Методическая разработка урока по русскому (родному) языку в номинации «К истокам народной культуры» на тему: «А как там у вас говорят?».

Автор: Прилуцкая Татьяна Ивановна

 

Тема урока: «А как там у вас говорят?»

К. Паустовский: «Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно».

Цель урока: расширить и закрепить знания учащихся по теме «Диалектные слова»; приобщить учащихся к исследовательской работе по теме «Составление словаря диалектных слов Суджанского района».

Задачи:

образовательные: изучить материал по теме «Диалектные слова», употребляющиеся в нашей местности;

развивающие: продолжить формирование у учащихся развития связной устной и письменной речи; навыков исследовательской работы.

Воспитательные: сформировать у учащихся чувство уважения к истории языка своей малой родины.

Тип урока: закрепление материала.

Форма урока: урок-исследование.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы реализации методов: беседа, демонстрация рисунков диалектных слов, анализ, игра.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

Коммуникативные: определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы. Владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: планировать свою деятельность.

Познавательные: уметь обобщать полученную информацию для составления аргументированного ответа.

Личностные: формировать мотивацию к индивидуальной и коллективной творческой деятельности.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование; «Толковый словарь живого великорусского языка» (составлен В.И. Далем), Барашков В. Ф. «А как у вас говорят?» - Москва, 1986 г.

Методика проведения урока: перед уроком проведена внеклассная работа. Ребята встречались с бабушками и дедушками, составляли словарь диалектных слов.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности учащихся.
  3. Актуализация знаний. Фронтальная беседа.
  4. Обобщение и систематизация знаний. Практическая работа на тему «Диалекты нашей местности».
  5. Применение знаний и умений. Написание мини-сочинения.
  6. Рефлексия. Подведение итогов. Синквейн.
  7. Заключительное слово учителя.

 

Ход урока

 

Слово учителя. Организационный момент. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности учащихся

- Ребята, сегодня на уроке закрепим тему «Диалектные слова». И цель нашего урока будет (ответы учащихся) расширить и закрепить полученные знания по теме «Диалектные слова».

- Ребята, вспомните выдающегося учёного, посвятившего свою жизнь изучению русских диалектов (Владимир Иванович Даль [1801 - 1872]) составил «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырёх томах (учитель демонстрирует словарь). Словарь В. И. Даля – наше национальное достояние. В настоящее время ведётся работа по составлению многотомного «Словаря русских народных говоров».

Сообщение учащегося «Владимир Иванович Даль»

В возрасте 14 лет Владимир Иванович поступил в морской кадетский корпус в Петербурге, где и начал свое системное обучение. Через три года обучения в корпусе он был направлен на службу на Черноморский флот, где и начал записывать встречающиеся в речи сослуживцев незнакомые ему слова, что и положило начало созданию Толкового словаря живого великорусского языка.

Основным трудом жизни Владимира Ивановича Даля стал толковый словарь живого великорусского языка, на создание которого он потратил пятьдесят лет своей жизни. В словарь вошли 200 тысяч слов. Этот труд имел огромное культурное значение для своего времени и продолжает использоваться до сих пор. Наряду с реальными литературными словами в словарь Даля были включены диалектные слова или слова, которые использовались в речи, являясь калькированным переводом с иностранных языков, иногда Даль включал и придуманные им слова, он собрал и опубликовал всё, что посчитал нужным.

В конце своей жизни Даль работал над второй редакцией словаря.

Ничего подобного нет ни у какого другого народа. В словаре В.И. Даля большое количество народных (просторечных) слов, диалектизмов, терминов разных ремёсел и профессий.

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля позволяет проследить историю не только русского языка, но и историю всего нашего Отечества.

Сейчас множество слов, вошедших в этот словарь, не употребляется в современном русском языке, поэтому словарь Даля называют ещё своеобразным музеем русского слова.

Характер и назначение своего словаря Даль объяснил в особом примечании-эпиграфе к нему: «Словарь назван толковым, потому что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчинённых». Больше двухсот лет «Толковый словарь...» Даля удивляет и восхищает читателей, радует точными, яркими народными словами, мудрыми и весёлыми пословицами.

А для лингвистов словарь Даля – неиссякаемый источник, из которого они черпают знания о русских словах.

Диалекты – часть народной культуры. Знакомясь с говорами, мы получаем не просто сведения о названиях предметов быта. За ними стоят определённые способы ведения хозяйства, особенности семейного уклада, обряды, обычаи, народный календарь. Народные говоры исследуются до сих пор.

Работа со словарями. Актуализация знаний. Фронтальная беседа

Учитель. Откройте словари. Давайте зачитаем несколько словарных статей (2-3 словарных статьи зачитываются учениками).

Молодцы!

Повторение пройденного материала. Обобщение и систематизация знаний. Практическая работа на тему «Диалекты нашей местности»

Есть в русском языке слова, которые используют не все люди, а только отдельные группы.

Как называются такие слова? (необщеупотребительными словами). К таким словам относятся диалектные слова. Давайте вспомним, какие слова называются диалектными? (диалектные слова – это слова, употребляемые жителями какой-либо определённой местности). Ребята, а в нашей местности есть такие слова? Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с диалектными словами, которые употребляются в нашей местности. Ребята, а можете вы привести примеры слов, которые знают только в вашем доме, ваши бабушки, прабабушки? Приведите примеры диалектных слов вашей местности. (выслушиваются ответы ребят)

Некоторых учеников нашего класса заинтересовала тема «Диалектные слова», и они отправились к людям старшего поколения и решили отыскать слова, которые употребляют в своей речи жители нашего маленького, но замечательного села Черкасское Поречное.

1) Ребята, вы беседовали с людьми старшего поколения и составили словарики диалектных слов, предоставляем вам слово (ответы учащихся с презентацией диалектных слов или с рисунками).

