Представляем рабочую программу курса внеурочной деятельности по литературному краеведению (9-11 классы) «И только дух животворит…» (Художественный мир произведений Е.И. Носова).

Программа составлена Каргаловой М.А., Мерзликиной Л.В., учителями русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 35 им. К.Д. Воробьёва» города Курска.

Срок реализации – 2017-2019 учебный год. Курс «Литературное краеведение» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества Курских писателей и поэтов. В основе данной программы лежит изучение творчества писателя – земляка Е.И. Носова. Программа носит практический, прикладной характер: предполагает подготовку творческих проектов, научно-исследовательских работ, развитие творческой деятельности; различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала о писателе.

Программа рассчитана на 34 часа.

Цель курса: обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Курским краем и отражает его жизнь.

Задачи:

социально-педагогические: сформировать у обучающихся представление о месте Курского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;

обучающие: обеспечить усвоение знаний по истории семьи, города, исторических личностей, связанных с историей и литературой края; изучение основ поисковой работы;

познавательные: формировать навыки исследовательской деятельности с историческими, архивными, фольклорными источниками, мемуарной, научно-популярной, художественной  литературой и периодической печатью; расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы родного края;

развивающие: развитие потребности к самостоятельному изучению истории родного края; интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность;

воспитательные: воспитание гуманизма, патриотизма, бережного отношения к традициям и культуре родного края, к природе; воспитания высоконравственной личности, воспитание речевой культуры школьников.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (2 часа)

Предмет курса. Основные понятия и определения. Краеведение историческое и краеведение литературное: общее и различное. Литературное краеведение в системе литературоведческих дисциплин. Цели и задачи занятий по литературному краеведению.

Раздел 1. ( 3 часа)

«Творчество Е. И. Носова – большая мудрая книга». Основные темы: «Иди и поклонись родной земле…». Традиции и новаторство.

«В галерее Мастера». Многогранность таланта Е. И. Носова.

Самостоятельная работа: запись тезисов лекции.

Формы контроля: проверка записей в тетрадях

Практическое занятие. Источники информации. Работа с устными источниками. Интервью. Исторические источники. Работа с документами. Библиографические источники, принципы работы с ними. Музейные и архивные источники.

Самостоятельная групповая работа: работа с информацией, создание памятки или алгоритма работы с различными источниками.

Формы контроля: выступления групп, оформление и представление материала в различной форме.

Раздел 2 (8 часов)

«Художественное слово Мастера» включает темы:

«Причастность к душе народа».

Русские народные мотивы в рассказе « Кулики - сороки».

«У правды особый путь». Путь правды, истины, милосердия.

Тема детства в художественной прозе Е. И. Носова.

Роль христианской символики в повести «Усвятские шлемоносцы».

«Врачующая сила» художественной детали.

«Если ты слеп, душа твоя глуха….». Проблемы человеческого равнодушия.

Горькая судьба ветеранов в наше время. «Душа малостью живет».

Раздел 3 (6 часов) «Малая родина» включает темы:

«Живые лоскутки» детства – основа нравственности.

Картины родной природы. «Природу нельзя трогать руками».

Образ отчего дома в творчестве автора. «Родина моя Курщина»,

Человек на земле. «Гимн хлеборобу, доярке, кузнецу».

Тема единения и родства человеческих душ. «Герои Носова – апостолы добра, справедливости и красоты».

Раздел 4 (17 часов). «Духовный подвиг русского народа в Великой Отечественной войне» включает темы:

Шлемоносцы Е. И. Носова – русские Микулы Селяниновичи,

«Красное вино победы». Русский солдат на войне. Тема страдания, неиссякаемого жизнелюбия русского человека.

«Шопен, соната номер два». «Скорбно-светлый реквием» в сердцах русского народа.

«Фанфары и колокола» Е.И. Носова и К.Д. Воробьева.

«Вот она, наша славянская душа!».Тема святости, совести, верности, доблести.

«И расцветают маки…». Тема «священной памяти».

Читательская конференция «И пусть в душе у каждого будет своя Поклонная Гора».

Литературно – музыкальная композиция «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…».

Духовное завещание потомкам. «Зерна Истины и семена Добра».

«Стук сердца в конвертах». Е. И. Носов в письмах, записках, воспоминаниях.

Литературно – музыкальная композиция «Е. И. Носов. Монолог о времени и о себе». (Встреча с Мастером).


Рабочая программа с тематическим планированием (файл docx, 41,5 КБ).

Программа составлена Каргаловой М.А., Мерзликиной Л.В.

You have no rights to post comments