В статье раскрывается понятие «читательская грамотность», представлены четыре группы читательских действий. Автор на основе тематических текстов научно-популярного стиля составил задания для оценки читательской грамотности обучающихся 5-6 классов.

Автор: Домогарова Лариса Викторовна   

 

 

Педагогическое сообщество сходится во мнении, что современному школьнику, из-за большого объема информации привыкшему читать поверхностно, необходима целенаправленная системная поддержка, которая будет направлена на повышение качества чтения.

Статистика говорит о том, что, обучаясь в начальном звене, школьники увлечены чтением художественной литературы больше, чем подростки. Проанализировав результаты исследований PIRLS и PISA, ученые обратили внимание на заметную разницу между достижениями обучающихся начальных классов и пятнадцатилетних участников.

В современной методике обучения школьным дисциплинам особую значимость несет в себе проблема развития читательской компетенции. Понятие «читательская грамотность» известно педагогам давно. Оно представляет собой систему знаний, позволяющих юному читателю планомерно, осознанно и вдумчиво работать над текстами различных жанров и стилей. Всероссийские проверочные работы, основной государственный экзамен и  единый государственный экзамен доказывают, что грамотное и осознанное чтение необходимо формировать на всех школьных уроках, а не только в рамках изучения русского языка и литературы. Действительно, в стандартизированных инструментариях оценки уровня и качества освоения школьной дисциплины присутствуют учебные задачи, связанные с анализом текста, что лишний раз говорит о необходимости системной работы над осознанностью чтения.

Что же такое читательская грамотность? Словосочетание читательская грамотность появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать намеченных целей, расширять кругозор и интеллектуальные возможности, коммуницировать в социуме. Развитый читатель не только умеет читать, но и ценит чтение, активно использует его при решении разных задач.

Важнейшими составляющими читательской деятельности, поддающимися измерению, являются читательские действия – те задачи и способы их решения, которые использует читатель для того, чтобы проложить собственный путь по тексту и между текстами. Институт стратегии развития образования Российской академии образования к трем группам читательских действий, зафиксированным в PISA, добавил ещё одно группу читательских действий. В настоящее время выделены следующие группы читательских действий:

  1. Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста.
  2. Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста.
  3. Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста.
  4. Читательские действия, связанные с использованием информации из текста.

Формирование указанных читательских действий возможно при использовании текстов различных функциональных стилей речи. Ниже представлены тексты научно-популярного стиля, объединенные темой «Тайны Вселенной».

 

Читательские действия, связанные с нахождением и извлечением информации из текста

Солнечная система

Солнечная система состоит из Солнца и ряда объектов, которые обращаются вокруг него. Она включает девять известных планет, их 64 известных спутника, астероиды, кометы, метеороиды и огромное количество газов и пыли. По сравнению с другими объектами Солнце огромно, поэтому его тяготение удерживает все небесные тела и заставляет их обращаться вокруг него.    

Рис. 1 Планеты Солнечной системы

 

Все планеты вращаются вокруг Солнца в одну и ту же сторону, а их орбиты являются эллиптическими (овальными). Самая вытянутая орбита у Плутона.

От Солнца во всех направлениях постоянно исходит солнечный ветер, состоящий из электрически заряженных субатомных частиц. Двигаясь со скоростью более 400 км/с, он возбуждает электрические токи внутри гигантского магнитного «пузыря» –гелиосферы. Гелиосфера защищает Солнечную систему от космических лучей, приходящих из глубин пространства. Ее края, располагающиеся в 18 млн км от Солнца, указывают истинные границы Солнечной системы [4, с.40].

  1. Вспомните и запишите названия планет, входящих в Солнечную систему.
  2. Что такое траектория движения планеты? Как вращаются небесные тела относительно Солнца?
  3. Какая планета более всех удалена от Солнца?
  4. Солнечная система бесконечна или ограничена в пространстве?
  5. Орбита какой планеты отличается от орбит других планет Солнечной системы? В чем заключается отличие?

 

Читательские действия, связанные с интеграцией и интерпретацией текста

Астрономы былых времен

Тысячи лет назад люди верили, что Солнце и Луна – это боги, Земля – плоская, а небосвод – огромный купол, подвешенный над ней.

Позднее астрономы Древней Греции доказали, что Земля круглая. Древнегреческий астроном Аристарх Самосский утверждал, что Земля и другие планеты движутся вокруг звезды, Солнца, однако большинство астрономов того времени считали иначе. Птолемей, живший во II веке до н.э., предположил, что каждая планета, вращаясь вокруг Земли, в то же время описывает свои собственные небольшие круги, которые он назвал эпициклами.

Польский священник и астроном Николай Коперник выступил против представлений Птолемея и заявил, что центром планетной системы является Солнце. Вокруг Земли вращается только Луна. Настоящие законы движения планет открыл немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571–1630), выяснивший, что планеты движутся по эллиптическим орбитам.

Итальянский астроном Галилей (1564–1642) первым использовал телескоп. Из своих наблюдений за орбитами спутников Юпитера и за изменениями видимой формы Венеры при её вращении вокруг Солнца Галилей заключил, что Коперник был прав: планеты вращаются вокруг Солнца [4, с. 40].  

  1. Запишите определение понятия «эпициклы».
  2. Какой астроном открыл настоящие законы движения планет?
  3. Запишите в хронологическом порядке имена астрономов, упомянутых в тексте.
  4. Найдите и запишите сходства (различия) в гипотезах астрономов Древней Греции и Николая Коперника?
  5. Каких астрономов можно назвать современниками?

