В практической работе организуем наблюдение над художественным своеобразием рассказа Е.И. Носова «Радуга».

Автор: Полякова Татьяна Владимировна

 

Цель работы:  выявить художественные особенности рассказа Е.И. Носова «Радуга»

Для выполнения работы необходимо знать:  содержание рассказа Е.И. Носова «Радуга»

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Евгений Иванович Носов – автор многочисленных рассказов и повестей, лирико-философских миниатюр и современной сказки. Его художественное мастерство было отмечено В.Астафьевым, Н. Подзоровой, Ф. Кузнецовым, Ф. Чапчаховым, В. Анпиловым и многими другими писателями и критиками.

Исследователи-литературоведы отмечают самобытность прозы Е.И. Носова, которая характеризуется не только многообразием творческих приемов, но и особенностями языка, основу которого составляет народная лексика (А.Е. Кедровский). Исследователи отмечают, что в рукописях писателя «невозможно обнаружить огреха или ущерба – все в прозе писателя – касалось ли это миниатюр или объемистых рассказов – все вплоть до единой запятой было «на месте»!» (Б. Агеев). О необыкновенном языке художественной прозы Евгения Носова писал и Юрий Бондарев: «Евгений Носов – один из самых талантливых наших стилистов.

Современный русский литературный язык с его безграничной емкостью, мужественной строгостью и застенчивой нежностью сверкает в его книгах подобно драгоценному камню, отшлифованному мастером». Своеобразие и богатство языка курского писателя А.И. Солженицын охарактеризовал так: «И все страницы Носова сочатся полнозвучными русскими словами, а в диалогах – живейший разговорный язык, в нем и характер каждого говорящего, и достоверно скрестивший момент».  

 

ХОД РАБОТЫ

Задание 1.  Выполните комплексный анализ художественного текста (рассказа Е.И. Носова «Радуга») по плану

 

План комплексного анализа художественного текста

  1. Прочитайте текст.
  2. Вспомните, что вы знаете о его авторе.
  3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?
  4. Какого типа речи текст?
  5. К какому жанру относится текст
  6. Какое настроение преобладает в тексте?
  7. Определите тему текста. 
  8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
  9. Как соотносятся начало и конец текста? 
  10. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)? 
  11. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
  12. Понаблюдайте над лексикой текста:

а) найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю;

б) найдите ключевые слова в каждой части текста, чем  обусловлен их выбор?

в) понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов), чем они обусловлены?

г) найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы;

д) обратите внимание на употребление разговорных, просторечных слов.  Зачем они употреблены автором?

е) найдите в произведении средства художественной выразительности, выпишите примеры из текста;

ж) используется ли автор в тексте фразеологизмы или фразеологические выражения?

  1. Отражение эмоциональных явлений в языке и сопутствующих ему средствах, которые принято называть паралингвистическими, представляет собой одну из наиболее сложных проблем современного языкознания. Параязыковые средства в художественном тексте включают в себя качество голоса, особенности произнесения звуков, дополнительные призвуки, а также продолжительность пауз в разговоре, типы заполнителей пауз, жесты, мимику, телодвижения, походку и позы.

Приведите примеры из текста, отражающие эмоциональное состояние человека.

 

ВЫВОД по результатам работы: в чем заключается художественное своеобразие рассказа Е.И. Носова «Радуга»?

Контрольные вопросы:

  1. В рассказе Е.И. Носов использует топонимы (названия географических объектов) Курской области: Тускарь, Курск, Свобода. Какова функция данных  топонимов в тексте?
  2. На какие детали Е.И. Носов обращает    внимание читателя при описании внешности человека, радуги, природы?

 

 

Е.И. Носов

РАДУГА

 

В пятидесяти километрах от Курска, в поэтических верховьях речки Тускарь, где некогда вдохновенно творил Фет, живет мой приятель Евсейка.

Евсейке этой зимой минул десятый год, и ходит он в четвертый класс, который помещается на втором этаже фетовского особняка. Из классных окон, с высоты птичьего полета, открывается просторная речная долина с островками деревенских ракитовых кущ у дальнего ее края. Самой же речки не видать. Скрываясь в прибрежных зарослях разной кустарниковой всячины, она петляет у самого подножия обрывистого правобережья, на скате которого, в окружении дубов и кленов, и стоит Евсейкина школа.

