Мальцева Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46» г. Курска, делится опытом работы по обучению выпускников основной школы написанию сочинения-рассуждения.

Автор демонстрирует особенности заданий 1, 15.1, 15.2 и 15.3 в КИМ ОГЭ, знакомит с композиционными особенностями каждого вида работы, делится шаблонами сочинений.

Требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы отражают:

1) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

2) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

3) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

4) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

5) владение навыками анализа художественных произведений, осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

6) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Основным средством формирования и проверки этих навыков является текст – анализируемый и создаваемый обучающимся.

Работа с текстом осуществляется на уроках по следующим уровням:

- воспроизведение (комментированное чтение, поиск необходимых сведений),

- анализ (определение темы, проблемы, идеи, составление разного рода планов, тезисов, вопросов, схем, таблиц, формулирование выводов, поиск причинно-следственных связей, подбор примеров, аргументов, сжатие информации),

- творчество (написание разного рода работ).

Речь в данном случае пойдет о творческом этапе – обучении написанию экзаменационного сочинения на основе текста Л. Куклина.

 

(1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение  марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...

(3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…

(4) - Ну что ты волнуешься? (5)У  мальчика  это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет!- убеждала меня жена.

(8)Пройдет... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если  бы она знала, что  из заначек, которые  теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно  было бы  купить  ей  давно  обещанную  шубку,  она не  говорила  бы  так легкомысленно…

(11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего  семейного корабля и вызывали  всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки!

(13)В  конце  концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже  мерещилась  мировая  известность  моего выдающегося    собирателя...

(15)- Ну-с, брат,  -  обратился  я  как-то к  сыну после  вечернего  чая, в блаженном   предвкушении  потирая   руки. (16) -  Мне   удалось  выцарапать  две прелюбопытнейшие  марочки Британской Гвианы.  (17)Доставай-ка свой альбомчик...

(18)-  Понимаешь,  папа... -  сын посмотрел на  меня распахнутыми  до  дна глазами. (19)- Я давно хотел тебе сказать....(20)У меня нет альбома...

(21)- Потерял?!  -  всхлипнул я и  в предынфарктном состоянии опустился  на диван-кровать.

(22)-  Ну  что  ты,  папочка!  - снисходительно пожал плечами  сын,  видимо, несколько  шокированный такой вопиющей глупостью  родителя.  (23)- Просто у меня сейчас его нет.

(24)- Ага... - радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу?   (26)Молодец!  (27)А далеко он живет, этот твой товарищ?!

(28)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, - совсем  не может! (31)Никуда не  может ездить. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я  подарил ему  свой альбом…(34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и  в кино, и  потом, попозже, съездить  в другие страны...

(36)- А ты  не жалеешь  о своем альбоме? - безжалостно спросил  я. (37)- Только честно?

(38)- Да,  папа, жалею... (39)Сначала – очень жалел, а  теперь  - чуть-чуть... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от  радости  тоже  можно плакать?(43) А,  пап? (44)И  мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься?

(46)Ну что  я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому.  (48)Это  был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.

(50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием... (По Л. Куклину).

 

Работу над  сочинением-рассуждением начинаем со знакомства с критериями оценки. Дети убеждаются, что при выполнении задания 15.1 в тексте  объемом не менее 70 слов необходимо раскрыть смысл высказывания  о лингвистическом явлении,  аргументировать свой ответ двумя  примерами из прочитанного текста. Свобода остается в выборе стиля (публицистического или научного), в способе цитирования.

Опыт показывает: даже обладая лингвистическими знаниями, обучающиеся испытывают определенные затруднения в речевом оформлении рассуждения. Помощь в этом случае окажет шаблон.          

Известный (лингвист, писатель, публицист, языковед) И.И.Иванов утверждал: «Вставь цитату из задания». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Действительно, (называем языковое понятие) играет (ют) важную роль в нашем языке. (Или строим предложение иначе, исходя из содержания цитаты). Обратимся за доказательствами к тексту С.С.Сидорова.

     Во-первых, в предложении № … мы встречаем … Это помогает писателю...

     Во-вторых, в предложении № … автор (употребляет, использует) …, которые (объясняем, зачем автор использует эти языковые средства).

     Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль И.И. Иванова о том, что...  

Итогом  обучающей работы стало коллективное сочинение по заданию 15.1:

«Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума», - утверждал писатель Л.С. Сухоруков. В самом деле, речь может отражать настроение говорящего, его характер, эмоции, интеллект, душевное состояние. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту Л.Куклина.

