Содержание материала

Опытом работы по подготовке школьников к выполнению задания 8 на ОГЭ по русскому языку делятся Астанина М.В., Учаева О.И., учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 31 имени А.М. Ломакина» и МБОУ «СОШ № 60» г. Курска.

Любой экзамен – это неизбежность, что само по себе уже несколько удручает. Но он не неожиданность, что несколько успокаивает. А если серьезно, то к нему, экзамену, ведет долгая и не всегда прямая и легкая дорога упорной многолетней работы «тандема» ученика и учителя. Даже учителей, ведь основы знаний, учебных действий закладываются еще в начальной школе и развиваются не только каждым учителем-предметником отдельно, но и всеми педагогами вкупе.

Такой совместный последовательно и систематически организованный труд обязательно принесет свои плоды. И ожидая их, веря в собственный успех, ученик будет воспринимать экзамен не как Голгофу, а как возможность убедить себя и экзаменаторов, непосредственных или удаленных, в собственной состоятельности и успешности.

Что значит готовить(ся) к экзамену? Сразу хотим подчеркнуть, что, как бы по-своему ни трактовали процесс подготовки к экзамену ученики и учителя, в любом случае он не должен предполагать «натаскивание», запугивание и своеобразное программирование потенциального экзаменуемого на выполнение строго очерченных действий и заданий. Экзамен – это апогей ученического творчества, свободного, умного и максимально результативного.

Исходя из этого  мы  и строим свою работу по подготовке школьников к ОГЭ по русскому языку и предлагаем материал из опыта этой работы.

 

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

 

Сразу сделаем оговорку: правильно определять главные члены предложения необходимо не только в задании 8, но и в задании 11, предполагающем работу по синтаксическому анализу сложного предложения. Кроме того, в силу особенности формулировки задания в КИМах, в предлагаемых в данной работе вариантах тренировочных упражнений мы сосредотачиваемся не на необходимости правильно расставить знаки препинания и решить орфографические задачи, а на анализе готовых синтаксических конструкций и обязательном обращении к тексту. Отметим, что принцип подбора вариантов тренировочных упражнений – от простого к сложному, максимально приближенному к формулировке заданий в КИМах.

Надеемся, что представленные материалы  будут полезны коллегам и их воспитанникам и поможет победить детскую тревожность в ожидании экзамена, а значит ученики без ненужной паники, спокойно и сосредоточенно будут готовиться к ответственному испытанию, результат которого сможет порадовать их и учителей.

В работе использована информация из следующих литературных изданий и сайтов сети Интернет:

  1. Бабиченко Д.Н.. Искусство мультипликации. – М., Искусство, 1964.
  2. Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.
  3. Кожинов В. Классика в жизни народа и на экране. – В сб.: Книга спорит с фильмом. «Мосфильм – 7». – М., Искусство, 1973.

 

5 класс

Нахождение предикативной основы предложения – традиционно один из трудных вопросов для учащихся. Проблем немало: упорное «путание» частей речи и членов предложения, «непризнание» возможности имени прилагательного быть сказуемым или его частью, неразличение прямого дополнения и подлежащего, восприятие косвенных форм личного местоимения «я» как начальной, а значит, выступающей в роли подлежащего, трудности в определении составного сказуемого, «невидение» всех однородных главных членов предложения…

Всем педагогам известно, что данные проблемы начинают обозначаться уже в 5 классе. И если проигнорировать факт их присутствия в это время, то «вылечить болезнь» не получится, если вообще возможно: с каждым последующим годом обучения вопрос будет лишь усложняться, открывая новые аспекты проблемной темы. Значит, необходимо проводить работу по профилактике затруднений школьников в определении грамматической основы предложения.

В начальной школе учащиеся получают первые, основные, элементарные сведения о главных членах предложения. В 5 классе они совершают открытия в этом, казалось бы, очевидном вопросе:

  1. Оказывается, в роли сказуемого может выступать имя существительное.
  2. Между подлежащим и сказуемым может стоять знак препинания – тире.
  3. Сказуемым может быть и имя прилагательное (полное).
  4. Имя прилагательное может употребляться в краткой форме, и тогда оно функционирует только в роли сказуемого.
  5. Главные члены предложения могут быть однородными (конечно, данный момент не такой уж неожиданный, ученики уже знают понятие однородности, воспринимая ее как перечисление, и могут ее видеть в предложении).

