Как сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему «Жизненные ценности» в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)?

Автор урока – Калина Елена Николаевна

 

Визитная карточка урока

Задачи:

  • воспитывающие:формирование и воспитание нравственных качеств учеников;
  • образовательные:развитие навыков написания сочинения (актуализация структуры сочинения формата ОГЭ и критериев оценивания), расширение и углубление знаний по культуре речи;
  • развивающие:развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение, анализ, умение доказывать свою точку зрения;
  • личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке действий, поступков;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Используемые технологии:технология проблемного (подводящего) диалога, технология развития критического мышления, технология смыслового чтения, технология сотрудничества.

Организационные формы: беседа, фронтальная, групповая и индивидуальная работа.Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, карточки-задания, толковые словари.

 

Ход урока

 

1. Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Приятным гостям мы всегда рады! Давайте их поприветствуем!

- Садитесь, пожалуйста.  Мне кажется, что вы немного грустные!

А что лучше всего поднимает настроение? Конечно, улыбка и веселая песенка!

(Слайд 1)

Песенка из мультфильма «Крошка Енот» «От улыбки хмурый день светлей»

- Замечательная песенка о дружбе. Помощь друзей сегодня понадобится всем, потому что вам предстоит работать в группах. А в работе без взаимовыручки не обойтись.

2. Постановка целей и задач урока, определение круга проблемных вопросов

- Начать урок я бы хотела со старинной притчи, только рассказывать ее я не буду – я её покажу! Смотрите внимательно!

Беру вазу и наполняю её камнями. Ну, как…полная? (Ученикам будет очевидно, что ваза полная, и они ответят «да»). (Потом возьму более мелкие камешки и досыплю еще, они просыпятся сквозь крупные).

- А теперь?.. (дети отвечают «снова полная» или «еще полнее»).

- А сейчас я сделаю вот что… (досыплю в вазу песок, он просыплется между камешками и  заполнит всё оставшееся пространство).

- А теперь что вы можете сказать? (дети говорят, что ваза абсолютно заполнена).

- Да, вот теперь она, действительно, полна!

- А ну-ка, разгадайте, о чем эта притча? Что за секреты в ней сокрыты? (ответы детей…)

- Молодцы!

- Я бы хотела, чтобы вы распознали в этих символах свою жизнь!

Крупные камни олицетворяют самые важные вещи в жизни: семья, близкие и любимые люди,  здоровье —даже если не будет всего остального, они смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камешки представляют менее важные вещи, такие, как, например,  квартира, машина. Их жаль потерять, но без них можно прожить. А песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вначале наполнить вазу песком,то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни —  если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших уже ничего не останется.Следите за вашими большими камнями: только они имеют цену, все остальное —  лишь песок.

- Над чем  нас заставляет задуматься эта притча? (ответы детей: над тем, что такое жизненные ценности?)

- Не правда ли, это очень сложный вопрос?! Давайте вместе искать на него ответ!

Определение темы,цели и задач урока

- Итак, над каким вопросом мы будем сегодня размышлять?

(дети отвечают: что такое жизненные ценности?).

- Правильно. Итак, тема урока «Жизненные ценности». (Слайд 2)

- В связи с этим постарайтесь определить цель урока? (дети отвечают, корректирую их, объясняя разницу между целью и задачами урока).

- Верно. Мы должны будем готовиться к сочинению на морально-этическую тему 15.3.

- Какие задачи в связи с этим мы должны решить?

- Повторить структуру сочинения 15.3,

- дать определение многогранному понятию «жизненные ценности»,

- собрать и систематизировать материал к сочинению-рассуждению.

(Слайд 3)

- Приступим к работе. Запишите число и тему урока.

- Двадцать четвертое октября. Подготовка к  ОГЭ. Сочинение-рассуждение 15.3. «Жизненные ценности».

