Знакомьтесь с новыми двумя вариантами для проведения тренировочной работы по форме ОГЭ-2020 с девятиклассниками. Задания начинаются со 2 номера, пропущено сжатое изложение.

Автор-разработчик тестов: Тимошенко Е.В.

Вариант 1

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Вирусы поражают не только животных, но и растения, грибы, бактерии и даже другие вирусы. (2)Предполагают, что на каком то этапе эволюции эти агенты отделились от клеточных форм и продолжали эволюционировать параллельно. (3)Какую цель вирус ставит перед собой поражая клетку? (4)Начнём с того, что ни один вирус не может размножаться за пределами клетки-хозяина. (5)Попав в клетку, вирусу нужно как можно эффективнее размножатся, используя клеточные ферменты, что в большинстве случаев и нарушает её работу.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) вирусы поражают (предложение 1)

2) агенты отделились (предложение 2)

3) вирус ставит перед собой (предложение 3)

4) вирус не может размножаться (предложение 4)

5) что нарушает её работу (предложение 5)

Ответ: ___________________________.

  1. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Очень часто вирусные частицы (1) которые образовались в клетке (2) могут убить её во время выхода в межклеточное пространство. Но это очень не выгодно - убивать свой дом.  Большинство вирусов имеют своего хозяина (3) например(4) вирус герпеса человека (5) поражающий долгое время человеческий род. Такие вирусы (6) адаптировавшись под своих хозяев (7)  не приносят им значительного вреда. Потому приблизительно 95% населения Земли (8) имеющие вирус герпеса человека (9) не грозит вымирание.

Ответ: ___________________________.

  1. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «вирусные частицы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

  1. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) торжественный правописание суффикса определяется правилом «НН пишется в именах прилагательных, образованных от имен существительных с основой, оканчивающейся на - Н»

2) Придерживаясь – правописание определяется ее значением «приближение»

3) совершенно  – в наречиях пишется столько букв Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы

4) озираюсь написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от следующего за корнем суффикса

5) невольно – написание суффикса зависит от приставки

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

1)Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. 2)«Всю квартиру собой заполонила!..» – ворчал Борькин отец. 3)А мать робко возражала ему: «Старый человек... Куда же ей деться?» 4)«Зажилась на свете... – вздыхал отец. – В инвалидном доме ей место – вот где!»

5)Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. 6)Бабка спала на сундуке. 7)Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. 8)Потом будила зятя и дочь: «Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку...» 9)Подходила к Борьке: «Вставай, батюшка мой, в школу пора!» 10)«Зачем?» – сонным голосом спрашивал Борька.11) «В школу зачем? Тёмный человек глух и нем – вот зачем!»

12)Борька прятал голову под одеяло: «Иди ты, бабка...»

13)В сенях отец шаркал веником. «А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!» 14)Бабка торопилась к нему на помощь. «Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила». 15)...Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стол сумку с книгами и кричал: «Бабка, поесть!» 16)Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. 17)В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком.18) Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах. 19) Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: «Всё хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает». 20)Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку: «Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?»21) «Ела, ела, – кивала головой бабка. – Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава». 21)Борьку вообще интересовало бабкино лицо. 22)«Чего это ты такая разрисованная? Старая очень?» – спрашивал он. 23)Бабка задумывалась. «По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать. Горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала – ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась – опять морщины. Мужа на войне убили – много слёз было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет».

24)Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни – неужели всё лицо такими нитками затянется?  25)Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую с красными полосками, и чинно сидела за столом. 26)Подавали на стол дочь и зять и делали вид, что мамаша занимает в доме почетное место, чтобы люди плохого не сказали, зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за почетное место, и за Борькины конфеты.

27) За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у неё стала круглая, ходила она тише и всё присаживалась.28) «В землю врастает», – шутил отец. 29)«Не смейся ты над старым человеком», – обижалась мать. 30) А бабке в кухне говорила: «Что это, вы, мама, как черепаха по комнате двигаетесь? Пошлёшь вас за чем-нибудь и назад не дождёшься».

31)Умерла бабка перед майским праздником. 32)Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу – клубок ниток. 33)Ждала, видно, Борьку. 34)Стоял на столе готовый прибор.

