Международный конкурс методических материалов для формирования заданий Международной просветительской акции «Пушкинский диктант» проводится ежегодно Общероссийской общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и русского языка» и посвящен в 2021 году 200-летним юбилеям Ф.М.Достоевского и Н.А.Некрасова, русских писателей, чьи имена и творчество связано многими нитями с творчеством А.С.Пушкина.

Тема Пушкинского диктанта 2021 года  Отражения: мир России и мир детства в творчестве А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова».

Цель Конкурса – повышение уровня методической культуры учителей  общеобразовательных школ, преподавателей колледжей, вузов Российской Федерации, а также образовательных организаций зарубежных стран в преподавании русского языка и литературы на примере рассмотрения темы детства и мира России в творчестве А.С. Пушкина, Н.А.Некрасова и Ф.М.Достоевского, а также привлечение внимания общества к просветительской акции «Пушкинский диктант», приуроченной к празднованию Дня русского языка и Пушкинского дня России (6 июня).

Задачи Конкурса: создание банка методических материалов для популяризации творчества А.С. Пушкина, Н.А.Некрасова и Ф.М. Достоевского среди школьников, студентов взрослых в России и за ее границами;

- выявление актуальных методов и приемов формирования читательской культуры детей и взрослых, повышение уровня их функциональной грамотности;

- привлечение внимания общества к проблеме развития и поддержки интереса к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения, как феномену богатейшей русской культуры, языку Русского мира;

- расширение представлений о России и ее культурном наследии, повышение мотивации к изучению русской классической литературы и личностям писателей -юбиляров.

Номинации Конкурса:

- Отражения: А.С. Пушкин и его творчество в восприятии и оценке Ф.М.Достоевского и Н.А.Некрасова;

- «... в их жизни так много поэзии слито»: мир России и мир детства в произведениях А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова;

- «...есть женщины в русских селеньях»: образ женщины в произведениях А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова;

- маршрутами героев А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова;

- произведения А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова в искусстве.

Участники Конкурса

В Конкурсе могут принимать участие учителя русского языка и литературы, учителя начальных классов, мировой художественной культуры, истории, педагоги-библиотекари общеобразовательных школ, преподаватели-филологи колледжей, вузов Российской Федерации, а также образовательных организаций зарубежных стран, в которых преподавание ведется на русском языке или в которых изучается русский язык как иностранный.

Приветствуется участие в Конкурсе родителей, студентов, а также всех, кому интересна данная тема, русский язык и культура России.

Требования к возрасту, педагогическому стажу, квалификационной категории участников Конкурса не предъявляются.

В конкурсе предусматривается возможность как индивидуального участия, так и коллективного (не более 5 человек). При подаче коллективной заявки указываются сведения на каждого участника (фамилия, имя, отчество полностью). Заявка и конкурсные материалы подаются одновременно, но разными файлами.

К участию в Конкурсе не допускаются заявки, которые не соответствуют требованиям настоящего Положения и/или направлены позже объявленного предельного срока.

 

Порядок и сроки проведения Конкурса

Сроки проведения Конкурса: с 1 апреля  по 20 июня 2021 года.

I этап: 01.04.2021 – 10.05.2021– сбор методических материалов и заявок, присланных на Конкурс;

II этап: 01.05.2021 – 31.05.2021 – работа Жюри Конкурса по выявлению победителей и призеров Конкурса

III этап: 20.06.2021 – объявление победителей Конкурса и награждение.

Конкурс проводится в дистанционном режиме. Для участия в Конкурсе всем участникам необходимо:

1) в установленные Положением сроки пройти регистрацию по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/11cJ35hNEVCfO3eRg6JZWyc7aD72PVwjsxPDb1MRImAs/, которая размещена на странице Конкурса: http://uchitel-slovesnik.ru/activities/pushkinskiy-diktant-2021;

2) оформить Заявку только в электронном виде (Приложение 1) и прислать её вместе с методическими материалами в Оргкомитет Конкурса по электронной почте на адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. с пометкой: «На Конкурс методических материалов».  

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНКУРСНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Для участия в Конкурсе принимаются разработанные по указанной теме и в соответствии с номинациями и возрастными категориями задания или комплекты (пакеты) заданий, выполненные с учетом требований к содержанию и структуре конкурсных материалов.

Материалы для формирования заданий Международной просветительской акции «Пушкинский диктант», которая состоится 6 июня 2021 года, должны отражать тему Пушкинского диктанта -2021 года  - «Отражения: мир России и мир детства в творчестве А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова»». Данная тема многогранно представлена в 5 номинациях Конкурса, расширяющих границы восприятия личностей поэтов и их творческого наследия, включая культурологические,  искусствоведческие и географические аспекты,.

