Выполним стилистический анализ текста рассказа Е.И. Носова «Деревенские ласточки».

Автор: Полякова Татьяна Владимировна

 

Цель практической работы: выполнить стилистический анализ текста рассказа Е.И. Носова «Деревенские ласточки»

Для выполнения работы необходимо знать функциональные стили речи  их особенности, изобразительно-выразительные средства

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Большинство исследователей рассматривают творчество Евгения Носова в двух направлениях развития советской литературы – военном и деревенском. При изучении произведений военной тематики исследователи сравнивают писателя с В.Астаховым, В.Бондаревым, К.Воробьевым; при изучении деревенской прозы – автора ставят в один ряд с И.С. Тургеневым, И.А. Буниным и                         Н.С. Лесковым.

Одним из ранних произведений Е. Носова является сборник рассказов «На рыбачьей тропе» (в данный сборник входит рассказ «Деревенские ласточки»), где уже вполне проявляются особенности авторского стиля – основательность, ясность, отточенность фразы. Сборник «На рыбачьей тропе» можно сравнить с творчеством В. Бианки, М. Пришвина, К. Паустовского. Вместе с тем, следует говорить о своеобразии художественного мира Е. Носова, присущем только его творчеству в изображении водного и земного пространства, растительного и животного мира. Все вместе они представляют собой особый мир природы, где все гармонично и взаимосвязано, подобно произведению искусства.

Писатель дал блестящие художественные образцы пейзажной прозы, запечатлевшей и различные сезонные состояние лесостепной природы, и ее «самочувствие» в разное время суток. В самих «ненаучных» названиях растений, к которым любит прибегать художник в своих рассказах, отразились выверенные воззрения народа на историю, быт, любовь, человеческий характер и т. п.: о женской красоте – анютины глазки; о любви и верности незабудка; о трудном детстве – мать-и-мачеха; в неурожайные годы и белокрыльник хлебница, а в горе и кувшинка одолень-трава…

Многочисленны описания животного, пернатого царства и мелкой твари по внешности и повадкам, отдельные страницы отведены различным видам рыб.

Природа в произведениях Е. Носова не фон, человек вписан в нее накрепко, как и она в человека. Друг без друга они существовать попросту не могут. Вся трудовая деятельность людей сосредоточивается здесь вокруг хлебного поля, сенокоса, пастьбы скота, выращивания птицы, весь досуг отдан одной бескорыстной страсти – охоте, рыболовству, собиранию грибов, целебных трав, цветов и ягод, наблюдению над птицей и зверем, уходу за деревом.

Природа для героев рассказов – не объект высокомерного и бездумного приложения сил, она такая же живая, с душой и сердцем, реальность, как и человек: «всякая тварь к душевности понятие имеет, – что рыба, что птица, что зверь какой».

 

ХОД РАБОТЫ

Задание 1.  Прочитайте рассказ Е. Носова «Деревенские ласточки» (приложение 1). Выполните стилистический анализ текста (по плану).

Порядок стилистического анализа текста

  1. Определите тему, основную мысль текста.
  2. Объясните название произведения.
  3. Определите тип текста.
  4. Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст (сфера употребления)
  5. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость – официальность, точность – расплывчатость названия, эмоциональность – неэмоциональность, конкретность – абстрактность, субъективность – объективность, образность – отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи).
  6. Укажите стилистические лексические особенности:

–  слова, характерные для определенного стиля (термины (например, лингвистика, синтаксис и т.д.), слова официально-делового стиля (заявление, правовые отношения, закон) и т.д.;

– слова, употребленные в переносном значении (золотые руки (слово «золотые» употреблено в переносном значении);

– употребление многозначных слов (например, рукав: часть одежды, труба (пожарный рукав);

– употребление синонимов;

– употребление антонимов;

– употребление заимствованных слов;

– употребление лексики ограниченной сферы употребле­ния (диалектизмов, профессионализмов и т. д.);

– употребление  устаревших и новых  слов;

– употребление фразеологизмов;

–  использование средств (не менее двух) художественной выразитель­ности (в зависимости от стиля текста).

  1. Сделайте вывод, к какому стилю речи относится текст.

 

Образец стилистического анализа  текста

– Береги-и! – завопил кто-то отчаянным голосом на весь лес.

«А, береги!» – мелькнёт в голове опьяняющая мысль.

