Информационно-исследовательский проект «Художественный образ малой родины в творчестве земляка Пимена Ивановича Карпова» Переверзева Ефима, ученика 5 Б класс МБОУ СОШ № 5 г. Курчатова, впервые был представлен на городской научно-практической конференции школьников.

Исследовательская работа посвящена жизни и творчеству малоизвестного земляка, писателя, поэта Пимена Ивановича Карпова. Автор шаг за шагом открывает давно забытое имя, уделяя особое внимание художественному образу малой родины в его произведениях

Руководитель Дорохова Светлана Александровна

 

Введение

Родимая земля…

Земля моих отцов,

Земля родных людей,

Печаль моя, забота и награда.

Наверно, земли есть и краше, и теплей,

Наверно, есть,

Но мне других не надо.

Р. Рождественский

У каждого человека, где бы он ни жил на этой огромной планете, есть место, которое ему особенно дорого. Место это называется «малой родиной». У кого-то малая родина – большой город, крупный центр, а у кого-то – маленькая деревушка. Здесь живут его родители, друзья, родственники, здесь его корни. «Малая» родина – это не только природа в деревне и история в городе, но ещё и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера... И чтобы по-настоящему любить свою родину, надо знать не только её настоящее, но и прошлое. Моя гражданская обязанность – содействовать изучению, сохранению и использованию литературного наследия Курской области.

Актуальность темы данной исследовательской работы обусловлена всё возрастающим вниманием к творческой личности земляка Пимена Ивановича Карпова, а также отсутствием исследовательских работ, посвященных изучению художественного образа малой родины в его творчестве. В связи с признанием 2015 года Годом литературы актуальность моей работы становится особенно значимой.

Гипотеза: я предполагаю, что в творчестве Пимена Ивановича Карпова раскрываются образы родного края, передающие глубокую и искреннюю любовь автора к малой родине.

Постановка проблемы: возвращение забытого имени нашего земляка, писателя, поэта Пимена Ивановича Карпова современному читателю.

Разработанность исследуемой проблемы ограничена несколькими материалами:

  • Шатохин Н.А. «Друг ты мой, товарищ Пимен…». Сборник очерков, статей, зарисовок, посвященных жизни и творчеству писателя-земляка П.И. Карпова.
  • Шатохин Н.А. «Певец Светлого Града». Сборник стихов и прозы Пимена Карпова, переписка и исследование его творчества, материалы Карповских чтений.
  • Вергазова О. Статья «Символика цвета в поэзии Пимена Карпова».
  • Куняев С. Статьи «Певец Светлого Града», «Из глубины».

Цель исследования состоит в том, чтобы выяснить, как раскрывается образ малой родины в творчестве Пимена Ивановича Карпова.

Данная цель обусловила постановку следующих конкретных задач:

  1. изучить и систематизировать полученные знания о биографии земляка и его творчестве;
  2. проанализировать автобиографическую повесть П. Карпова «Из глубины», сборники стихотворений «Русский ковчег», «Звездь», «Предутрие», уделив особое внимание теме малой родины;
  3. охарактеризовать художественное слово Пимена Ивановича в его поэтическом творчестве;
  4. привлечь внимание сверстников к изучению жизни и творчества Пимена Ивановича Карпова;
  5. обогатить знания обучающихся о литературе родного края.

Объектом исследования является автобиографическая повесть «Из глубины» (1 часть), сборники стихотворений «Русский ковчег», «Звездь», «Предутрие» Пимена Карпова.

Предметом исследования служит образ малой родины в творчестве Пимена Ивановича Карпова.

Этапы исследования:

  1. Прочитать и проанализировать литературные источники и статьи Интернет-ресурсов по изучаемой теме.
  2. Рассмотреть и изучить документы и фотографии из музейных архивов.
  3. Оформить собранные и изученные документы и фотографии в виде приложений.
  4. Собрать материал и оформить его, чтобы обогатить знания обучающихся о литературе родного края.
  5. Представить результаты в виде презентации.
  6. Подготовить литературный альманах «Певец Светлого Града» и передать в дар школьной библиотеке и музею.

Методы исследования:

  1. Теоретические (исследование научной и справочной литературы, анализ, обобщение и синтез, работа с музейными и архивными материалами).
  2. Эмпирические (экскурсии, беседы, анкетирование, интервью, социологический опрос, фотографирование).
  3. Математические (диаграммы, таблицы).
  4. Практические (компьютерная презентация).

Практическая значимость представленной работы:

  1. Информирование обучающихся школы о нашем земляке Пимене Карпове.
  2. Приобретение навыков работы над исследовательским проектом и литературным анализом.
  3. Использование собранных материалов для проведения уроков литературы, краеведения, в качестве информационного материала для внеклассных мероприятий, классных часов, творческих конкурсов.
  4. Выступление перед одноклассниками на уроке внеклассного чтения «О край родной! Как ты чудесен!».
  5. Участие в городских краеведческих чтениях.
  6. Участие в Карповских чтениях, проводимых администрацией Хомутовского района.
  7. Проведение презентации литературного альманаха «Певец Светлого Града» среди обучающихся МБОУ СОШ №5.

 

  1. Певец Светлого Града

1.1. Пимен Карпов: судьба и творчество

В кабинете литературы моё пристальное внимание привлёк портрет Пимена Ивановича Карпова (см. приложение 1). Не знаю, что заинтересовало меня больше: неизвестный автор, редкое имя или его творчество, но я решил узнать о нём у учителя. «Это наш земляк, замечательный прозаик, публицист и поэт Серебряного века, – рассказала Светлана Александровна Дорохова. – Когда-то популярный, он находился долгие годы в забвении. Сейчас его имя вновь восстановлено, но творчество остается практически неизвестным. Если есть желание узнать о нём больше, я предлагаю тебе заняться исследовательской работой, а начать её с посещения Курского литературного музея» (см. приложение1).

