Как подготовить предметную неделю по литературе? Своим опытом работы по творчеству К.Д. Воробьёва делится Чернухина Елена Николаевна.

 

ПРЕДМЕТНАЯ НЕДЕЛЯ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ  ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ  К ТВОРЧЕСТВУ К.Д. ВОРОБЬЁВА

По словам Сергея Романова, кандидата филологических наук, у К. Воробьёва «громкого возвращения в литературу не получилось», хотя всплеск огромного интереса к его произведениям наблюдался после  выхода в свет повестей «Убиты под Москвой» и «Это мы, Господи!». К сожалению, широкий читатель, в том числе и школьники, проходят мимо замечательных произведений писателя. Об этом  говорит и тот факт, что только  в 11-м  классе в программу по литературе в раздел произведений о Великой Отечественной войне  включены повести «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!». А между тем, многие исследователи его творчества и любители художественного слова относят Константина Воробьёва к писателям первого ряда.

Константин Дмитриевич Воробьёв родился на курской земле, но в силу трагических обстоятельств жил в Литве. По утверждению Е. И. Носова,  «...всю свою жизнь тянулся он к отчему дому...обильно сочились его книги этой неиссякаемой любовью к малой своей родине...». [3] Поэтому перед учительским сообществом нашего региона стоит серьёзная задача по сохранению творческого наследия К.Д. Воробьёва, включению его произведений  через возможности регионального компонента в школьную программу всех уровней образования, активному изучению во внеурочной деятельности.

Более тесному и эффективному знакомству с  жизнью и творчеством курского писателя Константина Дмитриевича Воробьёва  будет в полной мере способствовать одна из продуктивных форм внеурочной работы с учащимися – предметная неделя. Она представляет собой «многоцелевое единство мероприятий»[4], объединенных общими идеологическими задачами, в данном случае – чествование знаменитого писателя-земляка, популяризация его творчества. Мероприятия предметной недели, посвящённой 100-летию со дня рождения  К.Д. Воробьёва, позволят не только широко  познакомиться с произведениями писателя, но и создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей школьников, формирования интереса к художественному слову.

Ценность предметной недели, посвящённой юбиляру,  заключается  в том, что она углубляет, дополняет основной программный курс обучения, повышая уровень образования учащихся, расширяя их  кругозор на высококачественном художественном материале, каким являются произведения К.Д. Воробьёва.

Тематическая неделя, посвящённая 100-летнему юбилею писателя-фронтовика,  хороша тем, что позволяет дать школьникам целостное восприятие о жизни и деятельности знаменитого писателя-земляка. Кроме того, ценным является факт, что в ходе мероприятий объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины: русский язык, литература, изобразительное искусство, история. Это открывает возможности для сотрудничества педагогов разных предметных областей, что позволит сделать неделю более насыщенной, глубокой, эмоциональной.

В ходе проведения предметной недели будет решена задача тесного знакомства с произведениями К.Д. Воробьёва, повышения интереса к его  книгам. На примере творчества  Константина Дмитриевича, учащиеся познакомятся с особой подачей материала о Великой Отечественной войне, который отличается правдивостью, искренностью, пронзительностью.  С помощью этой формы успешно решаются метапредметные задачи: умение работать с  дополнительной литературой, собирать фактический материал, анализировать его. Тематическая неделя содержит и огромный воспитательный потенциал. Кроме того, она  позволит привлечь большое количество учащихся с разными способностями и интересами, а также взрослых – педагогов, родителей.

Обратимся к практическому воплощению предметной недели. День первый предполагает открытие. Для этого на школьных стендах размещается план проведения недели, фотографии К.Д. Воробьёва разных лет. На первом уроке все классы прослушают юбилейную радиогазету «Гордость земли курской», посвящённую 100-летию со дня рождения писателя, которую подготовят вместе с учителями литературы  учащиеся-старшеклассники. В читальном зале библиотеки разместится красочная литературная витрина, где будут представлены книги К.Д. Воробьёва с краткими аннотациями. Библиотекарь предложит посетителям полистать книги, рассмотреть иллюстрации, прочитать аннотации. Здесь же могут на экране демонстрироваться буктрейлеры по книге К. Воробьёва. Такая реклама привлечёт внимание школьников, будет способствовать продвижению произведений писателя. В этот же день во всех классах школы  на одном из уроков  пройдёт тотальный диктант по текстам из произведений К.Д. Воробьёва.