Уже на данном этапе работы, в 5 классе, следует начать обобщение материала, имеющее практическую ценность и необходимость: учащиеся приступают к составлению памятки-«шпаргалки» по определению грамматической основы предложения, учитывающей все «подводные камни» темы. Далее мы покажем вариант такой памятки.

В 5 классе учащиеся расширяют свои знания о способах выражения главных членов предложения. Как правило, затруднения вызывает определение сказуемых, выраженных именем прилагательным. Для  «проникновения» в тему предлагаем следующее задание исследовательского характера.

Задание 1. Прочитайте предложения. Определите синтаксическую роль имен прилагательных.

«Тропинка» рассуждения:

  • попробуйте убрать  прилагательные  в  предложениях, ведь  определение – это второстепенный член и он может отсутствовать. Что у вас получилось?
  • понятен ли смысл оставшейся части предложения, выражает ли она законченную мысль?
  • какие вспомогательные слова можно вставить в предложения?
  • к какому выводу вы пришли?
  1. Утро сегодня ясное и морозное.
  2. Мои друзья верные и надежные.
  3. Фильмы о животных трогательные и поучительные.

Вывод. Имя прилагательное в предложении может быть не только определением, но и сказуемым. В этом случае имя прилагательное чаще всего находится после подлежащего и предложение приобретает иной смысловой оттенок. К прилагательному-сказуемому можно добавить глагол-связку есть или быть.

Подтвердим правильность вывода, выполнив тренировочное упражнение.

Задание 2. Сопоставьте предложения и определите синтаксическую роль выделенных слов.

  1. Этот веселый фильм посмотрели все мои друзья. – Этот фильм очень веселый.
  2. Мне нравятся неунывающие и находчивые герои рассказов Николая Носова. - Герои рассказов Николая Носова неунывающие и находчивые.
  3. Интересные, увлекательные рассказы Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе покорили читателей всего мира. - Рассказы Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе интересные, увлекательные.

Ещё одна новая для пятиклассников тема – «Тире между подлежащим и сказуемым». После знакомства с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым предлагаем несколько вариантов заданий «от простого к сложному».

Задание 3. Определите, какими частями речи выражены главные члены предложения. Сделайте вывод.

  1. Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости.
  2. Хорошая книга – вот настоящий друг и учитель.
  3. Сказка на экране – увлекательное зрелище.
  4. Кинематограф – великое изобретение человечества.

Вывод. Подлежащее и сказуемое выражены существительными в именительном падеже. В этом случае  между ними ставится тире.  Если при сказуемом есть слова это, вот,  тире ставится перед этими словами.

Задание 4. Закончите предложение так, чтобы постановка тире была оправдана (подтверждена правилом). Сделайте вывод.

  1. «Царевна-лягушка» – это …
  2. Родная природа – вот…
  3. Прогулка по лесу – …
  4. Курск – ...

Вывод. Тире между подлежащим и сказуемым ставится в том случае, если оба главных члена предложения выражены существительными в именительном падеже. Если при сказуемом есть слова это, вот, тире ставится перед этими словами.

Задание 5. Вспомните название русской народной сказки. Укажите номер предложения, в котором тире поставлено между подлежащим и сказуемым.

(1)Жила-была баба с дедом. (2)Были у неё своя дочка и падчерица. (3) Падчерица за двором следит, скотину поит-кормит, дрова и воду носит, печь топит, избу метёт.  (4) А старухина дочь – ленивица да сварливица. (5) Однажды решила старуха избавиться от чужой дочери. (6) «Вези,  её, старик, куда хочешь!» -  приказала старуха деду. (7)Затужил  старик, заплакал, да  делать  нечего. 

После изучения темы «Главные члены предложения» учащимся предлагается текст для определения в предложениях грамматических основ, для восстановления предложений в соответствии с заданием или для анализа с целью формулировки заданий к нему. Эта работа может быть общей (комментированное письмо), групповой или индивидуальной (на усмотрение учителя).

Задание 6. Определите  тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст.  Выпишите из предложений грамматические основы. Определите, какими частями речи они выражены.

