В последние недели перед итоговым сочинением учителя предлагают для анализа небольшие по объёму произведения, подходящие в качестве аргументов для большинства тем.

Таким произведением, бесспорно, является повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». В представленных материалах предлагается тест на знание текста в формате верю/не верю, цель которого проверить, насколько подробно прочитана и осмыслена повесть. Второй этап – работа с ключевыми понятиями тем на примере характеристики главных героев. И 3 часть – комплект тем итогового сочинения и примеры работ учеников 11 класса.

 

Автор-разработчик: Богачева Ольга Сергеевна

 

Материалы для подготовки к итоговому сочинению 2023 года на основе повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

 

Вариант 1

Задание 1. Укажите номера ошибочных утверждений

1)Гринёв получил хорошее домашнее образование.

2)С первых дней самостоятельной жизни Петруша помнит наставления отца и не совершает ошибок.

3)Герой попал в буран из-за своей самонадеянности.

4)Вожатый был очень благодарен Гринёву за заячий тулуп.

5)Белогорская крепость представляла собой «грозные  бастионы, башни и вал».

6)При первом знакомстве Швабрин понравился Гринёву.

7)Поводом к дуэли со Швабриным стало стихотворение Гринёва.

8)На втором поединке (после первого неудачного) настоял Швабрин.

9)Предложение Марье Ивановне Гринёв сделал после своего ранения.

10)После поединка Гринёв долго не мог простить Швабрина.

11) Несмотря на отказ отца, Гринёв хочет жениться на Маше.

12) Пленный башкирец не мог ничего сказать,так как у него был отрезан язык.

13) Перед боем Иван Кузьмич прощается с Василисой Егоровной и благословляет Машу.

14) Швабрин отказался принять присягу Пугачеву.

15) После помилования Гринёв целует руку Пугачева.

16) Пётр, узнав, что Маша спрятана у попадьи, сразу же бежит туда.

17) Из казацкой песни Пугачёва можно сделать вывод, что мятежники уверены в своей победе.

18) Гринёв обещает Пугачёву никогда не сражаться против него.

19) Пугачёв жалует Гринёву лошадь и шубу со своего плеча.

20)В Оренбурге, на военном совете, большинство чиновников были за наступление против мятежников.

21)После письма Маши Гринёв готов освобождать Белогорскую крепость с ротой солдат .

22)Гринёв советует Пугачёву покаяться государыне.

23)Швабрин говорит Пугачёву, что Маша – дочь капитана Миронова.

24) Зурин советует Гринёву отправить Машу к родителям, а самому остаться в отряде.

25)Зурин  после секретного приказа вынужден отправить Гринёва под арест.

26)Родители Гринёва приняли Машу сдержанно.

27) Из письма отец Гринёва узнаёт, что Пётр будет сослан на вечное поселение в Сибирь.

28)Императрица берёт на себя устроить состояние Маши Мироновой.

29) На казни Пугачёв узнал Гринёва и кивнул ему головой.

30) Потомки Гринёва хранят письмо императрицы.

 

Вариант 2

Задание 1. Укажите номера ошибочных утверждений

1)Гринёв сначала очень обрадовался, когда отец решил отправить его служить.

2)Гринёв хотел не отдавать долг за проигрыш в бильярд.

3)Во сне Пётр поцеловал руку у «мужика с чёрной бородой».

4)Гринёв был доволен, что вместо Петербурга он попал служить в Белогорскую крепость.

5)Швабрин оказался в Белогорской крепости за убийство на дуэли.

6)Маша с первого взгляда понравилась Гринёву.

7)Швабрин сватался за Машу, но получил отказ.

8)Швабрин ранил Гринёва, так как гораздо лучше фехтовал.

9)Марья Ивановна не соглашается выйти замуж за Гринёва без благословения его родителей.

10)Отец Гринёва не даёт согласие на брак с Машей.

11)Комендант крепости очень испугался, получив секретное письмо о скором нападении Пугачёва.

12)Пленный башкирец был изуродован Пугачёвым.