3. Актуализация знаний, углубление изученного ранее

- Итак, сначала  давайте обратимся к заданию15.3, еще раз уточним, что оно собой представляет. (Приложение № 1)

(Слайд 4)

- Чтобы успешно справиться с сочинением, давайте вспомним его структуру. Для этого мне нужны два помощника. Пожалуйста, на магнитной доске

- один восстановит план сочинения из разрозненных элементов,

- а второй так подберет «речевые клише», чтобы получились логические переходы от абзаца к абзацу, свяжут их.(Дети выстраивают в правильном порядке структуру сочинения 15. 3 и «клише – переходы» от абзаца к абзацу). (см. Приложения «Структура сочинения-рассуждения 15.3» и «Речевые клише»)

- Молодцы! Давайте проверим:

- Структура сочинения (ученик озвучивает)… Правильно ли составлен план сочинения? Проверьте, пожалуйста, себя и своих товарищей, работавших у доски, соотнесите с образцом на слайде.

(Слайд 5)

- А как подобраны клише? … Посмотрите, не  нарушена ли здесь логическая связь между абзацами? (Дети проверяют).

- Молодцы! Замечательно справились с работой помощники.

4. Творческая практическая деятельность с целью поиска ответов на проблемный вопрос урока: собираем материалы к сочинению!

Этап I: формулируем тезис!

- А теперь пора от теории перейти к практике.

- Итак, мы размышляем над понятием жизненные ценности.

- Оно очень глубокое и многогранное. Давайте разбираться в значении.

- Работаем группой. Вспомним игру «Крестики-нолики». Перед вами лежат листочки голубого цвета, пусть каждый напишет слово-синоним к этому понятию, потом расположите эти листочки в  ряд. Постарайтесь подобрать синонимы так, чтобы они не повторялись в группе.

- Справились, молодцы! Продолжим…

- А что нам говорят словари? Каково лексическое значение слова «ценности»? Представьте словарные статьи…(заранее подготовленные ученики читают словарные статьи из словарей С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова). (Слайд 6-7)

(Примерные ответы детей:синонимы: значимость, полезность,  драгоценность, сокровище, идеал, достоинство, важность,   нужность,  преимущество и т.д.)

- Далее подберите антонимы к этому понятию, напишите их на зеленых листочках и тоже расположите в ряд под синонимами.  Постарайтесь избегать повторов.

(Антонимы: второстепенность, никчёмность, ненужность и т.д.)

- Молодцы! ( Слайд 8)

- А с чем у вас ассоциируется понятие жизненные ценности? Запишите эти слова, составьте третий ряд. (Примерные ответы: фундамент жизни, ориентиры, нравственный компас).

- А теперь, используя в любом порядке слова из этих трех рядов, составьте предложения, начав его так:«Жизненные ценности – это…»

- Как вы думаете, почему человек должен ясно представлять себе, что для него в жизни по-настоящему ценно, а что нет?

(Примерные ответы детей:  знание и понимание этого помогает человеку формулировать цели собственных поступков и желаний;различать добро и зло;определять свои нравственные ориентиры;строить отношения с окружающими;оценивать себя, свою деятельность и поведение в соответствии с устоявшимися в обществе нормами и правилами; принимать решения;избегать ошибок в выборе решений или действий;чувствовать себя уверенно в любой жизненной ситуации и т. д.)

- Запишите ответ.

- Ребята, а на какие категории можно разделить жизненные ценности?

(Примерные ответы детей: материальные и моральные, вечные и преходящие и т.д.)

- А что, по-вашему, важно и ценно для человека сегодня? (например, образование, знание иностранного языка, так как весь мир ему открыт.)

-  А какие из ценностей, на ваш взгляд,  важнее?  (Ответы детей).

- Очень интересные ответы! У каждого свое видение жизни. Конечно, самого правильного, идеального набора ценностей не существует! Но если все сказанное обобщить, то получится, что жизненные ценности – это определённые полезные, крайне важные  для человека нематериальные или материальные понятия, вещи, которые играют значимую роль в его жизни и, руководствуясь которыми, он совершает те или иные поступки. Главное, чтобы эти принципы не нарушали морально-этические нормы и не вредили другим людям.

- А как быть, если в семье у людей разные приоритеты в жизни?

(Примерные ответы детей: нужно считаться с интересами других, идти на компромиссы).

