В работе представлен разнообразный материал для формирования коммуникативных навыков старшеклассников.

Автор: Шоренкова Инна Васильевна

 

Культура человека, наряду со знаниями, начитанностью и умением вести себя, включает как непременное условие и культуру речи – умение правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. Можно выделить три основные ступени в овладении культурой речи. Первая из них – правильность речи, иначе говоря, соответствие нашей речи строгим правилам и нормам литературного языка.

Нормы литературного языка мы усваиваем в общении с образованными людьми, при чтении художественной литературы, а закрепляем эти знания на уроках русского языка в школе.

Мало знать языковые средства, надо ещё уметь правильно их использовать в речи. Вторая ступень в овладении культурой речи – стилистическая грамотность, умение употреблять слова, формы слов, синтаксические конструкции в соответствии с содержанием и условиями речи.

Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. При отборе лексических средств рекомендуется учитывать следующие факторы:

значение слова;

его многозначность;

сочетаемость с другими словами;

эмоционально-экспрессивную окраску;

стилистическую характеристику;

сферу употребления;

грамматическую оформленность, особенность аффиксов.

Несоблюдение основных критериев отбора лексических средств приводит к ошибкам в словоупотреблении. Наиболее типичными из них являются такие: употребление слов в несвойственном им значении; неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; плеоназмы и тавтология; смещение паронимов; ошибки в стилистической оценке слов; ошибки, связанные с сочетаемостью слов; употребление слов-спутников, слов в универсальном значении и др.

Правильность речи – это соблюдение действующих норм русского литературного языка, который является основой культуры речи. Он составляет высшую форму национального языка. Это язык культуры, литературы, образования, средств массовой информации.

«Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия. [Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М., 1988. С. 285].

В работе представлен разнообразный материал для формирования практических навыков учащихся: умения классифицировать все виды языковых ошибок, выполнять упражнения и задания, которые позволят избегать нарушений языковой нормы в дальнейшем. Данный материал поможет выпускникам успешно подготовиться к экзаменам по русскому языку, избежать ошибок в сочинении и изложении.

 

Нормы русского языка

Нормы речи – это принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила употребления слов, форм слов и правила . Норма представляет собой единственно возможный или предпочтительный вариант правильного, образцового употребления слова, формы, конструкции.

Основными признаками нормы литературного языка являются: относительная устойчивость, общеупотребительность, обязательность.

Речь, структура которой соответствует литературно-языковым нормам, называется правильной.

Хорошая речь характеризуется:

    • богатством (разнообразием) словаря и грамматического строя;

    • чистотой, точностью;

    • выразительностью.

Речевые ошибки и недочёты

Виды ошибок

Примеры

1

 

Употребление слова в

несвойственном ему

значении

Имение было приговорено к продаже. Автор глубоко выступает против жестокости современного мира.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Моё отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Наблюдается широкое использование мобильных телефонов. Мы любуемся природой, но видим предпосылки к одиночеству.

5

Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Ему тяжело видеть, как разрушают берёзовую рощу руки бетонного шоссе. Время стремительно мчится вперёд, но в наших силах использовать его на полную катушку.

6

Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удаётся объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Глубокая весна. Труд создаёт радость. Его статья делает пользу.

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов. Молодой юноша, очень прекрасный.

9

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Люди полностью проходят путь, полный страданий. Поэт не может поэтически выразить то новое…

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

В наше время книги перестали читать, а это очень плохо. Автор учит нас их читать. Он говорит, что их нужно читать по-разному.

12

Неудачное употребление местоимений

Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю. У меня сразу же возникла картина в своём воображении.

13

Бессвязность изложения

Далее автор углубляется в литературный материал. Такая гиперболизация свойств характера человека причисляет Гоголя к великим реалистам, что и отличает статью Залыгина от других исследователей.

 

Упражнение 1

Исправьте ошибки в предложениях.

1. На одно мгновенье мальчики забылись.

2. Печорин обладает талантом творческого доверия.