 Методические материалы должны учитывать следующие возрастные группы участников акции «Пушкинский диктант -2021»:

Русский язык как родной:  

Учащиеся 1–3 классов

Учащиеся 4–5 классов

Учащиеся 6–7 классов

Учащиеся 8–9 классов

Учащиеся 10-11 (12) классов, студенты колледжей

Студенты вузов и взрослые

Русский язык как иностранный        

Уровень – А-1

Уровень – А-2

Уровень – В-1

Уровень – В-2

Требования к оформлению конкурсных материалов

Печатный текст выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word (стиль Times New Roman, 14 пт, интервал 1,5; поля стандартные (по умолчанию), выравнивание по ширине, формат А4, первый лист – титульный, не нумеруется).

На титульном листе необходимо указать:

  • номинацию, в которой участвует конкурсная работа и возрастная группа;
  • фамилию, имя, отчество участника конкурса (полностью);
  • должность или род занятий;
  • полные данные организации, в которой работает или учится конкурсант, с указанием региона и населенного пункта,
  • контактные данные (электронная почта, номер мобильного телефона).

Допускаются авторские иллюстрации, в том числе фото и видео материалы. Они должны быть выполнены качественно с учетом возможного тиражирования и воспроизведения.

Все конкурсные работы проверяются на антиплагиат.

Представленные на Конкурс материалы не возвращаются, рецензии заявителям не выдаются. Материалы, не соответствующие требованиям, отклоняются от участия в конкурсе. Все права по использованию материалов, предоставленных на конкурс, передаются в адрес организаторов Конкурса.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ КОНКУРСА

Комплект материалов, предоставляемых на конкурс, должен включать

- комплект заданий

- ключи для проверки выполнения заданий с баллами

- заявку на участие в Конкурсе

 

Методические материалы оцениваются по следующим критериям:

  1. Соответствие общим требованиям Конкурса, теме Диктанта и номинациям, а также требованиям к оформлению конкурсных материалов.
  2. Учёт возрастных особенностей участников Международной просветительской акции «Пушкинский диктант- 2021».
  3. Ориентированность заданий на развитие читательской и общей культуры.
  4. Ориентированность заданий на уровень языкового развития участников Акции.
  5. Оригинальность заданий.
  6. Наличие заданий на развитие творческого познавательного потенциала участников Акции.
  7. Отражение в заданиях межпредметного подхода в изучении творческого наследия А.С. Пушкина и Н.А.Некрасова.
  8. Целостность в организации материала: наличие заданий, критериев оценивания заданий, указание количества баллов за выполнение каждого задания, ключи к заданиям.
  9. Культура оформления материалов (методическая грамотность в формулировках заданий, отсутствие фактических и грамматических ошибок, точность цитирования, наличие указаний на источники текстов, фото - и видеоматериалов, иллюстраций, точное наименование кинофильмов или театральных постановок с указанием режиссера и года создания и др.).

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И НАГРАЖДЕНИЕ

В каждой номинации определяются победители (1-е место) и призеры (2-е и 3-е места) разработанных заданий для разных возрастных групп участников Международной просветительской акции «Пушкинский диктант» 2020.

Все Участники Конкурса получают Награды: сертификаты участника Международного конкурса методических материалов для формирования заданий Международной просветительской акции «Пушкинский диктант» 2020.

Победителям и призерам в номинациях будут вручены/присланы дипломы.

Лучшие задания победителей и призеров Конкурса станут основой для формирования комплектов заданий Международной просветительской акции «Пушкинский диктант» 2020. Фамилии и имена победителей и призеров будут опубликованы на сайте Организатора Конкурса.

Материалы, представляющие профессиональный интерес для педагогов-практиков, будут по решению Жюри Конкурса опубликованы в методических сборниках с указанием автора (авторов) заданий.

 

ОСОБЕННОСТИ ЗАДАНИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ АКЦИИ «ПУШКИНСКИЙ ДИКТАНТ- 2021»

Задания «Пушкинского диктанта» – это игровые задания интегрированного характера, тесно связанные с уроками литературы, русского языка, истории и МХК, составленные на основе конкурсного отбора методических материалов, присланных участниками не только из Российской Федерации, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Задания ориентированы  на проверку знаний и погружение в тексты произведений разных жанров А.С. Пушкина, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского по обозначенным номинациям, на глубокое понимание реалий исторического периода и историко-литературного и культурного контекста, а также на формирование читательской культуры, повышение уровня функциональной грамотности детей и взрослых, расширение читательского и культурного кругозора, представлений о прочтение литературного текста классиков русской литературы в разных видах искусств. Приветствуются задания, направленные на отражение образа России как страны с богатым культурным и литературным наследием.

