Конспект урока родной литературы в 5 классе «Умение увидеть необычное в обычном» (по рассказу Е.И.Носова «Где просыпается солнце»).
Автор-разработчик: Евдокимова Любовь Николаевна
Цели: познакомить со страницами биографии нашего земляка – Евгения Ивановича Носова; помочь пятиклассникам увидеть необычное в обычном при анализе рассказа «Где просыпается солнце» (лексику Курского края, природу, быт людей середины 20 века); развивать умение работать с текстом произведения, речь, умение работать в парах; воспитывать любовь к родному краю, уважение к землякам.
Оборудование:
- портрет Евгения Ивановича Носова;
- выставка книг Евгения Ивановича Носова «Моя Джомолунга», «Белый гусь», «Красное вино победы», «Усвятские шлемоносцы», «Живое пламя»;
- карточки с отрывками из рассказа «Где просыпается солнце».
Ход урока
- Вступительное слово учителя.
- Ребята, дома вы прочитали рассказ Е.И.Носова «Где просыпается солнце». Кто является автором данного произведения? (Евгений Иванович Носов).
- Что вам известно об этом писателе? (Он родился недалеко от нашего поселка, даже на территории нашего сельсовета, был участником Великой Отечественной войны, стал знаменитым писателем).
- Подготовленные обучающиеся знакомят одноклассников со страницами биографии Евгения Ивановича Носова.
Ученик 1.
Евгений Иванович Носов родился в 1925 году в селе Толмачево, что находится неподалеку от нашего поселка Черемушки. Детство писателя было полуголодным, но это не помешало ему мечтать и творить добро. Он зорко следил за окружающей природой Курского края и подмечал интересное в обыденном. Помогал маленькому Жене папа.
Часто по воскресеньям отец «брал ножницы и принимался вырезывать из бумаги фигурки, однотипные, примитивные, наподобие лошадей, и наклеивал их на оконное стекло…» И вот эти «кони» побудили мальчика вглядываться в окружающий мир. Он полюбил все живое. Рисовал животных. От отца он перенял, что есть для него родина. Узнал, что она необычная, прекрасная, зовется Русь.
Детство писателя пришлось на 30-е годы – годы первых пятилеток. Бегал с приятелями на завод (к тому времени родители переехали уже в город Курск), следил сквозь закопченные окна за работой отца, видел первые тракторы.
Ученик 2.
Дед был кузнецом. Отсюда, из семейных традиций, пришло к Евгению Ивановичу «глубочайшее уважение к труду». Будущий писатель ходил с дедом в ночное и видел студеное предрассветье, слышал шепот травы и треск костра.
Евгений Иванович Носов – свидетель крупных сражений на Курской дуге. В 18 лет – на фронте, артиллерист, доходит до Восточной Пруссии. Награды: ордена Отечественной войны и Красной Звезды; медали «За отвагу» и «За победу над Германией». Май 1945 года – ранение, госпиталь, то есть испытал на себе беды и тяготы войны, понял, что жизнь дается один раз: люби ее, люби людей, люби все живое, делай добро.
Ученик 3.
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. К Евгению Ивановичу это относится как к никому другому. Он был талантливым художником.
Носов увлекся рисованием еще в детстве. Когда надо было возвращать том Альфреда Брема «Жизнь животных», он перерисовал в свой блокнот изображения всех животных из книги, а картинок было около тысячи. И потом по памяти мог нарисовать любого зверя.
К своим рассказам, которые печатались в газетах, иллюстрации делал сам.
– Все графические рисунки на небольших квадратиках ватмана, сделанные карандашом и тушью, обнаружил в архиве писателя его сын всего несколько лет назад – их было около 300 в папке с надписью: «Рисунки для «Молодой гвардии». В 50-е годы с них делали клише для газеты.
Сам Евгений Иванович признавался, что перед ним стоял выбор: художником стать или писателем. И, возможно, талант живописца помогал ему быть таким мастером слова.
- Знакомство с выставкой книг.
- Ребята, давайте обратимся к выставке книг и познакомимся с произведениями, которые появились из-под пера Евгения Ивановича. (Учитель показывает книги, читаем содержание, называя рассказы и повести писателя-земляка).
- Анализ рассказа «Где просыпается солнце».
-Ребята, дома вы прочитали рассказ Евгения Ивановича Носова «Где просыпается солнце».
-Кто является главным героем? (Санька).
- Какие ещё персонажи встречаются в произведении? (Степан Петрович, мама Саньки, дядя Сергей, друзья Саньки).
- Легко ли было читать произведение? (Да, легко, сюжет прост и понятен, рассказывается о маленьком мальчике, который младше нас. Ведь мама его берет на колени в минуты грусти. Он мечтал увидеть, где просыпается солнце. Но были слова, которые ни я, ни мои родители сейчас не произносим).
- Давайте поработаем с текстом и найдем эти слова, попытаемся объяснить их значение через контекст.
Горница – часть дома или избы;
швырчащая колбаса – жаренная на сковороде колбаса;
улучив момент – выбрав момент;
истаял рокот мотора – перестал быть слышен;
пороша – только что выпавший снег;
разлапый корень – корень со множеством отростков;
засвиристел (скворец) – запел;
скворец охорашивался – прихорашивался, чистил клювом перья.