Побывав на экскурсии, я узнал, что в музее представлено более 120 имён писателей-курян. Есть в нём и небольшая экспозиция, посвященная творчеству Пимена Ивановича Карпова, в которой находятся фотографии, книги и подлинная рукопись писателя (см приложение 2). Директор музея Григоржевич Валентина Гавриловна была приятно удивлена моей заинтересованностью Карповым, ведь за время существования музея личность писателя особого интереса у посетителей не вызывала. Валентина Гавриловна любезно поделилась со мной имеющейся информацией (см. приложение 2). Из её рассказа я узнал о жизни и творчестве писателя-земляка.

Пимен Иванович Карпов родился 6 августа 1886 года в селе Турка Рыльского уезда Курской губернии в крестьянской семье (см. приложение 3). О своем селе Карпов позже писал: «Наш край – село скрытников-староверов. Табором кочевым разбросано оно по холмам в верховьях речки Клевени и речки Амони. Это рубеж Украины, ясеневая дикая заросль, перевал солнца: отсюда весной переваливается рыжий лежебок-солнце на Север».

Детство будущего писателя прошло в тяжелейшем крестьянском труде. Одно время он пребывал в обучении у местного сапожника, а летом снаряжался в город на случайные заработки. Грамоте, как неоднократно позже он подчёркивал, выучился самостоятельно, «по вывескам». Но вывески, конечно же, ни при чём, теперь это доподлинно выяснено. В 1899 году Пимен Иванович окончил школу грамоты Рыльского уезда (см. приложение 4).

Начало своей творческой деятельности датирует 1904 годом. Но первое появление в печати нашего земляка Пимена Карпова относится к 1906 году. Именно тогда пробы пера крестьянского паренька из с. Турка Рыльского уезда увидели свет в губернской газете «Курская весть». Жанр публикаций – стихи и очерки, посвященные деревенской жизни.

В это же время Карпов принимал активное участие в революционном движении, ведя пропаганду среди крестьян. Жил на нелегальном положении. В 1907 году был арестован, посажен в Рыльскую тюрьму. Бежал в Финляндию, позднее перебрался в Петербург. В Петербурге, куда юного Пимена Карпова привело желание продолжить свой литературный путь, он устраивается на резиновую фабрику «Треугольник». И сразу же сближается с известными литераторами, а затем и с более широким кругом писателей, включая и столичную элиту. Свои двери перед ним открывают известные петербургские издания: «Весна», «Мир», «Неделя», «Современное слово», приложение к журналу «Нива». Произведения юного дарования из провинции удостаиваются похвалы в прессе.

«Вот Пимен Карпов, молодой рабочий, с виду мешковатый, будничный. А в душе у него – сказка – с золотыми зорями, с серебряными реками, жемчужными туманами, бриллиантовыми росами. Сколько аромата, нежности и радуги в душе этого молодого мужика!» – спешит с выдачей аванса журналист Н. Шебуев в 1908 году.

В 1909-ом выходит сборник статей-памфлетов «Говор зорь. Страницы о народе и интеллигенции» (см. приложение 5). Во всех отношениях фундаментальный, объемный труд молодого писателя, обративший внимание таких гигантов слова и мысли, как Лев Толстой, Александр Блок…

1913 году был опубликован роман Карпова «Пламень. Из жизни и веры хлеборобов» (см. приложение 5). Наиболее проницательно оценил роман Блок: «Так и из «Пламени», – писал он, – нам придется, рады мы или не рады, запомнить кое-что о России…»

Кстати, тираж романа по решению Синода русской православной церкви был уничтожен, сожжён.

Известно и то, что через некоторое время после Октябрьской революции наш земляк переезжает из Петербурга в Москву…

Двадцатые годы двадцатого века, точнее первая их половина, – наиболее плодотворная творческая пора для Пимена Карпова. Одни за другими выходят его сборники поэзии: «Звездь», «Русский ковчег», прозы «Трубный глас» и «Погоня за радостью», пьесы «Богобес», «Три зари» (см. приложение 5).

В 1933-ем – последнее появление Пимена Ивановича в печати, он издаёт книгу «Верхом на солнце». И затем на целых два с лишним десятилетия литератор выбывает из писательской обоймы – не устраивает новую власть. Так постепенно имя нашего земляка предаётся забвению. Остались неопубликованными многочисленные его рассказы, стихотворения, повесть «Кожаное небо», роман «Путешествие по душам». Главным делом его жизни становится автобиографическая повесть «Из глубины» (см. приложение 6, 7). Потеряв надежду и больше не рассчитывая на публикацию своих произведений, Карпов все душевные и творческие силы сосредотачивает на воспоминаниях детства, юности, рассказывает о своих первых шагах в литературе, о писателях, с которыми его столкнула судьба.

В 1954 году в издательстве «Советский писатель» появился бедно одетый старик, дрожащими руками вытащил из принесённой авоськи ворох бумаг. Это была рукопись, которая при первом взгляде на неё представляла собой нечто совершенно бесформенное – листы из разрезанной книги были перемешаны с более или менее гладко отпечатанными страницами, попадались и отдельные клочки бумаги, на которых было что-то написано старческой рукой. Редактор взял наугад несколько страниц. А старик присел в уголочке и произнёс как бы про себя:

– Меня уже все забыли. Пимен Карпов я. Обо мне когда-то Александр Блок писал. Лев Толстой книгу мою прочёл.

Упоминание Льва Толстого и Александра Блока, конечно, заинтересовало. Самого же Пимена Карпова, действительно, уже никто не помнил…

С трудом, урезанное и усечённое, произведение, которое едва тянуло на повесть, увидело свет в 1956 году (см. приложение 6,7).