2) Диалектные слова употребляются в частушках, загадках, народных песнях. Сейчас каждая группа представит диалектные слова, которые встречаются в различных жанрах фольклора.

Как любой другой диалект, наш говор привычен только его носителям – курянам. Гости зачастую вообще не понимают, что такое «накинуть башлык», «сварганить по-шустрому» или «взять в моду покупать все внатяг». А ведь это всего лишь означает «надеть капюшон», «сделать что-либо быстро» и «часто приобретать облегающие вещи».

Есть и редко используемые курянами, распространенные, в основном, в сельской местности оригинальные словечки. Так, «азиятка» – широкая юбка, «анадысь» – вчера, на днях, «барабуля спокон веку не родилась» – никогда не выращивался картофель, «баркан» – морковь, а «варенка» или «бурак» -– свекла.

Слово учителя «Паутина слов». Применение знаний и умений

(выдаются на карточках каждой команде). Установите соответствие слов.

Диалектные слова нашей местности                        Общеупотребительные слова

чаго

почему      

завтракать

полотенце

пристройка к сараю

листья свекольные

навес

пусть

крупный

стучать

капюшон

рушник

снедать

подтащье

хишка

гичка

башлык

ядреный

хай

ляскать

стучать

капюшон

А ну-ка, угадай… Ребята, а сейчас мы проверим, внимательно ли вы относитесь к речи людей старшего поколения? Употребляете ли вы диалектные слова в своей речи? Каждая группа предлагает 5 заданий с разными вариантами ответа. Учащиеся выбирают слово, которое употребляется в нашей местности. Задание выполняется в форме викторины. Приложение 3

И вот мы добрались до творческого задания. Написание мини-сочинения.

Ребята, мы напишем с вами мини-сочинение на тему: «Как у нас говорят?».

Мини-сочинение состоит из пяти-шести предложений. Ваша задача-использовать в своей работе диалектные слова. (Памятка «Как написать мини-сочинение»). Приложение 4               

Вывод урока

Авторы книги «Русское слово» (Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарёв ЮА.) задают вопрос в своей книге: «Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним диалектные слова?»

Как вы, ребята, думаете? (выслушиваются мнения ребят).

Вывод учителя: А вот мнение учёных: «Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины (старинную одежду, домашнюю утварь, древнейшие рукописи и пр.), которые так заботливо собираются и бережно хранятся в наших музеях, архивах, библиотеках. Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность – сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи».

Домашняя работа: пополнять свой словарик диалектных слов.

Рефлексия: Ребята, составьте синквейн, тем самым подытожим наш урок.

Пример синквейна:

(Урок,

Занимательный, интересный

Развивает, заинтересовывает, обобщает)

 

Приложения

Приложение1

Общеупотребительные слова                           Диалектные слова

чаго 1

Рушник 2

Снедать 3

Подтащье 4

Хишка 5

Гичка 6

Башлык 7

Ядреный 8

Хай 9

Ляскать 10

1почему

3 завтракать

2 полотенце

5 Пристройка к сараю

6 Листья свекольные

4 навес

9 пусть

8 крупный

10 стучать

7 капюшон

Приложение 2

Пословицы, поговорки, загадки, в которых употребляются диалектные слова

  1. Нужно поклониться, чтобы из криницы воды напиться.
  2. Огонь красный кочет – в небо дыру точит.
  3. Балбочет, как индюк.
  4. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
  5. 5. Срам не стыд, глаза не ест.
  6. Криком хата не рубится, шумом дело не делается.

Он тоже ключ, но нет к нему замка.
А из него потом растет река.
Ответ:  (родник)

Куда бежит — сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнётся стежка у порога.
Что это?

Ответ: дорога

Бордовый этот корнеплод –
На свете слаще нет!

Готовит весь честной народ
С бураком борщ и винегрет. Ответ: (свекла)

Приложение №3

Викторина. Назовите диалектное слово, которое употребляется в нашей местности.

1 группа

укладка сена (копна, куча, одонок, озород, зарод);

озёра, пруды (озёрко, ламба, сор, лиман, ставок);

глубокие места в водоёмах (пучина, омут, бочаг, балуда);

мели в водоёмах (мелина, мелкота, отмелок, опечек, сорма, шалыга);

лёд и отдельные льдины (шуга, наслуд, донник, наледь, крыга);

2 группа

луга, их разновидности (покос, пожня, бережина, елань).

белый гриб (боровик, красин, осиновик);

гриб подберёзовик (берёзовик, обабок, целик);

красная смородина (киселка, киселица, поречка, княжанка);

хорошая погода (погода, вёдро, ведрие);

3 группа

плохая, ненастная погода (непогодь, отлыга, осенница, лепень);

ягода ежевика (деряба, ожина, снобориха);

колодцы и их виды (журавль, криница, копанка, копань);

изгороди и их типы (городьба, прясла, заплот, плетень, тын);

иней (куржак, врасенец, обмороз, кухта).

4 группа

сильный дождь (ливник, заливень,полива, ливень);

бураны и снегопады (позёмка, понизовка, пурга, метуха);

дороги и тропы (большак, тракт, шлях, зимник, летник, стёжка).

мелкий дождь (морось, моросейка, ситник, бусец, бусенец).

лес по породам деревьев, по густоте, по величине (бор, чернолесье, олешье, гай, урёма, урман, кедрач).

Приложение № 4

Памятка

  1. Подумай, в каком стиле вы будете писать сочинение?
  2. Какой тип речи будете использовать?
  3. Определите микротему и название вашего сочинения.
  4. Какие слова будут ключевыми в вашем сочинении?
  5. Составьте с ключевыми словами словосочетания (запишите их).
  6. Составьте предложения, используя словосочетания и ключевые слова.