Конспект урока родной литературы в 5 классе «Умение увидеть необычное в обычном» (по рассказу Е.И.Носова «Где просыпается солнце»).

Автор-разработчик: Евдокимова Любовь Николаевна

 

Цели: познакомить со страницами биографии нашего земляка – Евгения Ивановича Носова; помочь пятиклассникам увидеть необычное в обычном при анализе рассказа «Где просыпается солнце» (лексику Курского края, природу, быт людей середины 20 века); развивать умение работать с текстом произведения, речь, умение работать в парах; воспитывать любовь к родному краю, уважение к землякам.

Оборудование:

  • портрет Евгения Ивановича Носова;
  • выставка книг Евгения Ивановича Носова «Моя Джомолунга», «Белый гусь», «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы», «Живое пламя»;
  • карточки с отрывками из рассказа «Где просыпается солнце».

 

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

- Ребята, дома вы прочитали рассказ Е.И.Носова «Где просыпается солнце». Кто является автором данного произведения? (Евгений Иванович Носов).

- Что вам известно об этом писателе? (Он родился недалеко от нашего поселка, даже на территории нашего сельсовета, был участником Великой Отечественной войны, стал знаменитым писателем).

  1. Подготовленные обучающиеся знакомят одноклассников со страницами биографии Евгения Ивановича Носова.

Ученик 1.

Евгений Иванович Носов родился в 1925 году в селе Толмачево, что находится неподалеку от нашего поселка Черемушки. Детство писателя было полуголодным, но это не помешало ему мечтать и творить добро. Он зорко следил за окружающей природой Курского края и подмечал интересное в обыденном. Помогал маленькому Жене папа.

Часто по воскресеньям отец «брал ножницы и принимался вырезывать из бумаги фигурки, однотипные, примитивные, наподобие лошадей, и наклеивал их на оконное стекло…» И вот эти «кони» побудили мальчика вглядываться в окружающий мир. Он полюбил все живое. Рисовал животных. От отца он перенял, что есть для него родина. Узнал, что она необычная, прекрасная, зовется Русь.

Детство писателя пришлось на 30-е годы – годы первых пятилеток. Бегал с приятелями на завод (к тому времени родители переехали уже в город Курск), следил сквозь закопченные окна за работой отца, видел первые тракторы.

Ученик 2.

Дед был кузнецом. Отсюда, из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу «глубочайшее уважение к труду». Будущий писатель ходил с дедом в ночное и видел студеное предрассветье, слышал шепот травы и треск костра.

Евгений Иванович Носов – свидетель крупных сражений на Курской дуге. В 18 лет – на фронте, артиллерист, доходит до Восточной Пруссии. Награды: ордена Отечественной войны и Красной Звезды; медали «За отвагу» и «За победу над Германией». Май 1945 года – ранение, госпиталь, то есть испытал на себе беды и тяготы войны, понял, что жизнь дается один раз: люби ее, люби людей, люби все живое, делай добро.

Ученик 3.  

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. К Евгению Ивановичу это относится как к никому другому. Он был талантливым художником.

Носов увлекся рисованием еще в детстве. Когда надо было возвращать том Альфреда Брема «Жизнь животных», он перерисовал в свой блокнот изображения всех животных из книги, а картинок было около тысячи. И потом по памяти мог нарисовать любого зверя.

К своим рассказам, которые печатались в газетах, иллюстрации делал сам.

– Все графические рисунки на небольших квадратиках ватмана, сделанные карандашом и тушью, обнаружил в архиве писателя его сын всего несколько лет назад – их было около 300 в папке с надписью: «Рисунки для «Молодой гвардии». В 50-е годы с них делали клише для газеты.

Сам Евгений Иванович признавался, что перед ним стоял выбор: художником стать или писателем. И, возможно, талант живописца помогал ему быть таким мастером слова. 

  1. Знакомство с выставкой книг.

- Ребята, давайте обратимся к выставке книг и познакомимся с произведениями, которые появились из-под пера Евгения Ивановича. (Учитель показывает книги, читаем содержание, называя рассказы и повести писателя-земляка).

  1. Анализ рассказа «Где просыпается солнце».

-Ребята, дома вы прочитали рассказ Евгения Ивановича Носова «Где просыпается солнце».

-Кто является главным героем? (Санька).

- Какие ещё персонажи встречаются в произведении? (Степан Петрович, мама Саньки, дядя Сергей, друзья Саньки).

- Легко ли было читать произведение? (Да, легко, сюжет прост и понятен, рассказывается о маленьком мальчике, который младше нас. Ведь мама его берет на колени в минуты грусти. Он мечтал увидеть, где просыпается солнце. Но были слова, которые ни я, ни мои родители сейчас не произносим).

- Давайте поработаем с текстом и найдем эти слова, попытаемся объяснить их значение через контекст.

Горница – часть дома или избы;

швырчащая колбаса – жаренная на сковороде колбаса;

улучив момент – выбрав момент;

истаял рокот мотора – перестал быть слышен;

пороша – только что выпавший снег;

разлапый корень – корень со множеством отростков;

засвиристел (скворец) – запел;

скворец охорашивался – прихорашивался, чистил клювом перья.

