Дунаева Галина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Щигры Курской области», представляет систему работы по обучению выпускников написанию сжатого изложения. Ее практические работы целенаправленно подводят школьников к осознанию алгоритма написания такого сложного вида изложения, как сжатое.

При написании сжатого изложения необходимо передать главное содержание каждой микротемы и всего текста в целом, сохраняя смысловую последовательность. Существует много алгоритмов написания сжатого изложения. Остановимся на одном из них.

  1. Определите тип речи прослушанного текста.
  2. Выделите в тексте существенные мысли.
  3. Найдите среди них главную мысль.
  4. Разбейте текст на части (микротемы).
  5. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
  6. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей избавиться.
  7. Определите, какие факты можно обобщить в соседних частях текста.
  8. Запишите сокращённый текст на черновике.

Думается, что начинать нужно с определения типа речи прослушанного текста. Именно это поможет ученику написать сжатое изложение. Вот те вопросы, которые можно применять при определении типа речи:

  1. Что? когда? где? (текст-повествование)
  2. Какой? каков? (текст-описание)
  3. Как? почему? зачем? (текст-рассуждение)

На уроках русского языка предлагаем тексты различных типов речи с целью определения школьниками характерных особенностей текста того или иного типа речи. При этом определяем содержательные элементы, которые следует оставить или исключить из текста при компрессии.

Приведем пример практической работы, которую можно использовать на уроке.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

 

Тип речи

Содержательные элементы компрессии текста

Предлагаемые элементы

СОХРАНИТЬ

СОКРАТИТЬ

Повествование (передача событий)

 

 

-последовательность событий;

-попутно сообщающиеся факты;

-примеры, иллюстрации;

-развёрнутые описания;

-авторские оценки;

-элементы рассуждения;

-динамику действий

Описание (передача деталей)

 

 

-дополнительно попутно сообщаемую информацию;

-описательную часть;

-элементы повествования и рассуждения;

-особенности авторских образов;

-приёмы и средства выразительности;

прямые авторские оценки, не связанные с описанием

Рассуждение (передача мыслей)

 

 

-развернутые иллюстрации;

-примеры, описание;

-тезис;

-основные аргументы;

−  дополнительные сведения;

-элементы повествования

После самостоятельной работы ученики сверяют свои ответы с правильными вариантами.

Тип речи

Содержательные элементы компрессии текста

СОХРАНИТЬ

СОКРАТИТЬ

Повествование (передача событий)

−                   последовательность событий;

−                   динамику действий

 

−  попутно сообщающиеся факты;

−                 примеры, иллюстрации;

−  развёрнутые описания;

−  авторские оценки;

−  элементы рассуждения

Описание (передача деталей)

−   описательную часть;

−                   особенности авторских

образов;

-  приёмы и средства выразительности

−  дополнительно попутно сообщаемую информацию;

−  элементы повествования и рассуждения;

−  прямые авторские оценки, не связанные с описанием

Рассуждение (передача мыслей)

−   тезис;

−   основные аргументы

 

−  развернутые иллюстрации;

−  примеры, описание;

−  дополнительные сведения;

- элементы повествования

Вывод: при изложении текста-повествования необходимо сохранять последовательность событий и динамику действий, текста-описания – описательную часть, особенности авторских образов и приёмы и средства выразительности, при изложении текста-рассуждения – тезис и основные аргументы.

Помним, что текст изложения ученики прослушивают дважды. В связи с этим выстраиваем работу следующим образом.

  1. ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
  2. Этап определения темы текста.

Как определить тему текста?

Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Тема определяется различными способами:

-по началу текста;

-по ключевым словам;

-по ключевым эпизодам;

-по поступкам или размышлениям героев (автора);

-по заглавию текста.

  1. Этап определения основной мысли текста.

Как определить основную мысль текста?

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?»        

Что нам помогает сформулировать основную мысль текста?

- общая тональность звучания текста;

- настроение, которое вызывает прочтение текста;

- отношение автора к событиям, героям;

- наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

  1. Этап определения структуры текста (именно на этом этапе определяем тип речи данного текста).

Называем  композиционные части текста. Составляем  план.   

Записываем основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.

(Вспоминаем: композиция текста – построение текста.  Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.)

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

  1. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы.

Определяем  на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего. Определяем микротему каждого абзаца.        

Записываем  ее кратко, отвечая на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротоме? Какие предложения являются основными? Абзацы нумеруем.

  1. II. ВТОРОЕ ПРОЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следим за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью. Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть.

Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой контекст, вовлекая в него другие слова, связанные с контекстом. Иначе говоря, ключевые слова образуют каркас, на который «нанизывается» текст. Ключевое слово обычно присутствует в заголовке текста, в начале текста – зачине. Также нужно обращать внимание на повторяющиеся слова.

Как определить микротему кратко?

При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы.

К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текса, т.е. сохранить его цельность и связность.

К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточное). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

Исключение избыточной информации – еще один прием сжатия текста.

Вспоминаем приемы сжатия текста:

  • исключение;
  • упрощение;
  • обобщение.
  1. Этап моделирования сжатого изложения.

Снимаем  нумерацию абзацев.     

Соединяем  в текст, сохраняя абзацное членение.

 Как соединить содержание микротем в текст?

 Используем  лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста

Лексические средства

Лексический повтор ключевых слов, повтор однокоренных слов, синонимы (в том числе и контекстуальные, то есть употребляющиеся как синонимы только в данном тексте), антонимы (в том числе и контекстуальные), родовидовые слова (цветы: иван-чай, ромашка...), описательные обороты.

Морфологические средства

Союзы, союзные слова, частицы, местоимения (особенно личные и указательные), наречия, единство видовременных форм глагола, степени сравнения прилагательных и наречий.

Синтаксические средства

Порядок слов, вводные слова и конструкции, вопросительные предложения, синтаксический параллелизм, неполные предложения, обращения.

Приведем пример практической работы по предложенному плану.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Текст

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях: «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

  1. ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
  2. Этап определения темы текста

- О чем текст?  (О нравственности).

Как определили?  (по повторяющемуся слову «нравственность»;  по ключевым словам: люди, перепутавшие  ориентиры на компасе нравственности; совершайте добро и др.)

  1. Этап определения основной мысли текста

- Зачем автор его написал?

- Какую мысль хотел выразить? (Нравственность – это путеводитель по жизни.)

  1. Этап определения структуры текста

Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.

Нравственность – это путеводитель по жизни…. есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. …Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. … вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Составляем план.

  1. Алгоритм чёрной неблагодарности.
  2. Нравственность – путеводитель по жизни.
  3. Цель жизни.
  4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

- Сколько абзацев в тексте? (3).

- Определяем микротемы  каждого абзаца. Исключаем избыточную информацию.

1 микротема: Алгоритм чёрной неблагодарности – ответ на добро злом.

2 микротема: Нравственность – это путеводитель по жизни.

3 микротема: Счастье творить добро дано только возвышенным натурам.

  1. Этап моделирования сжатого изложения.

Применяем приемы сжатия текста.        

1 абзац: исключаем прямую речь, вводное словосочетание, упрощаем 2 последних предложения абзаца.

2 абзац:  применяем способ замены во 2 предложении и исключения  в 3 предложении.

3 абзац: исключаем вопросительное предложение, применяем способ упрощения, составив из нескольких предложений одно сложное с первой осложнённой частью (однородные члены, обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

Возможный вариант:

Алгоритм чёрной неблагодарности – это зло в ответ на добро. Так поступают люди, перепутавшие ориентиры на компасе нравственности. (17 слов)

Нравственность – это путеводитель по жизни, и, если отклониться от дороги, можно заблудиться или даже погибнуть. Если неблагодарно вести себя по отношению к другим, то в ответ можно получить то же самое. (31 слово)

Относиться к явлению неблагодарности нужно философски: совершать добро, получая от этого наслаждение, а значит, и ощущение счастья, что и составляет цель жизни возвышенной натуры. (24 слова)

Остановимся на вариантах практических работ, цель которых - закрепить умение определять ключевые слова в тексте, определять тему и основную мысль  текста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3 (задания 1-6)

№1. Прочитайте сказку.

Краденым сыт не будешь!

(белорусская народная сказка)

Было у одного человека два сына. Выросли они, а отец и говорит им:

- Пора, сыновья, за настоящую работу приниматься. Кто из вас чем хочет заниматься?

Молчат сыновья, не знают, какую себе работу выбрать.

- Ну так пойдем, - говорит отец, - по свету побродим да посмотрим, что люди делают.

Собрались и пошли потихоньку. Идут, сыновья ко всему приглядываются, думают, какую бы им работу выбрать.

Подошли к одной деревне. Видят - стоит у выгона кузница. Зашли они в кузницу. Поздоровались с кузнецом, поговорили. Старший сын даже молот взял в руки - помог кузнецу лемех выковать. Потом двинулись дальше.