Во второй день состоится марафон художественного чтения «Мой Воробьёв». Через радиотрансляцию каждую перемену будут звучать  подготовленные отрывки из произведений К. Воробьёва. Чтецами выступят представители всего школьного сообщества:  директор школы, его заместители, учителя, библиотекарь, другие сотрудники школы,  родители, выпускники,  старшеклассники и даже младшие школьники. Это мероприятие будет способствовать активизации художественного восприятия литературного произведения, формированию умения творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове, воспитанию полноценного эмоционального восприятия художественной литературы. Накануне для чтецов будут предложены мастер-классы по художественному чтению, которые помогут  им проникнуть в произведение, донести до читателя всё то, что заложил в свои книги автор.

  День третий вместит в себя конкурс инсценированных фрагментов из рассказов К. Воробьёва «У кого поселяются аисты», «Первое письмо», который пройдёт среди учащихся 5-6 классов, а зрителями будут приглашены учащиеся младших классов. Следует заметить, что указанные рассказы, героями которых являются дети, не оставят равнодушными юных исполнителей и зрителей: ведь язык этих произведений настолько красочен, эмоционален, богат, содержит большое количество диалогов, что даёт возможность для полноценной театрализации. Внеурочное занятие «Художественно-изобразительные средства языка рассказа К. Воробьёва «Первое письмо» поможет семиклассникам и восьмиклассникам погрузиться в мир художественного слова, обратит внимание на высокое мастерство автора, особенности его писательского почерка.

День четвёртый будет посвящён военной прозе писателя  – «Горькая правда войны и победы». Диалог у книжной полки позволит  старшеклассникам  не только  обсудить литературные достоинства  повести  К.Д. Воробьёва  «Убиты под Москвой», но и в интеграции с историей  проследить трагический путь мужественных защитников Москвы. А автобиографическая повесть «Это мы, Господи!» поможет понять, как молодой человек, переживший ужас фашистских концлагерей с 1941 по 1943 годы, правдиво донес до читателей  чувства и мысли героев военных лет, дал глубокий анализ одного из самых критических периодов в жизни страны и своей собственной жизни. Эти «пронзительно правдивые повести» [5] доносят до старшеклассников трагизм того времени,  весь ужас фашистских злодеяний, что особо актуально в современном мире, где всё чаще встречаются проявления неофашизма. Повесть «Крик» и рассказ «Немец в валенках» покажут новые грани трагических военных событий.

Эти диалоги учителя литературы организуют совместно с учителями истории, рассмотрят разные точки зрения, высказанные историками, учёными, исследователями, военными и очевидцами событий.

На протяжении всей недели в классах могут быть организованы лаборатории читательского творчества: написание сочинений, отзывов, иллюстрирование фрагментов произведений, создание коллажей,  презентаций, фотовитрин.

Закрытие Недели состоится в пятый день. Высокую оценку творчеству К.Д. Воробьёва давали  многие известные, заслуженные  писатели, литературоведы двадцатого столетия, современные деятели литературы. Их точка зрения будет интересна учащимся, поэтому презентация творческого проекта «Известные люди о творчестве К. Воробьёва», подготовленная поисковыми группами девятиклассников,  может стать  заключительным  аккордом на празднике закрытия недели. Кроме того, в этот день будут подведены итоги, представлены выставки творческих работ, пройдёт награждение.

Таким образом, в ходе проведения предметной недели можно добиться участия в  мероприятиях всего школьного сообщества, познакомиться со многими разрезами  жизни и творчества К.Д. Воробьёва.  При этом будет сформирован неподдельный интерес к изучению произведений и жизненного пути К. Воробьёва, дан толчок к самостоятельному прочтению его книг.

 

Литература

  1. Быков Д. Живой [Электронный ресурс]: О творчестве Константина Воробьева  https://yadi.sk/d/kWTkbbnXjr7vrQ.
  2. Воробьёв К.Д. Собрание сочинений: в 3т./К.Д.Воробьёв. Москва: Современник, 1991.
  3. Носов Е. Он любил эту землю //в кн. К.Д.Воробьёва "И всему роду твоему". Вильнюс, изд. Вага, 1978. С.5–8.
  4. Самошкина Т.Г. Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности//Педагогическое мастерство: материалы Международной научной конференции (г.Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014.
  5. Свет звезды Константина Воробьева : сборник произведений курских журналистов-лауреатов творческого конкурса им. К. Воробьева / [редкол.: Булгаков К. Е. и др.]. – Курск, 2010.

You have no rights to post comments