С Евсейкой я познакомился на станции.

Я спрыгнул с подножки вагона в хлипкую предрассветную темень. Вот уже третьи сутки сыпал изнуряющий октябрьский дождь. Звякнул колокол. В ответ паровозик жалобно свистнул, устало выдохнул пар, и мутные, в дождевых потоках, квадраты вагонных окон медленно проплыли мимо.

Через исхлестанную дождем лужу протянулись зыбкие отсветы станционного здания. Не разбирая, я пошел напрямик по одной из этих световых дорожек. У входа тускло поблескивал колокол. Крупные капли, срываясь с карниза, хлестко разбивались о бронзу, отчего колокол чуть слышно звенел, будто жаловался на непогоду.

В маленьком зале пережидали ненастье несколько пассажиров и провожающих. Я попросил себе чая и направился к дальнему столику. За ним сидел низкорослый человечек в дождевике с откинутым капюшоном, из-за которого виднелась стриженая макушка. Садясь напротив, я заглянул ему в лицо. Это оказался парнишка. Он с деловым усердием дул на блюдечко, покоившееся на растопыренных пальцах. Мелкие бусинки пота высыпали на его чуть вздернутом носу. В другой руке он держал полумесяц бублика.

Мне нужно было в Свободинскую МТС, как раз в те фетовские места, и я спросил паренька, не ходят ли туда машины. Тот неторопливо поставил блюдечко на стол, смахнул с груди крошки от бублика и удивленно посмотрел на меня.

– Какие теперь машины!

– Как же, брат, быть, а?

– Если не срочно, то подвезу. Вот малость дождь уймется, и поедем.

Так я познакомился с Евсейкой. Он рассказал, что возил к поезду брата, который приезжал в отпуск с целины.

Буфетчик погасил свет, в окна заглянуло запоздалое серое утро. Дождь все еще не переставал, хотя уже измельчал и обессилел. Мы выпили еще по стакану чаю, потом Евсейка отправился посмотреть погоду.

У коновязи, склонившись над недоеденной охапкой клевера, безропотно мокла Евсеева лошадь – рыжая, в белых заплатах кобылка. Увидев хозяина, она шевельнула сизыми отвислыми губами, будто спрашивая: «Скоро ехать-то? Все равно где мокнуть – что здесь, что в дороге». Евсей, видимо, решил, что и в самом деле ожидать нечего. Путаясь в полах дождевика, он подошел к коновязи, размотал вожжи, зачем-то пнул раз-другой сапогом переднее колесо, потом подобрал с земли клевер и сложил его в телегу. Я расплатился и вышел на улицу. Евсей передал мне плащ, которым укрывался его брат, и мы поехали. Кобылка бодро зашлепала по хлюпкой дороге.

За нефтебазой повернули к переезду. Телега запрыгала на рельсах, потом покатилась по мощеному спуску вниз, опять в непролазное месиво раскисшего чернозема.

– Вы у нас летом не были? – спросил Евсейка, будто извиняясь за то, что его родные места выглядели сейчас так уныло.– Благодать у нас какая! Лес, речка. . А ягод сколько в покос! К нам из Москвы отдыхать приезжают.

Проехали пристанционное село. За околицей дорога раздваивалась, лошадь сама свернула влево и, выбирая путь полегче, пошла не промеж разъезженных и залитых грязью колей, а по обочине, густо поросшей осотом и полынью. Полынь, высохшая за лето, после дождей настоялась влагой, размякла и остро пахла.

– Ишь ты как раздобрела! – сказал возница, втягивая носом душистую горечь, и стегнул по траве кнутом.

Пегашка приняла это на свой счет, налегла на упряжь, забряцало колечко на дуге, отсчитывая торопливые лошадиные шаги.

Я уселся поудобнее и глубже натянул плащ. От нечего делать я следил, как дождевые капли, появляясь на верхнем краю капюшона, катились вниз, нагоняя друг друга, сталкивались, а слившись и окончательно отяжелев, шлепались ко мне на колени. За таким занятием не мудрено было задремать. Проснулся я оттого, что кто-то дергал меня за рукав.

Я открыл глаза и увидел возбужденное лицо Евсейки.