- Дети, вслушайтесь в эти слова. Это особенности речи нашей местности устами мастера, Евгения Ивановича Носова. Данный рассказ был написан в 1965 году. Значит, такую лексику использовали в середине 20 века в нашей местности.
- Нужно ли хранить эти слова, знать их современным детям? Обоснуйте свой ответ. (Да, нужно. Это наша история. Не зная прошлого, нельзя понять настоящее. Эти слова – достояние Курского края).
- Найдите в тексте и зачитайте эпизод, где автор рассказывает о поведении сельских мальчишек в тот момент, когда они увидели машину.
- Ребята, как вы думаете, чем эти мальчишки похожи на вас? (Этим мальчикам, как и нам, свойственно любопытство. Если что-то увидел впервые, хочется внимательно рассмотреть, потрогать).
- Какую загадочную историю рассказал дядя Сергей Саньке, перескажите? (Пересказ истории о кораблике).
- Как вы думаете, эту историю дядя Сергей действительно слышал или придумал специально для Саньки? (Кажется, специально придумал для мальчика).
- Ребята, писателем быть легко? Давайте попробуем себя в этой роли. (Работа по вариантам). Я вам раздаю листочки, на которых даны отрывки из рассказа, но там есть пропуски. Ваша задача – заполнить пропуски, чтобы получился связный текст.
Для 1 варианта.
Санька тянулся глазами к этим большим ... птицам. А они то ... темнели, когда пролетали под ... весенним облаком, то вдруг сами ... белели чистым .... пером, когда окунались в ... лучи, в ... бездонное разводье между облаками. И сыпались на землю их ... озабоченные крики.
Для 2 варианта.
Когда же с пригорков ... ручьи и река .... и подняла лед, Санька понял, что дядя Сергей больше не приедет. По реке .... льдины с оборванными строчками лисьих следов и кусками санной дороги. Льдины тупо, упрямо ... пустые стволы старых ракит, и те содрогались до самой макушки. А вверху, тяжело махая крыльями, ... гуси. Они ... туда, где .... солнце.
Чтение полученных отрывков, работа с оригиналом произведения.
Для 1 варианта
Санька тянулся глазами к этим большим усталым птицам. А они то резко темнели, когда пролетали под влажно-белым весенним облаком, то вдруг сами ослепительно белели чистым, обдутым ветрами пером, когда окунались в солнечные лучи, в голубое бездонное разводье между облаками. И сыпались на землю их сдержанные, озабоченные вскрики.
Для 2 варианта.
Когда же с пригорков хлынули ручьи и река вздулась и подняла лед, Санька понял, что дядя Сергей больше не приедет. По реке мчались льдины с оборванными строчками лисьих следов и кусками санной дороги. Льдины тупо, упрямо бодали пустые стволы старых ракит, и те содрогались до самой макушки. А вверху, тяжело махая крыльями, летели гуси. Они летели туда, где просыпалось солнце.
- Что может свидетельствовать о том, что действия происходят на нашей малой родине? (Картины природы).
- Правильно, пейзажные зарисовки. Они очень похожи, полностью похожи или имеют отличия? (Они имеют незначительные отличия. Мне видится в рассказе больше снега, чувствуется более сильный мороз. Весна более тревожная, потому что река вздувается, поднимает лед. Сейчас такого нет, особенно в этом году).
- Соглашусь с вами. Ребята, Евгений Иванович Носов жил по соседству с нами, любовался природой, на которую мы, может быть, и не обращаем внимания, дышал таким же свежим морозным воздухом, слушал песни скворцов, наблюдал за ними, то есть он умел видеть необычное в обычном, к чему призывал своих читателей. Давайте и мы с вами постараемся в нашей богатейшей природе увидеть что-то необычное. Закройте глазки, вспомните те места, где вы гуляете каждый день или часто бываете, рассмотрите их внимательно. Поделитесь впечатлениями, что вы увидели? Совпали ли ваши картины, нарисованные воображением, с тем, что изображал автор? (Дети рассказывают, что кто-то увидел себя на рыбалке, кто-то представил, как он идет в школу, кто-то собирает грибы в лесу с мамой и т.д.)
- Рефлексия.
- Продолжите предложение: «Сегодня на уроке литературы...» (Мне было интересно. Я узнал новое о земляке, Евгении Ивановиче Носове. По-другому посмотрел на окружающие меня вещи...)
- Оцените работу одноклассников. (Слушаем 2-3 человек, которые дают оценку одноклассникам).
- Домашнее задание.
- Дети, а у вас есть мечта? (Да, есть).
- Напишите, пожалуйста, дома небольшой рассказ «О чем я мечтаю?»
- Если у вас нет желания делится сокровенным с одноклассниками, подготовьте 5 вопросов по рассказу «Где просыпается солнце».
ИСТОЧНИКИ:
- https://dddkursk.ru/number/1318/new/014619/
- https://prodetlit.ru/index.php/%D0%9D%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2_%D0%95%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87