Урок родной литературы по рассказу известного русского писателя, нашего земляка, Евгения Ивановича Носова.

Автор: Беленькова Елена Викторовна

План-конспект урока по родной литературе

Класс: 9

Тема: Е.И. Носов «Белый гусь»

 

Цели урока: создание условий для расширения представлений учащихся о жизни и творчестве Е.И. Носова, совершенствования навыков вдумчивого чтения, комментирования и интерпретирования художественного текста; формирование национального самосознания; воспитание ответственности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование способности к саморазвитию; создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; формирование потребности в систематическом чтении.

Метапредметные УУД:

а) регулятивные: формулирование собственного мнения и позиции; самоконтроль, оценка своей работы, коррекция.

б) познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме; развитие эмоционально-образного, ассоциативного и аналитического мышления.

в) коммуникативные: умение взаимодействовать со всеми участниками учебной деятельности; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; организация сотрудничества в группе.

Предметные УУД: совершенствование навыков анализа художественного текста; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Ресурсы: текст рассказа Е.И. Носова «Белый гусь»; мультимедийный комплекс; презентация.

 

Ход урока

  1. Организационный момент. (Класс разбит на группы). Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  1. Определение темы урока, постановка целей и мотивация.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, перечитываете ли вы книги? Почему? Что вам это даёт?

Учитель: Сегодня нам предстоит перечитать рассказ известного русского писателя, нашего земляка, Евгения Ивановича Носова. Давайте вспомним, что мы знаем об этом прозаике.

Выступление подготовленных учеников с рассказом о жизни и деятельности Е.И. Носова. Выступление происходит на фоне короткой презентации.

Слайд 1 – портрет писателя.

Ученик: Е.И. Носов – русский и советский писатель, художник-оформитель, журналист, участник Великой Отечественной войны. Родился в селе Толмачёво под Курском в 1925 году. До войны успевает закончить 8 классов. На фронт попадает  после битвы на Курской дуге, в 1943 году, когда ему исполняется 18 лет. Служит в артиллерии, сражается в Белоруссии, на Днепре, в Польше. В феврале 1945 года под Кенигсбергом получает тяжелейшее ранение, так что в День Победы находится еще в госпитале. После войны Е.И. Носов оканчивает среднюю школу и работает в Казахстане в редакции газеты художником-оформителем и литературным сотрудником. А в 1951 году возвращается в родной город Курск и также работает в редакции газеты.

Слайд 2 – обложки книг.

Ученик: Первый рассказ «Радуга» писателя был опубликован в 1957 году,  а на следующий год вышел первый сборник рассказов. Вскоре Евгений Иванович оканчивает Высшие литературные курсы и становится профессиональным писателем. Две главные темы его творчества – война и деревня. Лучшие произведения писателя заняли достойное место в литературе. Широко известны его книги «Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы», «На дальней станции сойду»  и другие.

Слайд 3 – памятник писателю в Курске.

Ученик: Почти всю жизнь Е.И. Носов прожил в Курске и очень остро ощущал свою кровную связь с малой родиной. «Нам, курянам, досталась по наследию Курская земля… Закрываю глаза, и трепетно обмирает сердце – вот она, родимая! Взгорья и ложбины, и опять холмы. Вверх – вниз, вниз – вверх… Будто дышит, словно это ее глубокие, натруженные вздохи… Тут мы и живем, между этими вздохами», – написал он.

Е.И. Носов  умер в 2002 году и похоронен на Никитском кладбище. А недалеко от дома, где он жил, установлен памятник работы скульптора В. Бартенева.

Учитель: Какие произведения Е.И. Носова вам известны? Сегодня мы перечитаем рассказ «Белый гусь», с которым вы познакомились ещё в начальной школе. Помните ли вы этот рассказ? О чем он? Это небольшой рассказ для детского чтения и сюжет его вам известен. Я бы хотела, чтобы вы сейчас, когда будете слушать, сосредоточились на основных идеях рассказа и его языке. Послушайте, какой эпизод вам кажется наиболее ярким в этом рассказе?

  1. Чтение текста. Выразительное чтение подготовленного ученика.
  1. Проверка восприятия текста.

Учитель: Какой эпизод показался вам наиболее ярким в рассказе? Почему?

