Материалы для проведения итогового контроля  по русскому языку в 9 классе.  Форма контроля – диктант с грамматическим заданием.

 

Автор: Валикова Татьяна Вячеславовна

 

Итоговая контрольная работа за 2019 – 2020 учебный год

 9 класс

  1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

(Не)повторимый Домбай

(1)Зимой одни отдыха…щие отпр…вляются в тёплые края а другие  на заснеж…нные вершины. (2)(В)течени… последних десят…летий пр…верженцев (горно)лыжного спорта пр…бавилось. (3) Для так называ…мых пок…рителей вершин выбор курорта весьма прост а  новичку без сомнения нужно перебрать (не)мало вариантов мест отдыха которых в России пр…достаточно.

(4) Одним из таких мест явля…тся Карачаево-Черке(с,сс)ия.(5)Эта (не)большая республика прин…мает туристов приезжа…щих сюда именно зимой что(бы) пок…таться на лыжах или сноуборде на  курорте Домбай. (6)Этот центр ра…положен на высоте 1650(прописью!) метров над уровнем моря у подножия главного Кавказ…кого хре…та на Домбайской поляне. (7) Это место входящее в состав Тебердинского государственного заповедника стало самым знаменитым центром отдыха и спорта. (8)Можно сказать, что это альпинис…ская горн…лыжная и турис…ская мекка Большого Кавказа.

(9) На курорте действу…т множество гости(н,нн)иц отелей баз отдыха (альп)лагерей и (тур)баз, где можно остановиться. (10)Тра(с,сс)ы курорта од…наково хороши как для профе(с,сс)ионалов так и для нач…нающих.(11) Кстати на этом курорте пров…дились международные сор…внования по фр…стайлу всероссийские сор…внования по гиган…скому слал…му и сноуборду. (12)А ещё здесь настоящее ра…долье для (пара)планеристов.

(13)Кроме всего (выше)перечисле(н,нн)ого пос…тите Мемориальное кла…бище альпинистов, а так(же) водопад Алибекский  один из самых э(ф,фф)ектных в Домбае.

(По А. Мерникову, 183слова)

 

  1. Выполните синтаксический анализ предложений текста. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов.

1) Предложение № 5 сложноподчинённое в придаточным обстоятельственным (причины).

2) Предложение № 7 осложнено обособленным обстоятельством.

3) Предложение № 9  сложноподчинённое с придаточным определительным.

4) Предложение № 11 осложнено вводным словом, однородными дополнениями.

5) В предложении № 13 грамматическая основа посетите кладбище.

 

3.Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «кладбище альпинистов», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 

4.Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ГОСУДАРСТВЕННОГО — написание суффикса в прилагательном зависит от его лексического значения.

2) ПРИНИМАЕТ – написание окончания глагола определяется его спряжением.

3) ПРЕДОСТАТОЧНО – написание приставки в этом слове определяется её значением.

4) ОСТАНОВИТЬСЯ — написание в корне слова гласной можно  проверить подбором однокоренного слова, где эта гласная находится под ударением.

5) НА КУРОРТЕ — написание безударной гласной в окончании существительного зависит от его склонения.

 

  1. Замените стилистически окрашенное слово «мекка» в предложении 8 нейтральным синонимом (словосочетанием). Напишите этот синоним.

 

6.Из предложений 11 – 13 выпишите метафору.