Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью обмена опытом работы. Автор мастер-класса Маренкова Н.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №50 им. Ю.А. Гагарина» г. Курска.

 

Мастер-класс «Развитие системного мышления обучающихся на уроках литературы средствами технологии многомерных дидактических инструментов»

 

Цель мастер-класса: создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Форма: лекционно-практическое занятие

Структура проведения «Мастер-класса»:

  1. Презентация

- мотивирующий момент и создание проблемной ситуации;

- актуализация темы мастер-класса;

- определение проблем и перспектив в работе учителя в режиме эффективной педагогической технологии.

  1. Представление занятия

- рассказ педагога о технологии многомерных дидактических инструментов;

- определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться;

- краткая характеристика результативности используемой технологии;

- вопросы педагогу по изложенному проекту.

  1. Занятие и имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися.
  1. Моделирование.

- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии;

- учитель исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею;

- обсуждение авторских моделей занятия слушателями.

  1. Рефлексия

- дискуссия по результатам совместной деятельности учителя и слушателей.

Заключительное слово педагога по всем замечаниям и предложениям.

Результатом «мастер-класса» является модель занятия, которую разработал «учитель-ученик» под руководством учителя, проводившего мастер-класс, с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

 

Тема: «Жизнь сердца и ума»

 

Добрый день. Я рада вас видеть на нашем мастер-классе. В его проведении чуть позже мне поможет фокус-группа.

СЛАЙД 1.

Что вы видите на слайде? Что скрывается под названием «Жизнь ума и сердца»? Какое отношение название, координаты имеют друг к другу? На эти вопросы мы постараемся ответить в течение 15 минут.

СЛАЙД 2.

Компьютерные технологии обрушивают на учащегося все увеличивающийся объем материала, тестирование вынуждает перемещать акцент в обучении на запоминание учебного материала.

Выходом из данной ситуации может быть применение дидактической многомерной технологии, которая была разработана в 90-е гг. XX в. кандидатом технических наук, доктором педагогических наук Валерием Эммануиловичем Штейнбергом.

СЛАЙД 3.

В основу технологии был положен принцип многомерности окружающего мира.

СЛАЙД 4.

Понятие «многомерность» становится ведущим в рамках данной технологии и понимается как пространственная, системная организация разнородных элементов знания. Главная цель введения дидактической многомерной технологии — снизить трудоемкость и повысить эффективность деятельности учителя и деятельности ученика за счет использования многомерных дидактических инструментов.                                                                                                          

Дидактическая многомерная технология позволяет преодолеть стереотип одномерности при использовании традиционных форм представления учебного материала (текст, речь, таблицы, схемы и т.д.) и включить учащихся в активную познавательную деятельность по усвоению и переработке знаний как для понимания и запоминания учебной информации, так для развития мышления, памяти и эффективных способов интеллектуальной деятельности.

Дидактическая многомерная технология дает наглядное и системное

представление знаний в компактной и универсальной форме с помощью ключевых слов, позволяет решить целый ряд важнейших задач: соединяет отдельные параграфы учебников в укрупненные темы; логически выстраивает материал, дает возможность правильно отобрать информацию; позволяет выделить причинно-следственные связи; выделяет основные термины и понятия, развивает предметную речь учащихся; вооружает ученика и учителя необходимым инструментарием; соединение вербального и визуального каналов информации приводит к резкому повышению усвояемости материала. Дидактическая многомерная технология предоставляет возможность учителю русского языка и литературы практически использовать на уроках все виды речевой деятельности, обеспечивать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении с учетом обученности, интересов и склонностей детей.

СЛАЙД 5.

Основой дидактической многомерной технологии являются дидактические многомерные инструменты — универсальные, наглядные, программируемые, материализованные понятийно-образные модели многомерного представления и анализа знаний.

С помощью дидактических многомерных инструментов создается логико-смысловая модель, с помощью которой СЛАЙДЫ 6, 7.

СЛАЙД 8.

В качестве графической формы инструментов дидактической многомерной технологии В.Э. Штейнбергом предлагается восьмилучевой знак-символ.

Число координат в логико-смысловой модели равно восьми, что соответствует эмпирическому опыту человека (четыре основных направления: вперед, назад, вправо, влево и четыре промежуточных направления), а также научному опыту (четыре основных направления: север, юг, запад, восток и четыре промежуточных направления).

По Пифагору, восемь—символ гармонии, священное число... означает одновременно два мира—материальный и духовный...

Восьмерка символизирует пары противоположностей. Другие символические значения — любовь, совет, расположение, закон, соглашение. Восемь благородных принципов: 1) правильная вера; 2) правильная ценность; 3) правильная речь; 4) правильное поведение; 5) правильное достижение средств к жизни; 6) правильное стремление; 7) правильная оценка своих действий и восприятие мира органами чувств; 8) правильная концентрация.

