Рассказ А.И.Куприна «Легенда» впервые был опубликован в 1906 году в Санкт-Петербургской газете «Жить» и имел подзаголовок: «Слова к «Легенде» Венявского, который являлся известнейшим польским композитором и скрипачом, а «Легенда» стала одним из самых популярных его произведений.

Поэтому можно предположить, что «Легенда», созданная А. И. Куприным, есть воплощение тех чувственных образов, которые рождались в его душе во время исполнения талантливым скрипачом этой мелодии.

 

Авторы:  Cаклакова Елена ВикторовнаCлепинина Татьяна Георгиевна

 

Размышляя над рассказом А.И.Куприна «Легенда»…

 

Музыка настолько вдохновляла Александра Ивановича, что он запечатлел пред ней свой восторг и преклонение и на страницах своего рассказа. Что ж, погрузимся в мир Музыки и Слова…

В завязке «Легенды» искусный мастер, прибегая к красочным определениям, рисует портрет «высокого, худого и длинноволосого» скрипача, а затем и характер той мелодии, которую музыкант исполняет. Каждый использованный им для этого эпитет найдет свое воплощение в родившейся легенде… «Жалобно-прекрасная в верхних нотах», она… превращается в «дочь скромного художника». Звучащая «мрачной скорбью в басах» родившаяся мелодия становится знатным, бесстрашным, жестоким князем, «с огромными, бесцветными глазами».

«Средневековое, безнадёжное,… жестокое, длительное и страшное» – все это минорными нитями вплетается в рассказ, создавая атмосферу напряжённости и трагизма. «Бледнела молодая жена, страшнее и бессоннее становились глаза князя. Пылали по ночам деревни. И у женщин, осуждённых на смерть, одичалые псы выгрызали внутренности» Прямо-таки «готическая», пугающая градация!

Бесспорно, проза А.И. Куприна всегда отличалась особенным взглядом на мир, непревзойдённой зоркостью, порой неизбывной грустью, но и, конечно, реалистичностью,«пересыпанной» метафорами, символами и загадками. Как для Ф. М. Достоевского, так и для А. И. Куприна «человек есть тайна», которую хочется разгадывать, расплетая кружево сюжета, задерживая дыхание в ожидании кульминации. Жизнь этого писателя – это путь Странника, много повидавшего и вынесшего на своём пути, путь трудный и тернистый… Отсюда, вероятно, самобытность и непохожесть его героев, яркость сюжетов и недосказанность развязок его произведений. Писатель, обмакнув кисть в россыпи слов, рисовал то, что видел, те места, которые посещал,зачастую оставаясь незамеченным безымянным гостем. Поэтому можно предположить, что плохо одетый, широкоплечий, «незнакомый никому» человек, вдохновленный игрой музыканта и рассказывающий легенду под мелодию скрипки, и есть сам автор.

Это произведение завораживает недосказанностью и возможностью разных трактовок идеи и сюжета. В «Легенде» перед нами раскрывается тема губительной и всепоглощающей любви, одержимости и безумия опьяненного рассудка. Рассказчик дает описание «жестокого князя, со страшными, бесцветными глазами», не знающего жалости и скорби, уничтожающего деревни, женщин, жизнь и сжигающего себя изнутри (невольно напрашиваются реминисценции и с Дракулой, и Синей Бородой, и маркизом де Садом). Князю – 60 лет. «Никто не знал, зачем он женился… Он праздновал дикую, кровавую свадьбу…» Прелестная юная девушка становится его законной женой, но ничего не меняется в нем, его зачерствевшее сердце любит ее животной любовью, охраняет и стережет, как дорогой трофей … «Прекрасная женщина» становится бледнее, а его глаза – еще «страшнее и бессоннее». Он хочет спрятать ее от всего мира, он готов отнять её у людей, а может быть, насытившись её чистотой, искупить свои грехи…

И «тысячи глаз стерегли» её, но один человек глядел на неё «с нежной страстью», говоря: «Вот моя жизнь. Возьми ее, если нужно. Я люблю тебя!..». Девушка предстает перед нами в качестве священного тотема, мы не знаем ее желаний, чувств, мы не слышим ее слов, мы не видим ее действий, перед нами статичный персонаж, вокруг которого кипит жизнь, наполненная болью и страдание: по-прежнему «пылают в ночи деревни, и псы выгрызают внутренности у осужденных на смерть женщин». Кульминационным моментом произведения становится сцена убийства князем влюблённого в его жену молодого пажа, выброшенный в «бездонное озеро огромный железный ключ от ворот замка» и обрубленные цепи моста… «Cтарый муж, грозный муж» в своей одержимости страхом потери, желанием отомстить ей и уверенностью, что и после его смерти (ему – 60 лет!) она «останется только с ним» и не будет принадлежать никому, отпускает всех из своей «шайки». Больше нет чужих глаз, исчез страх, что кто-то посмеет прикоснуться к ней. Только он и его «тотем»… Неважно, сколько они будут вместе, как мучительно будут умирать от голода или болезней…

В безумии своей жестокосердной любви он не замечает ту, которую, как думает, любит. В помутнении рассудка князь видит лишь себя и своего идола, который больше никому не должен принадлежать. (Вспоминаются лермонтовские боярин Орша, «посрамлённый» дочерью, тайно встречающейся с рабом Соколом; ослеплённый ревностью Арбенин, погубивший жену Нину...)

Многим известно чувство любви… Да, вокруг влюбленных до неузнаваемости преображается мир, они греются теплом друг друга, желая согреть и окружающих; им не хочется верить в то, что где-то на земле существуют боль и горе…А рассказ А.И. Куприна «Легенда» – история об одержимости желанием владеть, об эгоизме … О том, что люди не любят, а губят…О том, что талант любви не каждому дан…О том, что по-настоящему любящий хочет счастья тому, в кого влюблён… О том, что надо отпустить, чтобы приобрести,…О том…

Заканчивается игра скрипача, и заканчивается легенда импровизатора, он словно уводит наш взгляд все дальше и дальше от замка, оставляя за собой риторические вопросы: «Что было с этими людьми? Сколько длились их мучения? Кто мучился дольше?» И, словно шум моря, автор успокаивающе убаюкивает, используя повторы: никто, никто, тихо-тихо….

…Но, не утолив читательского любопытства, вновь и вновь перечитываешь «Легенду» А.И. Куприна… А потом с удивлением замечаешь, что у мецената, хозяина дома, «безумные, огромные светлые глаза», глаза князя из мрачного Средневековья… И вновь родятся вопросы: «Из-за чего это сходство? Может быть, это потомок того князя? Выходит, зло бессмертно? А как же тогда ДОБРО? Как разгадать загадку Куприна? Как …?»

Пройдёт время, и читатель обязательно вернется к манящей недосказанностью прозе А.И. Куприна и, возможно, найдет ответы…

 

You have no rights to post comments