35)На другой день бабку схоронили. 36)Вернувшись со двора, Борька застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. 37) На полу была свалена всякая рухлядь. 38)Пахло залежавшимися вещами. 39) Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами. 40)«Мой ещё, – сказала она и низко наклонилась над сундуком. – Мой...» 41)На самом дне сундука загремела шкатулка – та самая, заветная, в которую Борьке всегда так хотелось заглянуть. 42)Когда отец встряхнул кофту и ключи со звоном упали на пол, у Борьки отчего-то сжалось сердце.43)Шкатулку открыли. 44)Отец вынул тугой свёрток: в нём были тёплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. 45)За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шёлка – тоже для Борьки. 46)В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. 47)На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. 48)Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочёл: «Внуку моему Борюшке».

49)Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. 50)Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке». 51)В букве «ш» было четыре палочки.52) «Не научилась!» – подумал Борька. 53)Сколько раз он объяснял ей, что в букве «ш» три палки... 54)И вдруг, как живая, встала перед ним бабка – тихая, виноватая, не выучившая урока. 55)Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрёл по улице вдоль чужого длинного забора...

56)Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина. 57)Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придёт утром бабка!»

Валентина Александровна Осеева (Осеева-Хмелева; 1902—1969) — русская советская детская писательница. Наиболее крупными произведениями писательницы являются её трилогия «Васёк Трубачёв и его товарищи», автобиографическая повесть «Динка»,  сборники рассказов для детей: «Бабка», «Волшебное слово», «Отцовская куртка», «Мой товарищ».

  1. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Все в доме, исключая  Борьку, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.
  2. Борька чувствовал бабку своим, близким человеком.
  3. Бабка слушала внука любовно, с большим вниманием.
  4. За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у неё стала круглая, ходила она тише и всё присаживалась.
  1. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. На самом дне сундука загремела шкатулка – та самая, заветная, в которую Борьке всегда так хотелось заглянуть.
  2. Пахло залежавшимися вещами.
  3. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка – тихая, виноватая, не выучившая урока.
  4. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.

Ответ: ___________________________.

  1. Лексический анализ.

Найдите в тексте стилистически нейтральный синоним к слову РУХЛЯДЬ (предложение 37). Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н. С. Валгиной.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придёт утром бабка!»».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3. Как Вы понимаете значение словосочетания ДУШЕВНАЯ ЩЕДРОСТЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Вариант 2

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

  1. Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Звуки, которые мы слышим, возникают в результате вибрации воздуха. (2)Если ты дёрнешь за резинку, то увидишь, как она колеблется, и услышишь звук. (3)Если приложить палец к резинке и остановить её колебание, звук тоже прекратится. (4)Когда резинка колеблется, её движение заставляет колебаться и воздух рядом с ней, затем и следующий слой воздуха включается в колебание. (5)Когда вибрация воздуха достигает уха, она заставляет колебаться барабанную перепонку, и мы слышим звук.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) которые слышим (предложение 1)

2) ты дёрнешь, увидишь (предложение 2)

3) приложить и остановить (предложение 3)

4) движение заставляет (предложение 4)

5) она заставляет колебаться (предложение 5)

Ответ: ___________________________.

  1. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. Наверное(1) в этом и есть прозорливость судьбы – в прошедшем столетии не было композитора(2) творчество (3) которого настолько сильно связанно с Россией (4) ее исконной культурой (5)и духовными основами. Его музыка(6) наполненная нравственной чистотой(7) очень сильно воздействует на чувства слушателей(8)просветляя их (9)  побуждает человека поверить в свои силы. Ответ: ___________________________.

  1. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «сильно воздействует», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

 

  1. Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) бессмысленный правописание суффикса определяется правилом «НН пишется в именах прилагательных, образованных от имен существительных с основой, оканчивающейся на - Н»

2) пришкольный – правописание определяется ее значением «приближение»

3) маринованные (грибы) –   правописание суффикса определяется правилом «НН пишется в причастии, образованом от глаголов с суффиксами -ова-/-ева-/-ирова»

4) пойдёшь – буква ь пишется для обозначения мягкости согласного звука

5) сначала – написание суффикса зависит от приставки

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 6–9.

1)Как-то вечером мы сидели с отцом дома на крылечке.

2)У отца в последнее время было какое-то темное лицо, красные веки, чем-то он напоминал мне начальника станции, гулявшего вдоль вокзального сквера в красной шапке.

3)Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака. 4)У нее были пустынно-тусклые, какие-то непромыто желтые глаза и ненормально взлохмаченная на боках, на спине, серыми клоками шерсть. 5)Она минуту-другую пристально глядела на нас своим пустующим взором и исчезла столь же мгновенно, как и появилась.