А жизнь близилась к развязке. При возращении в столицу из очередной поездки на родину на станции Хутор Михайловский у Пимена Карпова украли чемодан с рукописями – плодом его многолетних усилий. Он замкнулся в себе, захандрил. Инсульт окончательно вывел его из строя. На такси его привезли сначала в Рыльск, где жила его племянница Алевтина Лагута, а потом на родину в Турку, к брату. Здесь он и провёл последние дни. Окружённый любовью и заботой родственников и земляков, Карпов тихо скончался в мае 1963 года. Похоронили Пимена Ивановича на сельском кладбище.6 Он ушёл, казалось, навсегда…

Кто же вернул забытое имя современному читателю? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мне потребовалось воспользоваться Интернет-ресурсами. Я узнал, что немало сделали для возвращения из небытия личности и творческого наследия Пимена Карпова московский критик, исследователь жизни и творчества Карпова Сергей Станиславович Куняев и его отец Станислав Юрьевич Куняев, известный русский поэт и главный редактор журнала «Наш современник». Благодаря им в 1991 году россияне впервые познакомились с творениями писателя (см. приложение 8). А в 2007 году увидел свет роман Пимена Карпова «Кожаное небо». Но особая заслуга в исследовании жизни и творчества нашего земляка принадлежит хомутовскому журналисту и литератору Н.А. Шатохину. Именно его стараниями в 2011 году вышел двухтомник полного собрания сочинений П.И. Карпова.

1.2. Сорок лет поисков и открытий Н.А. Шатохина

Я решил отправиться на родину Пимена Карпова и пообщаться с интереснейшим человеком, главным редактором газеты «Районные новости» п. Хомутовка, членом Союза журналистов России, членом Союза писателей России Николаем Аверьяновичем Шатохиным (см. приложение 9). В своём интервью Николай Аверьянович рассказал (см. видеоприложение), что ещё в семидесятых годах прошлого века журналистская судьба свела его с одной из племянниц Пимена Ивановича – Лией Александровной Цукановой, работавшей в то время агрономом Калиновского сельхозтехникума. В разговоре Лия Александровна поделилась, что её дядя, русский писатель Пимен Карпов, был знаком с Блоком, Толстым, Горьким, Маяковским, Гайдаром (см. приложение 10)… Дружил с Сергеем Есениным.

– Я своими глазами, – призналась она, – видела у дяди в Москве есенинскую фотографию с дарственной надписью: «Друг ты мой, товарищ Пимен, кинем мы с тобою камень в небо, кинем. Исцарапанные хотя, но доберемся до своего берега. И водрузим свой стяг, а всем прочим осиновый кол поставим».

«Пимен Иванович был внимательным и добрым человеком, интересным собеседником, любил Курский край, любил его людей и природу. Часами мог любоваться здешними красотами», – вспоминала Лия Александровна.

После этого разговора и началась многолетняя работа исследований…

Шаг за шагом Николай Аверьянович узнавал всё новые и новые подробности из жизни и творческой деятельности П. Карпова, постоянно публикуя их в районной газете. Помимо хомутовской районки, его материалы печатались и в областных СМИ, чаще всего в «Курской правде» (см. приложение 11). Более сорока лет поисков и открытий. Итогом работы стал сборник статей «Друг ты мой, товарищ Пимен», вышедший в 2013 году (см. приложение 12).

– Интересными подробностями из жизни писателя-земляка, – продолжает рассказывать Николай Аверьянович, – поделилась и другая племянница Пимена Ивановича Карпова Алевтина Александровна Лагута, постоянно проживающая в Краснодарском крае, в Адыгее (см. приложение 13).

Однажды, заглянув в редакцию хомутовской районной газеты, она рассказывала, что, наведываясь в любимые края, литератор обязательно первым делом шел в лес, где неутомимо вырезал из грушевых веток трости, потом долго-долго оттачивал, отполировывал их. Из деревенской глубинки в столицу писатель увозил друзьям, знакомым до дюжины таких палок. И вот одна из них служит теперь ей опорой…

– Как он любил нас, детей! – рассказывала Алевтина Александровна. – Всегда привозил из столицы подарки и обязательно книги с красивыми иллюстрациями. Когда дядя приезжал в село, к нему в первый же день спешили земляки за помощью и советом. Просили написать правильно и грамотно письмо или заявление в какую-нибудь инстанцию, а если не затруднительно, то и передать «бумагу» в Москву «кому следует». Не отказывал.

– Судя по воспоминаниям племянниц писателя, – говорит Николай Аверьянович, – каждое лето Пимен Карпов приезжал из столицы в родное село. Он любовался красотой природы, воспевал малую родину и жизнь земляков в своих произведениях. Гуляя в здешних живописных лугах и перелесках, собирал цветы, много читал и, конечно же, творил. Последние годы увлечённо занимался переводами современных советских поэтов. Это видно из его письма татарскому поэту Мусе Джалилю (см приложение 14).

Да, много лет уж прошло, как из Турки уехал последний житель, и кладбище заросло, но люди сюда все равно приезжают, храня память о выдающемся человеке. Из одного путешествия Пимен Иванович привез пирамидальный тополь. Дерево до сих пор растет во дворе писателя, хотя и дома давно уж нет. В памяти земляков Пимен Иванович на протяжении многих лет остается ярчайшей фигурой. Как тот самый тополь, который, как свеча, виден из любой точки деревни, напоминая о человеке, творчество которого живо во времени…

– Если говорить о творчестве писателя, – рассказывает Николай Аверьянович, – здесь становится всё предельно ясным. Пимен Карпов был безмерно влюблён в свою малую родину, с трепетом относился к своим землякам и буквально во всех своих произведениях раскрывал образ малой родины, воспевая каждый уголок родной земли. В свою очередь мы, земляки, в честь выдающегося человека ежегодно в день рождения писателя, 6 августа, собираем литераторов из разных концов Курской области и других регионов России на Карповские чтения, чтобы вновь и вновь послушать его произведения.