Подошли к другой деревне. Старший сын поглядел туда-сюда: не видать кузницы в этой деревне. Вот и говорит он отцу:

- Почему бы и тут кузницу не поставить? Я бы мог кузнецом остаться. Эта работа мне нравится.

Обрадовался отец: нашел, думает, старший сын себе средство к жизни!

- Ладно, - говорит, - будь кузнецом в этой деревне.

Поставил он сыну кузницу, тот и начал кузнечным делом заниматься. И люди хвалят его, и сам он своей работой доволен.

А младший сын сколько ни ходил, никак себе работу по вкусу не найдет.

Идет он раз с отцом мимо луга. Видит - пасется на лугу вол. А деревня далеко, и пастуха не видать.

- А не начать ли мне, батька, волов красть? - говорит сын. - Работа эта легкая, и каждый день мясо будет. И сам растолстею, как вол.

- Кради, - говорит отец. - Затем я тебя и вожу, чтоб ты себе постоянное занятие выбрал.

Взял сын вола и погнал домой. А отец говорит:

- Подожди меня возле леса - мне надо еще в эту деревню заглянуть: там один мой знакомый живет…

Гонит сын вола да все, как волк, оглядывается, не бежит ли кто за ним. Пока до леса добрался, порядком перетрусил. Аж тошно от страха стало.

Подождал он у опушки, пока отец воротился, и погнали они вместе вола домой.

Зарезали дома вола, сняли с него шкуру и стали мясо варить. Наварили, а отец и говорит сыну:

- Вот что, сынок, давай-ка сначала снимем мерки да посмотрим, кто из нас от этого вола раздобреет.

Взял он шнурок, смерил шею себе и сыну и завязал узелки.

Сели за стол. Отец ест спокойно, а сын всё на двери поглядывает: не идет ли кто вола искать? Залает собака, пройдет или проедет кто мимо хаты - сын хватает мясо и в чулан прячется. А у самого руки и ноги дрожат… И пошло так день за днем.

Съели наконец вола. Вот отец и говорит сыну:

- А теперь давай шеи мерить: кто ж из нас раздобрел?

Померяли - у отца шея вдвое потолстела, а у сына вдвое похудела.

Удивляется сын:

- И чего оно так?

- А оттого, что ты краденого вола ел, - говорит отец.

- Так и ты же ел краденого!

- Нет, я хозяину уплатил за вола и ел, как своего. Потому-то я и потолстел. А ты как сядешь за стол - страх тебе сразу на шею прыг и душит! Оттого она и худеет. Краденым, брат, сыт не будешь!

№2. Выполните задания:

  1. Определите тему текста (как сыновья выбирали себе работу).
  2. Определите основную мысль текста (краденым сыт не будешь).
  3. Запишите ключевые слова (сыновья,  настоящая работа, кузнечное дело, волы, кража, страх).

№3. Прочитайте притчу.

Вежливый Кролик

 (камбоджийская притча)

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый.

Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

№4. Выполните задания:

  1. Прочитайте ключевые слова текста. Попробуйте по этим словам догадаться о содержании текста.

Кролик, вежливый, лисица, пещера, змея.

  1. Составьте свой текст по ключевым словам.
  2. Сравните с исходным текстом, откорректируйте свое высказывание.

№5. Прочитайте сказку.

Чайник

(сказка Г. Х. Андерсена)

Жил-был гордый чайник.

Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою - всем-всем, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена - об этом он не говорил, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие. Весь чайный сервиз - чашки, сливочник, сахарница охотнее говорили о хилости чайника, чем о его добротной ручке и великолепном носике. Чайнику это было известно.

“Знаю я их! - рассуждал он про себя. - Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом - мое смирение и скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы - крышка, а у меня и то и другое да и еще кое-что, чего у них никогда не будет, - носик. Благодаря ему я - король всего чайного стола. Сахарнице и сливочнице тоже выпало на долю услаждать вкус, но только я истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества: во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток”.

Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности. Но вот однажды стоит он на столе, чай разливает чья-то тонкая изящная рука. Неловка оказалась рука: чайник выскользнул из нее, упал - и носика как не бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, о ней сказано уже достаточно. Чайник лежал без чувств на полу, из него бежал кипяток. Ему был нанесен тяжелый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукой, а над ним самим.

“Этого мне никогда не забыть! - говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. - Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала. И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой цели - внутренней и внешней. Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь. Да, бываешь одним, а становишься другим.

Меня набили землею - для чайника это все равно, что быть закопанным, - а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.

