На сайте ФИПИ опубликован проект методических рекомендаций по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку в 9 классе. Авторы-составители данного документа – Цыбулько И.П., Малышева Т.Н.
Пособие нацелено на подготовку экспертов по проверке выполнения заданий итогового собеседования (далее – ИС) по русскому языку и ориентировано на то, что в результате изучения учебных материалов эксперт будет
знать:
1) цели итогового собеседования;
2) структуру и содержание контрольных измерительных материалов по русскому языку:
- кодификатор элементов содержания по русскому языку для составления контрольных измерительных материалов итогового собеседования;
- порядок расположения заданий в работе;
- типы заданий;
3) принципы отбора содержания контрольных измерительных материалов (КИМ) по русскому языку: валидность; надежность; объективность проверки; соответствие данного измерителя характеру проверяемого объекта;
4) общие научно-методические подходы к оценке выполнения заданий работы;
5) специфические подходы к системе оценки выполнения заданий по русскому языку;
6) шкалы для проверки ответов на задания итогового собеседования, максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение работы;
7) классификацию ошибок и недочетов в устной речи, критерии разграничения ошибок;
8) процедуру проведения итогового собеседования;
понимать:
- значение педагогического контроля в современном учебном процессе;
- сущность компетентностного подхода в обучении русскому языку;
уметь:
- проводить стандартизированную процедуру проверки и перепроверки устных ответов обучающихся:
- следовать инструкциям, регламентирующим процедуру проверки и оценки развернутых ответов;
- правильно оформлять протоколы проверки и оценки ответов экзаменуемых;
- проверять задания итогового собеседования по всем заданиям работы;
- применять критерии и нормативы оценки каждого из предъявленных в системе оценивания речевых умений;
- разграничивать ошибки различного типа;
- правильно квалифицировать ошибки в ответах учеников;
- обобщать результаты проверки работ.
В разделе I изложены теоретические основы проведения ИС, представлен формат заданий ИС:
Тема 1. Основные особенности устной речи. Говорение как особый вид речевой деятельности.
Тема 2. Концепция итогового собеседования по русскому языку как процедуры стандартизированной проверки. Цели и задачи проведения итогового собеседования. Общие подходы к разработке заданий для итогового собеседования по русскому языку.
Тема 3. Оценивание заданий с развёрнутым ответом и критерии оценивания выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку.
В разделе II изложены технологии оценивания выполнения заданий ИС:
Тема 1. Технология оценивания задания 1 «Чтение вслух текста научно-публицистического стиля».
Тема 2. Технология оценивания задания 2 «Пересказ текста с включением приведённого высказывания».
Тема 3. Технология оценивания задания 3 «Монологическое высказывание».
Тема 4. Технология оценивания задания 4 «Диалог».
Раздел III содержит материалы для проведения квалификационного испытания экспертов по оцениванию устных ответов обучающихся.
Предлагаем всем учителям русского языка и литературы познакомиться с проектом методических рекомендаций по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку в 9 классе.