Сегодня, в эпоху всеобщей информационной перегруженности, нашим детям приходится непросто. В непрерывном информационном потоке наряду с ненужной, бесполезной информацией «пролистывается» важный и необходимый материал.

Чтобы полезная информация «зацепила», задержалась в памяти, учителю необходимо придумывать так называемые эмоциональные «якоря». Обучающиеся с присущим им «клиповым» мышлением запоминают информацию, которая изложена кратко, ярко и понятно. Сторителлинг сегодня стал одним из тех педагогических приемов, который помогает привлечь внимание детей к полезной учебной информации.

 

Автор: Бобринева Олеся Николаевна

Сторителлинг как универсальный прием: от структурного элемента текста к эффективному инструменту коммуникации

 

Технологию сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. В основе – психологический фактор: истории намного выразительнее, интереснее, чем правила и законы, они проецируются на личный опыт человека. Сегодня сторителлинг используется в маркетинговой сфере, но в образовательной среде, а именно на уроках русского языка и литературы, он тоже очень уместен, а некоторые его элементы используются в педагогической практике уже давно (предметные сказки). Например:

                                                              

    Суффикс-фантазёр


   Жил-был суффикс ЁР-. И работал он в театре. Это был мастер на все руки. В театре он имел несколько специальностей.

   Когда он надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.
   Актёр из ЁРа- был превосходный. В помощи гримёра он не нуждался, так как сам был искусным мастером.

   Иногда Ёру- приходилось быть дублёром. Благодаря прекрасной памяти он запомнил все роли в спектакле.

   Дикция у Ёра- была отличная, и порой он подменял заболевшего суфлёра.
   А часто он вставал на место билетёра и пропускал даже без билетов всех детей, желающих попасть в театр.

   В антракте он был ловким жонглёром. И все дети удивлялись, как подчиняются ему мячи, тарелки, гири и обручи.

   Вот такой фантазёр был этот суффикс ЁР [3].

 

   Термин «сторителлинг» был заимствован из английского языка (англ. storytelling: story – история, telling – представление). Сторителлинг – педагогическая техника, основанная на применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения [2, с.1]. Сторителлинг в образовании – создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием обучающихся, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах. У сторителлинга высокий дидактический потенциал, поэтому он может применяться для решения ряда педагогических задач: повышения мотивации обучающихся, передачи информации, развития творческого и нестандартного мышления, развития устной и письменной речи, коммуникативных и ИКТ-компетенций. Это «образовательная манипуляция, мощный ораторский прием, способ пробудить активность ученика, удержать внимание» [1, с.94]. Истории позволяют «актуализировать художественный текст», сделать его понятным и привлекательным для современных детей [1, с.94].

   Итак, цель сторителлинга – овладеть вниманием обучающихся в самом начале повествования, удержать его, через вызванную симпатию к герою донести основную мысль, сформировать эмоциональный фон, необходимый для усвоения учебной информации.

   Ресурсы для сторителлинга: легенды и мифы (в том числе – неомифы), притчи, анекдоты, художественные произведения, исторические факты (в том числе – с двойственным прочтением), эссе, вымышленные истории, истории из жизни.

   Сторителлинг может применяться на начальном этапе урока с целью мотивации и вызова нужного эмоционального настроя для перехода на этап освоения новых знаний. Тогда историю рассказывает сам учитель. История продумана заранее, но должна восприниматься как импровизация – именно тогда она надолго останется в памяти. Например, в начале урока литературы по пьесе М.Горького «На дне» рассказываю притчу о слоне и слепых мудрецах:

   В деревне жило шестеро слепых мудрецов, и однажды к ним привели слона. Увидеть его они не могли, а вот потрогать…

   «Слон – это колонна», – заявил первый, потрогав слоновью ногу. «Слон – это верёвка», – сказал второй, ухватившись за хвост. «Нет, это толстый сук дерева», — сказал третий мудрец, проведя рукой по хоботу. «Он похож на опахало», – возразил четвёртый слепой, взяв животное за ухо. «Слон – это большая бабочка», – сказал пятый, погладив по животу. «Наверное, это курительная трубка», – подумал шестой мудрец.

   И начали они спорить, настаивая каждый на своём. Мимо проходил человек. На вопрос «В чём дело?» слепые ответили: «Мы не можем разобраться, как выглядит слон».

   И тогда прохожий ответил: «Правы все, потому что вы трогали разные части слона».

Мораль проста – у каждого своя правда, основанная на жизненных целях и опыте. А истина недостижима потому, что, как бы мы ни смотрели, мы видим только малую её часть. И значит, всякий спор лишен какого-либо смысла.

   Также сторителлинг может быть использован на этапе закрепления учебного материала. Тогда обучающимся можно предложить самим создать историю по теме и представить ее.

После изучения сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка» я предлагаю обучающимся провести небольшое краеведческое исследование: узнать историю Курской магнитной аномалии, особенности добычи железной руды, ее внешний вид и свойства и на основе данного материала составить свою историю (сказ) с использованием курских диалектизмов.