Любите  ли  вы  кино?  О чём рассказывают истории с экрана?  Они интересны, увлекательны, поучительны.

Каждый фильм – это открытие чего-то нового. В кино все возможно. Мы переносимся в прошлое  или будущее, изменяем настоящее,  оцениваем поступки героев, учимся  понимать  людей.

Задание 7. Определите  тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст.  Опираясь на текст, сформулируйте задания по теме «Главные члены предложения»

(1) Басни И.А. Крылова – прекрасный пример экранизации в мультипликации. (2) Язык басен образный, выразительныйхарактеристики героев острые и точные.  (3) Мы ярко представляем   происходящее. (4) Очень важна музыка к фильму. (5) Герои басен «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица» получили зрительные образы на экране и уже никогда не исчезнут.

Возможные варианты заданий:

  • объясните устно и графически постановку тире в первом предложении;
  • докажите, что имена прилагательные во втором предложении – сказуемые;
  • определите, чем выражено сказуемое в четвертом предложении;
  • укажите, в чем особенность строения пятого предложения.

В разделе «Имя прилагательное» пятиклассники  знакомятся с краткой формой данной части речи и узнают о ее синтаксической функции. Целесообразным будет предложить им выполнение следующих упражнений:

  1. Укажите грамматическую основу предложений и части речи, которыми она выражена:

1) Фильм «Тимур и его команда» по произведению А.П. Гайдара очень поучителен. 2) Как добра и прекрасна Золушка! 3) Страшна ли Баба-Яга в киносказке «Василиса Прекрасная»?

  1. Выпишите грамматическую основу данного предложения:

Мачеха Настеньки в киносказке «Морозко» зла и коварна.

  1. Выпишите из данного текста грамматическую основу, в которой сказуемое выражено краткой формой имени прилагательного:

«Царевна-лягушка» — русская народная волшебная сказка. Сказки с подобным сюжетом известны также в некоторых европейских странах. В сборнике «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева она находится под номером 104. 

Выполнение данных упражнений может быть как общей, так и групповой или индивидуальной формой работы, на усмотрение учителя. Эта мысль относится и ко всем предлагающимся в пособии упражнениям.

В 5 классе учащиеся расширяют свои знания об однородных членах предложения. В ходе работы необходимо обратить внимание пятиклассников на то, что главные члены предложения также могут быть однородными и в таком случае правильное определение грамматической основы предложения предполагает указание всех однородных подлежащих и/или сказуемых.

Тренировочные упражнения могут быть такими:

  1. Укажите грамматическую основу предложений:

1) Однажды мачеха разозлилась на падчерицу и отправила  ее в зимний лес.2) Володя и Юра Торсуевы сыграли Сыроежкина и Электроника в кинофильме «Приключения Электроника» режиссера Константина Бромберга.3) В съемках фильма «Королевство кривых зеркал» принимали участие не только люди, но и птицы, животные.

  1. Выпишите грамматическую основу 4 предложения текста:

1) Кащей и Никита решают биться насмерть. 2) Кащей призывает на подмогу свою армию, а Никита призывает войско русское. 3) Он рубит голову злодею, и у того вырастает новая. 4) А Булат тем временем находит смерть Кащея и побеждает его. 5) Никита Кожемяка, Булат Балагур и Марья Моревна возвращаются домой.

Заканчивая работу в разделе «Синтаксис и пунктуация», пятиклассники под руководством учителя начинают работу по составлению памятки «О чем нельзя забывать при определении грамматической основы предложения», которая должна дополняться в каждый последующий год обучения и стать вспомогательным материалом при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе, поэтому составлять ее учащимся лучше на понятном им языке, а не переписывать материал учебника. Примеры к положениям в данной памятке должны быть подобраны самими учащимися, что может быть вариантом проверочной или домашней работы на определенном этапе освоения темы. Предлагаем вариант памятки, составленной в 5 классе:

  1. Найти грамматическую основу предложения не всегда просто.
  2. Сказуемое может быть выражено именем существительным или именем прилагательным.
  3. Имя прилагательное в роли сказуемого может быть в полной или краткой форме.
  4. Тире в предложении может иногда «сигнализировать» о главных членах предложения.
  5. Помни об однородных главных членах предложения.

You have no rights to post comments