Разработанные в «солярной» графике дидактические многомерные инструменты содержат структурированный набор понятий по изучаемой теме в виде семантически связной системы, эффективно воспринимаемой и фиксируемой мышлением человека.

Положительные стороны использования дидактических многомерных инструментов в том, что вербально-визуальное представление знаний поддерживает запоминание и воспроизведение информации.

Таким образом, дидактические многомерные инструменты позволяют видеть весь предмет, тему в обобщенной форме и каждую часть, каждый существенный элемент отдельно.

С помощью дидактических многомерных инструментов создается логико-смысловая модель, которая СЛАЙДЫ 7, 8.

СЛАЙД 9.

Логико-смысловая модель — образ-модель представления знаний на основе опорно-узловых каркасов.

Опорно-узловой каркас — это вспомогательный элемент логико-смысловых моделей.

СЛАЙД 10.

Смысловой компонент знаний в логико-смысловой модели представляют ключевые слова, размещенные на каркасе и образующие связанную систему.

СЛАЙД 11.

При этом одна часть ключевых слов располагается в узлах на координатах и представляет связи и отношения между элементами того же объекта.

И сегодня я попробую применить данные технологии на нашем мастер-классе.

СЛАЙД 12.

Посмотрите на данные иллюстрации. Кого вы здесь видите?

Тонкий исследователь человеческой души, Л.Н. Толстой утверждал, что «люди как реки: у каждого - свое русло, свой исток…» А исток этот — родной дом, семья, ее традиции, уклад.

В большом доме на Поварской улице в центре Москвы живёт большая и дружная семья графа Ильи Николаевича Ростова. Сразу же можно заметить здесь атмосферу радушия, любви и доброжелательности, так как "в доме Ростовых любовный воздух".  Двери открыты для всех. У Ростовых - счастливый дом! Дети чувствуют родительскую нежность и ласку! Мир, согласие и любовь – это нравственный климат в московском доме. Жизненные ценности, которые вынесли дети из родительского дома, достойны уважения – это великодушие, патриотизм, благородство, уважение, взаимопонимание и поддержка. Все дети унаследовали от родителей способность к соучастию, сопереживанию, сочувствию, милосердию.  В этом доме все откровенны друг с другом: искренне веселятся и плачут, вместе переживают жизненные драмы. Семья музыкальна, артистична, в доме обожают пение и танцы. Семья Ростовых отличается добротой, душевной отзывчивостью, искренностью, готовностью прийти на помощь, чем и привлекает к себе людей. Именно в доме Ростовых вырастают патриоты, безрассудно идущие на смерть. В этом доме нет места лицемерию и ханжеству, поэтому все здесь любят друг друга, дети доверяют родителям, а те уважают их желания, мнения по различным вопросам. Ростовым свойственно располагать к себе хороших (в высоком, толстовском понимании этого слова) людей. Гостеприимность — отличительная черта этого дома: «Даже в Отрадном собиралось до 400 гостей».

СЛАЙД 13.

ИТАК, попробуем сконструировать логико-смысловые модели:

— в центр будущей системы координат помещаем объект конструирования: тема, проблемная ситуация и т.п., а тема мастер-класса ДОМ (СЕМЬЯ); назовите членов семьи Ростовых.

СЛАЙД 14.

Определяем набор координат — «круг вопросов» по проектируемой теме, в число которых могут включаться такие смысловые группы, как цели и задачи изучения темы, объект и предмет изучения, содержание, способы изучения, результат и гуманитарный фон изучаемой темы, творческие задания по отдельным вопросам;  В доме Ростовых главой является Илья Андреевич - московский барин, добрейший человек, боготворящий свою жену, обожающий детей, довольно-таки щедрый и доверчивый:"...редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира..."  Граф Ростов и его семья - богатые дворяне. У них есть несколько деревень и сотни крепостных... в доме на сто тысяч добра..." "...Когда родились дочери, каждой было назначено по триста душ в приданое..."

Ростова-старшая занимается воспитанием детей: гувернеры, балы, выезды в свет, молодежные вечера, пение Наташи, музыка, подготовка к учебе в университете Пети; колеблется между выбором — подводы для раненых или фамильные ценности (будущая материальная обеспеченность детей). Сын-воин — гордость матери. Ростова-старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети.

 Вера – то самое исключение, которое подтверждает правило. Её странное, холодное, эгоистическое поведение не вяжется с обстановкой в доме Ростовых. Но родители и сами чувствуют ее чужеродство: «Со старшей мы перемудрили и не любят «правильную» Веру.

Еще один член семьи - Николай Ростов. Его не отличают ни глубина ума, ни способность глубоко мыслить и переживать боль людей. Но его душа проста, честна и порядочна.