13)Машу не успели отправить в Оренбург.

14)Гарнизон испугался мятежников и не пошёл в наступление.

15)Савельич предлагает повесить его вместо Петра.

16)Василиса Егоровна, узнав о смерти мужа, обезумела от горя и за свою жизнь не боялась.

17)Гринёв узнал о том, что Пугачёв – это Вожатый от Савельича.

18)После своего отъезда Пугачёв назначает главным в крепости Гринёва.

19)В Оренбурге, на военном совете, Гринёв предлагает идти в наступление.

20)Марья Ивановна в письме просит Гринёва о защите от Швабрина.

21)Савельич согласился ждать Гринёва в Оренбурге.

22)В калмыцкой сказке Пугачёв ассоциирует себя с орлом.

23)Гринёв обещает Пугачёву каждый день молиться о спасении его души.

24)Зурин советует Гринёву как можно быстрее жениться на Маше.

25)Гринёв рад, что Пугачёва поймали и война окончилась.

26)Швабрин в суде  не рассказал об отношениях Маши и Гринёва.

27)Страшнее всего для отца Гринёва мысль о том, что его сын изменил присяге.

28) Марья Ивановна случайно встречает императрицу в саду.

29)Императрица передаёт Маше письмо для отца Гринёва.

30) Гринёв присутствовал на казни Пугачёва.

 

 

Критерии оценки: 0-1 ошибки – «5», 2 – 4 ошибки – «4», 5 -7 ошибок – «3», более 7 ошибок – «2». Ошибкой считается как невыбранный верный номер, так и выбранный неверный. Ученикам, получившим неудовлетворительные оценки, предлагается внимательно перечитать повесть и повторно ответить устно.

 

Задание 2

Назовите основные качества героев повести «Капитанская дочка» и приведите примеры эпизодов, в которых они проявляются ( групповая работа).

Маша Миронова – скромность, порядочность, смелость,  верность, стойкость, терпение,  доброта.

Пётр Гринёв–честность, благородство,  мужественность, прямодушие, порядочность.

Савельич – преданность, человечность, доброта,

Швабрин – подлость, мстительность, беспринципность, трусость, вспыльчивость.

Пугачёв – честность, благодарность, противоречивость, решительность, жестокость, справедливость.

Капитан Миронов–порядочность, храбрость, доброта.

 

Задание 3

Напишите сочинение на одну из тем, выбрав  в качестве первого аргумента пример из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , а в качестве второго любое литературное произведения русской или мировой литературы. Объём сочинения не менее 250 слов.

Написанные  сочинения ( без указания авторства)  можно предлагать ученикам для оценки по критериям. Это способствует более глубокому пониманию критериев и осознанному отношению к написанию.

 

Комплект тем

1. Какими поступками можно гордиться?
2. Когда слово становится преступлением?
3. Когда кончается детство?
4. Роль родительского наставления в жизни человека.
5. Способны ли книги сделать человека лучше?
6. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности?

 

Примеры сочинений учащихся 11 класса 2023-2024 учебного года

 

Сочинение 1

Когда кончается детство?

Детство… Самый беззаботный, беспечный, бездумный период в жизни любого человека. В это время нас не волновало большинство проблем, мы многое не понимали, и от того, основным нашим занятием было веселье. Но проходит время, и человек взрослеет: становится подростком, потом юношей или девушкой и так далее. И когда же наступает тот самый момент окончания детства? На мой взгляд, детство заканчивается у всех по-разному, в зависимости от индивидуальных параметров, обстоятельств, окружения, но в основном это происходит в подростковом возрасте. В этот период человек уже начинает формироваться как личность, становится более серьезным, в его поступках появляется хоть какая-то осознанность. По сути, в момент окончания детства у индивида проявляются первые отголоски ответственности за свои действия и понимание того, что окружающая действительность это далеко не только веселье, беспечность и беззаботность. Чтобы подтвердить мои мысли, обратимся к литературным произведениям.