3. У Чацкого нет сообщников.

4. Пётр видел в Саше соотечественника по борьбе.

5. Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого.

6. К Онегину стали обращаться с уважением.

7. Перед нами возникает мещанская семья.

Слова для справок: растерялись, дарования, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстаёт.

 

Проверьте себя

1. На мгновенье мальчики растерялись.

2. Печорин обладает творческим талантом .

3. У Чацкого нет единомышленников.

4. Пётр видел в Саше соратника по борьбе.

5. Грибоедов хорошо раскрывает образ Чацкого.

6. К Онегину стали относиться с уважением.

7. Перед нами предстаёт мещанская семья.

 

Упражнение 2

Исправьте недочёты в следующих предложениях.

1. Пушкин выразил характеры людей того времени.

2. Фонвизин изображает свои взгляды в критических статьях.

3. Простакова груба со своими придворными.

4. Узнав, что крепостница Палашка заболела, она приходит в ярость.

5. Умственное ограничение Коробочки доходит до абсурда.

6. Онегин вёл паразитический образ жизни.

7. Народ терпел двойственный гнёт.

8. Тургенев завоевал мировую признательность.

 

Проверьте себя.

1. Пушкин создал характеры людей того времени.

2. Фонвизин раскрывает свои взгляды в критических статьях.

3. Простакова груба со своими дворовыми.

4. Узнав, что крепостная Палашка заболела, она приходит в ярость.

5. Умственная ограниченность Коробочки доходит до абсурда.

6. Онегин вёл пассивный образ жизни.

7. Народ терпел двойной гнёт.

8. Тургенев получил мировую признательность.

 

Упражнение 3

Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.

1. Она поборола боязнь и страх.

2. Манилов долго думал и размышлял.

3. Вскоре он воротился обратно.

4. Татьяна очень великой любовью полюбила Онегина.

5. Он негодовал от возмущения.

6. Светило огненное, как огонь, солнце.

7. Они проявили свою инициативу

 

Проверьте себя

1. Она поборола страх.

2. Манилов долго думал.

3. Вскоре он вернулся обратно.

4. Татьяна полюбила Онегина.

5. Он негодовал.

6. Светило огненное солнце.

7. Они проявили инициативу.

 

Упражнение 4.
Исправьте предложения, избежав повторений.

1.Герасим пошёл к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принёс домой.

2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод.

3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии.

4. Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные.

5. Потом он пришёл к реке. Потом увидел плот.

6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.

 

Проверьте себя

1.Герасим пошёл к реке. Там он увидел в воде щенка, взял его и принёс домой.

2. Ребята проснулись рано и задумали идти в лес за грибами. Они пошли по полевой дорожке и набрали много грибов и ягод.

3. На выходе он стал расспрашивать о происшествии.

4. В пасмурные дни деревья стоят голые.

5. Потом он пришёл к реке и увидел плот.

6. На деревьях распускаются почки. Дни стали длиннее. Снег начал таять.

 

Упражнение 5.

Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

1. Когда Игорь собирается в поход, то собираются и другие князья.

2. Большую роль в показе образа князя Андрея играет показ его любви к Наташе.

3. Даже среди выдающихся романов Гончарова «Обломов» занимает выдающееся место.

4. Фамусов придерживается общественного мнения. Фамусов во всём придерживается старого. Он придерживается старых порядков.

5. Подъезжая к усадьбе, он увидел развалившиеся ворота. Войдя в дом, Чичиков увидел человека, который возился с какими-то тряпками.

 

Проверьте себя

1. Вместе с Игорем собираются в поход и другие князья.

2. Большую роль в жизни князя Андрея играет его любовь к Наташе.

3. Среди знаменитых романов Гончарова «Обломов» занимает важное место.

4. Фамусов во всём придерживается старых порядков.

5. Подъезжая к усадьбе, Чичиков увидел развалившиеся ворота. Войдя в дом, он заметил человека, который возился с какими-то тряпками.

