте (яркости) в сторону белого.
  2. Дезинтегрирующие цвета (холодные). Основное свойство этих цветов – вызывать торможение. К ним относится весь спектр цветов от фиолетового до сине-зеленого.
  3. Статические цвета (уравновешивающие). Основное свойство данных цветов – создание эффекта равновесия, эмоциональной уравновешенности. Сюда относятся зеленый, желто-зеленый, оливковый.
  4. Пастельные тона (мягкие). Эти цвета обладают свойством вызывать ощущение нежности, мягкости, слабости. К ним относят розовый, салатный, серо-голубой, лиловый и другие, обладающие малой насыщенностью.
  5. Подавляющие цвета (угнетающие). Основное их свойство – вызывать ощущение угнетения и эмоционального давления. Это черный и другие цвета спектра с близкой к нему светлотой и повышенной насыщенностью.

Лингвисты до сих пор не пришли к единому мнению в определении типа объединения цветообозначений.

Глава 2. Роль цветообозначений в пейзажной лирике  Елены Амелиной.

Изучение колористической лексики, используемой Е.В. Амелиной в пейзажной лирике, позволяет воссоздать яркую цветовую картину мира поэтессы, которая складывается благодаря использованию разнообразных частей речи со значением цвета.

Лексика, обозначающая цвет, как описательный элемент выступает в прямом значении, а также может иметь дополнительное образное значение.

Лирическая героиня стихотворений Е.В. Амелиной наблюдательна, в ней живет художник, который расцвечивает поэтические строки колористической лексикой. Рассмотрим примеры использования колористической лексики в прямом значении:

А здесь цвет зелени усталой

Не слился с яркой желтизной.

………………………………..

Уже рябиновые кроны

Пунцовым тронуты огнём.

…………………………………

В огне изжёлта-красных крон

Ходила я, не глядя,

И вдруг передо мной встал клён

В шафрановом наряде.

……………………………….

Но обозначится багрянец

В привядшей зелени едва,

И в душу мне октябрь заглянет,

И потускнеет синева.

…………………………………..

А в ночь

цвета первого снега

Пришлёт вам зима свой конверт.

Нетрудно заметить, что поэтесса при описании осеннего наряда чаще использует теплые цвета (к ним относится весь спектр цветов по хроматическому тону от красного до желтого и по светлоте (яркости) в сторону белого). Особенно празднично смотрятся эти цвета на фоне контрастирующих холодного синего и статического (уравновешивающего) зеленого.

Неслучайно в предисловии к книге «Пять лепестков» Елена Амелина признается, что для нее одной из составляющих счастья является «…встреча с природой, с её многогранной сущностью (она всегда гармонична и неповторима, даже в ненастный день можно найти такие оттенки, которые очаруют тебя, а то и вдохновят на поэтические строки)».

Большее внимание привлекают метафорические цветообозначения.

Так, цвет облака у поэтессы – парусный. И в этом эпитете не столько отражение реального цвета (возможно, белого), сколько впечатление автора от увиденного.

Подобное использование цветообозначения наблюдается и в следующем предложении:

Дымчатая осень

Тихо приближается.

В эпитете «дымчатая» (осень) угадывается не только цвет, но и запах костров, в которых сгорает опавшая листва.

Судя по частотности употребления, одним из любимых цветов поэтессы является цвет золота. Этот сияющий цвет передается колористической лексикой как в форме имен прилагательных:

Октябрь прошёл мимо меня

И золотая осень.

………………………...

В шелковые косы

Ниточкой вплетается –

Золотистой, грустной,

Как строка прощальная, –

так и именами существительными («Золото в небе и золото в кронах», «На асфальте мокром – Золотинки первые»).

Имя существительное со значением цвета мы встречаем в следующем предложении:

И поблёкшей, хрупкой

Стала синь хрустальная.

Помимо колористической лексики, обозначающей цвет, в стихотворениях Е. Амелиной встречаются слова, которые передают степень насыщенности, причем это подавляющий оттенок. Основное его свойство – вызвать ощущение угнетения и эмоционального давления:

В тёмную воду смотрю безнадёжно …

………………………….