  1. Аналитическая работа по тексту.

Учитель: Существует утверждение, что вся жизнь писателя воплощена в его творчестве. Давайте взглянем на рассказ «Белый гусь», в том числе ориентируясь и на то, что мы знаем об авторе. Сегодня мы работаем по группам, каждая из которых получит своё задание. По окончании работы представитель от каждой группы познакомит присутствующих с выводами, которые  будут получены.

1-я группа – Аналитики.

Задание – Проанализируйте описание гуся в начале  и в конце рассказа. Как меняется отношение автора к своему персонажу? Какой дополнительный смысл приобретает произведение, когда мы узнаём, что его автор – солдат, участник Великой Отечественной войны? Выводы зафиксируйте в виде таблицы или схемы.

2-я группа – Художники.

Задание – Проанализируйте средства выразительности рассказа. Как проявляется автор-художник в этом произведении? Выводы зафиксируйте в виде таблицы или схемы.

3-я группа – Краеведы.

Задание – Проанализируйте текст с точки зрения принадлежности автора к Курской земле. Какие лексические средства свидетельствуют об этом? Какие картины рассказа отражают приметы малой родины писателя? Выводы зафиксируйте в виде таблицы или схемы.

Самостоятельная работа учащихся. По окончании полученная схема или таблица фотографируется, выводится на экран, представитель группы озвучивает выводы.

Примерные выводы учащихся:

1. В начале рассказа повествователь с одной стороны испытывает невольное уважение к птице из-за ее важности, неторопливости, безбоязненности, но с другой стороны белый гусь раздражает излишней властностью. Забота о гусятах делает гуся особенно нетерпимым и драчливым: «буйный папаша». В конце рассказа автор почти не даёт определений гусю, но мы понимаем, что человек восхищен самоотверженностью птицы. Писатель немногословен, как немногословен боец, стоящий около павшего товарища.

2.Рассказ наполнен красками. Сам заглавный герой в «белоснежном кителе» (метафора), «будто высечен из рафинада» (сравнение), «белая кочка не растаяла». Гусята – «одуванчики» (сравнение). Туча – серо-синяя тяжёлая стена, свинцовая утроба, седые космы (эпитеты и метафора). При описании града появляются средства выразительности, напоминающие о сражениях: «град… прострочил спину» (как пулеметная очередь).

3.Пейзажи рассказа отражают нашу, Курскую, природу. Деревня, узкая речка (гуси на противоположной стороне купаются и мешают рыбаку, значит расстояние между ними совсем небольшое), луг, на котором пасутся гуси и бродит оторвавшийся теленок. Просторечные слова «растележенная», «кулига», «долбанет», «оттяпает» и др. часто можно услышать в наших краях.

Учитель: Какие новые грани рассказа «Белый гусь» открылись вам сегодня? Какие проблемы поднимает автор в рассказе? (Проблемы самоотверженности, мужества, ответственности родителей за жизнь детей, проблема отцовства). Какими качествами обладает отец – главный персонаж? На какие мысли наводит заключительный эпизод рассказа?

  1. Включение нового материала в систему знаний.

Учитель: Вспомните, в каких произведениях русской литературы поднимается проблема отцовства? В группах запишите несколько схем следующего порядка:

Отец – наставление/ черты характера, привычки – сын

Работа над схемами. Отчет.

Примерные ответы:

А.П. Гринёв – «Береги честь смолоду» – Петр Гринев

Тарас Бульба – «Нет уз святее товарищества» – Остап

Отец Чичикова – «Береги копейку» – Павел Иванович Чичиков и т.д.

Учитель: Какое заключение мы можем сделать, исходя из проведенной работы? (Отец не только защитник своей семьи, детей, но и пример для подражания. Он глава рода, его дела и поступки продолжают жить в детях.)

  1. Рефлексия.

Учитель: Что нового открылось вам сегодня в рассказе Е.И. Носова «Белый гусь»? Какие ассоциации возникли? Стоит ли всё же перечитывать книги?

  1. Выставление оценок за урок.
  1. Комментирование домашнего задания. Напишите сочинение-миниатюру, продолжив фразу: «Рассказ «Белый гусь» заставил меня задуматься…»