Пакет материалов поможет подготовиться к итоговому сочинению по направлению «Я и другие».

Составители: учителя  русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с  углубленным изучением отдельных предметов» города Железногорска Курской области Нестерова Наталия Владимировна, Ланина Лидия Сергеевна, Щепотина Ольга Михайловна

 

При раскрытии тем, связанных с направлением «Я и другие», целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

Направление «Я и другие» многоаспектно,  как  многоаспектны  понятия, положенные в его основу. Словари по педагогике и психологии личности определяют «Я» как «свойство человека выделять себя из окружающей среды, чувствовать свою целостность, физическое и психическое состояние», «основное проявление сознания и самосознания личности как противопоставление окружающему ее миру – «не Я». Формирование «Я» осуществляется на основе деятельности, освоения социального опыта воспитания и самовоспитания. Я  –это некое внутреннее единство, целостность, образующаяся из самых разнообразных стремлений личности, переживаний, проявлений и неповторимость личности.

Размытость, аморфность «Я» означает недостаток индивидуально-неповторимого в человеке. Чрезмерное увлечение своим «Я» приводит к эгоизму и эгоцентризму. В «Я» должно быть единство индивидуально-неповторимого, социально значимого и общечеловеческого.

               «Я»      не      может      существовать      без      понятия        «другие».    

Другой («иной», «чужой») — одна из центральных философских и социо-культурных категорий, определяющая другого как не- Я.  Другой  —это любой, кто не является мной, отличен от меня, не тождественен и даже противостоит   мне,   но    в    то    же    время    относится, как    и    я,    к человеческому  роду,  и  внешние  проявления  его  жизнедеятельности напоминают мои собственные, хотя я и не могу проникнуть в их глубинное измерение. Осуществление коммуникации —одной из основных жизненно необходимых потребностей человека как «социального животного» — невозможно без осознания Другого  как равноценного партнера, без признания его права на различие.

«Я»  осознает  себя,  формируется  и  проявляется  в  отношениях  и взаимодействии с «другими»  -  индивидуумами, группами людей, обществом в целом. Это позволяет выделить некоторые аспекты рассмотрения данного направления.

Формы  человеческого  взаимодействия:  «Я»  и  другие  люди, личности, индивидуумы.

Проблема взаимодействия людей интересовала многих ученых во все времена. Человек, являясь членом той или иной социальной группы, находится во взаимодействии с другими людьми. Организация  своего поведения под влиянием других людей в социальной психологии получила название взаимодействия. Межличностное взаимодействие –это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В межличностном взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Эти отношения строятся на основе общения людей и в процессе совместной деятельности.

Межличностные отношения могут рассматриваться как отношения между людьми и выражаться в разных формах – дружба, любовь, сотрудничество, ученичество и т.д.

Можно выделить как позитивные межличностные отношения (отношения «навстречу людям»), так и негативные («против других»).

Позитивные межличностные отношения («навстречу людям»).

Любовь – наиболее   сложный   вид   межличностных  отношений, выражающийся   в   высокой   степени   эмоционального положительного отношения к другому, который выделяется среди других и помещается в центр жизненных интересов. Любовь может проявляться как по отношению к представителю другого пола, так и по отношению к родителям, детям, другим членам семьи, к неодушевленным объектам и понятиям (город, Родина, искусство и т.д.).

Дружба  –  это  устойчивые  индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью участников, стремлением быть в обществе других людей, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. Она  строится  на  взаимопонимании,  доверии,  активной  взаимопомощи, взаимном интересе, искренности и бескорыстности чувств.

Качеством, несовместимым с отношениями любви и дружбы, становится эгоизм, разрушающий человеческие взаимоотношения. Эгоизм  –  форма  межличностных  отношений,  проявляющаяся  в стремлении удовлетворить свои потребности за счет других.

Негативные межличностные отношения («против других»).

