Проведём практическую работу, чтобы определить типичные ошибки в построении сложных предложений.

Автор: Полякова Татьяна Владимировна 

 

ТЕМА: Определение и исправление типичных ошибок в построении сложных предложений

Цель работы:  совершенствовать  умения анализировать и исправлять ошибки в построении сложных предложений

Для выполнения работы необходимо знать:  понятия «предложение», «сложное предложение», «сложносочиненное предложение», «сложноподчиненное предложение», «бессоюзное предложение»

 

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают: сложносочинённые (ССП), сложноподчинённые (СПП), бессоюзные (СБП).

Сложносочинённым называется сложное предложение (ССП), состоящее из двух или более синтаксически равноправных частей, которые связаны интонацией и сочинительными союзами (соединительными: и, да(=и), ни…ни, также, тоже; противительными: а, но, да(=но), однако, зато, же; разделительными: или, либо, ли…ли, то…то; присоединительными: и, да и; пояснительными: то есть, а именно).

В сложносочиненном предложении нельзя поставить вопрос от одного предложения к другому.

Из длинных трав встает луна щитом краснеющим героя, и буйной музыки волна плеснула в море заревое (А. Блок).

Сложноподчинённым называется предложение (СПП), части которого грамматически неравноправны и связаны подчинительными союзами или союзными словами. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически зависимая от другой, называется придаточным предложением. Часть сложноподчинённого предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главным предложением.

Над пространствами оледенелыми, (каким?) 2) где студёная блещет звезда, пролетают калёными стрелами огнедышащие поезда. (Н. Асеев)

Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов.

Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.

К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.

Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:

–союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода;

– составные союзы не должны быть искаженными;

– в предложении нельзя употреблять лишние союзы;

– неверно подобранный подчинительный союз.

 

Примеры:

Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.

 

Верный вариант 1: Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

Верный вариант 2: Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.

 

Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».

Верный вариант: Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.

 

Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.

Верный вариант: Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».

 

Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.

Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части.  Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».

Верный вариант: Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.

 

ХОД РАБОТЫ

 

Задание 1.  Найдите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Спишите, исправляя ошибки в данных предложениях.

1) Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ.

2) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами.

3) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни.

4) В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена.

5) На другой день Петя пошёл к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который тоже поступил в полк.

6) Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус.

7) Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили теплоходы.

8) Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов.

9) Разведчики тихо подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом.

10) Авторские ремарки указывают на разные детали, например на стук топора, который доносится из-за кулис.

11) Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.

 

Задание 2.  Выполните тестовое задание. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Запишите предложение с ошибкой в исправленном виде.

1.

1) Мой соперник выиграл партию в шахматы благодаря тонкого понимания сложной позиции.

2) Студенты проходили практику в одном из цехов завода, недавно реконструированном.

3) В. Стасов, который был известен как музыкальный критик, уделял в своей публицистике много внимания и изобразительному искусству.

4) Одновременно с работой над «Явлением Христа народу» Иванов создавал эскизы на библейские сюжеты и рисунки-акварели «Сотворение мира».

 

2.

1) По окончании переговоров между странами установились дипломатические отношения.

2) Мы должны радоваться жизни и ценить, ведь она у нас одна и пережить ее заново возможности уже не будет.

3) В.Г. Перов создал рисунок «Похороны Гоголя героями его произведений», в котором на небольшом художественном пространстве собрал в одну группу основных персонажей писателя.

4) Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.

 

3.

1) Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге» была показана на всемирных выставках 1873 и 1878 годов и имела большой успех.

2) Воспитанники Академии художеств очень любили и уважали своего учителя Павла Петровича Чистякова.

3) Идея всемирного братства людей, золотого века, всеобщего счастья – самые дорогие мечты писателя с юношеских лет и до конца его дней.

4) По прошествии многих лет с момента создания произведения искусства могут оцениваться иначе.

 

4.

1) Многочисленные факты, накопленные наукой, подтвердили правильность гипотезы, выдвинутой молодым ученым.

2) Мужество и отчаяние, скорбь, тоску и одиночество – все эти чувства выражают глаза матери в эскизе М.А. Врубеля.

3) Главные темы «Униженных и оскорбленных», «Записок из Мертвого дома», «Записок из подполья» – тема бунта и тема героя-индивидуалиста – синтезировались потом в «Преступлении и наказании».

4) Открытие памятника Пушкина в Москве в июне 1880 года было незаурядное событие в истории русской культуры.

 

5.

1) Мой подопечный был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией.

2) Картина В.Г. Перова «Проводы покойника» проникнута чувством боли, сострадания, настроением безысходной тоски.

3) Те, кто не набрал нужного количества баллов, будут вынуждены выполнить зачетную работу еще раз.

4) На мой взгляд, в любой школе должно работать достаточное количество учителей-мужчин, которые бы могли своей строгостью и сдержанностью дополнить такие качества, как мягкость и безмерную любовь к детям, присущие почти всем учителям-женщинам.

 

6.

1) Талант Паустовского фиксирует наше внимание на прекрасном.

2) Тихон Кабанов, муж Катерины, был человек безвольный, полностью подчинившимся матери.

3) В 1859 году «исповедь-роман» Достоевского «Записки из Мертвого дома» еще не был начат.

4) Зарево распространилось не только над центром города, но и далеко вокруг.

 

7.

1) Все передовое, что было в русской литературе 60-х годов XIX века, сосредоточивалось в журнале «Современник».

2) Истоки «Преступления и наказания» восходят ко времени каторги.

3) Взрослея, все лучше начинаешь понимать своего учителя; так же, как и прежде, восхищаешься и стремишься быть похожим на него.

4) Нам порой кажется, что мы не только знаем все, но нас ничем не удивишь.

 

8.

1) Речь Достоевского сделала открытие памятника Пушкину в Москве выдающимся, грандиозным событием как в истории русской, так и мировой культуры.

2) В общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет.

3) Для «Прогулки короля» А.Н. Бенуа выбирает таинственное время года – осень – и самое таинственное время суток – вечер.

4) Вами своевременно оплачен проезд в маршрутном такси?

 

9.

1) Живая крыса, о которой рассказывает Ю.Трифонов, должна быть разрезана, чтобы учиться анатомии, в так называемой «пригодинской» школе.

2) Мама не то что сердилась, но все-таки была недовольна.

3) Пришлось с трудом пробираться сквозь заросли, постоянно заслонявшие нам дорогу.

4) Железнодорожный состав отправляется с третьего пути согласно расписанию.

 

10. 

1) Никто больше не нарушал тишину протоков и рек, не обрывал блесной холодные речные лилии и не восторгался вслух тем, чем лучше всего восторгаться без слов.

2) Достоевский принадлежит к тем писателям, биография которого тесно связана с творчеством.

3) Благодаря установившейся ясной погоде урожай был собран вовремя.

4) Все, кто интересуется художественной жизнью России конца XIX – начала XX века, слышали о творческом объединении молодых художников, известном под названием «Мир искусства».

 

ВЫВОД по результатам работы: какие виды ошибок в построении сложного предложения встречаются наиболее часто в речи?

Контрольные вопросы:

1.В чем сложность определения ошибки при построении сложного предложения?

2. При построении какого сложного предложения (ССП, СПП, СБП) допускается наибольшее количество ошибок?