Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по родной (русской) литературе составлены на основе программы по данному курсу.

Цель работы: определение уровня сформированности у учащихся 7 класса предметных и метапредметных умений. 

Разработчик: Никулина Софья Вячеславовна

 

Вариант 1

1.Установите соответствия между терминами и их характеристикой. (6б)

1.Басня

Б) Острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя.

2. Сказка

А) Образное определение, подчеркивающее какое- либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

3.Житие

Г) Эпическое произведение небольшого объема. В нем изображаются одно или несколько событий из жизни одного или нескольких героев.

4.Рассказ

Д) Жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых

5. Эпитет

Е) Эпический жанр УНТ. Народно -поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

6. Сатира

Ж) Малый эпический жанр: короткий рассказ в стихах или прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности, имеющий поучительный смысл.

2.Установите соответствие между персонажами и произведениями, героями которых они являются. (3б)

Персонажи                                                          Произведения

  1. Отставной генерал-майор Булдеев                      А) А. П. Гайдар «Горячий камень»
  2. Ивашка Кудряшкин                                             Б) В. А. Солоухин «Мститель»
  3. Витька Агафонов                                                В) А. П. Чехов «Лошадиная фамилия»      

3.Соотнесите лирическое произведение с его автором. (5б)

  1. «Это утро, радость эта…»                                  А) В. А. Солоухин
  2. «Русский язык»                                                 Б) А. А. Фет
  3. «В хате»                                                           В) И.С. Тургенев
  4. «В старом парке»                                              Г) С.А. Есенин
  5. «Букет»                                                            Д) Н. А. Рубцов

 

  1. Укажите автора строк: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык…..»(1б)

 

  1. Укажите автора и название произведения. (2б)

И вот он прочел такую надпись:

КТО СНЕСЕТ ЭТОТ КАМЕНЬ НА ГОРУ

И ТАМ РАЗОБЬЕТ ЕГО НА ЧАСТИ,

ТОТ ВЕРНЕТ СВОЮ МОЛОДОСТЬ

И НАЧНЕТ ЖИТЬ СНАЧАЛА.

  1. Соотнесите автора и произведение. (6 б.)

И. А. Крылов             А) «Горячий камень»

И. С. Тургенев          Б) «Хирургия»

А. П. Чехов              В) «Тридцать зерен»

А. П. Гайдар            Г) «Льгов»                                                                              

Е. И. Носов              Ж) «Сирень»

В. П. Детков            З) «Обоз»

 

  1. Прочитайте стихотворение С. А. Есенина «В хате». Найдите все средства выразительности речи. (2б.)

Пахнет рыхлыми драченами;  
У порога в дежке квас,

Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою —
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

 

  1. Соотнесите факты из биографии с писателем. (3б)

Писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. Осуществил давнюю мечту и купил имение в Мелихово. В наши дни его пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом.

Семья писателя происходила из древнего рода тульских дворян. Его матери принадлежала усадьба Спасское - Лутовиново. Первый изобразил крестьян мудрыми и самобытными, любящих и понимающих природу, придерживающихся собственной философии, живущих традициями предков.

Родился в Курской губернии в многодетной семье; кроме него родители растили ещё одного сына и пять дочерей. В годы ВОВ воевал под Москвой. Его именем названа одна из школ города Курск.

 9.Перечисли всех известных писателей Курского края. (1/2.)

10. К чему призывает Е. И. Носова в своем рассказе «Покормите птиц»? Запишите развернутый ответ (минимум 10 пр-ий). Не забудьте включить в свой ответ формулировку понятий милосердие и сострадание. Свой ответ аргументируйте примерами из личного опыта. (13б.)

 

Вариант 2

1.Установите соответствия между терминами и их характеристикой. (6б)

1.Житие

А) Вид тропа: переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений.

2.Публицистика

Б) Острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя.

3. Сатира

В) Жанр УНТ. Русская народная эпическая песня героика – патриотического содержания. Повествует о подвигах богатырей и отражает жизнь Древней Руси

4.Былина

Г) Средний эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героев.

5.Повесть

Д) Жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых

6.Метафора

Ж) Род литературы и журналистики, рассматривающий современные проблемы, актуальные политические, экономические, социальные вопросы.