К негативным  межличностным  отношениям  можно  отнести негативизм  (своеобразная  форма  межличностных  отношений, проявляющаяся вне мотивированном,   отрицательном    поведении, противоположном    требованиям   и    ожиданиям),     неприязнь  к другим (негативное отношение к людям, которое может проявляться  в дискриминации, расизме и т.д.), ненависть  (стойкая  форма межличностных отношений,   проявляющаяся  в  активном  негативном чувстве, направленном на   явления,  противоречащие   потребностям личности, убеждениям, ценностям), агрессия (форма межличностных отношений, проявляющаяся в поведении, направленном на нанесении физического или психологического вреда, ущерба людям или на их уничтожение), жестокость (проявление грубого отношения и обращения с другими живыми   существами,   которое   может   сопровождаться причинением им боли и нанесением душевных и телесных повреждений).

Взаимоотношения личности и общества.

Любой человек  -  представитель социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Проблему личности и общества можно рассматривать с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

Литература всегда проявляла интерес к проблеме  взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество? Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? На эти вопросы и отвечает литература, предметом которой является человек и личность в единстве их мироощущения и  миропонимания.

 

Значение ключевых слов

Личность — это полноценный, состоявшийся человек со своей собственной сформированной годами системой ценностей, оригинальными привычками, особым образом поведения, манерой общения и другими индивидуальными особенностями.

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Общество — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Социальное самоопределение – осознание человеком своей социальной природы, своего места в обществе. В широком смысле  - процесс и результат формирования социального самосознания личности, совокупности философских, политических, правовых, этических и эстетических идей и представлений, обусловленных данным историческим этапом развития общества. Социальное самоопределение индивида составляет необходимую основу успешной ориентации в социальной реальности, гармоничного сочетания его жизненных целей с общественными потребностями.

Взаимодействие  это процесс воздействия людей и групп друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников. Следовательно, взаимодействие представляет собой разновидность действия, отличительной чертой которого является направленность на другого человека.

Межличностный конфликт  открытое противостояние на основе завязавшихся противоречий, которые выступают в виде противоречивых целей, противоположных интересов, взаимоисключающих в каких-то определенных обстоятельствах ситуации, обнаруживается исключительно во взаимодействии, происходящем между двумя индивидами и более. В межличностном противостоянии субъекты друг другу противодействуют, выясняя собственные взаимоотношения лицом к лицу. Взаимодействуя с социальным окружением субъект, прежде всего, защищает собственные персональные интересы. Это является нормой. Конфликты, возникающие в ходе такого взаимодействия, представляют собой ответное реагирование на преграды к достижению целей.

Список литературы  для аргументации по направлению «Я и другие»

Н. М.Карамзин «Бедная Лиза»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Ф.М.  Достоевский  «Преступление  и  наказание»

А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»

М.  Горький  «На  дне»

А. Платонов «Юшка»

В.Г. Распутин «Живи и помни»

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

М. А. Булгаков Мастер и Маргарита»

А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

Б. Васильев «Летят мои кони»

В.  Железников  «Чучело»

В. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

Энтони Берджесс «Заводной апельсин»

РэйБрэдбери  «451  градус  по  Фаренгейту»

 

Аргументы для итогового сочинения по направлению «Я и другие»

А.С. Пушкин  «Евгений Онегин»

Как общество влияет на человека? Оно прививает личности определенные ценности, черты характера и особенности поведения. Этот процесс проиллюстрировал А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин». Главный герой вращался в высшем свете столицы, получил стандартное для дворян воспитание, поэтому усвоил специфичные нормы обращения с людьми и извращенное понимание морали. Он пресытился любовью, не верил в дружбу и ставил мнение презираемых им людей выше своего собственного. Именно по этой причине он предпочел дуэль сЛенским извинениям, хотя сам хотел признать вину и избежать схватки. Но страх перед тем, что его признают трусом, направил его на ложный путь. В результате Евгений убил человека и стал изгнанником с вечным чувством вины, зато его не посчитали малодушным едва знакомые люди, которых он не уважал. Общество сделало Онегина марионеткой, которая покорно шла у него на поводу, потеряв индивидуальность и волю.

