Содержание материала

Курс русского языка в 8 классе предполагает, как хорошо известно всем учителям русского языка и литературы, обращение к разделу «Синтаксис», что напрямую связано с содержанием рассматриваемого в данной работе задания. Ученики работают с простым предложением, изучая его буквально «под микроскопом». Понятно, что грамматическая основа простого предложения постоянно становится объектом их внимания. Остановимся на некоторых проблемных моментах в контексте темы «Главные члены предложения», с которыми сталкиваются восьмиклассники.

Так, традиционно трудным является определение синтаксической функции инфинитива: для детей понятия «глагол» и «сказуемое» зачастую вообще идентичны, или же им очень трудно согласиться с мыслью, что глагол может быть в предложении не сказуемым.

После знакомства с материалом о разнообразии синтаксических функций инфинитива предложим учащимся следующие задания:

  1. Вспомните правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Рассмотрите данные примеры, сделайте вывод об условиях постановки тире в предложениях:

1)«Снежная королева» — советский полнометражный мультипликационный фильм, экранизация сказки Ганса Христиана Андерсена. 2) Победить зло – вот идея всех советских мультфильмов. 3) Улыбнуться другому – способ подружиться в    мультфильме «Крошка Енот» режиссера Олега Чуркина.

  1. Определите синтаксическую роль инфинитива в предложении. Составьте памятку-рассуждение об определении инфинитива в роли подлежащего.

Посмотреть хороший фильм – настоящее удовольствие.

Быть грубым  некрасиво.

Собирать фильмотеку – моё главное увлечение.

Самое страшное для человека – остановиться в своём развитии.

Какое это счастьеуважать родителей!

Вывод:

  • инфинитив, стоящий на первом месте в предложении, является подлежащим; он называет независимое действие, суждение о котором  содержится в сказуемом;
  • инфинитив-подлежащее может находиться и после сказуемого, если стоящий в начале предложения второй главный член имеет оценочное значение;
  • связка ЭТО может находиться перед сказуемым, но не перед  подлежащим.
  1. Выпишите грамматическую основу данных предложений:

1)Принести из леса елку – задача героя мультипликационного фильма «Падал прошлогодний снег» режиссера Александра Татарского. 2)Самое важное – создать идею будущего мультфильма. 3)Встретить родителей – организовать для них праздник  (по фильму «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» режиссера Элема Климова).

  1. Закончите предложения. Определите синтаксическую роль инфинитива в них.

Посмотреть исторический фильм – …

Какое … –  увидеть на экране знакомых литературных героев.

Прочитать хорошую  книгу – …

Это счастьеузнать больше о …

  1. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст. Выпишите грамматические основы, определите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

Главное в экранизации литературного произведения – передать заложенное в первоисточнике. Посмотреть фильм – ещё раз прожить, почувствовать то, что восхитило нас в книге.

Прямая экранизация воссоздает атмосферу произведения, переносит книгу на экран.

Основная задача экранизации по мотивам книги – показать знакомое произведение в новом ракурсе.

Любая экранизация использует   материал, сюжеты, образы, атмосферу произведения. Но если мы хотим проникнуться идеей произведения в полной мере, необходимо прочитать его в оригинале (книгу).

  1. Выпишите грамматическую основу 4 предложения текста:

1)«Место встречи изменить нельзя» смотрели практически все, большинство – не по одному разу. 2)Фильм 1979 года и сейчас время от времени  показывают на разных телеканалах. 3)Написаны сотни статей и рецензий, в Интернете есть сайты и форумы, целиком посвященные фильму режиссера Станислава Говорухина. 4)Поэтому писать об этой киноленте – дело неимоверно трудное.

Еще одна синтаксическая трудность, имеющая отношение к рассматриваемому заданию в ОГЭ по русскому языку, в курсе 8 класса, – различение подлежащего и прямого дополнения. Ученики узнают о видах дополнений и не могут не заметить внешнего сходства указанных членов предложения. После необходимой подготовительной работы предлагаем следующие задания, направленные на развитие навыков определения и разграничения синтаксической функции слов, являющихся в предложении подлежащим и прямым дополнением:

  1. Отметьте подлежащее и дополнение (если они есть) в данных предложениях, ставших названиями кинофильмов:

1) Место встречи изменить нельзя. 2) Посторонним вход воспрещен. 3) 713-й просит посадку. 4) О бедном гусаре замолвите слово. 5) Одиноким предоставляется общежитие.