В 2021 году акция посвящена теме «Отражения: мир России и мир детства в творчестве А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова». Акция «Пушкинский диктант-2021» предполагает отражение творчества и личности А.С.Пушкина в восприятии и трактовке Ф.М.Достоевского и Н.А.Некрасова, чьи юбилейные даты мы в этом году отмечаем, а также взгляд на творчество А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова современниками, критиками и литературоведами в последующие века, прочтение их творческого наследия разными видами искусств.

Номинация «Отражения: А.С. Пушкин в восприятии Ф.М.Достоевского и Н.А.Некрасова» предполагает составление заданий с использованием текста речи Ф.М.Достоевского, произнесенной 8 июня 1880 г. на заседании Общества любителей российской словесности1. Целесообразно найти и выбрать в данном тексте небольшой отрывок, который будет прочитан полностью и по смысловому наполнению отвечать возрастной категории участников Диктанта, вызвать у них эмоциональный отклик, настроить на выполнение дальнейших заданий.

Задания по восприятию творчества и личности А.С.Пушкина Н.А.Некрасовым могут опираться на поэму А.Н.Некрасова «Русские женщины», стихотворение . «А.С.Пушкин», которое было прочитано автором в Москве в день открытия памятника Пушкину на 1 заседании Общества Любителей Российской Словесности 6 июня 1880 года, а также и исследования литературоведов и биографов по проблеме А.С.Пушкин и Н.А.Некрасов  и др.материалы, отражающие отношение Н.А.Некрасова к личности и творчеству А.С.Пушкина.

Номинация « ... в их жизни так много поэзии слито»: мир России и мир детства в произведениях А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова» предполагает составление заданий с использованием авторского текста, отражающего указанную тему, а также иллюстративного материала, связанного с произведениями поэтов по данной тематике. Тексты, по которым будут составлены задания, могут носить автобиографический характер, содержать задания лингвокультуроведческого плана и направлены на расширение словарного запаса и общего кругозора участников диктанта. Задания могут быть проиллюстрированы рисунками, фотографиями, иллюстрациями к произведениям поэтов.

Номинация «... есть женщины в русских селеньях»: образ женщины в произведениях А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова» предполагает составление заданий с использованием авторского текста, отражающего указанную тему, а также иллюстративного материала, связанного с произведениями авторов по данной тематике. Галерея женских образов, запечатленных поэтами, обширна и включает поэтические воплощения близких для них людей, среди них матери, друзья и знакомые, а также литературные персонажи и исторические личности.

Перечень таких произведений широк, они представлены в самых разных жанрах. Тексты, по которым будут составлены задания, могут носить автобиографический характер, содержать задания лингвокультуроведческого плана, направлены на расширение словарного запаса и общего кругозора участников диктанта. Задания могут сопровождаться иллюстрациями, примерами портретной живописи, фрагментами из музыкальных произведений.

Номинация «... маршрутами героев А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова», в первую очередь, предусматривает обращение к текстам, в которых герои произведений, включая автобиографические, совершают путешествие (иногда вынужденное) по России.

Задания по данной номинации ориентированы на расширение не только географических знаний наших участников, но и погружение в историю быта и культуры России, время создания произведений. В задания могут входить материалы, отображающие богатый животный и растительный мир России, запечатленный в произведениях поэтов. Приветствуется сопровождение заданий иллюстрациями.

Задания по данной номинации прежде всего рассчитаны на пополнение словарного запаса участников акции, расширение их представления о России на основании работы с текстами произведений А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова, жизнь которых была тесно связана с путешествиями, впечатления от которых нашли отражение на страницах их произведений, включая произведения, носящие автобиографический характер.

Самая яркая и запоминающаяся для участников номинация – «Произведения А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова в искусстве». Произведения писателей и их герои нашли отражение в самых разных видах искусства: живописи, музыке, иллюстрациях, монументальном искусстве. Неоднократно мастера искусств обращались и к образам самих поэтов, воплощая их в живописи и монументальном искусстве. Задания могут содержать отрывки аудиозаписей произведений А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова, в том числе музыкальных, визуальный ряд (фрагменты из мультипликационных фильмов, кинофильмов, иллюстрации к произведениям и др.), отражающих тему номинации, приветствуются задания, связанные с разными интерпретациями данной темы в театре и в кино.

Комплекты заданий для каждой возрастной группы участников акции должны быть разными по объему, укладываться во временной регламент – 45 минут и включать задания по творчеству и А.С.Пушкина, и Н.А.Некрасова. Представленность заданий по творчеству каждого из поэтов в номинации определяется составителем, но желательно присутствие в одном комплекте материалов заданий по произведениям двух поэтов.