Так, о сыне рассказчика можно сказать, что он человек добрый, сострадательный, остро чувствует чужую боль и готов облегчить ее. Лексический повтор слов «не может» (ходить, ездить) показывает, насколько ребенок был поражен судьбой парализованного мальчика (предложения № 30, 31).

Риторические вопросы (предложения № 32, 42) подчеркивают то, что больше всего удивило сына. Именно сострадание к ребенку, прикованному к инвалидной коляске,  повлияло на решение подарить чужому мальчику альбом с марками – ценную коллекцию, которая собиралась годами.

Все это подтверждает мысль, что речь – зеркало внутреннего  мира человека.

 

Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно интерпретировать (истолковывать, разъяснять, раскрывать)  смысл ключевого фрагмента текста

(как правило, это финал, в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).   

Работая над  этим заданием, действуем по плану подготовки к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.

  1. Внимательно прочитайте текст до конца.
  2. Анализируем последний абзац, определим, какие эмоции испытывает герой.
  3. Формулируем основную мысль будущего сочинения.
  4. Перечитываем текст и находим сюжетные объяснения, которые нам помогают ответить на вопросы «Почему герой испытывает это эмоциональное состояние?», «Как эти чувства характеризуют рассказчика (героя)?».
  5. Подчёркиваем карандашом или выделяем маркером нужные слова и предложения.
  6. Обобщаем сюжетные объяснения, используя абстрактную и образную лексику. ПОМНИМ: эмоциональное состояние героя в конце текста вытекает не только из событий, оно подразумевает некую нравственную, абстрактную проблему, важную для героя и человека.
  7. Делаем рабочие записи.
  8. По схеме сочинения-рассуждения «собираем» и записываем черновик нашего сочинения.
  9. Проверяем смысловые связи, используя союзы: так как, поэтому, если, когда, хотя и др.
  10. Проверяем черновик, пересчитываем слова. Проверяем по всем критериям, вносим изменения.
  11. Переписываем на чистовик.
  12. Внимательно перечитываем текст до конца.

 

И вновь предлагаем на начальном этапе обучения шаблон.

  1. Тезис (смысл фразы, которую нужно объяснить)

Высказывание... отражает …. отношение рассказчика (героя) к событиям, о которых рассказывается в тексте.

Финал текста  передаёт чувства рассказчика (героя), которые он испытал...

В предложенном фрагменте текста переданы чувства рассказчика (героя)…, вызванные (указать, чем они вызваны)…

Последние  предложения текста рассказывают об эмоциях и  чувствах рассказчика (героя) …, вызванных…

В  финале говорится о душевных переживаниях героя, испытанных им во время…. и т.п. 

     II.Аргументация (доказательства, которые нужно привести в подтверждение высказанной мысли):

Аргумент 1.

Аргумент 2.

     III. Вывод (Таким образом, в финале рассказа мы видим…)

Итогом  обучающей работы стало коллективное сочинение по заданию 15.1:

В финале текста Л.Куклина, на мой взгляд, речь идет о том, что отец увидел, как его сын повзрослел, умеет сострадать, чувствовать  чужую боль. Герой испытывает гордость за сына и уважение к нему.

Сын подарил парализованному мальчику альбом с марками – ценную коллекцию, которая собиралась годами, потребовала больших денег и времени.  Ребенок проявил щедрость,  сумел преодолеть жалость, видя, насколько обрадовался  парализованный мальчик подарку (предложения № 39,40).

В своем сыне рассказчик видит равного себе, поэтому не обнимает и не целует его, как раньше (предложения № 48,49). Вместо этого – крепкое понимающее рукопожатие двух равных, взрослых людей.

В финале рассказа мы видим двух людей, сумевших проявить сострадание к человеку и отказаться   ценного альбома с марками.

 

При выполнении задания 15.3 обращаем внимание обучающихся, что нужно не только сформулировать, но и  прокомментировать данное  определение, а также  привести  примеры-аргументы (из текста или жизненного опыта), которые подтверждают   рассуждения. Максимальный балл за аргументацию своего мнения можно получить, если приведены 2 примера-аргумента: один - из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или приведены 2 примера-аргумента из прочитанного текста.

На начальном этапе у детей возникают естественные вопросы: как определить понятие? Как прокомментировать? Что такое жизненный опыт?