6) — Что это у неё шерсть так растет? — спросил я.

7) Отец помолчал, нехотя пояснил:

8) — Выпадает… От голода. Хозяин ее сам, наверное, с голодухи плешивеет.

9) И меня словно обдало банным паром. 10) Я, кажется, нашел самое, самое несчастное существо в поселке. 11) Слонов и шкилетников нет-нет да кто-то и пожалеет, пусть даже тайком, стыдясь, про себя, нет-нет да и найдется дурачок вроде меня, который сунет им хлебца. 12)А собака… 13)Даже отец сейчас пожалел не собаку, а ее неизвестного хозяина — «с голодухи плешивеет». 14)Сдохнет собака, и не найдется даже Абрама, который бы ее прибрал.

15)На следующий день я с утра сидел на крыльце с карманами, набитыми кусками хлеба. 16)Сидел и терпеливо ждал — не появится ли та самая…

17)Она появилась, как и вчера, внезапно, бесшумно, уставилась на меня пустыми, немытыми глазами. 18)Я пошевелился, чтоб вынуть хлеб, и она шарахнулась… 19) Но краем глаза успела увидеть вынутый хлеб, застыла, уставилась издалека на мои руки — пусто, без выражения.

20) — Иди… Да иди же. Не бойся.

21) Она смотрела и не шевелилась, готовая в любую секунду исчезнуть. 22) Она не верила ни ласковому голосу, ни заискивающим улыбкам, ни хлебу в руке. 23) Сколько я ни упрашивал — не подошла, но и не исчезла.

24) После получасовой борьбы я наконец бросил хлеб.25) Не сводя с меня пустых, не пускающих в себя глаз, она боком, боком приблизилась к куску. 26) Прыжок — и… ни куска, ни собаки.

27) На следующее утро — новая встреча, с теми же пустынными переглядками, с той же несгибаемой недоверчивостью к ласке в голосе, к доброжелательно протянутому хлебу. 28) Кусок был схвачен только тогда, когда был брошен на землю. 29) Второго куска я ей подарить уже не мог.

30)То же самое и на третье утро, и на четвертое… 31)Мы не пропускали ни одного дня, чтоб не встретиться, но ближе друг другу не стали. 32)Я так и не смог приучить ее брать хлеб из моих рук. 33)Я ни разу не видел в ее желтых, пустых, неглубоких глазах какого-либо выражения — даже собачьего страха, не говоря уже о собачьей умильности и дружеской расположенности.

34)Похоже, я и тут столкнулся с жертвой времени. 35)Я знал, что некоторые ссыльные питались собаками, подманивали, убивали, разделывали и что, наверное, и моя знакомая попадала к ним в руки.37) Убить ее они не смогли, зато убили в ней навсегда доверчивость к человеку. 38)А мне, похоже, она особенно не доверяла. 39)Воспитанная голодной улицей, могла ли она вообразить себе такого дурака, который готов дать корм просто так, ничего не требуя взамен… даже благодарности.

40) Да, даже благодарности.41) Это своего рода плата, а мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить.

42) Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть.

43)Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни.

44)В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. 45)Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя.

Влади́мир Фёдорович Тендряко́в (5 декабря 19233 августа 1984) — русский и советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне.

6. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Мальчик нашел самое несчастное существо в поселке.
  2. После долгих упрашиваний собака все-таки подошла к мальчику.
  3. Мальчик  ни разу не видел в ее желтых, пустых, неглубоких глазах какого-либо выражения.
  4. Мальчику было важно осознавать, что он кого-то кормит, поддерживает чью-то жизнь.

7. Анализ средств выразительности.

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. У отца в последнее время было какое-то темное лицо, красные веки, чем-то он напоминал мне начальника станции, гулявшего вдоль вокзального сквера в красной шапке.
  2. Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака.
  3. У нее были пустынно-тусклые, какие-то непромыто желтые глаза и ненормально взлохмаченная на боках, на спине, серыми клоками шерсть.
  4. Не сводя с меня пустых, не пускающих в себя глаз, она боком, боком приблизилась к куску.

Ответ: ___________________________.

  1. Лексический анализ.

Найдите в тексте антоним к слову ШАРАХНУЛАСЬ (предложение 18).

Напишите этот антоним.

Ответ: ___________________________.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя В. А. Солоухина: «Эпитеты — одежда слов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. А. Солоухина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Это своего рода плата, а мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое нравственный выбор», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

You have no rights to post comments