Сочинение по тексту в формате ЕГЭ в 2019 году изменилось, но по-прежнему трудно его написать. На занятии электива в 10 классе Л.Д. Гусенцова показывает, как, двигаясь от проблемы к авторской позиции, можно понять художественный текст.

Тема элективного занятия: От проблемы к авторской позиции

Задачи:

Образовательные: формулировать основную проблему текста и второстепенные проблемы.

Развивающие: развивать умение учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, ответственность за свои поступки.

 

Ход занятия

I. Организационный момент. Приветствие, создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Известный философ Михаэль Лайтман утверждал, что «внутренний рост осуществляется только посредством решения различных проблем. Нет проблем – нет возможности для развития».

Сегодня на занятии нам предстоит решать множество проблем, а значит, у нас будет повод для внутреннего развития и роста.

II. Определение темы, цели и задач урока.

Мы продолжаем готовиться к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Тема нашего занятия звучит так: «От проблемы текста к авторской позиции».

– Привычно ли звучит для вас эта формула? Нет ли в ней противоречия? (Обычно бывает наоборот: от позиции автора  мы мы двигаемся к определению проблемы текста).

– Действительно. Но всегда ли в тексте есть четко сформулированная позиция автора?

(Нет. В художественных текстах она часто не формулируется автором.)

В этом трудность работы с художественным текстом.

III. Проверка домашнего задания.

1.Информация о тексте (слайд №2).

Вам был предложен для ознакомления текст известного русского писателя, поэта и драматурга Федора Сологуба. Его настоящее имя – Тетерников Федор Кузьмич. Самый известный его роман – «Мелкий бес». Отрывок из рассказа Ф. Сологуба переносит нас в эстонскую деревушку.


(1)Вечером опять сошлись у Старкиных (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьезным.

(6)Козовалов говорил уныло:

― Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

― (8)А я во Францию, ― говорил Бубенчиков, ― и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

― И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы ― и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная. жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (ЗЗ)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, ― он держал шляпу в руке, ― и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

― Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою.

(47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд.

(48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

― Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

― Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

― Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

― Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

― Мама, поди сюда!

(68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков.

(71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

― А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

― Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? ― спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

― Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

― Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

― Он защитник Отечества.                                         (По Ф. Сологубу*)

*Фёдор Сологуб (1863―1927) ― русский поэт, писатель, драматург, публицист.


– Какое событие всколыхнуло мирную жизнь деревни? (Первая мировая война, 1914г.)

2.Словарная работа (слайды №3, 4, 5, 6).

– Вы должны были обратить внимание на трудные или незнакомые слова в тексте, поработать с ними.

Ушкуйники  рус. пираты «Северной Руси».  Лодки, на которых они ходили в свои походы, назывались ушкуями. Отсюда и название самих воинов. 11 век время их походов.

Викинги морские разбойники Скандинавии 9-11 веков. Дерзкие и бесстрашные люди.

Рыцарь Парсифаль – герой средневекового эпоса, совершил много подвигов. Стал персонажем многих литературных и музыкальных произведений.

Сардонический смех – 1)прям. знач. – болезненный смех с судорожным подергиванием лица; 2)переносн. знач.  язвительный, горький смех.

IV.Работа по теме урока. Выявление главной проблемы урока.

Выявление и формулирование проблемы – это важнейший этап работы над сочинением, поскольку  по всем критериям вы будете работать именно с этой проблемой: комментировать её, выражать отношение автора и собственное отношение именно к этой проблеме.

Вспомните, какие существуют способы для выявления проблемы? (слайд №7)

1. определение темы, основной мысли, идеи автора;

2. нахождение микротем текста, опорных слов;

3. определение предложения с выраженной авторской позицией и постановка вопроса к нему)

– Все ли эти способы мы можем использовать, работая с этим текстом? (Нет. Здесь нет предложений с явной позицией автора, т.к. это худ. текст)

– В запасе есть 2 других способа. Итак, какова тема текста?  Как её определить? (Поставить вопросы о ком или о чём текст?) (слайд №8)

- Помните: тема отражает то , что на поверхности текста. Это можно выразить одним словом или словосочетанием. В данном случае лучше поставить вопрос о ком? Он не позволит уйти в сторону и заблудиться. Позже мы сможем ответить и на вопрос о чём? Но сначала поработаем с текстом.

(На доске и в рабочих листах учащихся делаются записи наблюдений над текстом).

Тема: (о ком текст?) О молодых людях.

Основная мысль текста: (что говорится на данную тему?) Одни из них не хотят идти на войну, а другие готовы защищать Родину, выполнять свой гражданский долг.

Идея автора: (зачем автор об этом рассказывает?) Автор хочет, чтобы читатель задумался о готовности человека к защите Отечества, к выполнению своего гражданского долга.

V.Формулирование проблемы текста

Мы подошли к очень важному этапу- этапу выявления проблемы и ее формулирования. Американский журналист Луис Мерлен говорил: «Всякая проблема имеет решение – простое, удобное и ошибочное».  Нам нельзя ошибаться: эта ошибка может стоить 8 баллов из 24. Попробуем найти решение простое и удобное.

– Обратите внимание на ключевые слова записанного на доске (подчеркнуть ключевые слова записей на доске: «защищать родину», « выполнять гражданский долг»).