Над зеленью парковой,

Ещё не увядшею,

Лишь чуть утомлённою,

Густой тёмной пряжею

Лежащей на клёнах.

Интересно отношение поэтессы к определениям к слову «цвет». И если в предложении «Бросил день якоря В спящей гавани серого цвета» серый цвет воспринимается буквально, то в других стихотворениях читателю о подлинной цветовой гамме остается лишь гадать, но настроение определяется  точно:

Что случилось? Случилась осень.

И приход её тих и точен.

У неё прозрачные краски,

Цвет небес её так неласков.

…………………………………

Цвет размытый, неясный, робкий

……………………………………………..

…Что ж так волнует их сумрачный цвет!?

 

И все же настроение поэтессы оптимистично. Что бы ни случилось, она утверждает:

И вновь ведёт меня дорога –

Я на зелёный свет иду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основе анализа цветообозначений в пейзажной лирике Е.В. Амелиной можно сделать следующие выводы: цветообозначения являются неотъемлемым компонентом индивидуально-авторской картины мира.

Основными функциями цветообозначений как результата интуитивного художественного отбора являются:

  • смысловая (расширение семантической структуры словесного образа за счет ассоциативных связей сочетающегося с ним цветообозначения),
  • описательная (привлекаются поэтом, чтобы описание стало зримо),
  • эмоциональная (создание индивидуально-авторских поэтических образов, оценок, взглядов и чувств; эмоциональное воздействие на читателя).

Цветообозначения художественно многозначны, сложно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Е.В. Амелина как художник слова окружает читателей особой средой, определенной контурами и цветом предметов, насыщенностью, гармонией и дисгармонией цвета, изменчивой атмосферой пейзажа, настроением, особой эмоциональной тональностью. Эстетические идеалы поэтессы, её оценки и отношение к описываемому, идеи, представления и взгляды, то есть особенности мировосприятия, воплощены в цветовых характеристиках, насыщенных смыслом и эмоциями.

В перспективе возможно расширить круг анализируемых произведений  для подтверждения  объективности выводов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амелина Е.В. Пять лепестков.
  2. Бугров Ю.А. Литературные хроники Курского края. http://old-kursk.ru/book/chronicles/chron_a.html
  3. Дюпина Ю. В., Шакирова Т. В., Чуманова Н. А. Классификации цветообозначений в лингвистической литературе.// Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 220-221. http://moluch.ru/archive/48/6090/
  4. Малютин С. Елена Амелина/ С. Малютин, Е. Амелина// Курская правда, 2016. т.3 нояб. – С.22.
  5. Рахимова Г.Р. Колористическая лексика в аспекте языковой картины мира.// Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2010. № 3 (7). gramota.net/materials/2/2010/3/
  6. Цветовая лексика в стихотворном сборнике М. Цветаевой "Лебединый стан" http://theoldtree.ru/inostrannye_yazyki_i_yazykoznanie/cvetovaya_leksika_v_stixotvornom.php

Приложение

Словарь цветообозначений в пейзажной лирике Е.В. Амелиной

 

Имена существительные:

Багрянец

Желтизна яркой

Зелень привядшая

Зелень усталая

Золотинки первые

Золото в небе и золото в кронах

Краски последние летние

Синева немая

Синь хрустальная

Имена прилагательные:

Дымчатая осень

Золотая осень

Золотистой ниточкой

Зелёный свет

Изжелта-красные кроны

Неясный цвет

Парусный цвет облака

Первого снега цвет

Размытый цвет

Робкий цвет

Серый  цвет

Сумрачный цвет

Тёмная вода

Тёмное небо

Тёмная пряжа

Шафрановый* наряд

Яркая желтизна

 

*Шафрановый цвет - красновато-жёлтый цвет. Раньше эта краска получалась из рыльцев шафрана, которые одновременно являются приправой. шафрановый цвет являлся императорским и только император (в Китае) имел право носить одежды, крашенные шафраном. Это очень дорогая краска и приправа - крокус цветёт всего 10 дней, а сбор рыльцев делается только вручную.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (файл pptx, размер 5,59 МБ).

Руководитель: Емельянова Людмила Николаевна


You have no rights to post comments