М. Горький «Старуха Изергиль»

Почему между личностью и обществом возникают конфликты? Причина в том, что есть люди, которые не могут органично встроиться в свою социальную реальность. Они нарушают законы общей жизни, как, например, герой рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Ларра. Он был высокомерен и считал, что все вокруг принадлежит ему по праву силы и превосходства. Сын орла и земной женщины получил от девушки отказ, но не смирился с ним, а убил ее. За это люди решили наказать его страшной карой — изгнанием. Они не захотели делить кров и пищу с убийцей, который поставил свои потребности выше морали и естественного права человека на жизнь. Ларра не смог освоиться среди соплеменников и попрал их законы, поэтому у него возник конфликт с обществом.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Может ли один человек изменить общество? Многие авторы полагают, что нет. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» доказал, что один человек, как бы его не возвышала народная стихия, не может менять историю или управлять ее процессами. Он не в силах влиять на общество, даже если носит на голове корону. В качестве примера он рассмотрел выдающуюся личность Наполеона. При всей своей власти он не смог предотвратить моральное разложение французской армии, которая пришла в Москву и превратилась в горстку мародеров. Как только солдаты увидели брошенное богатство, они начали грабить и копить его. Их уже не интересовала цель прибытия. Какие бы меры ни принимались «наверху», рядовые бойцы и офицеры предавались пьянству, разврату и стали жертвой своей жадности. Когда пришло время уходить , армия развалилась, потому что каждый вез награбленное. Если даже «великий человек» Наполеон не смог изменить своих солдат, то как может кто-либо другой тешить себя иллюзиями, что у него это получится?

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

В. Белинский писал: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество». Его утверждение не вызывает сомнений, ведь именно окружение формирует нормы поведения, морали, этики, которые образуют мировоззрение личности. Это доказал М. Шолохов в романе «Тихий Дон». Главный герой родился обычным казаком: пахал землю, удил рыбу, охотился, проходил военную службу, имел надел земли и избу. Однако судьба привела его на войну и свела с необычным окружением. Прибыв в московский госпиталь после ранения, Григорий познакомился с бойцом по фамилии Гаранжа, который помог ему осознать нелепость и преступность Первой Мировой войны. Все увиденные Мелеховым картины и умные речи язвительного товарища сплелись воедино и изменили мнение героя о военной службе и власти в стране. Если до войны Григорий не задумывался о правомерности решений правительства и свою бедность принимал как должное, то после демобилизации начал мыслить по-другому. Он стал разделять убеждения «красных» и стремиться к социальной справедливости. Несмотря на казачье происхождение, которое было ближе к ментальности Белого движения, Мелехов сделал выбор в пользу того, что открыло ему новое окружение. Именно оно и сформировало его мировоззрение.

И.С. Тургенев «Бирюк»

Можно ли жить без общения с людьми? Конечно же, нет. Даже те, кого принято называть «нелюдимыми», не могут отказаться от социальных контактов, потому что они составляют часть нас самих. Так, герой рассказа Тургенева «Бирюк» прослыл дикарем и жестоким лесным сторожем. Из-за его рвения к работе никто в деревне не любил и не понимал его. Принципиальный лесник запрещал рубить деревья и не уступал даже за деньги. Общение с ним ни у кого не складывалось. Однако рассказчик при встрече с Бирюком не заметил враждебности и нежелания общаться. Лесник охотно проводил его в свою избу и познакомил с детьми. Более того, он даже отпустил вора леса, когда услышал его историю о бедности в семье и отсутствии выбора. Значит, даже если нам кажется, что человек может прожить без социальных контактов, это не так: все мы нуждаемся в общении и удовлетворяем эту нужду в той или иной мере.