Данный материал предназначен для промежуточного контроля знаний учащихся 6 класса по теме «Имя прилагательное».

Работа нацелена на проверку усвоения ключевых разделов темы, предусмотренных программой, и представлена в двух равноценных вариантах. Задания носят комбинированный характер и включают различные формы деятельности: списывание с грамматическим заданием, словообразование, конструирование словосочетаний, редактирование ошибок, морфологический разбор и творческое задание.

Автор: Панькова Татьяна Михайловна

 

Самостоятельная работа

Вариант 1

 

Инструкция для учащихся: внимательно прочитайте и выполните задания.

 

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Сквозь (не)прогл...дную осеннюю тучу пробился луч солнца. Он осветил пожухл...ю траву, старые листья и серебрист…ю паутину. В воздухе стоял свеж…й и прохлад...ый запах.

 

2. Образуйте от данных существительных прилагательные и употребите их в словосочетании в значении относительных, качественных и, где возможно, притяжательных. Выделите суффиксы.

Образец: Медведь – медвежий след (притяж.), медвежья шкура (относ.), медвежья услуга (качеств.).

·       Зверь

·       Сталь

 

3. Определите разряд имен прилагательных.

(Не)добрый взгляд, лисий след, деревянный дом, мамин платок, зимний день, багровый закат.

 

4. Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения. Выделите суффиксы.

·       Строгий

·       Дорогой

 

5. Поставьте прилагательные в нужную форму, запишите словосочетания.

·       Подойти к (высокий) берегу

·       Гулять по (осенний) аллее

·       Встретиться со (знакомый) инженером

·       Поговорить о (последний) концерте

 

6. Вставьте пропущенные буквы. Укажите суффиксы прилагательных.

Бурл…вая река, глин…стая почва, ситц…вый халат, кож…ный портфель, ветр…ная погода, олов…нный солдатик.

 

7. Найдите и исправьте ошибки в образовании форм степеней сравнения прилагательных.

Этот пирог вкуснее, чем тот.

Она была более добрее ко всем.

Это самый светлейший день в году.

 

8. Выполните морфологический разбор слова (по вашему выбору) из задания №1.

(Например, (сквозь) непроглядную или осеннюю).

 

9. Составьте и запишите два предложения с прилагательными «стеклянный» в разных разрядах (относительном и качественном).

 

10. Объясните, какую роль играют имена прилагательные в тексте из первого задания.

 

Самостоятельная работа

Вариант 2

 

Инструкция для учащихся: внимательно прочитайте и выполните задания.

 

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

Над (не)объятной степью плыли лёгк…е облака. В вышине парил орли...ый клич. Воздух был наполнен гор...ким ароматом полыни. Вдали виднелась старин…ая камен...ая башня.

 

2. Образуйте от данных существительных прилагательные и употребите их в словосочетании в значении относительных, качественных и, где возможно, притяжательных. Выделите суффиксы.

Образец: Волк – волчья лапа (притяж.), волчий вой (относ.), волчий аппетит (качеств.).

·       Птица

·       Золото

 

3. Определите разряд имен прилагательных.

Стеклянный стакан, заячий тулуп, сладкий чай, свинцовые тучи, дедова трубка, смелый поступок.

 

4. Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения. Выделите суффиксы.

·       Красивый

·       Твёрдый

 

5. Поставьте прилагательные в нужную форму (склонение), запишите словосочетания.

·       Ухаживать за (больной) дедушкой

·       Идти по (узкий) тропинке

·       Встретиться с (молодой) врачом

·       Вспомнить о (далёкий) путешествии

 

6. Вставьте пропущенные буквы. Укажите суффиксы прилагательных.

Песч…ный пляж, обез…яньи повадки, масл…ная краска, чеш…кий фарфор, соловь…ные трели, солом…ная шляпка.

 

7. Найдите и исправьте ошибки в образовании форм степеней сравнения прилагательных.

·       Мой брат старше меня на три года.

·       Эта история более интереснее.

·       Он сделал самый наилучший выбор.

 

8. Выполните морфологический разбор слова (по вашему выбору) из задания №1. (Например, орлиный или горьким).

 

9. Составьте и запишите два предложения с прилагательными «золотой» в разных разрядах (относительном и качественном).

 

10. Объясните, какую роль играют имена прилагательные в тексте из первого задания.