Ежегодно почетным гостем Карповских чтений является и курчатовский поэт Иван Федотович Зиборов, лауреат литературной премии имени Карпова. В 2013 году оргкомитетом Карповских чтений он был награждён грамотой за активное участие в традиционных Карповских чтениях и пропаганду исторического наследия Курского края (см. приложение 15). А в целях пропаганды жизни и творчества писателя администрация Хомутовского района учредила премию имени Карпова за лучшую творческую работу.

Пимен Карпов – это часть нашей культуры, наша гордость. Его часто называли певцом Светлого Града, ибо мечтал крестьянский сын из «забытой Богом глубины» о счастливой, светлой жизни для своего народа, родных земляков.

В память о нашей встрече Николай Аверьянович подарил мне свою последнюю книгу, сборник статей «Друг ты мой, товарищ Пимен», вышедшую в свет в 2013 году (см. приложение 12). Я очень благодарен ему за дружелюбный приём и увлекательную беседу.

В этот же день мне удалось посетить Хомутовский народный музей, стены которого хранят богатейший материал о Пимене Карпове (см. приложение 16). Поистине царский подарок – чемодан писателя с рукописями его произведений, книгами, письмами и документами – преподнесла землякам-хомутовцам племянница Карпова Алевтина Александровна Лагута, проживающая в Адыгее Краснодарского края (см. приложение 16). Мне посчастливилось подержать в руках огромный, коричневого цвета старый чемодан самого Пимена Ивановича Карпова. Среди рукописей удалось обнаружить два занимательных стихотворения для юных читателей, которые мне очень понравились (см. приложение 17).

Пообщавшись с директором народного музея п. Хомутовка Галиной Петровной Слепыниной, я выяснил, что творчество П.И. Карпова востребовано. Его произведениями интересуются и обучающиеся школ, и студенты, и учителя Хомутовского района. Они пишут рефераты, исследовательские и проектные работы. В музее постоянно проводятся литературно-музыкальные программы, действует экспозиция «Пимен Карпов – наша гордость и надежда» (см. приложение 18), совершаются экскурсии в родное село писателя Турку, где юные экскурсоводы из Амони рассказывают о П. Карпове.

1.3. Возвращение забытого имени

Возрастающий интерес к творчеству Карпова привёл меня в центральную городскую библиотеку г. Курчатова. Есть ли в ней книги Пимена Ивановича? После долгих поисков мне всё же удалось найти в читальном зале библиотеки двухтомник П.И. Карпова, составленный Н.А. Шатохиным, а на абонементе небольшую брошюру под названием «Забытая книга» составителя С. Куняева (см. приложение 19 ). Но читают ли их? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я провёл интервьюирование библиотекаря юношеской кафедры центральной городской библиотеки Буланенко Надежды Ивановны. Она рассказала, что двухтомник Карпова появился у них ещё в 2012 году, но до меня им никто не интересовался. А «Забытая книга», которая тоже в единственном экземпляре находится в библиотеке с 1991 года, особой популярностью не пользуется, её брал один человек. Призналась и в том, что ей не известен этот автор, но я пробудил интерес к его биографии и творчеству (см. приложение 20).

Таким образом, книги П.И. Карпова в центральной городской библиотеке есть, но его творчеством жители нашего города не интересуются, скорее всего, они просто не слышали этого имени.

Открыв для себя Пимена Карпова, я решил выяснить, знают ли о нём мои ровесники. Чтобы найти ответ на этот вопрос, я провел анкетирование «Знаешь ли ты писателей и поэтов Курского края?» среди пятиклассников моей школы, в котором приняли участие 73 респондента. На основе анализа анкет можно сделать вывод, что все пятиклассники нашей школы знают писателей и поэтов Курского края, они читали произведения Е. Носова, А. Гайдара, Л. Медведева. Большая часть опрошенных знакома и с творчеством курчатовских поэтов: И. Зиборова, М. Малец, М. Цыгановой, А. Шаталова, О. Романова. К сожалению, выяснилось и то, что для юного поколения имя нашего земляка Пимена Карпова неизвестно. Более подробно ответы, представленные в виде диаграмм, можно рассмотреть в приложении 21.

Актуальным для меня стал вопрос: «Знают ли учителя литературы нашей школы писателя-земляка Пимена Карпова, читали ли его произведения?»

Для этого я провёл соцопрос, в котором приняли участие 9 респондентов. На основании полученных ответов можно сделать вывод, что все опрошенные слышали имя земляка Пимена Карпова, но с его творчеством знакомы только три респондента. Результаты я представил в виде диаграммы (см. приложение 22)

Проделав большую и интересную работу, я открыл для себя новое имя в литературе Курского края. С большим сожалением могу сказать, что творчество Пимена Карпова для читателей моего города и по сей день остаётся малоизвестным. Я считаю, что наилучшая память о писателе – это чтение его произведений. Возьмите книгу Пимена Карпова, прикоснитесь к его творчеству! Пройдите вместе с ним по его родным местам, насладитесь «дивной игрой утренней зари», «щёлканьем соловьёв», покорите «горную лесную дорогу меж могучих корней», отдохните «в зеленокудром окружении богатырских рощ». Откройте для себя Карпова!