Конкурсные методические материалы для учащихся 1-3 и 4-5 классов должны опираться на поэтические тексты А.С. Пушкина и Н.А.Некрасова, включать два - три занимательных задания, отражающих тему Пушкинского диктанта -2021 года, и рассчитаны на 35 минут выполнения. В этой возрастной категории оставшееся время (10 минут) можно посвятить чтению стихотворений поэтов, просмотру отрывков из фильмов, в том числе мультипликационных, снятых по мотивам произведений А.С. Пушкина и Н.А.Некрасова, о местах, связанных с их творчеством, просмотру видеороликов из галереи А.В.Смольянинова «Краски и звуки».

Комплекты заданий для учащихся 6-7 и 8-9 классов могут включать уже пять-семь разноплановых заданий, опирающихся на тексты А.С. Пушкина и Н.А.Некрасова, а также на разные высказывания современников, исследователей о них . На выполнение заданий детям отводится 45 минут.

В старшей возрастной группе участников- учащиеся 10-11 классов, студенты колледжей, вузов и взрослые -задания должны быть ориентированы на более глубокое и детальное рассмотрение творческого наследия поэтов. Время выполнения заданий может быть увеличено с 45 до 60 минут.

Особое внимание следует уделить группе участников, которые изучают русский язык как иностранный. Для этой категории необходимо разработать четыре пакета заданий, рассчитанных на уровни А1, А2, В1, В2 владения русским языком как иностранным. Логика выполнения заданий для каждого из уровней должна быть построена по принципу: от простого к более сложному, включать задания репрезентативного уровня, с использованием иллюстративных аудио и видеоматериалов, не превышать временной регламент выполнения заданий – 45 минут.

- Заявку на участие в Конкурсе (см. Приложение 1 из Положения о Конкурсе на сайте АССУЛ: http://uchitel-slovesnik.ru/activities/pushkinskiy-diktant-2021);

- Конкурсные методические материалы (задания и ключи) могут быть представлены в разных объемах:

по русскому языку как родному:

  • одно здание;
  • пакет заданий для одной возрастной группы;
  • пакет заданий для всех возрастных групп в одной номинации;
  • пакет заданий для всех возрастных групп во всех номинациях;

по русскому языку как иностранному:

  • одно здание с указанием уровня;
  • пакет заданий для одного уровня;
  • пакет заданий для всех уровней в одной номинации;
  • пакет заданий для всех уровней во всех номинациях.

Если в заданиях предусматривается использование иллюстраций, фотографий, кадров из кинофильмов и театральных поставок, то иллюстративный материал должен быть выполнен качественно и быть пригодным для тиражирования.

Методические материалы должны в обязательном порядке содержать задания (текстовые) по русскому языку (орфография, пунктуация, лексика), а также по истории языка, фразеологии, этимологии и быть ориентированы на творчество А.С. Пушкина и Н.А.Некрасова, восприятие и оценку творчества поэта и его личности Н.А.Некрасовым и Ф.М.Достоевским, а также современниками А.С.Пушкина в соответствии с номинациями Конкурса.

Задания по номинации произведения А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова в искусстве должны содержать иллюстративный визуальный или музыкальный материал (фрагмент). Задания по данной номинации допускают использование материалов, связанных с кино, мультипликацией или театром.

 

Требования к оформлению конкурсных материалов

Печатный текст выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word (стиль Times New Roman, 14 пт, интервал 1,5; поля стандартные (по умолчанию), выравнивание по ширине, формат А4, первый лист – титульный, не нумеруется).

На титульном листе необходимо указать:

  • номинацию, в которой участвует конкурсная работа и возрастная группа;
  • фамилию, имя, отчество участника (полностью),
  • должность или род занятий,
  • полные данные организации, в которой работает (обучается) автор, с указанием региона (страны) и населенного пункта,
  • контактные данные (электронная почта, номер мобильного телефона).

При разработке методических материалов заданий «Пушкинского диктанта» для всех возрастных групп необходимо учитывать типы заданий, которые сложились традиционно на протяжении семи лет проведения мероприятия. Перечислим их: реставраторы, редакторы, знатоки/знатоки аллюзий, толкователи/переводчики, интерпретаторы, литературоведы, портретисты, искусствоведы и др. Приветствуются и иные типы заданий. Которые могут быть обусловлены спецификой общей темы Диктанта 2021 года – Отражения.

ПОЛОЖЕНИЕ, ЗАЯВКА, МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

You have no rights to post comments