Итоговое собеседование – это допуск к ОГЭ. Оно направлено на проверку навыков спонтанной речи.

В данной работе первое и второе задания представляют собой биографические тексты об известных людях, чья жизнь связана с Рыльском и Рыльским районом. Это позволит познакомить обучающихся с культурным наследием родного края, будет способствовать воспитанию патриотизма. Данный материал состоит из 4 вариантов и составлен в соответствии с демоверсией ФИПИ 2024 года.

Автор-разработчик: Залунина Татьяна Николаевна

 

Вариант 1

Часть 1

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о заслуженном строителе РФ, лауреате национальной премии имени Петра Великого «За служение Отечеству» Бори́се Ильиче́ Воро́виче (1931-2021).

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Бори́с Ильи́ч Воро́вич родился в городе Рыльске 21 июня 1931 года. Его детство проходило в тяжелые предвоенные и военные годы.

Бори́с Ильи́ч учился  в школе №1 имени Г.И. Ше́лихова. После поступил в Рыльский строительный техникум, который окончил в 1952 году с отличием и поступил в Воронежский инженерно-строительный институт. После окончания  института был направлен на работу в Тамбов, где работал прорабом.

В 1959 году он с семьей приезжает в Рыльск и устраивается на работу в санаторий «Ма́рьино» на должность начальника ремонтно-строительного участка. С этого времени его жизнь неразрывно связана с прекрасным дворцово-парковым ансамблем князей Баря́тинских, возрождению которого он посвятил всю свою жизнь.

Являясь директором санатория и огромного многоотраслевого хозяйства, Б.И. Воро́вич находит время заниматься коллекционированием, сбором исторических материалов, ведет переписку и встречается с потомками князей Баря́тинских, живущими в Америке и Франции. Благодаря великому труженику и талантливому организатору, энтузиасту-подвижнику была  восстановлена родовая усыпальница князей Баря́тинских. (143 слова)

 

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Андре́я Влади́мировича Ли́смана:

«Невозможно переоценить его вклад в развитие санатория «Марьино», посёлка Марьино и всего Ивановского сельсовета».

Подумайте, где лучше использовать слова А.В. Ли́смана в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

 

Часть 2

Выберите одну из предложенных тем беседы.

ТЕМА 1. Поход  (на основе описания фотографии)

ТЕМА 2. Незабываемая встреча Нового года (повествование на основе жизненного опыта)

ТЕМА 3. Можно ли простить предательство? (рассуждение по поставленному вопросу)


У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.


Задание 3. Монологическое высказывание.

Используя карточку участника собеседования, выполните задание.

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 4. Диалог.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по Выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

Карточка участника собеседования.


Задание 3. Тема 1. Поход


Опишите фотографию.



Не забудьте описать:

  • кто запечатлён на фотографии;
  • внешний вид туристов;
  • природу и ландшафт;
  • качества, которые человек приобретает и развивает в походе.

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 3. Тема 2. Незабываемая   встреча  Нового  года

Расскажите, как Вы встречаете Новый год.

Не забудьте рассказать:

  • где и с кем Вы встречаете Новый год;
  • как Вы готовились к празднику;
  • как прошёл праздник;
  • что Вам запомнилось больше всего.

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 3. Тема 3. Можно ли простить предательство?

Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:

  • Почему верность ценится во все времена?
  • Какое предательство самое страшное? Почему?
  • Что толкает человека на предательство?
  • Умение прощать – показатель силы или слабости человека?

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Приложения

Карточка собеседника-экзаменатора


Задание 4. Тема 1. Поход

1.Что дает человеку умение видеть красоту природы?
2. Почему многие люди считают отдых на природе лучшим? Согласны ли Вы сними?
3. Как люди должны относиться к природе? Почему?

Задание 4. Тема 2. Незабываемая встреча Нового года

1. Какой новогодний подарок запомнился Вам больше всего? Почему?
2. Какие обещания люди дают себе в Новом году? А Вы?
3. Вы предпочитаете праздновать Новый год в кругу семьи или в дружеской компании? Почему?

Задание 4. Тема 3. Можно ли простить предательство?

1. Что значит «предать себя»?
2. Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?
3. Что толкает человека на предательство?