Объясним учащимся, что  определение -   1) логическая операция, раскрывающая содержание понятия; 2) установление  смысла незнакомого слова с помощью слов знакомых и уже осмысленных:  в левую часть определения входит определяемый термин, а в правую - определяющее выражение, содержащее только знакомые слова; 3) уточнение предмета рассмотрения, однозначная его характеристика.

Дать определение слова  - это значит подвести данное понятие под другое, более широкое. Познакомим детей с основными способами толкования значения слов:

  1. Синонимический способ определения (значение слова раскрывается близким по значению словом-синонимом: Жестокость – это безжалостность, жестокосердие, бесчеловечность). 
  2. Описательно- синонимическое определение (описательная часть такого определения позволяет более точно указать содержание поясняемого слова, синоним же содержит в себе дополнительные сведения о значении: Жестокость — бессердечие, негативная черта характера, когда человек, причиняющий боль другому, не испытывает к нему чувства жалости и сострадания).
  3. Отрицательные определения (указание таких свойств, понятий, предметов и т.д., которые у них отсутствуют: Жестокость – это свойство человека, не знающего жалости, доброты, сочувствия).
  4. Комбинированный способ (совокупность способов, позволяющая полнее раскрыть оттенки значения слова: Жестокость – бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям или другим живым существам, характеризующееся сознательным причинением физических или моральных страданий).

По С.И.Ожегову, комментировать – давать комментарии,  пояснения к чему-нибудь. Для обучающихся даем вопросы – подсказки к комментарию:

- Что мне ещё известно об этом слове (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?

- Какой дополнительной информацией я могу расширить данное мной определение?

- Какое ключевое словосочетание в определении мне хотелось бы пояснить? Обращаем внимание, что содержание комментария подскажет текст изложения, тематически связанный с заданиями сочинения-рассуждения.

И наконец, жизненный опыт в толковом словаре Д.В.Дмитриева определен как то, что человек испытал, узнал, попробовал в свой жизни, те знания и умения, которые он накопил в жизни.        

Жизненный опыт бывает:

  • опытом многих поколений (традиционно-историческим) — это пословицы, поговорки, нравственные заповеди, моральные нормы, сложившиеся традиции;
  • опытом людей, компетентных в определенных областях, ученых, профессиональных сообществ; 
  • опытом близких, родных, знакомых людей;
  • собственным жизненным опытом.

Обучая детей контролировать смысловую цельность, речевую связность, последовательность изложения и композиционную стройность своей работы, предлагаем каждый абзац на полях озаглавить. В идеале должна получиться запись: тезис – комментарий – аргумент 1 – аргумент 2 – вывод. Такой нехитрый прием позволяет избежать логических ошибок, проверить, последовательность изложения и соблюдение   абзацного членения текста.

       Итогом обучающей работы стало коллективное  сочинение по заданию 15.3:

Определение слова

     Милосердие – готовность оказывать помощь, проявлять снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами.

Комментарий

     Милосердие – это прекрасная черта характера, когда человек, испытывая чувство сострадания, жалости, способен забыть о себе, своих интересах и проявить заботу о другом.

Пример из текста

      Поступок мальчика, героя  текста Л.Куклина, продиктован именно милосердием, жалостью к парализованному мальчику. Ребенок был поражен тем, что сверстник не может осуществить самых простых вещей: ходить, ездить, чтобы узнать окружающий мир (предложения №31, 32. 35). Поэтому мальчик отдает свой альбом с марками, проявляя сострадание к тому, кто болен, порой беспомощен.

Пример из жизненного опыта

        Милосердие – важное качество человеческой личности, отличительная черта человека, богатого душой. Неслучайно одна из христианских заповедей гласит: «Возлюби прежде всего ближнего своего». Милосердные  люди обязательно действуют, видя страдание другого. Именно так поступала мать Тереза, посвятившая свою жизнь людям.

Вывод

      Действительно, наша жизнь была бы безрадостной, если бы рядом не было тех, кто способен  думать не только о себе.

 Итак,  на этапе обучения  сочинению знакомимся с критериями оценки, композиционными особенностями рассуждения, способами определения лексического слова, комментирования  понятий, финальных сцен или строк, коллективно   пишем сочинение, осуществляем самоконтроль. Постепенно обучающиеся переходят к самостоятельному написанию сочинений, все меньше нуждаясь в разъяснениях учителя, с точностью подтверждая справедливость высказывания Конфуция: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму».

Литература

  1. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка. – Издательство: ООО «Издательство Астрель», 2003.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 6-е, стереотипное. – М.: Советская энциклопедия, 1964.

Автор: Мальцева Светлана Николаевна

You have no rights to post comments