  1. Художественный образ малой родины в повести Пимена Ивановича Карпова «Из глубины»

2.1. Село Турка – малая родина писателя

Для Пимена Карпова родной край, его малая родина – село Турка Хомутовского района Курской области. «Это название прилепилось потому, что здешние жители спокон веков слыли разбойниками, турками». Это страна его детства, юности, творческого становления. Это край деревенский, с крестьянским бытом и древними семейными традициями: колядками, гаданиями на Святки и Новый год, с заговорами старухи Пелагеи, сказками родной бабушки Вассы, песнями скомороха Чемесова. «Дядя любил бывать в родной деревне Турке. Пожалуй, ни одного лета не пропускал. Обычно задерживался дома на месяц, а то и два. Все перелески, луга и поля обойдёт. Каждой ромашке, каждому васильку в пояс поклонится,» – рассказывает племянница Пимена Ивановича Карпова Лия Александровна Цуканова. А местный старожил Фёдор Андреевич Быков так вспоминает о встречах с знаменитым земляком: «Придёт, погостит, уедет. Потом опять приедет… Бывало, возьмёт бумаги и айда по лугам и лесам. Идёт и на ходу что-то записывает. Цветы полевые очень любил. Возвращался домой завсегда с букетиком неброских наших ромашек, колокольчиков, васильков…».

Пимен Карпов любил свою родную землю страстно, искренне, нежно. «Краше нашего места нигде нет на свете!» – с гордостью пишет он в автобиографической повести «Из глубины». Работу над этим произведением Пимен Иванович начинает в конце 20-х годов. В 1933 году издаётся только часть из написанного под названием «Верхом на солнце». «Писатель не устраивает новую власть. Изображает не ту действительность, не тех героев».

И только в 1956 году издательство. «Советский писатель» выпустило первую часть повести «Из глубины», над которой он работал более 30 лет.

Пимен Иванович не мыслил себя без Курского края, без родных мест, гордился своим селом, где провёл своё безрадостное детство. Воспоминания об этом нежном возрасте неразрывны у писателя с воспоминаниями о природе родной земли: «Полюбил я родную землю и звёздное небо над ней, высокие холмы, увенчанные вековым необозримым садом с величавыми липами, черноклёнами, зелёно-синими ясенями, тёмными дубами над «зеркальным плавом», над безмятежным синим прудом-озером.

В бездонном зеркале вод отразились зеленокудрые заросли камыша, опрокинулось куполообразное светло-голубое небо с неподвижными златопёрыми облаками, и, казалось, притаилась вся душа вселенной в созерцании этой земной красоты, заслушалась неуловимой музыкой природы.»6 Невозможно устоять перед искренностью, с которой автор признаётся в любви малой родине, родной стороне, её природе. И сам, читая эти строки, невольно влюбляешься в эту красоту также сильно, бескорыстно, как и Карпов.

2.2. Неповторимость и сказочность родной природы

За что любит родной край Пимен Иванович? Наверное, за то, что он родился и вырос на этой удивительной земле, был воспитан ею, познал всю ласку и доброту родной природы, её неповторимость и сказочность: «Под осень лазурное небо в чернолесье, в краю холмистых хлебных полей, старых парков с голубыми озёрами и дремучих багряных рощ, отливало хрустальным светом. Алмазные звёзды над зубцами тополевых вершин можно было разглядеть даже днём. А над курными избами – вековые червлёные берёзы, дубы, ясени и клёны, каштаны и липы, подёрнутые прозрачной дымкой, возносили могучие свои вершины-башни и шпили ветвей, прорезая ими небо, будто знамёнами, так что благословенная эта пора золотой осени чудилась подвенечным нарядом земли».

Для писателя было большим счастьем «подскочить к солнечному окну хаты и поприветствовать весёлое пиршество дубов: «Здравствуйте, богатыри мои!». Милы и дороги его сердцу родные образы: «белые от весеннего цвета яблоневые, грушевые и вишнёвые приусадебные садики, черёмуховые рощи и тёмно-зелёные дубравы у села, хаты с соломенными жёлтыми крышами», «столетние дубы, липы, вязы и тополи», «огромные пятиобхватные стволы сосен». Природа родного края Пимена Ивановича Карпова не только поражает своей красотой, дарит тихую радость общения с ней, но и поселяет в душе гармонию и покой: «И вот мы в раю, в райском лесу. Нет на щедрой земле ничего прекраснее, чем зеленошумная дубрава, пронизанная жарким солнцем и склонённая над голубым затоном с белыми лилиями. А по луговой кайме – красная, спелая земляника. Мы собираем её в подолы рубашек целыми горстями. Алое солнце пропекает бока, глушит аромат цветов».

Читаешь страницы повести «Из глубины» и вместе с деревенскими мальчишками оказываешься «в зеленокудром окружении богатырских рощ и златисто-голубом небесном сиянии», наблюдаешь «дивную игру утренней зари над вершинами дубов, их сказочное отражение в зеркале вод», видишь «горную лесную дорогу меж могучих корней», слышишь на затоне крики лебедей, которые каждый год гнездятся в камышовых зарослях, узнаешь «о неслыханном в здешних местах звере, лосе-сохаче». Так просто, интересно и понятно мог написать только человек, бесконечно влюблённый в свою малую родину, досконально знающий каждый кустик, каждую травинку и веточку.

«Слов немного, но они так точны, что означают всё», – сказал Н.В. Гоголь о творчестве А.С. Пушкина. По-моему, эти слова применимы и к творчеству П.И. Карпова. Они как нельзя лучше подчёркивают удивительный талант мастера слова. И действительно, только любящему сердцу подвластно не только увидеть красивое, по достоинству оценить его, донести до каждого из нас, но и быть настоящим патриотом своей страны. «Люби землю, всю её красу, цветы, нивы, лес и сады», – такой совет даёт дуб-великан совсем ещё юному мальчугану. Конечно же, это и наказ Пимена Ивановича Карпова нам, читателям. Смысл этих слов заключается в любви к земле, природе, к отчему дому, родной деревне, неотъемлемой и важной частичке родины.