   Составление и рассказывание таких историй – тот самый универсальный прием, который формирует необходимые soft-skills: читать, писать, говорить, понимать. И здесь вспоминается феномен Н.В.Гоголя, у которого не всегда получалось генерировать сюжеты для своих произведений, но он прекрасно умел рассказывать «подаренные» истории (история создания комедии «Ревизор», повести «Шинель»).

   Также сторителлинг может использоваться как инструмент проверки полученных на уроке знаний или при изучении правил и алгоритмов. Например, известные всем нам слова-помощники, «запоминалки», стихи, которые помогают обучающимся запоминать изученное. При изучении темы «Правописание существительных с ПОЛ-» удобно использовать историю «Пол-Юли»:

    «На арену, под шум аплодисментов и крики зрителей выходит фокусник с помощницей. Девушку укладывают в длинный ящик, после чего артист якобы распиливает даму пополам. После окончания номера девушка остается целой и невредимой. По аналогии этот номер назван «Пол-Юли». Именно в этом названии зашифрованы три правила написания частицы ПОЛ через дефис. Итак, ПОЛ -

  • Ю – если слово пишется с прописной буквы
  • Л – если слово начинается с буквы Л
  • И – если слово начинается на гласную».

   Очень сложную орфограмму «Правописание –Н - и –НН - в причастиях» в 7 классе можно помочь запомнить с помощью истории:

   Жило-было в чудесной стране Морфологии Причастие. Это была важная личность, и у него было много подчинённых, зависимых слов. Но Причастие не гордилось этим и с зависимыми словами дружило. Часто они вместе обедали. Придут в ресторан, весёлые дружные, и заказывают разные блюда. В компании друзей - зависимых слов - аппетит хороший. Причастие ещё добавки попросит:

- А ну-ка, что это у вас за блюдо такое, «Приставка»? Хочу добавки, приставки!

А потом и маринОВАнными огурчиками закусит. А домой придёт, вздумается ему встать на весы да вес свой измерить. А тут…

- Ах! Я поправилось!!! У меня лишняя –Н-!!! Караул! Это совершенно недопустимый вид!!!

И садится на диету. Прогонит все зависимые слова, не ест любимое блюдо «Приставку», даже от огурчиков маринОВАнных отказывается, не совершает никаких необдуманных действий, которые могут привести к появлению лишних –Н-. И худеет. А иногда даже совсем кажется маленьким и коротким [4].

 Выделяют следующие правила сторителлинга: краткость и убедительность For sale, baby shoes, never worn», с англ. — «Продаются детские ботинки, неношеные»,  рассказ приписывают Эрнесту Хемингуэю, яркий пример лаконичного текста с глубоким содержанием и интересной историей создания), яркий герой, эмоциональное воздействие на слушателя, закрытый финал, наличие морали, иносказательность, метафоричность [1, с.94–95].

 Ж.Е. Ермолаева, О.В. Лапухова выделяют несколько видов образовательного сторителлинга [2, с.2]:

  • Устный сторителлинг используется в общении.

Ребятам всегда интересно примерять на себе какую-нибудь новую роль. Например, на уроке по изучению жизни и творчества писателей-эмигрантов (И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.И.Солженицын) предлагаю обучающимся текст «Костер и муравьи» А. Солженицына:

        Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там...

Задание для обучающихся: представьте себя одним из муравьев. Расскажите, что вы видите, чувствуете, думаете. Неотъемлемой составляющей устного сторителлинга являются эмоции, мимика, жесты, тембр и громкость голоса говорящего.

  • Письменный сторителлинг – это создание обучающимися собственной истории (может быть, с опорой на имеющийся материал). Например, на уроке изучения стилей речи прошу ребят написать «модную историю» для научного, художественного, официально-делового, публицистического и разговорного стилей (как он любит одеваться, как ведет себя, какие атрибуты имеет). Такие истории сопровождаются рисунками или фотографиями.
  • Цифровойсторителлинг – метод электронной коммуникации, основанный на применении средств ИКТ. Это то, что для современных детей особенно актуально и интересно: мультимедийные презентации, видеоклипы, образовательные комиксы, мультфильмы, мемы, stories, gif-анимации (динамические рисунки), графические новеллы [4].

   Специалисты в области когнитивной психологии неоднократно доказывали, что хорошо запоминается та информация, которая произвела впечатление, вызвала эмоцию, а информация, не создающая эмоционального «якоря», быстро забывается. Поэтому выразительные и интересные истории, услышанные от учителя или (что еще лучше!) придуманные самими обучающимися – отличный способ осмысления и запоминания материала. Но у истории обязательно должен быть эффект сопричастности, тогда она станет триггером к познанию.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Валеева Е. В. Образовательный сторителлинг на уроках литературы и русского языка / Е. В. Валеева // Школьные технологии. – 2020. – № 4. – С. 94 – 98.
  2. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 6. – с.1–9.
  3. Карелина М.В. Грамматические сказки [Электронный ресурс] Режим доступа: https://урок.рф/library/grammaticheskie_skazki_104431.html
  4. Применение техники сторителлинг на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетентности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/690/89537.php

You have no rights to post comments