Сценарный план урока создан в помощь молодым педагогам и содержит подробное описание действий учителя на каждом этапе занятия.

Данная разработка урока русского языка в 10 классе посвящена обобщению и систематизации знаний обучающихся по теме «Деепричастие».

Цель  и задачи занятия: закрепление, обобщение и углубление лингвистических знаний по теме «Деепричастие», уместное применение их на практике  при выполнении заданий ЕГЭ.

Один из приемов повышения интереса к предмету – использование на уроке текстов художественных произведений.  В качестве иллюстративного материала, предмета исследования на протяжении всего урока используется величайший роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», изучаемый на уроках литературы.     

Технология групповой работы приводит к более внимательному и бережному отношению к языку, слову, произведениям русской литературы, приучает обучающихся более точно выражать свою мысль, развивает коммуникативные компетенции, служит мощным стимулом для развития креативных способностей учеников.

Автор разработки: Агибалова Наталья Ивановна

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА

Тема: Правописание деепричастий. Синтаксические нормы употребления деепричастий.

Предмет: Русский язык

Класс: 10

Учебник: Русский язык 10-11 классы, учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций, базовый уровень, в двух частях,  авторы-составители: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина, Москва «Русское слово», 2018г.

Цель урока: систематизация и обобщение  знаний обучающихся по правописанию и синтаксическим  нормам употребления деепричастий в речи.

Задачи:

  • формировать понятие о деепричастии как особой форме глагола; навыки правописания деепричастий; умение определять их морфологические признаки, синтаксическую роль; ставить знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;
  • развивать речевые и пунктуационные навыки, творческую активность, аналитическое мышление, связную речь и коммуникативные способности обучающихся;
  • воспитывать культуру речи, уважительное отношение к родному языку.

Тип урока: урок систематизации знаний

Форма работы: индивидуальная, групповая

Наглядность: презентация, портрет Ф.М. Достоевского, таблицы

 

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

II. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель:

– Величайший  писатель, классик русской литературы, мыслитель, переводчик,  автор таких бессмертных произведений, как «Идиот», «Преступление и наказание», «Униженные и оскорблённые», «Братья Карамазовы» и многих других, Ф.М. Достоевский писал: «Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде» (Cлайд 2)

 – Скажите, пожалуйста, как вы понимаете данные слова? (Ответы обучающихся).

– Я думаю, что вы доставите радость всем нам своей работой на уроке и 

испытаете радость познания сами.

III. Актуализация знаний. Лингвистическая разминка  (Слайд 3)

Учитель:

– Найдите и выпишите из  данных текстов слова, обозначающие добавочное действие.

Из каких произведений эти строки и кто их автор?  (Слабоуспевающие ученики выписывают только деепричастия, а остальные обучающиеся еще и расставляют знаки препинания)

Задание 1

1) «А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Подбоченясь, выезжали паны, окруженные несметными слугами. И стали они наступать тесно на казацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Дымом затянуло все поле, а запорожцы все палили, не переводя дух». (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

2) «Явившись тогда с визитом к Раскольникову, он вошел с чувством благодетеля, готовящегося пожать плоды и выслушать весьма сладкие комплименты. Раскольников сидел, как бы не обращая внимания, в задумчивости и с странною улыбкой на бледных губах». (Достоевский «Преступление и наказание»)

3) «Женщина посвистала, пощёлкала пальцами, и пёс, немного поколебавшись, последовал за ней». (М.А. Булгаков «Собачье сердце»)

4) «Перед ужином князь Андрей, вернувшись назад в кабинет отца, застал старого князя в горячем споре с Пьером». (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

IV. Определение темы урока. Постановка задач

Учитель:

– Прочитайте, какие слова вы записали. Что вы знаете об этих словах?

– На какие вопросы они отвечают?

– Какой частью речи  являются?  

– Скажите, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

Правописание деепричастий. Синтаксические нормы употребления деепричастий. (Слайд 4)

Учитель:

– Ребята, давайте вспомним, что нам известно о деепричастии?

– Как вы понимаете слово “деепричастие”?

– Обратимся к его строению.

       Деепричастие = Дее + причастие } составное слово (Слайд 5)

 – Что может обозначать  “дее”? К чему же будет причастно? (к действию)

Учитель:

– Обратимся к справочному материалу.