Природа у Пимена Карпова изменчива и динамична, не знающая покоя, насыщенная разнообразными звуками и запахами. Она очеловечена, одухотворена. Словно живое, мыслящее существо, она поёт и шепчет, грустит и радуется. Своеобразно и точно открывает тайны природы Карпов, может быть, оттого его любимым художественным приёмом является олицетворение. В повести «Из глубины» времена года, деревья, сады, рощи, облака – всё живёт и дышит своей неповторимой и волшебной прелестью. «Весна пришла к нам в Турку из солнечных стран, тёплым дыханием растопила снег и разбросала по садам цветы». «Солнце охватило меня со всех сторон животворными лучами. В них утопали и сады, и рощи». «Ухало совами чернолесье. На закате стлались косым крылом золотые ткани нив… Лебяжьи облака обнимались с дальними грозовыми тучами».

«И там, где оставалась живая природа, оставался живым человек», – с гордостью пишет Пимен Иванович Карпов. Это то непреходящее, доброе, вечное, что вселяет в душу писателя надежду на «Светлый Град», в счастливое будущее, вдохновляет его, поддерживает в трудную минуту.

2.3. Земляки Пимена Ивановича – частица его собственной души

Образ родного края у Пимена Карпова неразрывно связан с его родными и близкими, простыми деревенскими тружениками. Он отзывается о них с большой любовью и уважением, правдиво описывает их трудную жизнь. Это дорогие его сердцу люди: мать Матрёна Ивановна, «измученная вечной работой»; отец, «усталый и молчаливый», которого в семье боялись «пуще матери»; старший братишка, «рыжеватый Юрчик»; тётка Аксинья с её удивительными разговорами о птице счастья; Чемесов – «беспечальный весельчак», «скоморох-песенник», которого привлекли в Турку из Курска «зори дивные и песни соловьиные».

По-житейски мудр дядька Андрей, обучавший юного Пимена сапожному ремеслу. Я навсегда запомнил его незатейливые слова, в которых выражена большая нравственная сила: «Правда, малец, краше солнца! Как вырастешь – не гонись за золотцем, а будь молодцем!»

Удивительно трогательно пишет Пимен Иванович о друзьях своего детства: Романе Лысеке и Петьке Кудаде. Вместе они ходили в лес по ягоды, на рыбалку, разоряли птичьи гнёзда, озорничали: «В Юрасовом гае мы, кажется, забывали про все свои невзгоды и воздыхания. Но радость наша была уже не только в солнце, ароматных лесных цветах и душистой землянике, но и в птичьих гнёздах».

Земляки Пимена Ивановича Карпова – частица его собственной души, выразители его личного отношения к жизни: «А люди тяжкого труда и сердечного горя примирились с обидой и болью жизни и в поте лица добывали свой хлеб под жизнерадостным июньским солнцем».

Поэт А. Твардовский говорил, что «у большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна». Да, вот из таких малых уголков, как село Турка – родина Пимена Ивановича Карпова – и сложена наша необъятная Россия.

Исследуя автобиографическую повесть «Из глубины», я отметил, что образ малой родины у Пимена Ивановича Карпова тесно связан с образами родной природы, которая чувствует и мыслит, страдает и радуется; с дорогими его сердцу людьми: матерью, отцом, братьями, среди которых и прошло его несчастливое детство; земляками, простыми людьми, деревенскими тружениками. О ком бы ни писал Пимен Иванович, в каждой его строчке чувствуется необыкновенная гордость за свой отчий край, родную землю.

  1. Глубина любви Карпова к родной земле в сборниках стихотворений «Русский ковчег», «Звездь» и «Предутрие»

3.1. «Поэт и бог мне – каждый лист…»

«Разумеется, у каждого человека – своя малая родина, и её приметы тоже разные…» – пишет наш земляк Е.И. Носов. В статье «Краски родной природы» он рассуждает: «…Родину, как и мать, не выбирают. Она у всех такая, какая досталась от отцов и дедов. Нам, курянам, досталась по наследству курская земля. Нет у неё ни морских берегов, ни горных радужных водопадов, ни могучих рек. Её небо не багрянят огненные жерла вулканов, она не мерцает дивными всполохами северного сияния… Что и говорить, не так-то просто ухватить, воспроизвести, запечатлеть вот такую неэкзотическую, неброскую землю…»7 Но не просто «ухватил», а глубоко, ярко, точно раскрыл образ малой родины Пимен Иванович Карпов в сборниках стихотворений «Русский ковчег», «Звездь», «Предутрие». Они были написаны в двадцатые годы XX столетия, самый плодотворный творческий период нашего земляка.

В проникновенных стихотворениях, вошедших в эти сборники, ярко звучат все темы, которые волнуют поэта: безграничная любовь к своей малой родине, природа села, люди деревенского труда. Пимен Карпов вновь и вновь признается в глубокой любви к родному краю:

Я люблю мою сирую землю…

Я целую её, приемлю!

Он любит родную Турку беззаветно, преданно, нежно воспевая её неброскую красоту природы и удивительную прелесть:

Люблю весенние закаты

В степной родимой стороне…

(«Люблю весенние закаты…»)

Ночью тёмной, ночью звёздной

Выйди в поле погадать,

Чтоб в цветеньи порыдать

Над колдуньей-ночью звёздной…

(«Ночью тёмной, ночью звёздной…»)

Сонно волнами радости бредит затон,

Над рекою лесною, куда ни взгляни,

Как жемчужины, нитью повисли огни,

Волн и лилий всплывает серебряный звон…

(«Звездочёт»)

А в стихотворении «Колдуют розы лунным светом…», написанном еще в 1911 году, чувствуется глубина любви Пимена Ивановича к родной земле. Он не стесняется об этом говорить вслух:

В лесу, шумящем свежим шумом,

Поэт и бог мне – каждый лист.