 

Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста

Большой взрыв

Многие астрономы считают, что Вселенная возникла в результате одного-единственного события – взрыва невообразимой силы, случившегося около 15 миллиардов лет назад и породившего материю, энергию, пространство и время.

За первые миллионные доли секунды возникли все частицы, из которых состоят атомы, строительные кирпичики любой материи. Для формирования первых атомов, водорода и гелия, потребовалось приблизительно 100 000 лет. К этому времени ранняя Вселенная была уже не такой раскаленной, пространство расширилось и атомы начали разлетаться, однако со временем тяготение заставило газы собраться в облака, а между облаками осталось пустое пространство.

Приблизительно через миллиард лет после Большого Взрыва газовые облака начали собираться в галактики. Материя в галактиках продолжала сжиматься, и это сжатие в конце концов привело к появлению звезд. Так появилось и Солнце, что произошло около 5 миллиардов лет назад. Планеты Солнечной Системы, в том числе и Земля, сформировались из пыли и газов, находившихся вблизи зарождавшегося Солнца [4, с. 33].  

  1. Что такое атом? Запишите определение и метафоричное выражение из текста.
  2. Опишите процесс появления Солнца.
  3. Через какое время после Большого взрыва образовались облака?
  4. Существуют и другие теории возникновения Вселенной. Назовите одну из них.
  5. Определите основную мысль текста.

 

Читательские действия, связанные с использованием информации из текста

Созвездия

Созвездия – это участки звездного неба, выделенные для удобства ориентировки на небесной сфере и обозначения звезд, галактик и других объектов. До изобретения телескопа  астрономы составили из звезд группы, которые по очертаниям напоминали богов, героев и священных животных из мифов и легенд.

В созвездии Орион, названном по имени охотника из древнегреческих мифов, три звезды образуют пояс, а остальные отображают дубинку, щит и меч. Звезды пояса указывают на Сириус, самую яркую звезду ночного небосвода. Согласно древнегреческим мифам, Кентавр (или Центавр) был наполовину человеком, наполовину конем [4, с. 38].  

Рис.2 Карта звездного неба Северного полушария

 

  1. Выпишите названия нескольких созвездий Северного полушария, объединив их в тематическую группу, обоснуйте выбор.
  2. Основываясь на знаниях литературоведческих терминов, запишите определения жанров, упомянутых в тексте, и укажите 3-5 произведений этих жанров.
  3. Как называются изображенные созвездия? Укажите, в чем их особенность.

 

Рис.3 Зодиакальные созвездия

 

  1. Расскажите подробно об одном из созвездий, представленных на рисунке.
  2. Как можно определить стороны света по звездному небу?

Представленные задания направлены на формирование не только читательских действий, но и на развитие математической и естественнонаучной грамотности. Отвечая на вопросы, школьники научатся применять полученные знания: анализировать информацию из текста, критически осмысливать содержание текстов для получения достоверной информации, извлекать информацию из карт и рисунков.

Традиционно основная цель заданий по читательской грамотности заключается в том, чтобы ответить на несколько вопросов на общую тему текста и затем перейти к следующему заданию. Обычно читателю даны контекст и цель, которая позволяет определить способы поиска, понимания и интеграции данных. Упоминая о читательской компетенции, нужно сказать, что умения работать с текстами различных видов  могут применяться во всевозможных ситуациях и для решения разнообразных учебных, и не только, задач.

Формирование читательской грамотности школьников на современном этапе направлено на очень важную цель: через развитие читательских умений - на развитие школьника, способного стать активным гражданином с принципиальной жизненной позицией. Итогом формирования читательской грамотности можно считать успешное усвоение школьной программы, приобретение необходимых в жизни и профессиональной сфере умений и навыков. Стоит отметить, что формирование читательской грамотности тесно связано с формированием системы общекультурных и нравственных ценностей. Вышеперечисленные качества являются ключевыми для ученика, который ежечасно сталкивается с большим объемом постоянно меняющейся информации.

Читательская грамотность – это один из важнейших критериев сформированности личности, готовой к динамичной современной жизни. Информационная обработка текстов различных жанров и стилей играет важную роль в развитии метапредметных УУД. Чтение является целенаправленной деятельностью; это процесс, когда читатель желает достичь определенной цели, например, найти необходимую информацию, чтобы заполнить форму, или понять определенную тему, чтобы поддержать беседу с коллегами.

В книге «Раздумья» Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Несмотря на все новейшие открытия, новые виды сохранения информации, не будем спешить расставаться с книгой. Книга остается. Она будет нужна человеку всегда. Ее не просто читают. Над ней размышляют» [3, с. 41].   Действительно, в современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность осмысленно читать текст, анализировать его, извлекать и интерпретировать информацию, поэтому работа над формированием читательской грамотности как составляющей функциональной грамотности является необходимой компетенцией ученика XXI века.

 

Литература

1.Александрова О.М., Аристова М.А., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П., Стрижекурова Ж.И., Ускова И.В. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя. – М.: Дрофа, 2018. – 144 с.

2.Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1. – М.: Просвещение, 2021. – 64 с.

3.Лихачев Д.С. Раздумья. – М.: Детская литература, 1991. – 318 с.

4.Паркер С., Харрис Н. Тайны Вселенной. Иллюстрированная энциклопедия для детей. – Харьков, Белгород: Книжный клуб, 2008. – 64 с.

5.Читательская грамотность и поддержка чтения: опыт разных стран. В.П. Чудинова // Университетская книга. – 2017. – №3. – С. 46-51. – URL: https://rucont.ru/efd/589023 (дата обращения: 28.06.2021).

You have no rights to post comments