- Дети, вслушайтесь в эти слова. Это особенности речи нашей местности устами мастера, Евгения Ивановича Носова. Данный рассказ был написан в 1965 году. Значит, такую лексику использовали в середине 20 века в нашей местности.

 - Нужно ли хранить эти слова, знать их современным детям? Обоснуйте свой ответ. (Да, нужно. Это наша история. Не зная прошлого, нельзя понять настоящее. Эти слова – достояние Курского края).

- Найдите в тексте и зачитайте эпизод, где автор рассказывает о поведении сельских мальчишек в тот момент, когда они увидели машину.

- Ребята, как вы думаете, чем эти мальчишки похожи на вас? (Этим мальчикам, как и нам, свойственно любопытство. Если что-то увидел впервые, хочется внимательно рассмотреть, потрогать).

- Какую загадочную историю рассказал дядя Сергей Саньке, перескажите? (Пересказ истории о кораблике).

- Как вы думаете, эту историю дядя Сергей действительно слышал или придумал специально для Саньки? (Кажется, специально придумал для мальчика).

- Ребята, писателем быть легко? Давайте попробуем себя в этой роли. (Работа по вариантам). Я вам раздаю листочки, на которых даны отрывки из рассказа, но там есть пропуски. Ваша задача – заполнить пропуски, чтобы получился связный текст.

Для 1 варианта.

Санька тянулся глазами к этим большим       ...       птицам. А они то ...  темнели, когда пролетали под     ...       весенним облаком, то вдруг сами     ...       белели чистым     ....      пером, когда окунались в     ...       лучи, в     ...       бездонное разводье между облаками. И сыпались на землю их ...    озабоченные крики.

Для 2 варианта.

Когда же с пригорков   ...   ручьи и река   ....      и подняла лед, Санька понял, что дядя Сергей больше не приедет. По реке          ....     льдины с оборванными строчками лисьих следов и кусками санной дороги. Льдины тупо, упрямо     ...       пустые стволы старых ракит, и те содрогались до самой макушки. А вверху, тяжело махая крыльями,  ...     гуси. Они    ...    туда, где     ....      солнце.

Чтение полученных отрывков, работа с оригиналом произведения.

Для 1 варианта

Санька тянулся глазами к этим большим усталым птицам. А они то резко темнели, когда пролетали под влажно-белым весенним облаком, то вдруг сами ослепительно белели чистым, обдутым ветрами пером, когда окунались в солнечные лучи, в голубое бездонное разводье между облаками. И сыпались на землю их сдержанные, озабоченные вскрики.

Для 2 варианта.

Когда же с пригорков хлынули ручьи и река вздулась и подняла лед, Санька понял, что дядя Сергей больше не приедет. По реке мчались льдины с оборванными строчками лисьих следов и кусками санной дороги. Льдины тупо, упрямо бодали пустые стволы старых ракит, и те содрогались до самой макушки. А вверху, тяжело махая крыльями, летели гуси. Они летели туда, где просыпалось солнце.

- Что может свидетельствовать о том, что действия происходят на нашей малой родине? (Картины природы).

- Правильно, пейзажные зарисовки. Они очень похожи, полностью похожи или имеют отличия? (Они имеют незначительные отличия. Мне видится в рассказе больше снега, чувствуется более сильный мороз. Весна более тревожная, потому что река вздувается, поднимает лед. Сейчас такого нет, особенно в этом году).

- Соглашусь с вами. Ребята, Евгений Иванович Носов жил по соседству с нами, любовался природой, на которую мы, может быть, и не обращаем внимания, дышал таким же свежим морозным воздухом, слушал песни скворцов, наблюдал за ними, то есть он умел видеть необычное в обычном, к чему призывал своих читателей. Давайте и мы с вами постараемся в нашей богатейшей природе увидеть что-то необычное. Закройте глазки, вспомните те места, где вы гуляете каждый день или часто бываете, рассмотрите их внимательно. Поделитесь впечатлениями, что вы увидели? Совпали ли ваши картины, нарисованные воображением, с тем, что изображал автор? (Дети рассказывают, что кто-то увидел себя на рыбалке, кто-то представил, как он идет в школу, кто-то собирает грибы в лесу с мамой и т.д.)

  1. Рефлексия.

- Продолжите предложение: «Сегодня на уроке литературы...» (Мне было интересно. Я узнал новое о земляке, Евгении Ивановиче Носове. По-другому посмотрел на окружающие меня вещи...)

- Оцените работу одноклассников. (Слушаем 2-3 человек, которые дают оценку одноклассникам).

  1. Домашнее задание.

- Дети, а у вас есть мечта? (Да, есть).

- Напишите, пожалуйста, дома небольшой рассказ «О чем я мечтаю?»

- Если у вас нет желания делится сокровенным с одноклассниками, подготовьте 5 вопросов по рассказу «Где просыпается солнце».

 

ИСТОЧНИКИ:

  1. https://dddkursk.ru/number/1318/new/014619/
  2. https://prodetlit.ru/index.php/%D0%9D%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87