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой - Пётр Гринёв - до шестнадцати лет был беззаботным, весёлым ребёнком. Он бегал, играл, гонял голубей и ни о чём не беспокоился. Но в один момент его отец, решив, что Петру пора повзрослеть, отправляет своего сына в далёкую военную часть, где Гринёв младший должен был получить жизненные уроки. Так и произошло. За несколько месяцев Пётр повстречался с предательством, ему пришлось делать сложный выбор между честью и жизнью, любовью и защитой Родины. Всё это привело к тому, что Гринёв, пройдя через определённые испытания, перестал смотреть на мир детскими глазами и сильно изменился - повзрослел. Данный пример иллюстрирует, как обстоятельства могут приблизить или отдалить окончание детства.

В произведении Валентина Распутина «Уроки французского» у главного героя  детство заканчивается в одиннадцать лет, так как он вынужден покинуть свою деревню и продолжить образование. Этот пример показывает, что детство может закончиться очень рано, если из-за обстоятельств ты вынужден полностью нести ответственность  за себя.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что детство заканчивается, когда приходит осознанность и ответственность, меняется видение и понимание мира. Это может случиться и в раннем возрасте, если на то вынуждают обстоятельства, и в подростковом, а для кого-то детство - это состояние души, вне зависимости от того, сколько тебе лет.

(Колесников Никита, 337 слов)

 

Сочинение 2

Какими поступками можно гордиться?

В течение всей жизни человек совершает множество поступков и сталкивается с нравственным выбором, когда ему приходится принимать решения в соответствии со своими взглядами и убеждениями. Именно поступки человека являются отражением его внутреннего мира, нравственных ценностей и моральных качеств, определяют отношение других людей к нему.  Какие-то поступки в обществе считаются благородными, другие, наоборот, осуждаются и презираются. Я считаю, что гордиться можно теми поступками, в которых человек проявляет свои лучшие моральные качества, такие, как смелость, верность, готовность пожертвовать собой ради защиты Родины и близких людей. Это, конечно же, следует делать с чистой душой. Обратимся к произведениям русских писателей, чтобы подтвердить мою точку зрения.

В романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» можно рассмотреть, какими поступками Петра Гринёва можно гордиться. Сначала герой отказался подчиняться Емельяну Пугачёву, хотя любой другой человек мог бы побояться за свою жизнь и поэтому склонил бы голову перед врагом. То есть здесь хорошо представлена преданность своему государству. Позже несправедливо обвинённый Пётр честно рассказывает все подробности произошедших с ним событий во время восстания. Однако он не упоминает возлюбленную на допросе, чтобы её это не коснулось. Тем самым Гринёв переживает больше за судьбу Маши Мироновой, чем за свою. Итак, можно быть гордым за этот поступок, так как герой, невзирая на собственные проблемы и трудную ситуацию, хочет непременно защитить близкого человека.

Если же рассмотреть произведение «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, то также можно заметить отважные действия Пьера Безухова, которыми, бесспорно, можно гордиться. Герой во время оккупации Москвы французами оставался среди мирного населения. Куда ни посмотреть, везде происходил настоящий ужас в виде пожаров, грабежей, криков о помощи. В этой страшной обстановке Пьер спасает маленькую девочку из горящего дома. Он не побоялся огня и врагов Отчизны. Такой поступок заставляет непременно гордиться храбростью и решительностью героя. Не каждый в экстренной ситуации сможет преодолеть свои страхи, набраться смелости и пожертвовать собой ради спасения другого человека.

Таким образом, следует гордиться храбрыми, отважными, бескорыстными поступками. Чтобы совершать их, требуется особая воля человека. Бороться со своими страхами, быть ответственным, жертвовать собой ради других, защищать свою Родину – именно это нужно, чтобы гордиться не только поступками, но и самим человеком.

(Бороздина Валерия, 339 слов)

 

Сочинение 3

Когда кончается детство?