 

Упражнение 6.

Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

1. Отображая помещиков в «Мёртвых душах», Гоголь отобразил и Плюшкина.

2. Коварный царедворец Воронцов послал поэта на борьбу с саранчой. Оскорблённый поэт ответил на это насмешливым стихотворным ответом. Оскорблённый Воронцов пожаловался царю.

3. В этой игре все игроки действуют с огоньком, смело вступая в игровые единоборства с физически и технически сильными игроками другой команды.

4. Образно говоря, в этом образе поэт изобразил пороки буржуазной морали и картины безобразной нищеты угнетённых людей.

5. На пробный круг для пробы новой машины выехал ветеран попробовать свои силы.

 

Проверьте себя

1. Изображая помещиков в «Мёртвых душах», Гоголь показал и Плюшкина.

2. Коварный царедворец Воронцов послал поэта на борьбу с саранчой. Оскорблённый поэт ответил на это насмешливым стихотворением. Обиженный Воронцов пожаловался царю.

3. В этой игре все участники действуют с огоньком, смело вступая в единоборство с физически и технически сильными соперниками.

4. Поэт изобразил пороки буржуазной морали и картины неприглядной нищеты угнетённых людей.

5. На первый круг для испытания новой машины выехал попробовать свои силы ветеран.

 

 

Грамматические ошибки

К грамматическим относятся нормы:

  • словообразовательные (правила образования слов),

  • морфологические (образование форм слов разных частей речи),

  • синтаксические (правила построения словосочетаний и предложений).

 

Упражнение 1

Выберите из слов, данных в скобках, один вариант. Свой выбор мотивируйте.

1. Для проведения бесед и докладов были подобраны опытные (лекторы – лектора).

2. Многие (цехи – цеха) завода переориентированы на выпуск новой продукции.

3. Пастух приложил свою дудочку к губам, и над лугом поплыли нежные (тоны – тона) свирели.

4. На холсте Левитана нежные голубые (тоны – тона) неба передают прозрачность утреннего воздуха.

5. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры – шофера).

6. (Выборы – выбора) губернатора области показывают, что многие политические противники заключают (договоры – договора) о сотрудничестве.

7. Коммерческий банк выдал долгосрочные (вексели – векселя) некоторым преуспевающим фирмам.

8. Л.Н. Толстой сумел создать неповторимые художественные (образы – образа).

9. В летнее время у многих людей начинаются (отпуски – отпуска).

10. В нашем кондитерском отделе всегда свежие (торты – торта).

Ответы: лекторы, цеха, тоны, тона, шофёры, выборы, договоры, векселя, образы, отпуска, торты.

 

Упражнение 2

Используйте нужную форму кратких прилагательных, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1. Этот метод лечения действ… и безболез… .

2. Актёр был естеств… в своём поведении.

3. Твой приход очень своеврем… .

4. Край был безлюден, пустын… и безжизн… .

5. Вид гор со снежными вершинами, окрашенными закатом, был вели честв… и торжеств… .

6. Момент был для всех торжеств… .

7. Директор школы был ответств… за каждого ученика.

8. Фельетон, по мысли Кольцова, в какой-то степени родств… корреспонденции.

Ответы: действенен и безболезнен; естественен; своевременен; безлюден, пустынен, безжизнен; величественен, торжественен; ответственен; родственен.

 

Упражнение 3
Исправьте ошибки в предложениях.

1.Главная бухгалтерия обслуживает сегодня тридцать два яслей. 2.Двадцать три суток прошло с момента отправки очередной научной экспедиции на станцию «Мир». 3.Трое бракованных плоскогубцев были проданы по сниженной цене. 4.За день торговый центр продал тридцать трое брюк. 5.В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.

1.К пятнадцатому апрелю тысяча девятьсот девяносто девятому году намечено открытие выставки известного в нашем городе художника. 2.Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот. 3.Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVI веке, является одной из самых ярких достопримечательностей Рима. 4.В двухтысячном шестом году потребление энергии предприятиями области возрастёт в 1,3 раза.