Деепричастие произошло от двух слов: дее (от деяти в значении делать) + причастие (ср. причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале ХVII века. До XVII века деепричастий не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет (краткая форма образуется только от страдательного причастия). Вот ее место и заняли деепричастия.

V. Обобщение и систематизация знаний.

1) Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности

Учитель:

–  Прочитайте предложения. О ком строки? Чем осложнены предложения? (Слайд 6)

Задание 2.

«Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице. Сообразив это и не обращая уже более на него внимания, она пошла к сенным дверям, чтобы притворить их, и вдруг вскрикнула, увидев на своем пороге стоящего на коленях мужа».

Учитель:

– Какие вопросы вы задавали к деепричастию? (что делая?)

– Что есть у деепричастий? (зависимые слова)

– Что такое деепричастие с зависимыми словами? (деепричастный оборот)

– От каких же слов зависит деепричастие? (от глаголов-сказуемых)

– Какое  действие обозначает деепричастие? (второстепенное, добавочное, дополнительное действие)

Что обозначают глагол и деепричастие? (Глагол – основное действие.
Деепричастие – добавочное действие).

2) Беседа по вопросам? (Слайд 7) (у слабоуспевающих учеников опорные схемы, таблицы по теме «Деепричастие»).

Признаки глагола:

– Вид.

– Возвратность.

– Переходность.

– Значение.

– Какие признаки наречия имеет деепричастие?

Признаки наречия:

– Не изменяется.

– Вопросы.

– Примыкает к глаголу.

– В предложении – обстоятельство.

– Назовите общее грамматическое значение деепричастия.

– Назовите морфемные признаки деепричастий.

– Каковы синтаксические признаки деепричастий.

– Итак, признаки каких частей речи свойственны деепричастиям?

Учитель:

Деепричастия.... Произносить их надо правильно, согласно орфоэпическим нормам,  грамотно употреблять в предложениях, соблюдая синтаксические нормы.   А быть может, не так уж они и нужны? Мне кажется,  убедительно ответил на этот вопрос английский поэт Р. Саути своим необычном стихотворением «Как падают воды в Лодоре?»

3) Чтение стихотворения учителем (Слайд 8)

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,- 
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.

Обсуждение услышанного (Слайд 9)

– Что в этом стихотворении показалось необычным? (52 деепричастия)

–  Определите стиль и тип текста.

– Какую же роль играют деепричастия? (Ответы обучающихся)

Сообщение подготовленного ученика об особенностях стихотворения

Особенностью этого произведения является его графическое выражение. Мы текст воспринимаем зрительно. Образность усилена автором за счёт  фигурного расположения, которое вызывает в голове читателя форму, картину, строение водопада. Первые строки состоят из двух слогов, далее слогов уже 3 ,4 .... постепенно идёт градация - количество слогов доходит до 14. Всё это не случайно. Ведь и впечатление от водопада нарастает постепенно не только у зрителя, но и у нас, читателей.

Тема  стихотворения - изображение водопада.

Основная мысль - восхищение экспрессией, бурной жизнью, которой живёт водопад.  Он весь – олицетворение. Гимн жизни!

Стиль - художественный 

Тип речи - описание 

Причастие в этом тексте одно (в сверкающем).  Оно определяет характеристику, впечатление от водопада, зато  здесь 52  деепричастия.  Деепричастие обозначает добавочное действие к глаголу. Глагол  в тексте тоже один.  Но деепричастия блистательно  РАСКРАСИЛИ  отсутствующие глаголы и показали ярко и ёмко, КАК ПАДАЮТ бурные воды. Деепричастный оборот: "вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре"

Учитель:

–  По-моему, блестящее произведение. Эффект яркого  впечатления от наблюдения за "действиями" водопада передается именно с помощью деепричастий.

–  Итак, ребята, мы убедились, насколько важны знания о деепричастии.  Роль  этой особой формы глагола  огромна, значительная; наша речь становится более точной, компактной. За счет экономии слов с помощью деепричастий  можно показать несколько действий одновременно или же динамичность этих самых действий. Наверное, по причине придания тексту особой выразительности, компактности, деепричастие пользуется особой популярностью в художественных текстах. Но для нас с вами эти знания необходимы  еще и потому, что они включены в четыре задания ЕГЭ по русскому языку. Это задание 4 (орфоэпические нормы), 8 (синтаксические нормы), 13 («НЕ» с различными частями речи) и 17 (знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения).