Гикнешь на лошадь и, как сорвавшийся с цепи, помчишься по лесу, уже ничего не разбирая по пути. Только деревья мелькают перед гла­зами да лепит в лицо грязью из-под копыт лошади. Выскочишь из ле­су, увидишь на зеленях пёструю, растянувшуюся по земле стаю собак и еще сильнее наддашь «киргиза» наперерез зверю – по зеленям, жнивьям, пока, наконец, не перевалишься в другой остров и не скроется из глаз стая вместе со своим бешеным лаем и стоном. Тогда, весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь вспененную, хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины.

Вдали замирают крики охотников и лай собак, а вокруг тебя – мёрт­вая тишина. Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажет­ся, что ты попал в какие-то заповедные чертоги. Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой дре­весной корою. И сырость от оврагов становится всё ощутимее, в лесу холоднеет и темнеет... Пора на ночёвку. Но собрать собак после охоты трудно. Долго и безнадёжно-тоскливо звенят рога в лесу, долго слы­шатся крики, брань и визг собак... Наконец, уже совсем в темноте, вваливается ватага охотников в усадьбу какого-нибудь почти незнако­мого холостяка-помещика.

(И. Бунин  «Антоновские яблоки»)

Стилистический анализ текста

  1. Отрывок из рассказа И. Бунина повествует о самом ярком моменте охоты – гоне зверя. Основная мысль автора – показать, с одной стороны, чувства героя, вызванные охотой (восторг, азарт, напряжение), с другой – его восхищение, удивление первозданностью величавой природы.
  2. «Антоновские яблоки» – ностальгическое произведение, размышление об уходящем дворянстве. Как-то И. Бунин гостил в поместье своего брата. Аромат антоновских яблок «затопил» в тот период весь двор и сад. Этот ароматный запах навеял писателю воспоминания об ушедшей молодости. И. Бунина пронзила грусть по уходящему времени, и ему захотелось выразить свои ностальгические чувства о былом в своём рассказе.
  3. По типу речи отрывок является по­вествованием с элементами описания.
  4. Данный текст мы можем прочитать в художественной книге.
  5. Основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте: непринуждённость, эмоциональность, субъективность,  образность.
  6. Основной художественный приём – антитеза. Особенно чётко он прослеживается при сравнении первых двух частей текста, в ко­торых автор использует глаголы-антонимы (помчишься, выскочишь, осадишь (I) — замирает, сто­ит (II); определения-антонимы (отчаянный, дрожащий (I) — мёртвая (II); обстоятельства-антонимы (не разбирая, сильнее, жадно, (I) — неподвижно, безнадёжно-тоскливо (II).
  7. Чтобы передать чувства героя, автор включает в повествование синонимы (завопил, гикнешь), эпитеты (полураскрытый, заповедные), олицетворение (замирают крики); слова, употреблённые в перенос­ном значении (в тексте киргиз – порода лошади; прямое значение – человек киргизской национальности); многозначные слова (в тексте слово рога означает инструмент, используемый для по­дачи сигнала; другое значение слова рога – закостеневшие отростки на голове животного). В отрывке встречаются просторечные слова (по зеленям, взмётам); разговорные (гикнешь, наперерез), профессиональные (бе­реги – охотничий термин, призывающий к осторожности и внима­тельности при гоне зверя); разговорный фразеологизм (как с цепи со­рвался), и т. д.
  8. Данный текст относится к художественному стилю речи.

ВЫВОД по результатам работы: какую (-ие) художественную (-ые) особенность (-и) рассказа Е. Носова «Деревенские ласточки» вы смогли выявить в ходе выполнения стилистического анализа текста?

 

Контрольные вопросы:

  1. Какие художественные средства использует автор, чтобы описать деревенских ласточек? Приведите примеры.
  2. В чем особенность изображения природы в рассказе Е. Носова «Деревенские ласточки»?

 

Евгений Иванович Носов

ДЕРЕВЕНСКИЕ ЛАСТОЧКИ

 

Вчера без толку целый день просидел над поплавками.
Злой встречный ветер с самого утра ерошил потемневшую воду реки, будто силился задержать ее течение. Река вздымалась на стрежне, тяжелыми свинцовыми волнами шумно билась о крутой глинистый берег, и вода под обрывами была мутна от размытой глины.

