Данные материалы предназначены для проведения итогового собеседования в 9 классе. Они состоят из 2 вариантов и составлены в соответствии с демоверсией ФИПИ 2023 года.

Краеведческая направленность представленных текстов даёт возможность приобщить обучающихся к культурному наследию родного края, способствует формированию патриотизма.

Автор-разработчик: Валикова Татьяна Вячеславовна

 

Тренировочный вариант 1 для подготовки к итоговому собеседованию (9 класс)

 

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте вслух текст о создании соборного храма Знаменского мужского монастыря (XIX век). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Соборный храм Знаменского мужского монастыря – одна из «визитных карточек» Курска. Ему исполнилось более 200 лет. Но кто автор проекта? По сей день в этом вопросе нет чёткой определённости. 

Идея сооружения нового храма возникла в связи с начавшейся в конце XVII столетия перепланировкой города. Были обнаружены трещины на сводах старого храма, и руководивший тогда обителью отец Палладий отправился в Санкт-Петербург, чтобы обратиться к наиболее известному архитектору для составления плана постройки нового собора. Находясь в столице, Палладий оценил одну из достопримечательностей – Троицкий собор Александро-Невской лавры с его двубашенной колокольней, создававшийся под руководством  архитектора Ивана Старова. Кроме этого, Палладий был знаком с Фёдором Демерцовым, архитектором Арсенала на Литейном  проспекте Санкт-Петербурга. Основы архитектурных решений этих замечательных зодчих  и будут использованы при проектировании и строительстве главного храма Курска. Архитектура этого сооружения отличается простотой, строгостью и сдержанностью: сразу привлекает к себе внимание обилие колонн, стены возведены без вертикальных швов, окна обрамлены наличниками, использованы барочные мотивы.

Заключительным аккордом строительства Знаменского собора стало возведение в 1826 году колокольни. Таким образом, в Знаменском соборе преломилось творчество трех выдающихся личностей: архитекторов Ивана Старова и Фёдора Демерцова, а также отца Палладия, в прошлом артиллерийского инженера.  (184 слова)

(По материалам исследования Ю. Озерова)

 

Задание  2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова исследователя творчества архитектора Ф. Демерцова Е. Мурашовой: «Он относится ко второму поколению зодчих русского классицизма. Документальные материалы и чертежи показывают, что он был вполне оригинальным мастером, хотя и менее значительным по масштабу, чем его современники Захаров, Воронихин...»

Подумайте, где лучше использовать слова  Е. Мурашовой  пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы. Используя карточку участника собеседования, выполните задание. У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником - экзаменатором.

Карточки участника собеседования.

Задание 3. Тема 1. Летний отдых (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

  • особенности природы и ландшафта;
  • каков внешний вид человека, изображённого на фотографии;
  • какие качества развивает в человеке занятие рыбной ловлей;
  • Ваши впечатления от фотографии.

 

 Задание 3. Тема 2. Школьный праздник. Расскажите о Вашем любимом школьном празднике.

Не забудьте рассказать:

  • в каком школьном празднике Вы принимали участие;
  • кто был Вашим помощником;
  • почему этот праздник Вам особенно запомнился.

 

Задание 3. Тема 3.  Почему человеку иногда необходимо побыть одному?

Почему человеку иногда необходимо побыть одному?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • Всегда ли человек должен быть окружён людьми?
  • Согласны ли Вы с тем, что человеку в определённый момент необходимо побыть одному? Что это может быть за момент?
  • Над какими вопросами Вы задумываетесь, когда остаётесь в одиночестве?

 

 

Карточка экзаменатора-собеседника

Задание 4. Тема 1. Летний отдых

  1. Какие пейзажи можно встретить в Вашем родном крае?
  2. Опишите Ваше любимое занятие во время отдыха на природе.
  3. Почему людям необходимо бывать на природе?

 

Задание 4. Тема 2. Школьные праздники

  1. Какие школьные мероприятия помогают классу сдружиться?
  2. Что Вам больше нравится: придумывать праздник самому или заниматься этим с одноклассниками? Почему?
  3. Что надо сделать, чтобы этот праздник надолго остался в памяти?

 

Задание 4. Тема 3.  Почему человеку иногда необходимо побыть одному?