 

2.Установите соответствие между персонажами и произведениями, героями которых они являются. (3б)

Персонажи                                                                 Произведения

  1. Фельдшер Курятин                    А) А. П. Гайдар «Тимур его команда»
  2. Женя Александрова                  Б) И.С. Тургенев «Льгов»
  3. Ермолай                                   В) А. П. Чехов «Хирургия»      

3.Соотнесите лирическое произведение с его автором. (5б)

  1. «Это утро, радость эта…»           А) В. С. Алехин
  2. «Враг и друг»                            Б) А. А. Фет
  3. «Отчий край»                            В) И. С. Тургенев
  4. « Купавы»                                 Г) И. А. Бунин
  5. «Гаснет вечер, даль синеет»     Д) Н. А. Рубцов

 

  1. Укажите автора строк: «Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг.Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло: — Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! (1б)

 

  1. Укажите автора и название произведения. (2б)

Как в людях многие имеют слабость ту же:
Все кажется в другом ошибкой нам;
А примешься за дело сам,
Так напроказишь вдвое хуже

 

  1. Соотнесите автора и произведение. (6 б.)

К. Д. Воробьев А) «Мститель»

И. С. Тургенев Б) «Пересолил»

А. П. Чехов В) «Покормите птиц»

А. П. Гайдар. Г) «Гамлет Щигровского уезда»

В. А. Солоухин Е) «Тимур и его команда»

Е. И. Носов Ж) «Настя»

 

  1. Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Это утро, радость эта..». Найдите все средства выразительности речи. (2б.)

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и березы,
Эти капли — эти слезы,
Этот пух — не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё — весна.

 

  1. Соотнесите факты из биографии с писателем. (3б)

Писатель родился в городе Льгов недалеко от Курска. В 1941 году, когда началась ВОВ отправился добровольцем на фронт. Он писал сводки для газеты «Комсомольская правда». Погиб недалеко от села Лепляво. Мальчики, которые жили во дворе писателя, стали прототипами пионеров его повести.

Семья писателя происходила из древнего рода тульских дворян. Его матери принадлежала усадьба Спасское - Лутовиново. Первый изобразил крестьян мудрыми и самобытными, любящих и понимающих природу, придерживающихся собственной философии, живущих традициями предков.

Поэт родился 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии. Жизнь в русской глубинке с раннего детства вдохновляла мальчика, и уже в девять лет он написал свои первые стихи. В 1916 году вышел первый сборник — «Радуница». О поэте заговорили как о самобытном поэте-лирике, художнике «дивных красок», творце, у которого есть будущее.

 

9.Перечисли всех известных писателей Курского края. (1/2.)

  1. Выберите тему на выбор. Какими высокими моральными качествами должен обладать хороший друг? Дружба — это сила, способная объединять и преодолевать любые трудности. Запишите развернутый ответ (минимум 10пр-ий). Не забудьте включить в свой ответ формулировку понятий моральные качества, друг, дружба. Свой ответ аргументируйте примерами из художественного произведения и примером из личного опыта. (13б.)

 

Критерии оценивания

Глубина понимания проблемы, предложенной в вопросе, и убедительность аргументов

1. Ученик понимает суть вопроса и дает прямой связный ответ на него, убедительно обосновывая тезисы, подтверждая свои мысли текстом, не подменяет рассуждение пересказом, приводит пример из личного опыта теста. Соответствует объему. -3б.

2. Ученик понимает суть вопроса и дает прямой связанный ответ на него, но при этом не все тезисы обосновывает убедительно, не обращается к тексту произведения. Соответствует объему. -2б.

3. Ученик понимает суть вопроса, но не дает прямого ответа, частично подменяет анализ текста пересказом. Соответствует объему -1б.

4. Учение не дает ответа на вопрос, заменяя его пересказом пр-ия. -0б.

Орфографические

1. Допущено не более 2 ошибок – 2б.

2. Допущено 3 - 4 ошибок -1б.

Пунктуационные ошибки

1.Допущено не более 2 ошибок – 2б

2. Допущено 3-4 ошибок – 1б.

Грамматические ошибки

1.Допущено не более 2 ошибок -2б.

2. Допущено 3-4 ошибок – 1б.

Речевые ошибки

1.Допущено не более 1 речевой ошибки. -2б.

2.Допущено 2 речевых ошибки. -1б

Богатство и разнообразие языковых средств

Речь отличается разнообразием синтаксических конструкций. -1б

Фактические ошибки

Фактические ошибки отсутствуют-1

Допущены фактические ошибки - 0

Всего 43 балла

Оценивание:

38-43 - "5"

37-28 - "4"

27-23 - "3"

22-0  - "2"