VI. Применений знаний и умений в новой ситуации.

1.Закрепление изученного о деепричастии с опорой на задания ЕГЭ

Учитель:

– Начнем с орфоэпических норм (Задание 4). Орфоэпические нормы в ЕГЭ – это правильная постановка ударения. Это важное задание, при выполнении которого, как считают многие преподаватели и ученики, можно рассчитывать только на удачу. Но это в корне неправильный подход к изучению 4 задания. Конечно, орфоэпия русского языка очень непоследовательна, русские слова не имеют фиксированного ударения во всех словах, но тем не менее закономерности есть, и их нужно знать, чтобы говорить правильно и грамотно. Деепричастий не так много, ударение в которых необходимо запомнить, но они достаточно часто встречаются в ЕГЭ.

Задание 3.

Расставьте ударение в следующих словах (Слайд 10) (слабоуспевающие ученики записывают слова и расставляют ударение, используя орфоэпический словник, остальные обучающиеся выполняют без словаря).

Ржавея,  черпая, волоча, балуясь,  закупорив, начав, начавшись, отдав, подняв, поняв, прибыв.

Самопроверка по ключу: ржАвея,  чЕрпая, волочА, балУясь,  закУпорив, начАв, начАвшись, отдАв, поднЯв, понЯв, прибЫв.

Учитель:

–  Следует запомнить ударение в данных деепричастиях и грамотно использовать их в речи.

Следующее задание, где проверяются знания по построению предложений с деепричастным оборотом, посвящено установлению соответствия между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. Это Задание 8 (Синтаксические нормы, связанные с построением предложений с деепричастным оборотом). (Слайд 11) (Памятка по выполнению задания 8  находится у всех на столах)

Учитель:

– Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемомСидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла (как?) сидя на ветке.) Поэтому и основное, и добавочное действия  должны выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия).

Но в односоставных предложениях, где подлежащего нет, сказуемое может быть выражено глаголом в одной из трех форм:

  • в форме повелительного наклонения:

Читая текст, обращайте внимание на способы выражения авторской позиции.

  • в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: 

Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию).

  • В форме инфинитива в значении повелительного наклонения:

Читая текст, следует обратить внимание на способы выражения авторской позиции.

Обратите внимание! (Слайд 12)

Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко»),

Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»),

Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен, так как исполнитель действия, выраженного сказуемым, и исполнитель действия, выраженного деепричастием, не совпадают (нельзя: «Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).

Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Учитель:

–  Ребята, сейчас вам предстоит выполнить  работу, целью которой будет проверка умения построения предложений с деепричастными оборотами (слабоуспевающие выполняют первый вариант в паре с консультантом, используя Памятку, а остальные  –  второй вариант)

Задание 4.

Вариант № 1

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. (Слайд 13)

Изучая историю своей страны,

  • летописи помогут вам в этом.
  • читайте мемуары очевидцев исторических событий.
  • в музеях хранится множество уникальных документов.
  • архивы играют огромную роль.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. (Слайд 14)

Готовясь к написанию сочинения,

  • критическая литература современников вам необходима.
  • делаются выписки из критики.
  • нежелательно пользоваться готовыми образцами.
  • непременно прочитайте сначала само произведение.
  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. (Слайд 15)

Окончив школу,

  • нас направили в училище.
  • нам выдали аттестат.
  • многие поступают в институт.
  • учителя советовали мне учиться дальше.
  1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. (Слайд 16)

С головы до ног оглядев меня,

  • лицо его выражало пoлнoe paзoчapoвaниe.
  • мне показалось странным это молчание.
  • она попросила впредь предупреждать о приезде.
  • ему было необходимо разобраться в своих чувствах.
  1. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки? (Слайд 17)

1) Совершая такие длительные перелёты, поражает способность птиц ориентироваться.

2) Выдвинув гипотезы о происхождении языков, они были подтвер­ждены сравнительно-историческим анализом.