Ответы: главная бухгалтерия есть сегодня в тридцати двух яслях; около двадцати трёх суток…; три пары бракованных плоскогубцев…; …тридцать три пары брюк; на двадцати четырёх санях состоялись гонки собачьих упряжек;

к пятнадцатому апреля; полутораста; с тремя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью пятью фресками; в две тысячи шестом году.

 

Упражнение 4

Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления форм времени и наклонения глагола; исправьте предложения.

1.Готовясь к Олимпийским играм, китайский тяжелоатлет подымал вес свыше 300 кг. 2.За последний год спортсмены достигнули больших успехов. 3. Ещё в школе будущий чемпион умел замечательно прыгать в высоту, лазать по канату, подтягиваться на перекладине. 4.На своём веку охотник видал немало удивительных вещей. 5.Скипятите ¼ литра молока и разведите в нём 25 граммов соды.

Ответы: поднял; достигли; прыгал, лазал, подтягивался; видел; вскипятите.

 

Упражнение 5

Устраните неправильный порядок слов в предложениях.

1.В это время в реках и водоёмах области ловля рыбы запрещена всеми способами. 2.В наше время эти изделия вырабатываются при в два раза меньшей затрате труда. 3.Усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины со стороны администрации завода. 4. Все меры для повышения успеваемости в группах были приняты. 5.Над площадью пролетает рассыпающий листовки вертолёт с портретами космонавтов. 6.Столяр сделал этажерку из дуба с четырьмя ножками. 7.При переходе на новые формы обслуживания пассажиров на железнодорожном транспорте наблюдались некоторые трудности.

Ответы: ловля рыбы всеми способами запрещена; при меньшей в два раза затрате труда; со стороны администрации усилена борьба со всякого рода нарушениями трудовой дисциплины; были приняты все меры для повышения успеваемости в группах; вертолёт, рассыпающий листовки с портретами космонавтов; из дуба этажерку с четырьмя ножками; на железнодорожном транспорте наблюдались некоторые трудности при переходе на новые формы обслуживания пассажиров.

 

Упражнение 6

Выберите нужную форму сказуемого. Объясните свой выбор.

1.Ряд мероприятий, посвящённых юбилею И.А. Бунина, (пройдут – пройдёт) в Ельце, Воронеже, Орле. 2.В группу студентов, направленных на полевую практику, (входит – входят) сорок один человек. 3.Целый ряд выступающих (настаивал – настаивали) на отрицательном ответе. 4.Несколько наших старшеклассников (принимало – принимали) участие в городской олимпиаде. 5.В течение трёх последних лет руководство Центрального рынка неоднократно (обращалось – обращались) в вышестоящие инстанции с просьбой помочь в организации выездной торговли. 6.Ровно в 6 часов вечера (прозвучали – прозвучало) три выстрела. 7.Большинство произведений композитора (были созданы – было создано) в годы странствий.

Ответы: пройдёт, входит, настаивал, принимали, обращалось, прозвучали, были созданы.

 

Упражнение 7
Исправьте ошибки, вызванные несоответствием нормам управления.

1.В отделе критики и библиографии толстых журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы. 2.Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок. 3.Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 4.Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 5.Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 6.Он учился в школе хорошо благодаря своих способностей. 7.На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. 8.Он выехал из города согласно предписания.

Ответы: …обзоры выходящих новинок художественной литературы; заверил…в своей готовности…; …которые изложил…; …уделяют внимание записям во время лекций; указал на то…; …благодаря своим способностям; …люди всех районов города; …согласно предписанию.

 

Упражнение 8

Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1.Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 2.Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха. 3.Приняв смену, дежурные водители направляются диспетчером по объектам. 4.Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5.Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 6.Катание на лодках, находясь с маленькими детьми, категорически воспрещается. 7.Пользуясь газовыми плитами, населению необходимо сначала убедиться в их исправности. 8.Выяснив, что объём производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов. 10.Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.