 

Вариант 2

Часть 1

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст

Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о талантливом русском художнике-пейзажисте Льве́ Льво́виче Ка́меневе(1832-1886)

 

В 1833 году в Рыльске родился талантливый русский художник- пейзажист Ле́в Льво́вич Ка́менев. Ле́в Ка́менев - ученик Савра́сова, любил изображать русскую природу и крестьянскую жизнь. Художник внес заметный вклад в развитие реалистического лирического пейзажа.

В 1860-е им был создан целый ряд скромных, но задушевных русских пейзажей. В этом же году Ка́менев успешно участвует в выставке Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В представленных там работах критикой была отмечена способность молодого художника «похищать у природы тайну ее обаяния». За картину «Вид из окрестностей Москвы» Ка́менев получил звание академика. В 1870 он стал членом-учредителем Товарищества передвижников.

На Передвижной выставке в 1871 году Ка́менев выставил два пейзажа: «Туман. Красный пруд в Москве осенью» и «Летняя ночь». Обе картины имели значительный успех.

В 1884 году Ка́менев пишет последнюю свою значительную картину «Ручей», за которую он получил первую премию Общества поощрения художеств.(136 слова)

 

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

 Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Влади́мира Васи́льевича Ста́сова:

«Обе чрезвычайно поэтичны, обе чудесно написаны. Быть может, еще лучше Летняя ночь, где эффект нежно освещенных луною тоненьких облаков, маленький залив между густых куп лесных, мелькающие огоньки в стороне, пасущееся стадо лошадей вдали – все это бесподобно в высшей степени».

 

Подумайте, где лучше использовать слова В.В. Ста́сова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

 

Часть 2

Выберите одну из предложенных тем беседы.

ТЕМА 1. Прогулка в лес (на основе описания фотографии)

ТЕМА 2. Интересный зимний день (повествование на основе жизненного опыта)

ТЕМА 3. Почему нужно беречь культурное наследие своей Родины? (рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Задание 3. Монологическое высказывание.


Используя карточку участника собеседования, выполните задание.

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 4. Диалог.


Во время беседы Вам будут заданы вопросы по Выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

 

Карточка участника собеседования.

 

Задание 3. Тема 1. Прогулка в лесу

Опишите фотографию.



 

Не забудьте описать:

  • Участников прогулки, их одежду;
  • Настроение участников прогулки;
  • Атмосферу, которую передает эта фотография;
  • Чувства, которые вызывает у Вас эта фотография.

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.

 Задание 3. Тема 2. Интересный зимний день


Расскажите об интересном зимнем дне.

Не забудьте рассказать:

  • с кем Вы провели этот день (с друзьями, родителями);
  • как Вы провели этот день;
  • какое настроение у Вас было;
  • почему Вам запомнился этот день.

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.

 Задание 3. Тема 3. Почему  нужно  беречь  культурное  наследие  своей Родины?


Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:

  • Что значит для человека Родина?
  • Почему нужно знать историю своей Родины?
  • Как нужно относиться к памятникам, старинной архитектуре? Почему?
  • Как можно воспитать в людях гордость за наследие своего народа?

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Приложения

Карточка собеседника-экзаменатора


Задание 4. Тема 1. Прогулка в лесу


1. Что дает человеку общение с природой?
2. Как люди должны относиться к природе?
3. Почему многие люди считают отдых на природе лучшим? Согласны ли Вы с ними?

 Задание 4. Тема 2. Интересный зимний день


1. Есть ли у Вас любимые зимние забавы?
2. Как Вы обычно проводите зимний день на природе?
3. Какие возможности для интересного отдыха появляются с приходом зимы?

 Задание 4. Тема 3. Почему нужно беречь культурное наследие своей Родины?


1. Как Вы понимаете смысл высказывания: "Памятники – это восклицательные знаки истории"? Согласны ли Вы с этим высказыванием?
2. Знаете ли Вы историю своего родного края?
3. Расскажите об одной из достопримечательностей родного края.

 

Вариант 3

Часть 1

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст

Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст о  заслуженной артистке РСФСР Ксе́нии  Ива́новне   Тара́совой ((1904—1995).

