Игра нацелена на повторение различных разделов русского языка, развитие орфографической зоркости, речи, мышления, внимания, творческих способностей обучающихся. Материалы игры можно использовать во внеурочной деятельности, а также в рамках проведения предметной недели в школе.
Автор-разработчик: Фоменко Эмма Вячеславовна
Цели:
1. Повторить правила, изученные в 5-6 классах
2. Развивать орфографическую зоркость
3. Формировать навыки и умения пользоваться словарями разного вида
4. Воспитывать чувство товарищества, умение работать в команде
Оборудование:
1. Плакаты с высказываниями о русском языке.
2. Словари (толковые, иностранных слов, орфографические, фразеологические и др.)
3. Переносная доска для выполнения заданий.
План проведения:
1. Сообщение правил и проведение игры.
2. Подведение итогов.
3. Награждение победителей грамотами и званием “Умнейшие из умнейших.”
Ход игры:
Учитель: Язык, на котором мы говорим, красив. Он не похож ни на один другой, могучий и великий. Ему посвящено много красивых строк:
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины - ты один мне поддержка и опора, о, великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!» (И.С. Тургенев)
«Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» (А.И.Куприн)Можно прочитать и другие высказывания.
И сегодня вы будете состязаться в знании русского языка.Вам предстоит вспомнить всё, что вы изучали, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителями.
Представление команд («Языковеды» и «Лингвисты») и капитанов. Напоминание о правилах игры. Представление жюри.
Конкурс «Подумай и ответь»
1. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения (тире, многоточие, кавычки)
2. Перечислите при помощи наречий пять дней недели по порядку (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
3. Определите, являются ли однокоренными слова “гимн”, “гимнаст”, “гимназист”, “гимнастерка” (нет)
4. Что такое диалектизмы?
5. Какие слова называются неологизмами?
6. Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение?
7. Мой, ничей, весь, каждый.К какой части речи относятся данные слова?
8. Укажите существительное женского рода (можно пользоваться словарем): вермишель, шампунь, шимпанзе, тополь, профессор.
9. Назовите жителей городов Псков, Курск, Тула (псковичи, куряне, туляки)
10. Исключите лишнее слово: храбро, геройски, бесстрашно, отважный, мужественно.
11. Что такое диалог?
12. Что такое фразеологизмы?
13. Назовите и запишите на доске 3 слова (каждой команде), в которых звуков больше, чем букв.
Конкурс «Составь текст»
Составьте небольшой текст(3-4 предложения), в котором все слова начинаются на одну букву П, О, Н, К (выбрать одну).
Конкурс «Расставь ударение в словах»
Жалюзи, звонишь, договор, торты, красивее, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.
Конкурс «Запишите без ошибок»
На террасе сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной и винегретом Фадея Аполлоновича.
Конкурс «Разгадай кроссворд»
1. Окончание – значимая часть слова, которая образует … слова.
2. Окончание, не выраженное звуками.
3. Часть речи, которая не имеет окончания.
4. Суффикс, стоящий после окончания.
5. Замена одних звуков другими в одной и той же части слова.
6. Наименьшая значимая часть слова.
7. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
8. Главная значимая часть слова.
9. Часть изменяемого слова без окончания.
Ключевое слово: раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.
КОНКУРС«ВЕСЁЛЫЕ КАРТИНКИ»
Ведущий. Я показываю командам рисунки, на которых изображены фразеологизмы. Жетон получит тот, кто первым назовёт фразеологизм, изображённый на рисунке, и объяснит его значение.
На рисунках изображены следующие фразеологизмы:
Взять себя в руки. (Овладеть собой, успокоиться.)
На нём лица нет. (Кто-то сильно бледен от боли, испуга, волнения.)
Смотрит как баран на новые ворота. (Смотрит с недоумением, ничего не понимая.)
Взять быка за рога. (Смело начинать с самого важного.)
Витать в облаках. (Мечтать, уходить от действительности.)
Вставлять палки в колёса. (Умышленно мешать.)
Когда рак на горе свистнет. (Нескоро.)
Кошки на сердце скребут. (Кому-либо становится тревожно, неспокойно.)
КОНКУРС «НАЙДИ МЕНЯ!»
Команды получают распечатанный текст. Затем они выписывают "спрятанные" в тексте фразеологизмы. Кто быстрее и правильно найдёт все фразеологические обороты?
Глупые сороки
Нашли сороки в лесу кусок сыра. Не помня себя от радости, стали держать совет, где его припрятать, от ворон уберечь. Вороны – известные любители сыра, об этом еще дедушка Крылов писал. Уже, видно, нюхом почуяли находку, вот одна кружится, вот другая, третья… Того и гляди сыр из-под носа утащат среди бела дня.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало. Удалилась подальше от греха. Хватились сороки, а ее уж и след простыл. И поделом сорокам – нечего ворон считать!
Фразеологизмы, «спрятанные» в тексте:
1. Не помня себя от радости.
2. Держать совет.
3. Нюхом почуяли.
4. Того и гляди.
5. Средь бела дня.
6. Из-под носа.
7. Откуда ни возьмись.
8. Под шумок.
9. Как ни в чём не бывало.
10. Подальше от греха.
11. След простыл.
12. Ворон считать.
Конкурс «Стань в алфавитном порядке» (по фамилии членов команды)
Подведение итогов игры. Награждение команд.
Чтение учителем и учащимися высказываний о русском языке.
Использованная литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Книга для учащихся / Под ред. Л.П. Крысина. – М.: Просвещение, 1995.
- Баранов М.Т. Русский язык: Справочник для учащихся / Под ред. Н.М. Шанского. – М.: Просвещение, 1994.
- Водолазкая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
- Русский язык. Всемогущий и занимательный синтаксис. Сборник элективных курсов/ авт.-сост. Н.М. Божко. – Волгоград: Учитель, 2006.