- Молодцы! Итак, у нас с вами появился тезис сочинения. (Слайд 9)

Этап II: подбираем аргументы!

- Теперь нам предстоит подобрать аргументы к нашей творческой работе. За ними обратимся к тексту из Открытого банка заданий, читательскому и жизненному опыту.

- Первый аргумент отыщем в тексте «Про синичку». (Приложение № 2)

Его автор – наш земляк, писатель-фронтовик Евгений Иванович Носов, он награжден многими орденами и медалями. Это имя вам, безусловно, знакомо.

(Слайд10)

- Какие рассказы Е.И. Носова вы читали? (Ответы:«Белый гусь», «Кукла» и др.).

- Давайте попытаемся понять, что считает самым важным в жизни герой рассказа Евгения Ивановича Носова?

- Внимательно послушайте выразительное чтение этого произведения (его подготовили заранее).

- У вас есть возможность оценить их, текст есть у каждого.

- Спасибо чтецам! Молодцы!

- А теперь вам предстоит поработать в группах и дополнить  материал к сочинению. Задания для групп указаны на карточках.

1 и 2 группы продолжают работать с текстом, подбирают аргументы к сочинению из него. (Карточка с заданиями № 1).

3, 4 и 5 группы подбирают примеры-аргументы к сочинению из читательского опыта и комментируют их. (Карточка с заданиями № 2). (Приложение № 3)

- Пожалуйста, работайте оперативно и дружно. Времени у вас не более 3 минут.

- Итак, слушаем представителей групп… (Дети представляют аргументы). (Примерные ответы см. в Приложение № 4)

- А с примером из жизни вас познакомит…, она расскажет о своей прабабушке Клавдии Алексеевне Ульяновой, медицинской сестре, ветеране ВОВ.

(Вывод из ее выступления: на войне чужая жизнь дороже собственной, а память – это духовная ценность, без которой прерывается связь поколений; благодаря памяти, мы приобретаем жизненный опыт, извлекаем уроки из прошлого, чтобы не вырасти «Иванами, не помнящими родства». Народ, лишенный корней, существовать не может…)

- Да, люди, прошедшие сквозь огонь войны, научились как-то особенно остро воспринимать жизнь, ценить и любить ее. Вот и писатель-фронтовик Евгений Иванович Носов старался помочь даже малым птахам, не говоря уже о людях.  Зимой он почти ежедневно ходил в парк кормить птиц. Эти слова «Покормите птиц…»  запечатлены и на его памятнике. Можно сказать, это его духовное завещание нам, людям. (Слайд 11)

Этап III: делаем вывод!

- Молодцы! Работали вы очень хорошо. Осталось только сделать вывод.

-  Давайте подытожим? Закончите предложения (на выбор)…

  • Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что жизненные ценности - это…
  • Подводя итог, можно сказать, что…

5. Применение знаний, умений, навыковв новой проблемной ситуации

- А теперь я предлагаю посмотреть мультфильм и обсудить его.

Просмотр мультфильма немецкого мультипликатора Якоба Фрея «Подарок (до 3:48) Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=OZeL0QowGyk

Приём «SEEThinkWonder» (Посмотри-задумайся-удивись)

- Прежде чем вы будете смотреть, я попрошу: посмотрите, задумайтесь, удивитесь…

  • Итак, что увидели?
  • О чём задумались?
  • Что удивило?
  • Что объединяет этот мультфильм и рассказ Е.И. Носова?

(Примерные ответы детей:Мысль о том, что самой главной ценностью является жизнь! Человек, который любит и ценит мир вокруг себя, совершает добрые поступки, обязательно будет счастлив! Природа, общение с ней делает человека лучше, добрее, счастливее. Она учит его быть сильным, не сдаваться даже в самых сложных жизненных ситуациях,  падать и подниматься, как это делал маленький  щенок в мультфильме).

- Действительно, как сказал выдающийся филолог, академик Д.С. Лихачев:

«Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всём её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…»

- Давайте о ней заботиться, тогда и остальное придет в гармонию!