3) Устанавливая родство языков, лингвисты дают ценный материал для исторических исследований.

4)  Читая корреспонденцию, внимание редактора привлёк необычный почерк.

Ответы: 1-2, 2-4, 3-3, 4-3, 5-3.

Вариант № 2

  1. 1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к устному выступлению,

  • разберитесь в существе вопроса.
  • потребуется личная убеждённость оратора.
  • у меня возникло своё видение проблемы.

4) стала понятна точка зрения оппонента.

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь с работы,

  • я заглянул по пути к приятелю.
  • на дорогах были пробки.
  • внезапно погода испортилась и полил дождь.

4) магазины уже не работали.

  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая параграф учебника,

  • необходимо пользоваться словарём.
  • нужно не меньше часа.
  • не отвлекайтесь на телефонные разговоры.

4) внимательно обдумывается прочитанное.

  1. Какое предложение с деепричастным оборотом содержит ошибку?

1) Создавая экологический прогноз, требуются специальные знания.

2) Работая со словарём, обращайте внимание на специальные пометы.

3) Приехав домой, я сразу же встретился с друзьями.

4) Сидя за партой, следите за своей осанкой.

  1. Какое предложение с деепричастным оборотом не содержит ошибки?

1) Много путешествуя по Италии, искусство этой страны обогатило Дюрера.

2) Сумев передать внешнее сходство, характер этого человека тоже был виден на портрете.

3) Обратив внимание на способности мальчика, учитель рисования убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.

4) Порождая удивление, преклонение и восторг, можно бесконечно любоваться божественной красотой природы.

Ответы: 1-1, 2-1, 3-3, 4-1, 5-3.

(Обучающиеся  работают индивидуально, затем осуществляется самопроверка (ответы отображаются на слайдах).

3.Правописание частицы НЕ с разными частями речи (Слайд 18)

Учитель:

– Ребята, переходим к заданию 13 (Правописание «НЕ» с частями речи). Сегодня мы будем говорить только о «НЕ» с деепричастиями. Давайте вспомним, как пишется «НЕ» с деепричастиями? (Памятка на столах)

Частица НЕ с деепричастиями обычно пишется раздельно:  не отдохнув, не пообедав, не замечая.  
НЕ с деепричастиями пишется слитно, если деепричастия образованы:

    1.   от глаголов, без НЕ не употребляющихся:   недоумевая, негодуя, ненавидя;  
    2.   от глаголов с приставкой недо- :   недосыпая, недовыполнив

Учитель:

 – Ребята, а сейчас мы поработаем в парах, выполняя задания, связанные с правописанием частицы НЕ с разными частями речи, и акцентируя внимание на деепричастии.

Задание 5.

1.Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. (Слайд 19)

     1) (НЕ)РАСПУСТИВШИЙСЯ  сизый ковыль расстилался по равнине.
     2) На нѐм была белая, (НЕ)СТИРАННАЯ рубаха с веревочным пояском.
     3) Захар прошел мимо, (НЕ)ПОВЕРНУВ головы в мою сторону.
     4) В кювете блестела вода после (НЕ)ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО июльского дождя.

Ответ: не повернув

2.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово. (Слайд 20)

  • Отец велел, (НЕ) ОСТАНАВЛИВАЯСЬ в гостинице, ехать на пристань.
  • Дом стоял посреди степи, ничем (НЕ) ОГОРОЖЕННЫЙ.
  • Пришлось обьяснить еще раз это (НЕ) ПОНЯТНОЕ правило.
  • Но страх (НЕ) СЖАЛ души моей.
  • Воздух, еще (НЕ)НАКАЛЕННЫЙ знойными лучами солнца, доносит ароматы раннего утра.

Ответ: непонятое

3.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово. (Слайд 21)

  • Ещё (НЕ)ДОБРАВШИСЬ до места службы, Андрей отправил отцу телеграмму.
  • За туманом (НЕ)БЫЛО видно огней.
  • В глубине озера (НЕ)ЯСНЫМ рогом отражался молодой месяц.
  • Для ночлега гуси выбирают ровный, (НЕ)ЗАРОСШИЙ камышом берег.
  • Ещё (НЕ)ЗАЖИВШАЯ рана давала о себе знать.