Берёзам-песням, ивам-думам

Молитвы шлю я, сердцем чист.

Воспевая красоту родных мест, Карпов тем самым превозносит свою малую родину, так как природа – это источник любви к родине. Природа и человек в стихотворениях поэта тесно слиты воедино: человек глядится в природу и познаёт вечные тайны жизни, смысл человеческого бытия. Именно об этом размышляет П.И. Карпов в стихотворении «Моя жизнь», написанном в родном селе Турка в 1919 году:

Слава слава тебе, жизнь моя горькая!

Всё познал я – о чём мне тужить?

Выйду в дикую степь, что за горкою,

И опять колдуном буду жить.

Накопаю кореньев там ересных,

Щавелиного яду сберу

И под шум заколдованных вересков

В надкурганном укроюсь бору.

Используя разнообразные тропы, эпитеты («серебряного», «седого» утра, сон «белый», «сиреневый», месяц «ясный», заря «благоуханная»), метафоры («мгла лесов», «солнца латы», «пыль цветов», «лучи звёзд», «ожерелье созвездий»), сравнения («нежна, как черёмуха в мае», «душа, как сирень», «сень светилась свечой»), олицетворения («лепестки прошептали», «звёзды целуются», «цветут», «тонут»), поэт образно и выразительно рисует картины родной природы, помогает увидеть прекрасное рядом, воспитывает в нас любовь к малой родине. Приведённые данные можно рассмотреть в таблице № 1 (cм. приложение 23).

3.2. П.И. Карпов – удивительный мастер окказионализмов

Анализируя стихотворения Карпова, я заметил, что Пимен Иванович – большой мастер удивительных индивидуально-авторских слов (окказионализмов). В «Словаре литературоведческих терминов» С.П. Белокуровой дано следующее определение окказионализмов: (от лат. occasionalis – случайный) – индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.

Мне удалось обнаружить в стихотворениях Пимена Ивановича, вошедших в сборник «Русский ковчег», «Звездь», «Предутрие», более 20 индивидуально-авторских слов. На мой взгляд, они выполняют следующие функции:

  1. Передают чувство любви к малой родине, восхищение её красотой («цветотравы», «златоосенних», «солнцеговор», «синецветный»).

Используя такие окказионализмы, Карпов создаёт своеобразную зарисовку природы, наполненную светом, красками, фантазией.

  1. Являются средством создания выразительных художественных образов («тресвятый», «лютозвонный», «бурнопламенный», «пришлец», «надомутный»).

С их помощью автор точно, кратко и ёмко характеризует героев своих произведений, даёт собственную оценку происходящему.

  1. Служат для свежего и яркого выражения различных понятий, явлений («свежеструйный», «стожары», «цветопесни», «светозарный», «улыбный»).

Полученные данные я представил в виде таблицы, которые можно рассмотреть в приложении 24.

Часто в поэзии Пимена Ивановича Карпова встречаются окказионализмы, обыгранные на основе слова «звезда»: «златозвёзды», «звездь», «буйнозвёздный», «звёзднокормчих», «зазвёздный», «звездись», «надзвёздный». Наверное, рисуя образ звезды Пимен Иванович хотел показать неустанное стремление человека к яркому, светлому, неповторимому и загадочному. Этот образ является одним из главных образов в его поэзии, потому что звезда, я думаю, для Пимена Ивановича Карпова является символом Родины и путеводительницей.

Таким образом, придумывая окказионализмы, Пимен Иванович создавал свою неповторимую поэзию, полную любви к родному краю. Необычные по структуре, они придают его творчеству повышенную экспрессивность, ёмкость и многозначительность. Они вносят неповторимый эмоциональный оттенок в произведения, помогают точно и кратко выразить смысл.

3.3 Символика цвета в поэзии Пимена Карпова

Именно любовь к отчему краю стимулирует творческое вдохновение художника слова, заставляет его активно использовать символику цвета с целью создания ярких образов, углубляющих и расширяющих смысловую структуру текста. Кроме того, цветообозначения играют важную роль в передаче авторских мыслей, чувств, переживаний. Не исключение и поэзия Пимена Ивановича Карпова.

Мной было исследовано 39 стихотворений П.И. Карпова из сборников «Русский ковчег», «Звездь» и «Предутрие», в которых обнаружено 68 слов со значением цвета. Результаты я представил в виде таблицы, а для большей наглядности построил диаграмму (см. приложение 25).

Из проведенного исследования видим, что цветовая картина в поэзии Карпова достаточно разнообразна. Наиболее многочисленны у поэта обозначения лазурного, золотого, багряного и белого цветов. Менее частотны употребления чёрного, серого и зелёного.

Представление писателя об осени родного края раскрывается с помощью золотого цвета. Перед нами предстают живописные картины «златоосенних садов» и «золотых дней», символизируя сытость и благодать для обездоленного крестьянина.

О, совершенная радость

Златоосенних садов!

(«Радость»)

С другой стороны, с помощью цветообозначения «золотой» Карпов передаёт состояние душевной чистоты и мягкости, которые присущи простым русским крестьянам, землякам поэта. Фольклорные образы «золотые ключи», «золотые соцветья» символизируют красоту и молодость.

Своеобразное цветообозначение у поэта приобретает белый цвет, «белый сон» на фоне тёмной ночи в стихотворении «Дождь по крыше шумит…». В «белом сне» герой покидает «родные пределы» и стремится к воплощению своей неудержимой мечты.

