Конспект урока по родному (русскому) языку в 5 классе по теме «Образность русской речи» разработала Гончаренко Марина Михайловна.

 

Цели урока:

Образовательная – углублять знания детей об изобразительно-выразительных средствах русского языка, формировать речевые умения, обогащать речь учащихся

Развивающая – способствовать развитию наблюдательности и языкового чутья, формировать умение работать в паре, развивать устойчивый интерес к русскому  языку.

Воспитательная – воспитывать личную ответственность за выполнение работы, доброжелательное отношение к ответам других детей, бережное отношение к родному языку.

УУД:

  • предметные: совершенствовать приемы распознавания тропов, выявить их эмоциональные, выразительные достоинства;
  • метапредметные: (регулятивные) формировать умение планировать последовательность действий при работе с текстом;(познавательные) совершенствовать  умение  анализировать текст с изобразительно-выразительными средствами языка; (коммуникативные)совершенствовать умение строить устное и письменное высказывание; самостоятельно работать с  текстовыми источниками информации;
  • личностные: желание приобретать новые знания,установление учащимися значения результатов своей деятельности.

 

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация

-Сегодня на урок я принесла карандаши и краски. Скажите, что они дают нам в жизни? Для чего служат человеку?

- Верно! С их помощью люди поднимают себе настроение. Цветовая палитра украшает нашу жизнь. А если бы не было красок, то что бы стало с миром?(Учащиеся  рассуждают)

- Скажите, как вы думаете, что ещё значительно может украсить жизнь человека? А нашу речь?(Ответы учащихся)

-Молодцы! Конечно же, красивые, добрые, яркие и выразительные слова.

- Одним из доказательств правдивости ваших слов является высказывание известного писателя, лингвиста и филолога – Льва Успенского, которое мы возьмём с вами в качестве эпиграфа к уроку.

Если в мире есть вещи,

достойные названия «чудо»,

то слово, бесспорно,

первая и самая чудесная из них.

Л.Успенский

- Ребята, Лев Васильевич Успенский – ученый, лингвист, писатель. Одна из знаменитых его книг– «Слово о словах». Но это не тот писатель, который написал хорошо известные вам книги…Какие? А как зовут автора этих произведений?(Эдуард Успенский)

- А что такое эпиграф? Давайте вспомним. Верно. Мысль о слове как о «чуде» и будет основной на нашем уроке.

-Как вы понимаете данное высказывание?(Ответы учащихся)

2.Выведение темы и целей урока

-Ребята, у меня на доске есть зашифрованная запись. Помогите ее расшифровать.

а) Игра «Переводчики».

Задание. «Переведите на русский язык зашифрованную на доске запись» На доске записана тема урока в транскрипции)

-А теперь скажите мне,  какова же тема нашего урока? Запишите, пожалуйста, дату и тему урока в тетрадь.

б)- А теперь, исходя из темы и эпиграфа, сформулируйте, пожалуйста, цели и задачи нашего урока.

- Все верно, основная наша задача на уроке – научиться видеть, какими красками может «играть» слово, и доказать, что слово – это чудо, с помощью которого можно создавать удивительные словесные картины.

- В каком значении я сейчас употребила слово  «играть»?(В переносном) Правильно, ребята. Это очень важное ваше наблюдение.

3.Актуализация знаний. Синтаксическая разминка

- Изобразительно-выразительные средства языка – это слова и выражения, употребленные в переносном значении с целью создания образа. Их ещё называют тропами. (Запись дана в готовом виде и закрыта листом ватмана до определенного момента)

- Запомните, пожалуйста, слово «тропы».

- Найдите в предложениях грамматические основы. Подчеркните их. Дайте характеристику 1 и 2 предложениям по количеству главных членов предложения (Двусоставное и односоставное). Поясните свои ответы.

- Какой знак препинания поставили вы между подлежащим  и сказуемым в первом предложении?  «Расшифруйте» эту пунктограмму. (Тире между подлежащим и сказуемым)

- Сконструируйте из этих двух предложений одно. Что у вас получилось?( Дети читают свои варианты ответов)

4. Терминологический диктант. Повторение

- Давайте вспомним, ребята, какие изобразительно-выразительные средства языка  вы уже знаете. Для этого я буду читать определение, а вы будете записывать к нему ответ. Нумеруйте, пожалуйста, задания.

А. Изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойства живых существ (олицетворение)

Б. Художественное, поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления (эпитет)

В. Переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления по сходству или контрасту (метафора)

Г. Форма поэтической речи, основанная на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту (сравнение)

Д. Образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении чего-либо (гипербола)

- Проверьте, пожалуйста, себя по ключу.(Ключ записан за доской заранее)

-Есть ли среди вас такие, кто не справился с заданием? Поднимите руку. Какие у вас возникли трудности?

5. Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения под руководством учителя.

- Сейчас мы с вами, ребята, познакомимся с необыкновенным домом, который живет на страницах повести Владислава Крапивина. Но прежде покажите мне, где у дома находится крыша(тянут руки вверх, где у него порожки (наклоны вниз), слева–дверь (повернулись в сторону), справа – большое светлое окно (повернулись в другую сторону).

6. Закрепление знаний. Работа с текстом.

(Текст дан на распечатке в деформированном виде) Самостоятельная работа.

Задания. А)Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Б) Найдите выразительные средства языка, укажите их.

У стар…го дома был свой х…рактер.Одних ж…льцов дом любил, других – не очень. Иногда он бывал в х…рошем н…строении весело хлопал дв…рьмипраз…нично звякал стёклами посвистывал всеми щ…лями и даже в самые темн…е углы пускал солнеч…ных зайчиков за к…торыми охотился Акулич. Иногда дом с…рдился и скучал... (Владислав Крапивин)

в) Взаимопроверка(работа в парах)

г) Беседа по тексту

-Каким вы увидели этот дом? Понравился ли он вам?

-Какие выразительные средства языка помогли автору текста нарисовать такой образ? Назовите их. (Олицетворение как ведущее изобразительно-выразительное средство; живой образ, похожий на человека, у дома свой «характер»).

7. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру на тему «Мой дом» с использованием образных средств языка (тропов).

- Всем известно, что художник рисует красками, а писатель создаёт образы словами. Вот и вы, когда будете делать домашнее задание,  воспользуйтесь образными средствами языка как красками и нарисуйте словесную картину, т.е.  напишите мини-сочинение на тему «Мой дом».

- Возможно, он у вас получится другим, не таким, как у писателя Владислава Крапивина. Давайте вместе вспомним  требования к мини-сочинению:
1) объём-10-12  предложений;  2)соответствие теме; 3)3 абзаца(вступление, основная часть, заключение).

8. Рефлексия

- Оцените свой уровень знаний по данной теме с помощью цветного знака препинания. Восклицательный – «отлично, все понятно», вопросительный – «есть вопросы», «надо ещё поработать».

-Чем были вызваны затруднения?

9. Подведение итогов

- Давайте сделаем вывод по теме урока. Ответьте мне на вопросы:

- Надо ли употреблять образные средства языка в речи?

- Для чего надо  это делать?

- Какие чудесные слова вам в этом помогут?

(Необходимо употреблять в письменной и устной речи средства выразительности. Это путь к созданию красивой, образной речи. Такие слова  способны передавать тончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли;  украшают нашу речь.)

You have no rights to post comments