Детство кончается в тот момент, когда ребенок начинает принимать собственные, обдуманные решения, за которые потом готов ответить, понести наказание или же радоваться успеху. Также можно сказать, что детство кончается, когда ребенок начинает задумываться об окружающих его людях, об их интересах, безопасности, о том как им помочь в той или иной ситуации. Для каждого детство может закончиться в разные временные периоды, это зависит от сложившихся вокруг обстоятельств. Обратимся к художественной литературе, чтобы подтвердить мои мысли примерами.

В повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" есть пример того, в какой момент заканчивается детство. Главный герой, Петр Гринев, до шестнадцати лет ни о чем не задумывался и не беспокоился. Он играл с местными ребятами и жил под покровительством родителей. После того как ему исполнилось шестнадцать лет, отец решил отправить его на военную службу в Оренбург. Именно в этот момент и заканчивается детство Петра Гринева. Ведь после уезда из родительского дома, он стал самостоятельно думать и решать те или иные вопросы. Одним из первых обдуманных решений является то, что Петр, как и все жители крепости, остался оборонять её, а не уехал в более спокойное место. Другим взрослым решением является защита чести любимой девушки. Этот пример показывает преобразование человека, от маленького ребенка до взрослого человека.

В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" также есть пример окончания детства. Для Николая Ростова детство кончилось в тот момент, когда он решил бросить институт и пойти на военную службу в звание гусара. Это было собственное решения Николая, на это никто не настаивал. Также важным и обдуманным является решение Николая идти на войну против Наполеона. Хотя в начале он и проявил трусость и страх к своему врагу, после он стал честно служить, сохраняя верность долгу. Благодаря военной службе Николай возмужал и превратился из мальчика в настоящего мужчину.

Таким образом, после того, как детство кончилось, ребенка можно считать, взрослым человеком, который может принимать обдуманные решения, а также может постоять не только за себя, но и за людей, находившихся в его окружении.

(Шевелева Надежда, 320 слов)

 

Сочинение 4

Роль родительского наставления в жизни человека

В процессе своего взросления и становления почти каждый человек получает воспитательные наставления от своих родителей. Их цель проста – донести до ребенка свое видение той или иной ситуации. Иногда подобные наставления могут касаться каких-то бытовых проблем и вопросов, а иногда могут служить идеологией всей жизни. Дети воспринимают далеко не все, но некоторые нравоучения действительно могут оказать заметное влияние на становление их личности, формирование идеалов и жизненную позицию. Обратимся к литературным произведениям, чтобы аргументировать данную позицию.

Наиболее известный пример влияния родительского наставления на жизнь человека представлен в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Перед самым отъездом на службу Петр Гринев получает от родителей наставление «Береги честь смолоду». Вывод о том, что данное наставление действительно повлияло на Гринева можно сделать из его поведения при встрече с Пугачевым при нападении на крепость. Товарищей Петра убили за отказ поцеловать руку Пугачева в знак подчинения, но это не заставило Петра отказаться от своих убеждений и присягнуть самозванцу. Гринев понимал, что его почти наверняка убьют, но все равно решил не отступать от своих принципов и не терять свою честь. Таким образом родительское наставление настолько сильно повлияло на него, что он не предал его даже под страхом смерти.

Пример влияния родительского наставления можно найти в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Отец Молчалина рекомендовал сыну всю жизнь угождать более влиятельным людям, таким образом добиваясь своих целей. В свою очередь, Молчалин так поступил: Фамусов пригрел его в своем доме и к тому-же выдал чин. Подобное наставление отлично подходит созданному автором персонажу. У читателя непременно создается впечатление о Молчалине, как о молчаливом и услужливом человеке, готовом оказать услугу человеку, непременно получив от этого собственную выгоду. Выходит, что родительское наставление почти полностью предопределило всю его жизнь и стало одним из нравственных постулатов.

Родительские наставления действительно играют важнейшую роль в дальнейшей жизни человека. Они могут как незаметно повлиять на личность, так и стать ее основой. При этом, наставления являются лишь субъективным отражением родительских взглядов, которые не обязательно должны разделять сторонние люди.

(Левент Денис, 318 слов)

Литература

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Лабиринт», 2018 г.
  2. Итоговое сочинение (изложение) (fipi.ru)