Я любовался им, я держал его в своих объятиях, я забывал себя ради его красоты. Какое блаженство забывать себя ради других! А цветок даже не сказал мне спасибо, он и не думал обо мне, - им все восхищались, и если я был рад этому, то как же должен был радоваться он сам!

Но вот однажды я услышал: “Такой цветок достоин лучшего горшка!” Меня разбили, было ужасно больно. Цветок пересадили в лучший горшок, а меня выбросили на двор, и теперь я валяюсь там, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!”

№6. Выполните задания:

  1. Прочитайте ключевые слова текста, с которым вы сейчас познакомитесь. Попробуйте догадаться по этим словам о содержании текста.

Воспоминания, калека, гордый, недостаток, преимущества, цветочная луковица, горшок, цветок, чайник.

  1. Прочитайте текст и определите, соответствует ли последовательность предъявления ключевых слов его содержанию.
  2. Внесите правку в список ключевых слов, а затем после второго прочтения текста письменно его изложите.

(Ключ: чайник, гордый, недостаток, преимущества, калека, цветочная луковица, цветок, горшок, воспоминания).

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 (упражнения  1- 3)

Упражнение 1.

Текст

       Наступила красавица осень. Деревья стоят в праздничном убранстве. Особенно хороша берёзка. Её листочки похожи на золотые монетки. Подул ветерок, и листья, как бабочки, закружились в воздухе и мягким ковром легли на землю.

 

Задания:

1.О чем говорится в тексте? (о красивом убранстве осенних деревьев).

Сформулируйте тему текста (красивое убранство листьев).

2.Что хотел автор показать нам в этом тексте? (как красивы деревья в осеннем наряде).

3.Зная тему текста и его основную мысль, легко придумайте своё заглавие к нему. (Золотая осень. Осеннее убранство. Красавица берёзка. Деревья осенью и др.).

В каком из заглавий отражена тема текста? В каком из заглавий отражена основная мысль текста?

Упражнение 2.

Творческое задание: придумайте связный текст по теме «Красота зимнего леса».

(Слабым ученикам можно дать ключевые слова:  снежные шапки, причудливые очертания, ледяной дворец, великолепная картина,  зимушка-зима, тихий лес, безжизненный лес и др.)

Упражнение3.

Текст 1

Такая чудесная погода, какая редко бывает и в апреле. Березки совсем было облетели и приготовились спать до весны, а тут, теперь, кажется, готовятся, как в апреле, распускаться. И вороны кричат по-весеннему упорно и страстно. Забормотал тетерев, и кто-то в деревне запел на всю округу. (М.Пришвин)

Текст 2

Осень длится, как узкий путь с крутыми поворотами. То мороз, то дождь, и вдруг снег, как зимой, – метель белая, с воем, и опять солнце, опять тепло и зеленеет. Вдали, в самом конце березка стоит с золотыми листиками, как обомлела, так и осталась, и больше ветер с нее не может сорвать последних листьев: все, что можно было, сорвал. (М.Пришвин)

Работа с текстами.

- Определите тему 1-го текста (осень).

- Нравится ли автору это время года? (да).

- Какие  слова помогают нам это узнать? («чудесная погода», «вороны кричат радостно»).

- Как автор относится к березкам? (автор  с любовью относится к ним, т.к. они очеловечены:«приготовились спать до весны»).

- Определите тему 2-ого текста (осень).

-Найдите ключевые слова в тексте (осень, березка  с золотыми листиками, последние          листья).

-Как  автор относится к березке?(он любит березку, для него словно  существует эта одна-единственная прекрасная березка).

Вывод:  темы текстов совпадают (поздняя осень).

- Определите основную мысль 1 –ого текста (показать красоту обычных березок,  которые уже почти облетели).

- Определите основную мысль 2 –ого текста (создать образ   прекрасной березки с золотыми листиками).

Вывод:  автор по-разному рассказывает об осени, о березках: в первом тексте передает эмоции в связи с наступлением осени, а во втором выражает в своем рассказе отношение к тому, что изображает.

Итак, на этапе обучения сжатому изложению знакомимся со способами сжатия текста,  учимся правильно воспринимать информацию и выделять основную мысль в тексте. Постепенно  учащиеся переходят к самостоятельному написанию изложений.

Автор: Дунаева Галина Владимировна

Литература

Открытый банк заданий ОГЭ // http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

Социальная сеть работников образования. Сайт. Соловьевой А.А. // http://nsportal.ru/soloveva-anna-antonovna

You have no rights to post comments