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

В Рыльске начинала свою творческую дея­тельность на сцене летнего театра Заслу­женная артистка РСФСР Ксе́ния Ива́новна Тара́сова. Родилась  в городе Курске в 1904 году. Ее отец окончил Духовную академию в Троице-Сергиевой Лавре в городе Сергиевом Посаде. Мать окончила музыкальную школу и епархиальное училище. В 1908 году семья Тара́совых переехала в Рыльск.

К.И. Тара́сова всю жизнь посвятила искусству, отдав театру сорок лет. Десять лет в театре-сту­дии и тридцать — в Малом театре. Она снималась в таких фильмах, как «Петербургская ночь», «Ва­ле́рий Чка́лов», «Поколение победителей», «Швед­ская спичка», «Я́ков Свердло́в», «Зо́я Космодемья́нская», «Нашествие» и других. Много ролей она сыграла в спектаклях. Талантливая актриса была награждена орденами и медалями, ей было при­своено высокое звание Заслуженной артистки РСФСР.

Живя в Москве, Ксе́ния Ива́новна всегда храни­ла теплые воспоминания о Рыльске, вела перепис­ку с некоторыми рылянами. В 1981 году она приезжала в Рыльск на могилу отца.

Умерла Ксения Ивановна Тара́сова в 1992 году. Похоронена на Вага́ньковском кладбище, где покоятся ее мама, братья, сестра и дочь, которые занимали видные должности в Москве. (162 слова)

 

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

 

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Ксе́нии Ива́новны Тара́совой:

«И эта гимназия, и. наши с мамой занятия му­зыкой, пением, и папины чтения для нас класси­ков Гоголя, Пушкина, Короленко; и Сейм, и Синайка, и Сосняк; избушки Алексея и Матвея, куда мы плавали на лодках, — откладывали в душе моей светлые эмоции, развивали мир фантазии - за что я бесконечно благодарна Рыльску. Именно Рыльск выдал мне счастливую путевку в жизнь. Теперь — одни воспоминания».

 

Подумайте, где лучше использовать слова К.И. Тара́совой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

 

Часть 2

Выберите одну из предложенных тем беседы.

ТЕМА 1. Балетная студия (на основе описания фотографии)

ТЕМА 2. Посещение оперы  (повествование на основе жизненного опыта)

ТЕМА 3. В чём заключается жизненный успех? (рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Задание 3. Монологическое высказывание.

Используя карточку участника собеседования, выполните задание.

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Задание 4. Диалог.


Во время беседы Вам будут заданы вопросы по Выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

  

Карточка участника собеседования.


Задание 3. Тема 1. Балетная студия

Опишите фотографию.


Не забудьте описать:

  • Кто изображен на фотографии;
  • Особенности интерьера студии;
  • Чем занимаются девочки;
  • Какое эмоциональное состояние у детей на фото.

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Задание 3. Тема 2. Посещение оперы


Расскажите о своём посещении оперы.

Не забудьте рассказать:

  • в каком театре Вы побывали;
  • когда и с кем ходили;
  • какую оперу смотрели;
  • что запомнилось больше всего.

 

Задание 3. Тема 3. В чём заключается жизненный успех?


Не забудьте дать ответы на следующие вопросы:

  • Что значит быть успешным в жизни?
  • Может ли жизненный успех заключаться только в материальном благополучии или славе? Почему?
  • От чего зависит жизненный успех?
  • Какими качествами характера обладают успешные люди?

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Приложения.

Карточка собеседника-экзаменатора


 Задание 4. Тема 1. Балетная студия

1. Какие качества характера требуют занятия балетом?
2. Что привлекает людей в балете?
3. Любите ли Вы танцевать? Вы этому учились?

Задание 4. Тема 2. Посещение оперы

1. Считаете ли Вы, что каждый человек должен посещать культурные мероприятия?
2. Нужно ли придерживаться определенного стиля в одежде при походе в театр?
3. Вы любите ходить в театр? Почему?

 Задание 4. Тема 3. В чём заключается жизненный успех?

1. Как Вы считаете, есть ли универсальная формула успеха?
2. Могут ли скромные люди добиться успех? Почему?
3. Кого Вы считаете успешным человеком? Расскажите о нем.