Прячась от ветра, я сидел под кручей, а надо мной, на грани луга, торчала какая-то сухая былинка и все раскачивалась и жалобно посвистывала. Пробирало сквозь все мои свитера. Я доел консервы, достал из-за голенища большой рыбацкий нож и несколькими ударами пробил в боках и донышке жестяной банки отверстия. На дно банки положил пустую спичечную коробку, сверху же – сухого коровяка, поджег – и моя маленькая печурка задымила, закурила едким кизячьим дымком. Поддерживая в ней огонек, я грел быстро зябнущие на ветру руки.

Скажете: и охота же сидеть в такую непогодь? Уж если бы клевало, куда ни шло.

Что поделаешь? Таковы все мы, рыболовы. Не сдаемся до последнего.

А клевать – верно, не клевало. Только под вечер поплавок на одной из удочек как-то нехотя окунулся, я подсек и вынул пескаришку. Он раз-другой трепыхнулся на крюке, обмяк и недвижно повис. Снимая, я взял его брусковатое тельце в руку, и почудилось, будто в моей ладони зажата маленькая льдинка: так нахолодала эта рыбешка.

Ну, конечно же, я тотчас выпустил пескарика. Он заслужил этого, не обидел рыболова, заставил, хоть один раз за весь день, вздрогнуть рыбацкое сердце, потопив поплавок.

И, уходя с реки с порожней сумкой, я не клял себя за «пустой» день, не зарекался, что, мол, хватит, всё, больше не пойду. В следующее воскресенье соберусь снова. И буду ходить, даже когда река станет, скованная льдом, и всю зиму и весной, по первым разводьям, круглый год буду ходить. Потому что, в сущности, у рыболова не бывает пустых дней.

Неяркое осеннее солнце, сокращая свой путь, уже спускалось за синеющие холмы, над которыми летом в это время оно сияло высоко и в полную силу. Я шагал широким, ровным лугом, еще по-летнему свежезеленым, хотя по утрам он уже серебрился от инея. Шагал навстречу косым солнечным лучам, холодным и резким, густо-багряным, от прикосновения которых тотчас пламенели и зеркальце луговых озерков, и белостенные хаты на косогоре, и дальний лес за деревушкой, и даже яркая зелень луга, вбирая в себя этот багрянец, приобретала необыкновенный и удивительный оттенок.

Ветер постепенно унялся, как обычно бывает под вечер.

Подходя к одной низинке, еще в весеннее половодье занесенной песком, на котором так ничего и не проросло за все лето, я невольно остановился. Над низинкой кружились деревенские ласточки.

Ласточки в середине октября! Холодный, пронизывающий ветер – и ласточки. Искрящаяся по утрам на лугу изморозь – и эти веселые щебетуньи, спутницы тихих, безмятежных летних зорь! В городе они исчезли еще в погожие сентябрьские дни. Стрижи улетели и того раньше, когда осень еще ничем о себе не напоминала и в садах висели умытые росой душистые антоновки. А эти?

Их было много, не семейка, а целая стая. Видно, они не здешние, пролетом. Они кружились над песчаной балочкой в каком-то неудержимом хороводе: то низко скользили над самой землей, то круто взмывали вверх, расправляя свой вильчатый хвостик, то вдруг присаживались на песок и, не складывая длинных узких крыльев, а все время трепеща ими, перебегали по земле, затем снова взлетали, кружились и вспархивали кверху. В низких лучах солнца то и дело поблескивали их вороненые крылья и розовели белые грудки. Свой хоровод они вели в полном безмолвии. Не было слышно того радостного мелодичного щебетанья, без которого трудно представить себе деревенскую ласточку.

Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом поздней осени.

Но что означал этот танец крылатых? И почему они облюбовали для своего странного хоровода именно этот песчаный пятачок? Надо было выяснить. И я пошел к низинке. Вот что-то неуклюже полетело и ударилось о мою грудь. Я взмахнул рукой, разжал пальцы и увидел на ладони длинноногого рыжего комара, сантиметра три-четыре в размахе крыльев. Старый знакомый! Самая поздняя осенняя насадка из насекомых, на которую я обычно лавливал уклеек. Так вот, оказывается, что привлекло сюда ласточек! Комаров здесь оказалось множество. Это был их обычный осенний вылет.

А ласточки? Они не совсем охотно покинули свою «столовую». Сначала долго кружились вокруг меня, пока я топтался по песку, а потом вдруг собрались в плотную стаю и улетели. Я знал, что больше они сюда не вернутся. Надо торопиться к югу. Ведь и так запаздывали.

До свидания! До будущей весны!

Я шел домой, обрадованный этой встречей. И не беда, что за спиной висела пустая сумка.