  1. Выпишите грамматическую основу 4, 5 предложений текста:

1)Фильмов по мотивам сказок снято много. 2) «Старик Хоттабыч»  – особенный. 3) Персонаж «Тысячи и одной ночи», выпущенный на волю после тысячелетнего заключения советским пионером Волькой, оказывается в самом, как бы сказали сейчас, «социуме», в гуще советской жизни, какой она была в 50-е годы. 4) И чудеса, в духе той же «Тысяча и одной ночи», буквально захлестывают эту жизнь. 5) Снимать сказочные чудеса в те годы было непросто. 6) В распоряжении кинематографистов был, по сути, всего один   инструмент – монтажные ножницы.

Нельзя обойти вниманием тему «Приложение». Учащиеся  традиционно  определяют пять членов предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство. Приложение классифицируют  как  определение, выраженное именем существительным. Здесь и начинаются трудности: как подчеркивать приложение – как определение или как тот член предложения, к которому оно относится?  Приведем примеры нескольких типов заданий, помогающих разобраться в теме.

Задание 1. Определите в предложениях слова, дающее другое (дополнительное) название предмету. Поставьте к этим словам вопрос определения и подчеркните как член предложения. Попробуйте самостоятельно дать определение приложению как члену предложения.

  1. Кино, самое массовое искусство, интересно и доступно любому человеку.
  2. Киноискусство, синтез литературы, живописи, театра и музыки, - настоящее волшебство.
  3. Русская классика, бессмертная литература, никогда не потеряет своего читателя.
  4. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - одно из самых грандиозных произведений мировой литературы.

Задание 2. Составьте схему «Что могут обозначать приложения» (кластер). Приведите несколько примеров к каждому значению.

Вывод. Приложения могут представлять собой имена собственные, научные термины, свойства предметов (явлений), национальность, возраст, специальность и т. д.

Задание 3. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте текст. Определите грамматические основы. Найдите в тексте приложения, определите их синтаксическую роль.

Экранизация  классики, бессмертных произведений русской литературы,  – это  взаимодействие двух искусств, диалог культур. Мы, заинтересованные участники, попробуем войти в этот диалог, понять, что более всего привлекает внимание нашего современника в отечественной литературе.

История экранизации классики начинается с первых шагов истории самого кино. К моменту появления звука   большинство классических произведений русской литературы уже получили  свое экранное толкование. Повесть   А.С. Пушкина «Пиковая дама», бессмертная «Шинель» Н.В. Гоголя, повесть Л.Н. Толстого «Отец Сергий», «Недоросль» Д.И. Фонвизина  и другие произведения заняли свое место в своеобразной кинобиблиотеке.

Для кинематографиста и кинозрителя, человека ХХ - ХХI веков,  чрезвычайно важно понять идею произведения, погрузиться в его атмосферу.

Напоминаем, что все «подводные камни» темы, обнаруженные в разные годы обучения, ученики фиксируют в памятке. Какие же пункты можно добавить в нее по результатам обучения в 8 классе? Такие, например:

  1. Инфинитив может быть и подлежащим, и сказуемым, и частью сказуемого, и второстепенным членом предложения. Задай вопрос!
  2. Сказуемое может быть составным.
  3. Подлежащее может быть выражено любой частью речи и разным количеством слов.
  4. В предложении может быть один главный член.
  5. Не путай прямое дополнение и подлежащее: задавай «одушевленный» и «неодушевленный» вопросы.
  6. Различай подлежащее и приложение.

И еще раз напомним: примеры к такой памятке-шпаргалке лучше подбирать школьникам самим. Это позволит им еще раз потренироваться в решении грамматических задач, и может стать вариантом домашнего задания, что удобно учителю, и примеры, подобранные самим составителем, понятней ему же.

Авторы: Астанина М.В., Учаева О.И.

You have no rights to post comments