 

Вариант 4

Внимание! Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Часть 1

Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст об оперной певице, пианистке До́ре Бори́совне Беля́вской  (1894— 1986).

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

До́ра Бори́совна Беля́вская окончила женскую гимназию в Рыльске. Имея талант к музыке, поступила в Киевскую консерваторию на фортепианный факультет.  Из-за революционных событий обучение не закончила и вернулась в Рыльск.

Ещё в Киеве начала преподавательскую деятельность, затем продолжила её в родном городе, получив должность учителя музыки в школе. Как исполнитель работала в народном театре. В 1921 году уехала в Москву, чтобы продолжить образование. Поступила в Государственный институт музыкальной драмы (в настоящее время — Российский университет театрального искусства — ГИТИС). Окончила вуз, получила несколько приглашений в театры, но осталась на оперном факультете в качестве преподавателя.

В годы войны работала с оперными певцами ленинградского Театра оперы и балета имени С. М. Ки́рова. Дора Борисовна преподавала вокал артистам Большого театра, а также студентам Театрального училища имени Ще́пкина.

Среди известных учеников —  народная артистка СССР Тама́ра Синя́вская, народный артист России Вячесла́в Войнаро́вский,  народная артистка России Ли́дия  Давы́дова. Всего подготовку у Беля́вской прошло 54 народных артиста СССР. (148 слов)

 

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.

 

Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова певицы Татья́ны Ива́новны  Шмы́ги:

«То, что мой голос звучит и сегодня, - заслуга ее школы».

Подумайте, где лучше использовать слова  в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 2 минуты на подготовку.

 

Внимание! Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2. Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

 

Часть 2

Выберите одну из предложенных тем беседы.

ТЕМА 1. Концерт (на основе описания фотографии)

ТЕМА 2. Любимый киногерой (повествование на основе жизненного опыта)

ТЕМА 3. Может ли кино заменить театр? (рассуждение по поставленному вопросу)

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

Задание 3. Монологическое высказывание.


Используя карточку участника собеседования, выполните задание.

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 4. Диалог.


Во время беседы Вам будут заданы вопросы по Выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

 

Карточка участника собеседования

 

Задание 3. Тема 1. Концерт

Опишите фотографию.

Не забудьте описать:

  • Героев фотографии;
  • Место, где происходит действие;
  • Настроение героев фотографии;
  • Эмоции, которые вызывает фотография.

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 3. Тема 2. Любимый киногерой


Расскажите о своём любимом киногерое.

Не забудьте рассказать:

  • из какого он кинофильма;
  • что происходило с героем;
  • что в образе героя привлекает Вас: характер, суждения, поступки, отношение к окружающим;
  • является ли этот герой для Вас примером для подражания? Почему?

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше Высказывание должно занимать не более 3 минут.

Задание 3. Тема 3. "Может ли кино заменить театр?"


Дайте развёрнутый ответ на вопрос: "Может ли кино заменить театр?"

Не забудьте дать ответы на вопросы:

• Что даёт людям театр?
• Нужен ли театр современному обществу?
• Почему люди чаще ходят в кино, чем в театр?
• Какие особенности есть у кино (у театра) как особого вида искусства?

Приложения.

Карточка собеседника-экзаменатора


Задание 4. Тема 1. Концерт

1. Почему люди любят ходить на концерты?
2. Как чувствуют себя люди на концертах?
3. Что, по Вашему мнению, объединяет людей на концертах?

Задание 4. Тема 2. Любимый киногерой

1. Можно ли утверждать, что у каждого поколения свой киногерой?
2. Может ли киногерой стать кумиром?
3. Хотели бы Вы сняться в кино?

Задание 4. Тема 3. "Может ли кино заменить театр?"

1. Как часто Вы бываете в театре?
2. Нужно ли придерживаться определенного стиля одежды при походе в театр?
3. Стоит ли смотреть спектакль по телевизору или, чтобы ощутить атмосферу спектакля, необходимо идти в театр?

 

Сохранить себе файл 4 варианта для итогового собеседования 2024 года 

You have no rights to post comments