Ответы: …если взять в качестве иллюстрации…; …он осложнил отношения…; сменившиеся дежурные водители…; …от людей из опасения, что рухнет потолок; повышение цен…; катание на лодках с маленькими детьми…; при пользовании газовыми плитами…; …я задаюсь вопросом о причине этого; …мы выполнили ряд экспериментов; …мы обнаружили определённую закономерность.

 

Упражнение 9

Охарактеризуйте ошибки в сложных предложениях. Внесите стилистическую правку.

1.В минувшую субботу для родителей, у кого дети-дошкольники, в Доме культуры состоялось конференция. 2.Докладчик заострил внимание на вопросе, что нередко поднимается на подобных собраниях. 3.Выступающий, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привёл интересное сравнение. 4.Автор сгоряча заметил рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что имеется в книге. 5.Основное, на что следует обратить внимание, - это на нарушение дисциплины. 6. Кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо тому обеспечить их. 7.В сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях, которые бытуют в Смоленской губернии.

Ответы: …для родителей дошкольников; …вопросе, нередко поднимающемся…; выступавший, сообщивший…; …рецензенту, не заметившему нового…; …это нарушение дисциплины; всем, кто нуждается в дополнительных занятиях, необходимо их обеспечить; в сборник вошли частушки, сложенные не только на Смоленщине, но и в других областях.

 

Упражнение 10

Найдите случаи нарушения синтаксических норм современного русского языка. Исправьте предложения.

1.Местные органы власти, общественность и граждане города широко готовятся отметить пятидесятилетие писателя-земляка. 2.Средства массовой информации призывают россиян участвовать в выборах. 3.Факты говорят за возможность использования резервов. 4.Руководство предприятия поблагодарило и премировало лучших работников ценными подарками. 5.Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 6.Книга, которую я взяла в библиотеке, которая находится недалеко от школы, мне понравилась. 7.Ясная картина состояния озонового слоя планеты возникает, изучив работы европейских и русских учёных. 8.Письмо-открытка была доставлена по адресу, однако абонент выбыл с указанного места жительства.

Ответы: …готовятся широко отметить; участвовать в выборах; …говорят о возможностях…; …поблагодарило лучших работников и премировало их ценными подарками; …ликвидации неполадок и проведения ремонта; книга, которую я взяла в библиотеке недалеко от школы, мне понравилась; …возникает при изучении работы…; …но, к сожалению,… .

Стилистические нормы

Стилистические нормы – это правила употребления языковых единиц в соответствии с их стилистическими качествами и характеристиками, то есть стилистической окраской.

Ниже приводятся фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций, интервью на радио. Учитывая официальный характер речевых ситуаций, укажите случаи «смешения стилей», прокомментируйте их; исправьте предложения.

1. Экономическая политика в настоящее время всё круче должна ориентироваться на такие цели. 2. Днями в Кремлёвском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России». 3. Подвижки могут появиться уже к следующему году. 4. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа и сейчас актуальна. 5. Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства. 6. Парламент послушал отчёты министров.

Проверьте себя

Возможные варианты: всё серьёзнее; на днях; первые примеры; необходимость; таким образом, следовательно; заслушал.

 

Интернет-ресурсы

http://www.pravmir.ru/pervyj-klass-vrode-instituta/

http://30nikol-s.edusite.ru/p6aa1.html

http://mdou18.edu.yar.ru/dopolnitelnoe_obrazovanie/svedeniya_o_pedagogah.html

http://www.mizga.ucoz.ru/board/roditelskaja_stranichka/2

http://karat773.ru/tags/клипарты/page4.html

http://www.mcrt.ru/index.php?nodeid=572&type=5&page=4

http://school4-cono.ucoz.ru/index/nachalnoe_zveno/0-61

http://do18.eto-ya.com/2009/05/16/socialnyj-priyut-xovrino/

You have no rights to post comments