Ответ: неясным

4.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово. (Слайд 22)

  • В глубине были видны (НЕ)УСПЕВШИЕ  ещё дотянуться до

поверхности воды круглые листики кувшинок

  • Он решил, (НЕ)ОТКЛАДЫВАЯ, обследовать подземелье.
  • Василия и его группу встретил пожилой (НЕ)БРИТЫЙ старшина-артиллерист.
  • Ехать мне в Матвеевку решительно (НЕ)ХОТЕЛОСЬ.

Ответ: небритый

5.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово. (Слайд 23)

  • Отец велел, (НЕ) ОСТАНАВЛИВАЯСЬ в гостинице, ехать на пристань.
  • Дом стоял посреди степи, ничем (НЕ) ОГОРОЖЕННЫЙ.
  • Наш спутник оказался молчаливым, (НЕ)РАЗГОВОРЧИВЫМ человеком.
  • Но страх (НЕ) СЖАЛ души моей.
  • Для ночлега гуси выбирают ровный, (НЕ)ЗАРОСШИЙ камышом берег.

Ответ:_неразговорчивым

4.Знаки препинания при деепричастии и деепричастном обороте.

Учитель:

– И последнее задание, связанное с деепричастием, это задание 17 (знаки препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями).
– Ребята, а что такое обособленные члены предложения? (Обособленное – это значит выделенное запятыми с двух сторон  или с одной, если стоит в конце предложения).

– Какие знаки препинания ставятся при деепричастии и деепричастном обороте?

(Слайд 24)

Учитель:

 –  Мне хотелось бы расширить ваши знания в  области русского языка и познакомить с новым понятием адвербиализация. Может быть, кто-то из вас слышал этот  термин и знает, что он означает? (Ответы детей)

– Деепричастия могут утрачивать значение действия и переходить в разряд наречий. Этот процесс называется адвербиализацией. (обучающиеся записывают слово в тетрадь) (Слайд 25) Одним из характерных признаков перехода деепричастия в наречие является отсутствие зависимых слов. Адвербиализации обычно подвергаются деепричастия несовершенного вида, которые размещаются после глагола-сказуемого и являются деепричастиями образа действия. В том случае, когда произошла адвербиализация, наречие не обособляется.

– Прочитайте и отметьте номера предложений с одиночным деепричастием и наречием (Слайд 26) (Слабоуспевающие отмечают номера предложений, знаки препинания уже расставлены, а остальные расставляют запятые  и отмечают номера предложений).

Задание 6.

(1)Вскочив он стукнулся головой о низкий потолок. (2)Пуля взвизгнув отскочила рикошетом. (3)Он пишет стоя. (4)Стоя легче забросить мяч в корзину. (5)Отец похлопал любя сына по плечу. (6) Перед командиром надо стоять вытянувшись. (7)Подтянувшись он легко достал верхнюю перекладину ворот. (8)Ты всегда читаешь лежа. (9)Эти дети играя добились больших успехов. (10)За городом пылал дымясь огонь большого костра.

 (Ответ: одиночные деепричастия: №1,2,4,7,9,10; наречия: №3,5,6,8.)

Осуществляется взаимопроверка (ответы на слайде).

Учитель:

– Ребята, давайте проверим свои знания, выполним задание 17 из КИМ ЕГЭ в парах (слабоуспевающие ученики выполняют с помощью ассистентов).

Задание 7.

1.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. (Слайд 27)

Вдруг собака перестала выть и (1) поджав хвост (2) и (3) прижав уши (4) глухо заворчала.

Ответ: _1 4_

2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. (Слайд 27)

На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи.

Ответ: _1 2_

3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. (Слайд 28)

Выспавшись (1) Иван Николаевич (2) стал поспокойнее и соображать начал яснее. Женщина же тем временем (3) не теряя благодушного выражения лица (4) при помощи одного нажима кнопки, увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку (5) доходящую до самого пола (6) хлынуло солнце.

Ответ: ___1 3 4 5 6____

4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. (Слайд 28)

Не доезжая до аллеи (1) он остановил кучера (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты.