В атмосферу зелёного цвета мы попадаем, когда автор создаёт картины родной природы. Спокойствие и благоговение олицетворяют «зелёный простор» и «зелёный шум» леса.

Сказал и в дебри канул, хохоча,

Пропал в лесу, в зелёном шуме свежем.

А люди вдруг искать цветка-луча

Над диким полем бросились по межам…

(«Заклятый цветок»)

Кроме того, пейзажные зарисовки, которые Карпов изображает с помощью зелёного цвета, подчёркивают глубоко национальное ощущение близости простого русского крестьянина к родному краю.

Таким образом, рассматривая символику цвета в поэзии П.И. Карпова, можно заключить, что цветовая палитра способствует передаче ярких, выразительных, самобытных образов. С помощью цвета поэт претворяет зрительные ощущения и впечатления в язык чувства, показывает тончайшие эмоциональные оттенки своей души. Используя цветовую лексику, Карпов создаёт собственную картину мира, яркого, поэтичного. Поэт не жалеет красок, чтобы выразительнее передать богатство и красоту родной природы, отчего края.

Заключение

Проведённые исследования позволили мне открыть забытое имя талантливого, самобытного писателя, поэта Курского края Пимена Ивановича Карпова.

Образ малой родины у Пимена Ивановича Карпова тесно связан с образом природы родного села Турки, его людьми, которые стали предметом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности писателя. Они передают нам чистую, возвышенную любовь к родине, свою необыкновенную искренность и человечность.

Пейзажные зарисовки проникнуты глубокой и нежной любовью к родному краю, чувством родной земли, отчего дома. Они восхищают нас своей красотой, дарят нам тихую радость общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой. Природа воспринимается поэтом одухотворённой, способной сочувствовать и сопереживать человеку в его радостях и печалях, сливаться с его мыслями.

Рисуя образ малой родины, Карпов мастерски использует изобразительно-выразительные средства, создаёт необычные по структуре окказионализмы, умело подбирает цветовую лексику.

Пимен Карпов является настоящим патриотом своей малой родины. Это человек, который любит и помнит то место, где родился, где прошло становление его характера, знакомство с землей, крестьянской жизнью. Ценно то, что он не только пронес эту любовь к родным местам в своем сердце, но и поделился с нами – читателями. Я считаю, что духовное наследие Пимена Карпова – это бесценное достояние нашего Курского края, это то, чем могут гордиться мои земляки. 

Хочется вспомнить слова известного московского критика, исследователя жизни и творчества П. И. Карпова Сергея Станиславовича Куняева: «Познакомившись с творчеством П. Карпова, мы поняли, что имеем дело с удивительным самобытным талантом, который необходимо возродить, вернуть читателям».

В стихотворении «Колдовская дорога – в луне…» Пимен Иванович Карпов написал: «…но бессмертен в веках буду я». Его пророчество начинает сбываться. Талантливый писатель и поэт возвращается…

 

Литература

  1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов – СПб, 2005 г. – http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0
  2. Вергазова О. Символика цвета в поэзии Пимена Карпова – http:// filfak.mrsu.ru/bak/sborn/s15s/htm
  3. Есенин С. А. Собрание сочинений. В 6-ти тт. М.: Художественная литература, 1977-1980. Т. 6. С. 273
  4. Карпов П.И. Пламень; Русский ковчег; Из глубины/ Подгот. текста, сост., вступ. ст., коммент. С. Куняева. – М.: Худож. лит., 1991. – 367 с. (Забытая книга).
  5. Карпов П.И. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1: Романы, рассказы. – Курск:
  6. Издательский дом «Славянка», 2011. – 464 с, ил.
  7. Карпов П.И. Собрание сочинений: В 2 т. 2: Стихотворения. Воспоминания. Публицистика. – Курск: издательский дом «Славянка», 2012. – 528 с., ил.
  8. Книга о Мастере. Холмы и берега Евгения Носова: очерки о творчестве / [сост., Е. Д. Спасская]. – Курск: Крона, 1998. - 896 с., [8] л. ил., портр., фот.
  9. Багликов О. «Востребован и сегодня» // Курская правда – от 14 августа 2012г. – № 97 – http://www.kpravda.ru/article/culture/021225/
  10. Певец Светлого Града: стихи и проза Пимена Карпова, переписка и исслед. его творчества, материалы Карповских чтений и стихи, посвящ. ему / [сост. Н. Шатохин; ред. О. Саранских]. – Курск: Курск. гор. тип., 2006. – 146 с.: ил. – (Библиотека международного альманаха «Славянские колокола»).
  11. Ферапонтов Н. Странник опальный: Вышла книга о Пимене Карпове [Шатохин Н. «Певец Светлого Града»]/ Н. Ферапонтов // Курская правда. – 2006. – 28 марта. – (Книгочей).
  12. Шатохин Н. «Грушевая трость от Пимена Карпова» // Курская правда – от 16 сентября 2009г. – № 201 – http://www.kpravda.ru/article/culture/011733/
  13. Шатохин Н.А. Друг ты мой, товарищ Пимен… Статьи. Библиотека дома литератора. – Издательский дом «Славянка». – Курск, 2013. – 188 с.
  14. Шатохин Н. «И чемодан рукописей в придачу» // Курская правда – от 23 сентября 2010г. – № 208 – http://www.kpravda.ru/article/culture/015096/
  15. Шатохин Н. «С виду мешковатый, будничный, а в душе у него сказка…» // Районные новости – от 6 февраля 2015 г. – № 6 – С.7.
  16. Шатохин Н. «Художнику слова – цветы от земляков». Российский писатель официальный сайт – http://www.rospisatel.ru/pimen%20karpov.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ

ГРАМОТЫ ЗА ПРОЕКТ (архив zip)

You have no rights to post comments