  1. Для Вас важны минуты, когда вы находитесь в одиночестве?
  2. Встречали ли Вы людей, которые не страдают от своего одиночества?
  3. Считаете ли Вы, что одиночество есть равнодушие к окружающим?

 

Тренировочный вариант 2 для подготовки к итоговому собеседованию (9 класс)

 

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста.

Выразительно прочитайте вслух текст о выдающемся русском поэте Афанасии Афанасьевиче Фете (1820-1892). У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Афанасий Афанасьевич Фет — один из выдающихся русских лириков, убеждённый защитник идеалов так называемого «чистого искусства», основоположник «импрессионистического стиля» в поэзии.

С именем этого поэта связана и Курская земля. В 1877 году он покупает  старинное имение  Воробьевку в Щигровском уезде. Именно курские просторы дают Афанасию Афанасьевичу Фету вдохновение. В 1880-е годы одна за другой появляются книжечки его стихов под общим заглавием «Вечерние огни» — подлинные шедевры лирического творчества.

В художественном мире Фета любовь, природа, философия, поэзия, Бог — это разные проявления одной и той же творческой силы — Красоты. «Неясность» стихотворений Фета исследователи объясняют их близостью к музыкальным композициям, когда поэт ощущал охватившую его полноту чувств как внутреннюю музыку. Об «импрессионизме»  лирики поэта заговорили потому, что его стремление воплотить в сюжете цепь мгновенных впечатлений порождало отрывочность накладываемых образов-«мазков» — по аналогии с техникой картин Клода Моне.

«Неясность» творчества Фета по природе своей вполне реалистична. Поэт не тонет в многозначности своих ощущений, а даёт им выразительную словесную  форму. Лирика Фета столь же «импрессионистична», сколь и удивительно пластична в своей зримой конкретности. И это неудивительно. Он считал прямой обязанностью поэта не просто бессознательно чувствовать красоту, но и выставить её на «всеобщее уразумение».  (185 слов)

(По материалам энциклопедического словаря-справочника «Литература в школе от А до Я»)

 

Задание  2. Пересказ текста.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Афанасия Афанасьевича Фета о значении красоты в творчестве: «Пока глаз не видит её явных, хотя и тонко звучащих форм – он ещё не поэт».

Подумайте, где лучше использовать слова  А.А. Фета в  пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

Задание 3. Монологическое высказывание.

Выберите одну из предложенных тем беседы. Используя карточку участника собеседования, выполните задание. У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником - экзаменатором.

 

Карточки участника собеседования.

Задание 3. Тема 1. Экскурсия в усадьбу князей Барятинских  «Марьино» в Курской области (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

  • что изображено на фотографии;
  • время года и место действия;
  • общее настроение, которое передано на фотографии;
  • Ваши впечатления от фотографии.

 

 Задание 3. Тема 2. Любимое место родного края. Расскажите о Вашем любимом месте, которое для Вас  дорого.

Не забудьте рассказать:

  • как выглядит это место;
  • какие воспоминания у Вас с ним связаны;
  • почему оно Вам так дорого.

 

Задание 3. Тема 3.  Любая ли поэзия — искусство?

Какую поэзию можно назвать настоящим искусством?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

  • Какие стихи Вам нравятся?
  • Почему одни стихотворения остаются в памяти надолго, а другие быстро забываются?
  • В чем истинное предназначение искусства?

 

 

Карточка экзаменатора-собеседника

 

Задание 4. Тема 1. Экскурсия в усадьбу князей Барятинских  «Марьино» в Курской области

  1. Любите ли Вы посещать места, связанные с историей и культурой родного края?
  2. Чем, по Вашему мнению, полезны такие путешествия?
  3. Что бы Вы порекомендовали тем, кто отправляется в путешествие по знаменитым местам малой родины?

 

Задание 4. Тема 2. Любимое место родного края. Расскажите о Вашем любимом месте, которое для Вас  дорого.

  1. Может ли у человека быть не одно любимое место?
  2. Стоит ли рассказывать друзьям о своих любимых местах? Почему?
  3. Что надо делать, чтобы это место ещё много лет радовало людей, посещающих его? 

 

Задание 4. Тема 3.  Любая ли поэзия — искусство?

  1. Почему современные стихотворения зачастую не остаются в памяти людей надолго?
  2. Отличается ли современная поэзия от стихотворений классиков?
  3. Известны ли Вам примеры, когда поэзия оказывала благоприятное влияние на людей?