Ответ: __1 3 4__

5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. (Слайд 29)

На вышке топтался (1) поёживаясь от ночной прохлады (2) караульщик в армяке (3) наброшенном на плечи (4) поверх шинели.

Ответ: ____1 2 3______

5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Работа в группах  

Учитель:

–  Итогом нашего сегодняшнего урока послужит работа с художественным текстом. Причем в качестве иллюстративного материала, предмета исследования мы используем величайший роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», изучаемый нами на уроках литературы.

Задание 8 (Слайд 30)

  1. Прочитайте предложения.
  2. Выпишите деепричастия, выделив в них суффиксы.
  3. Определите морфологические признаки деепричастий.
  4. Найдите деепричастные обороты, графически объяснив знаки препинания.

I группа (Слайд 31)

1)  А между тем, когда один пьяный, которого неизвестно почему и куда провозили в это время по улице в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью, крикнул ему вдруг, проезжая: «Эй ты, немецкий шляпник!»- и заорал во всё горло, указывая на него рукой,- молодой человек вдруг остановился и судорожно схватился за свою шляпу.

2) Молодой человек был очень доволен, не встретив ни которого из них, и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу.
3)
«Если о сю пору я так боюсь, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти?..»- подумал он невольно, проходя в четвертый этаж.

 4) Но увидав на площадке много народу, она ободрилась и отворила совсем.

II группа (Слайд 32)

1) –  Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц,- поспешил пробормотать молодой человек с полупоклоном, вспомнив, что надо быть любезнее. 

2) –  Помню, батюшка, очень хорошо помню, что вы были,- отчетливо проговорила старушка, по-прежнему не отводя своих вопрошающих глаз от его лица.
3) Молодой человек, оставшись один среди комнаты, любопытно прислушивался и соображал.

4) Он шел по тротуару как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице.

III группа (Слайд 33)

1)  Он сидел особо, перед своею посудинкой, изредка отпивая и посматривая кругом.
2) Хозяин, кажется, нарочно сошел из верхней комнаты, чтобы послушать «забавника», и сел поодаль, лениво, но жадно позевывая.
3) Плача и рыдая, и руки ломая - пошла!
4) Но рассудив, что взять назад уже невозможно и что все-таки он и без того бы не взял, он махнул рукой и пошел на свою квартиру.
5) Путь же взял он по направлению к Васильевскому острову через В-й проспект, как будто торопясь туда за делом, но, по обыкновению своему, шел, не замечая дороги, шепча про себя и даже говоря вслух с собою, чем очень удивлял прохожих.

VII. Рефлексия (Слайд 34)

Учитель:

– Вспомните все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке, и отметьте знаком «+» (да) или знаком «–» (нет) на мои вопросы.

Я знаю…

  • что такое деепричастие;
  • синтаксические нормы употребления деепричастий;
  • правописание деепричастий;
  • что такое адвербиализация;
  • что такое деепричастный оборот и какова его синтаксическая роль;
  • правила постановки  знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

– У кого все «+»? Вы молодцы!

– Кто считает, что над данной темой ему необходимо еще поработать?

–  Я благодарна вам за активную деятельность на уроке  и надеюсь, что вы тоже  сами испытали радость познания.

VIII. Домашнее задание (Слайд 35)

Найти и записать высказывания о творчестве Ф.М. Достоевского с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, выделив их графически.

Источники

  1. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах. 5-11 классы: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2013.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы, учебник для 10-11 классов общеобразовательных организаций, базовый уровень, в двух частях. - М.: «Русское слово», 2018.
  3. Гончарова Л.М. Русский язык и культура речи.: Учебник / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, О.Н. Лапшина; Под ред. О.Я. Гойхман. - М.: ИНФРА-М, 2013.
  4. Горбацевич О.Е. Русский язык в формате ЕГЭ. Синтаксис / О.Е. Горбацевич. - Рн/Д: Феникс, 2018.
  5. Гостева Ю.Н. ЕГЭ 2013. Русский язык. Тематические тестовые задания ФИПИ / Ю.Н. Гостева, В.В. Львов. - М.: Экзамен, 2018.

Приложение к уроку (файл docx, размер 31,6 КБ).

Презентация к уроку (файл pptx, размер 2,90 МБ).

You have no rights to post comments