(После просмотра мультфильма выключаю проектор)

6. Контроль усвоения материала,  обсуждение,  коррекция

- Знаете, ребята, все ценности находятся во взаимосвязи и образуют внутренний мир человека – «Пирамиду ценностей». Предлагаю вам совместно в группах посоветоваться и построить такую « Пирамиду ценностей».  Думаю, что правильным будет начать с самых значимых для вас понятий, положите их в основание. Они станут ее фундаментом. (Дети «строят»  «Пирамиду ценностей»)

- Интересно, какие «Пирамиды» вы построили? Что же важно для вас? Поделитесь, пожалуйста! Может быть, благодаря этому мы будем лучше понимать друг друга.

 7. Рефлексия

- Наш разговор о жизненных ценностях подходит к концу, и мне очень важно знать, что же вы из него вынесли. Поэтому предлагаю такой блиц-опрос. Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете:

- Сегодня я убедился или убедилась, что…

- Меня заинтересовало…

- Новым для меня было…

- Особенно понравилось…

- Трудным для меня было…

- Ваши ответы были интересны и полезны для всех!

- Спасибо всем за сотрудничество! Я думаю, мы нашли ответ на проблемный вопрос, прозвучавший в начале урока: что такое жизненные ценности? Помните о них и постарайтесь им не изменять!

8. Домашнее задание

- Отредактируйте материалы, собранные в ходе работы на уроке, и напишите сочинение-рассуждение на тему «Жизненные ценности».

9. Оценивание

- А свой вклад в урок пусть каждый оценит сам, выбрав и подписав одну из цветных полосочек: «красная  - 5», «оранжевая  - 4», а троечников сегодня не было. Спасибо за сотрудничество!


Приложение № 1

Задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова или словосочетания жизненные ценности? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. 

Напишите сочинение-рассуждение на тему  «Что  такое жизненные ценности?».
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приложение № 2

(1)Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

(2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»

(3)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кнопками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна. (4)Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать  —   в моей комнате.

(5)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. (6)Наконец она схватила первое зерно и унесла его на ветку. (7)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.

(8)Всё обошлось благополучно. (9)Тогда синичка, улучив момент, подобрала зёрнышко номер два...(10)Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на синичку. (11)А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.

—   (12)Можно, я склюю ещё одно зёрнышко? (13)Одно-единственное?

(14)И синичка, пугаясь шума своих собственных крыльев, улетела с зерном на дерево.

— (15)Ну, пожалуйста, ещё одно. (16)Ладно?

(17)Наконец осталось последнее зерно. (18)Оно лежало на самом кончике линейки. (19)Зёрнышко казалось таким далёким, и идти за ним так боязно!

(20)Синичка, приседая и настораживая крылья, прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. (21)С боязливым любопытством вглядывалась она в неведомый мир. (22)Её особенно поразили живые зелёные цветы и совсем летнее тепло, которое овевало озябшие лапки.

 — (23)Ты здесь живёшь?

 — (24)Да.

 — (25)А почему здесь нет снега?

(26)Вместо ответа я повернул выключатель. (27)Под потолком ярко вспыхнула электрическая лампочка.

 — (28)Где ты взял кусочек солнца? (29)А это что?

 — (30)Это? (31)Книги.

 — (32)Что такое книги?

 — (33)Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому. (34)И ещё научили насыпать тебе пшеничных зёрнышек.

 — (35)Это очень хорошо. (36)А ты совсем не страшный. (37)Кто ты?

 — (38)Я Человек.

 — (39)Что такое Человек?

(40)Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

 — (41)Видишь нитку? (42)Она привязана к форточке.

(43)Синичка испуганно оглянулась.

 — (44)Не бойся. (45)Я этого не сделаю. (46)Это и называется у нас  —   Человек.

 — (47)А можно мне съесть это последнее зёрнышко?

 — (48)Да, конечно! (49)Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. (50)Ты будешь навещать меня, а я буду работать. (51)Это помогает Человеку хорошо работать. (52)Согласна?

 — (53)Согласна. (54)А что такое работать?

 — (55)Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. (56)Без неё нельзя. (57)Все люди должны что-нибудь делать. (58)Этим они помогают друг другу.