– Вспомните, как можно сформулировать проблему? (слайд №9)

1 способ: проблема + сущ. в род. падеже;

2 способ: вопросительное предложение.

– Сформулируйте проблему этими способами.

– Примерные формулировки проблем: (на доске)

  1. Проблема выполнения гражданского долга (защиты Отечества).
  2. Должен ли человек быть готов к защите Отечества?
  3. В чем заключается долг перед Родиной?
  4. Каждый ли готов к выполнению гражданского долга- защите Отечества

VI.Поиск альтернативных проблем

Перед вами стоит задача сформулировать одну из проблем. Художественные тексты обычно многослойны, многоаспектны. Важно ли это учесть? Это даёт нам право выбора. Это позволит выбрать тот смысловой аспект, который больше соответствует вашему опыту, знаниям. Постарайтесь на начальном этап просчитать, каким путем вам будет идти легче.

– Что же поможет нам увидеть эту многослойность текста? (план)

– Вы должны были дома подготовить план. Прочитайте.

(Чтение планов, написанных дома).


№ п/п

 Названия микротем

Ключевые слова

 1

Отсрочки не будет

угнетены,  придется отбывать воинскую повинность

 2

Воевать не хотелось

слишком любил… ценную жизнь,  слишком серьезным,  уеду в Африку

 3

Упрек Лизы в адрес молодых людей

 стыдно, должны защищать, спрятаться

 4

Перемены в чувствах Лизы к Паулю

неловко, стыдно, посмеивалась, нежность, с боязливым удивлением

 5

Торжественные проводы

торжественно, вся деревня, принарядились 6

6

Изменения во внешности Пауля

мешковатость исчезла, казался очень красивым, викинги, ушкуйники

 7

Объяснение в любви

решительная походка, смело, влюбленными глазами, не бойтесь, полюбила, пойду за вами, повенчаемся

 8

Насмешки в адрес Пауля

точно рыцарь, сардонически улыбался, к лицу воинственное воодушевление, красавец

 9

Защитник Отечества

радостно, мой жених, с гордостью


Я убеждаюсь, что мы с вами шли в одном направлении. Предлагаю вам план, в котором, как мне кажется, отражен результат нашей работы. (план, слайд №10 )

Какие пункты плана отражают аспект, связанный с темой гражданского долга?

Обратите внимание на оставшиеся пункты плана. (1,2,3,9, слайд №11)

Можно ли увидеть другие смысловые аспекты текста? Какими ключевыми словами их можно выразить? (Любовь, красота, слайд №12 и №13)

У нас есть возможность сформулировать другие важные проблемы текста. К каждой из оставшихся микротем можно поставить те же вопросы, которые мы ставили ко всему тексту, выявляя его тему, основную мысль, идею автора.

VII.Работа по группам: нахождение и формулирование других проблем текста (работа отражается в рабочих листах учащихся):

Задание для группы№1: на основе пунктов плана сформулируйте разными способами проблемы со словом «любовь».

Задание для группы№2: на основе пунктов плана сформулируйте разными способами проблемы со словом  «красота».

VIII.Отчет групп о проделанной работе: озвучивание найденных проблем и обоснование их.

Проблемы сформулированы, заданы проблемные вопросы. На них необходимо ответить.

Что мы получим, ответив на них? (авторскую позицию)

Что поможет нам правильно ответить на проблемные вопросы?

(портретные и речевые  характеристики, поступки и мысли  героев, средства языковой выразительности и т.д.)

IX.Итоговое задание урока – его продукт.

Авторская позиция, сформулированная в виде  ответов на проблемные вопросы, поможет проверить логичность сочинения. Запишите в рабочие листы сформулированную вами авторскую позицию по каждой проблеме.

Прочитайте ответы(обсуждение и корректировка записей)

X.Домашнее задание.

– Сегодня мы подготовили основу для написания сочинения.

– Напишите начало работы: К1,К2, К3 по разным аспектам текста. Выбор проблем – за вами.

– Что будет основой для примеров – иллюстраций? (микротемы текста, план)

XI.Итоги занятия.

Итак, сегодня мы работали с худ. текстом и обратили внимание на некоторые сложности в работе с ним:

отсутствует явно выраженная авторская позиция;

многослойность, многоаспектность текста, требующая усилий для погружения в текст.

Зато есть выбор, простор для творческой работы.

Какие аспекты предложенного для работы текста были найдены?

(Заполнение магнитной доски табличками со словами: «Многоаспектность текста», «долг», «красота», «любовь»)

Определяя тему текста, мы отвечали на вопрос: о ком этот текст? Сможем ли мы теперь ответить на вопрос: о чем этот текст? (о гражданском долге, о любви, об истинной красоте)

Какой аспект этого текста вам ближе? О чем будете писать работу?

XII.Рефлексия.

Вспомните, с чего начинался наш урок. Михаил Лайтман говорил о важности решения различных проблем для внутреннего роста человека.

Попробуйте ответить на несколько вопросов, подводящих итог нашему занятию.

(слайд №14)

Творческих удач!


Презентация к занятию (размер файла pptx 2,83 МБ).

Автор: Л.Д. Гусенцова 

 

You have no rights to post comments