В такой дружной и доброжелательной семье выросла Наташа. Она похожа на мать и внешне, и по характеру – так же, как и мать, проявляет такую же заботливость и хозяйственность. Но есть в ней и черты отца – доброта, широта натуры, желание объединить и осчастливить всех. Очень важное качество Наташи – естественность. Она не способна играть заранее заданную роль, не зависит от мнения посторонних людей, не живет по законам света. Героиня наделена любовью к людям, талантом общения, открытостью души. Она может любить и отдаваться любви полностью, а именно в этом Толстой видел главное назначение женщины. Истоки преданности и доброты, бескорыстия и преданности он видел в семейном воспитании.

Петя – младший в семье, всеобщий любимец, по-детски наивный, добрый, честный, охваченный патриотическим чувством.

Соня – племянница, но ей уютно в этой семье, потому что её так же трепетно любят, как и других детей.

Наташа, Николай, Петя честны, искренни, откровенны друг с другом; открывают душу родителям, надеясь на полное взаимопонимание (Наташа — маме о любви к себе; Николай — отцу даже о проигрыше 43 тысяч; Петя — всем домашним о желании уйти на войну... Так какие качества характерны для Николая Ростова?

СЛАЙД 15.

Определяем набор опорных узлов — «смысловых гранул» для каждой координаты, путем логического или интуитивного определения узловых, главных элементов содержания или ключевых факторов для решаемой проблемы; Действительно, для Николая Ростова характерны …  А что можно сказать о Наталье Ростовой и Соне?

СЛАЙД 16.

Опорные узлы ранжируются и расставляются на координатах,

осуществляется перекодирование информационных фрагментов

для каждой гранулы, путем замены информационных блоков ключевыми словами, словосочетаниями или аббревиатурой.

Графиня Ростова - …, Соня - …

Давайте вспомним, что почерпнули в родном доме Наташа, Петя, Вера.

СЛАЙД 17.

После нанесения информации на каркас получается многомерная модель представления знаний. Мы видим, как часто употребляет Толстой слово семья, семейство для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом — мир, согласие, любовь.

СЛАЙД 18.

Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, соучаствовать. И все это — на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой. Открытость души Ростовых — это и способность жить одной жизнью с народом, разделить его участь; уходят на войну Николай и Петя, Ростовы оставляют имение под госпиталь, а подводы — для раненых. И вечер в честь Денисова, и праздник в честь героя войны Багратиона — все это действия одного нравственного порядка.

СЛАЙД 19.

Родительский дом и семья для Ростовых – исток всех нравственных ценностей и нравственных ориентиров, это начало начал.

Я хочу обратиться к коллегам, сидящим за этим столом, помочь мне сконструировать логико-смысловые модели в течение 2 минут.

СЛАЙД 20.

Несколько иная семья Болконских – служивых дворян. Всех их характеризует особая талантливость, незаурядность, одухотворенность.  Каждый из них примечателен по-своему. Глава семьи, князь Николай, со всеми окружающими людьми был резок, и поэтому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность. Больше всего он ценит в людях ум и деятельность. Поэтому, воспитывая свою дочь, он пытается развить в ней эти качества. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству своему сыну. И сын, и отец Болконские – разносторонние, образованные, одаренные люди, умеющие держать себя с окружающими.

 Андрей – высокомерный человек, уверенный в своем превосходстве над другими, знающий, что в этой жизни у него высокое предназначение. Он понимает, что счастье в семье, в нем самом, но это счастье оказывается нелегким для Андрея. Его сестра, княжна Марья, показана нам как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Она живет в постоянном бессознательном ожидании семейного счастья и любви. Княжна умна, романтична, религиозна. Она покорно переносит все издевки отца, смиряется со всем, но не перестает глубоко и сильно его любить. Мария любит всех, но любит любовью, заставляющей находящихся рядом подчиняться ее ритмам и движениям и раствориться в ней. Брат и сестра Болконские унаследовали странность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпимости. Они проницательны, глубоко понимают людей, как и отец, но не для того чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать. Николеньку, сына князя Андрея, мы видим в эпилоге романа. Он ещё мал, но уже внимательно слушает рассуждения Пьера Безухова. Болконские - честные и порядочные люди, старающиеся жить в справедливости и в ладу с совестью.

Обратимся к нашей фокус-группе и послушаем, что у них получилось.

СЛАЙДЫ 21-27.

РЕФЛЕКСИЯ

Любовь, семья и отчий дом.

Все то, что мне всего дороже.

Великий смысл, наполненный добром,

Несет бессмертный гений мудрого Толстого.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАСТЕР-КЛАССА (файл pptx, 27 слайдов, размер 14,3 МБ).

Автор мастер-класса Маренкова Н.В.

You have no rights to post comments