– Дяденька! Смотри, какая радуга! Вон там, над речкой!

Пока я дремал, откуда-то набежавший ветер расслоил на западе тучи, и к длинной, вполнеба, щели прильнул немигающий глаз солнца, будто желая подсмотреть: стоит ли ему завтра сиять или спрятаться еще на денек? Его золотистые лучи-ресницы простерлись над мокрой, озябшей землей и своим прикосновением вновь вернули природе смытые дождями краски. Вспыхнула бегучим пламенем придорожная лесополоса, рассыпанной ртутью дождевых капель засверкал широкий луг, а за ним на той стороне, на крутом косогоре, пожаром загорелись окна большого особняка. Вверху же, над ликующей долиной Тускари, висела радуга – огромная, расцвеченная пестрыми лентами арка. Она выходила откуда-то из прибрежных кустов и, сделав широкий, будто проведенный гигантским циркулем, полукруг, упиралась другим концом, километра за три, в сады какой-то деревеньки. Я никогда не видел радуги поздней осенью. А такой пышной и праздничной, как эта, не приходилось видеть даже летом. Главное она была совсем близко от нас. Ее концы упирались в землю не далее как в километре. И, может быть, оттого, что радуга была так близко, она казалась необыкновенно яркой и широкой. Несколько деревьев, тесной группой стоявших на берегу, укрылись за пестрой лентой, и каждое приобрело оттенок того цвета, какой пришелся против него.

– Смотри, смотри, а радуга-то движется! – приподнялся на колени Евсейка.– Вон уже на село набежала!

И действительно, радуга медленно, не забегая вперед и не отставая от нас, двигалась параллельно дороге, продолжая упираться своим левым концом в затерявшуюся в зарослях речушку. Вот ее передний правый рукав шагнул на улицу села, белые хаты вдруг запестрели, становясь на мгновение то нежно-голубыми, то изумрудными, то вспыхивали золотом, чтобы тотчас залиться багрянцем.

Нам нужно было проезжать через село, дорога шла туда задами. Но Евсейка неожиданно резко поворотил лошадь и, лихо гикнув, помчал напрямик, по клеверищу.

– Врешь, не уйдешь! – крикнул он, становясь во весь рост.

Лошадь пустилась в тяжелый галоп, порывисто дергая повозку, из-под копыт летели комья земли, клеверные корневища. Евсейка, широко расставив ноги, взмахивал в такт рывкам оттопыренными локтями.

– Не уйдешь!

Мне в ту минуту почему-то казалось, что стоит пегашке еще малость поднажать, и мы вкатим в огромные радужные ворота.

Но вдруг я увидел, что радуги уже нет в селе. Она перешагнула через хаты и висела над черным силуэтом ветряной мельницы. И чем быстрее мы скакали, тем дальше от нас отодвигалась радуга.

– Эх, уходит! – сплюнул Евсейка.– За речку перешагнула.

– Стой, Евсейка,– опомнился я.– Зря гоним лошадь. Все равно радугу не поймаешь.

– Теперь я и сам вижу, что не догнать. Надо кругом на мост объезжать. Вот если бы я раньше догадался, пока она к селу подходила, тогда бы успел.

Я рассмеялся:

– Дело-то не в этом... Ее и на автомашине не догонишь, и посади тебя на самолет – все равно не поймал бы.

– И на реактивном? – недоверчиво покосился на меня мальчик.

– И на реактивном.

– Да ведь он как пуля летает!

– Все равно...– И я стал объяснять Евсею, почему мы не догнали радугу.

Кажется, Евсейка не понял моих объяснений или не хотел верить в них. Потому что, когда мы въехали в село, он пристально осматривал стены хат, по которым прокатилась цветистая полоса радуги. А когда навстречу попался кто-то из здешних ребятишек, он придержал лошадь и настороженно спросил, будто разыскивал пропавшую корову:

– Послушай-ка, у вас тут по улице радуга не проходила?

– Какая радуга? – раскрыл рот парнишка.

– Какая-какая! Обыкновенная радуга, что после дождя бывает.

– Нет, не проходила.

– Слепая ты тетеря! – рассердился Евсейка.– Был тут и не видел.– И маленький возница в сердцах хлестнул вожжами пегашку.