 — (59)А чем ты помогаешь людям?

 — (60)Я хочу написать книгу. (61)Такую книгу, чтобы каждый, кто прочитает её, положил бы на своём окне по тридцать пшеничных зёрен.

(62)Но, кажется, синичка совсем не слушает меня. (63)Обхватив лапками семечко, она неторопливо расклёвывает его на кончике линейки.

(По Е.И. Носову*)

* Евгений Иванович Носов (1925—2002)  —  известный писатель, важнейшие темы его творчества — военная и деревенская.

Приложение № 3

Карточка-помощник № 1: аргументы из текста.

Распределите вопросы между собой, дайте на них ответы, приведите их в систему, сделав вывод.

- Кто главный герой текста Е. И. Носова?  Что мы  узнали о нем? Откуда он черпает знания о мире, о добре и зле? Какие добрые дела он совершает? Что он считает главным делом своей жизни? Почему слово «Человек» у него написано с большой буквы?

- На основании этих наблюдений сделайте выводы:  каковы жизненные ценности героя? (Не забудьте указать номера предложений, подтверждающих правильность ваших мыслей).

Карточка-помощник № 2: аргументы из читательского опыта.

- Вспомните прочитанные произведения.  У всех героев, с которыми вы  познакомились на уроках литературы, есть свои жизненные принципы. У одних эти принципы положительные, достойные уважения, а у других – отрицательные. Это пример того, как не надо поступать.

- Кто из героев литературы может служить для нас примером?

- А кто достоин порицания? Почему?

Обсудите свои примеры в группе. Расскажите о наиболее ярких из них.

Приложение № 4

Аргументы из литературных произведений (примерные ответы):

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

Главный герой комедии Д.И. Фонвизина Митрофан не получил от родителей должного воспитания. Среди его жизненных ценностей отсутствуют такие, как стремление к труду и учению, почитание родителей, уважительное отношение к старшим. Слишком поздно господа Простаковы увидели «достойные плоды» своего воспитания: их сын вырос тунеядцем и паразитом, платящим родителям грубостью и неблагодарностью.

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Жизненные ценности Чацкого – это свобода, образование, честность и порядочность, а Молчалина  – лицемерие, ложь, карьеризм.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Жизненные ценности семьи Гринёвых из повести А. Пушкина «Капитанская дочка» –доброта, честность, любовь и милосердие. Андрей Петрович Гринёв является примером для сына. Он не терпит праздности, гордится тем, что никто в его роду не поступился своей совестью, и наставляет сына, отправляя его на службу: «…Береги платье снову, а честь смолоду». Петруша Гринёв хорошо усвоил урок отца, нигде не отступает от чести по малодушию или по страху.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Жизненные ценности главного героя поэмы М. Лермонтова «Мцыри» становятся понятными нам из его исповеди. Он отвергает жизнь в кротости и смирении, тишине и покое. Юноша с пламенным сердцем тоскует по человеческим страстям, мечтает о родине, о свободной жизни, полной тревог и борьбы.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Разными оказались жизненные ценности у братьев из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, они выбрали разные приоритеты. Для Андрия важнее всего становится любовь, ради неё он идёт на предательство.  Для Остапа же товарищи, отец, Отчизна –самое дорогое. Он считает, что защищать Родину – это его долг, поэтому для него нет иных ценностей в жизни.

О’ Генри «Дары волхвов»

Накануне Рождества супруги Джим и Делла ищут друг для друга подарки. Они бедны, поэтому, чтобы купить рождественский подарок любимому человеку каждый из них жертвует самым дорогим, что у него есть: Делла  продает свои волосы, а Джим – золотые часы, которые в его семье передавались из поколения в поколение. Это говорит о том, что Джим и Делла по-настоящему любят друг друга. Их любовь и есть самая большая ценность. Волосы снова отрастут, а часы можно купить. А подарки? Черепаховый гребень для волос, которых не стало, и золотая цепочка для проданных часов…Что же они ни к чему теперь?! Нет, они символизируют главное –герои способны на самопожертвование ради любимого человека. А это дороже всего на свете.

Автор урока – Калина Елена Николаевна