Творческая работа «Отзыв о прочитанном рассказе Ю. Яковлева «Девочки с Васильевского острова» заняла 3 место в III этапе «Читаем книги о блокаде» Международной исторической Программы «Память сердца: блокадный Ленинград», посвященной 80-летию блокады Ленинграда.

Автор: Симонов Владимир, ученик 8А класса МБОУ «СОШ №9 им. дважды Героя Советского Союза А. Е. Боровых» г. Курска.

Руководитель: Зинина Наталья Андреевна

 

Уроки мужества

Чем старше я становлюсь, тем больше меня привлекает тема блокадного Ленинграда. Очерки, письма, страницы дневников, книги, написанные свидетелями тех событий, в мельчайших подробностях передают то страшное время, которое, без преувеличения, считается самым тяжелым периодом в Великой Отечественной войне. Холод бежит по спине, к горлу подкатывает ком, наворачиваются слезы, когда я осознаю, через что пришлось пройти жителям осажденного города, главной целью которых было выжить, спасти детей, даже ценой собственной жизни.

Недавно я прочел рассказ Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова». Главной героиней произведения является отважная девочка Валя Зайцева, которая под впечатлением от рассказов о Тане Савичевой (обычной девочке, получившей мировую известность благодаря дневнику, который она вела с 1941-1942 год в период блокады Ленинграда) искренне верит в то, что они – подруги. Валя старается убедить в этом окружающих, рассказывая в деталях об увлечениях Тани, о ее стойком характере, обо всех ее потерях. У Вали с Таней много общего: и адрес, и возраст, и школа, и «умение постоять за себя, когда надо», и даже почерк. Есть всего одно отличие: Валя жива, а Таня осталась там. Её вывезли из осажденного Ленинграда на Большую землю, но дорога, названная Дорогой жизни, не смогла подарить Тане будущее.

К сожалению, врачи, боровшиеся за жизнь Тани Савичевой, оказались бессильны. Изнуренный голодом детский организм, неокрепшая психика, травмированная чередой потерь не только близких, но и самого дорогого человека на свете – мамы, не помогли девочке справиться с болезнями. Смерть оказалась сильнее.

Валя рассуждает о возможных причинах смерти: «Не все ли равно, от чего умирать – от голода или от пули. Может быть, от голода еще больнее…». Она даже сама пробовала голодать с утра до вечера. Героиня приходит к выводу о том, что голодать недолго – легко, вытерпеть можно, и это вовсе не голод. «Голод – когда изо дня в день голодает голова, руки, сердце – все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает».

Я согласен с мнением Вали Зайцевой: думаю, погибать от пуль страшно, но, как правило, смерть наступает мгновенно. Гораздо сложнее умирать медленно: жить в постоянном страхе, понимая, что жизнь может оборваться в любую секунду, сходить с ума, беспрестанно думая о маленьком кусочке хлеба, как о «лекарстве от смерти», терять рассудок, видя страдающего ребенка или родственника, и не иметь возможности ему помочь. Я спрашиваю себя: каковы пределы возможностей человека? Как, несмотря на все сложности, найти силы, чтобы не сдаться, не потерять желание и любовь к жизни?

Именно желание жить и быть свободными помогли советскому народу выстоять и одержать победу над оккупантами.

Особое восхищение вызывает настойчивость Вали Зайцевой, ее желание увековечить в памяти историю Тани Савичевой, благодаря чему ей поручили ответственное задание: писать на плитах памятника почерком «ее подружки» – одной из тех девчонок и мальчишек, которые жили в родном Ленинграде в самое трудное время, которые навсегда остались детьми, которые не стреляли в фашистов и, в силу возраста, не были разведчиками у партизан, но до последнего оставались на страже осажденного города и, хочется верить, что именно поэтому фашисты не вошли в Ленинград и, несмотря на планы Фюрера, не сумели стереть его с лица земли.

76 лет прошло со Дня Победы Советской Армии и Советского народа над Фашистской Германией, но время не властно над памятью о подвиге. Читая подобные произведения, мы спрашиваем себя: смогли бы мы пережить голод? Хватило ли бы у нас сил не сломаться, не предать Родину, а с честью и достоинством защищать родную землю ради себя, ради будущего поколения? Подвиг советского народа, независимо от возраста, – это пример сплоченности, высочайшего гуманизма, любви к Родине и к жизни, без преувеличения, непререкаемый пример для подражания.

Грамота ученика

You have no rights to post comments