Конспект бинарного урока музыки и литературы в 8 классе посвящен стихам и песням о Великой Отечественной войне.

Урок актуален, так как формирует у учащихся знания о самоотверженной борьбе русского народа в годы Великой Отечественной войны, о любви к песне, о подвигах нашего народа в годы войны. Является важным для формирования активной, мыслящей и сознательной личности. Урок построен с учётом возрастных и психологических особенностей детей, в соответствии с ФГОС.

 

Учитель литературы Котлярова Регина Витальевна

Учитель музыки Долгая Ольга Николаевна

Тема: «Строки, опаленные войной. Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Тип урока: бинарный урок (музыка и литература).

Цель: формирование представления о значении поэзии и музыки в годы Великой Отечественной войны и их актуальности  в воспитании патриотизма современного человека  (обучающегося).

Задачи:

  • развивающие: развивать творческое нестандартное мышление и воображение учащихся посредством слушания, выразительного исполнения и анализа музыкальных произведений, ассоциативных связей музыки с литературой и историей, совершенствовать эмоциональное исполнение музыкальных и литературных произведений, развивать навыки выразительного чтения поэтического текста и исполнения песен;
  • образовательные: через творчество поэтов и композиторов-песенников познакомить обучающихся с литературным, музыкальным и историческим прошлым военных лет, а также расширить знание школьников о творчестве писателей и композиторов, показать, как патриотические чувства соединялись с глубокими личными переживаниями;
  • воспитательные: через поэзию и музыку, созданную в довоенные, военные и послевоенные годы Великой Отечественной войны воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, уважение к старшему поколению и интерес к литературе и музыке; пробудить чувство гордости за стойкость своего народа во время войны с помощью музыкальных произведений.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, свой народ и историю России;
  • формирование этических чувств доброжелательности эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Метапредметные результаты:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • овладения навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности.

 

Предметные результаты:

  • формирование представления о роли литературы и музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • формирование основ литературной и музыкальной культуры;
  • формирование умения воспринимать музыку и выражать своё отношение к литературным и музыкальным произведениям.

     Форма проведения и обоснование её выбора

  • Форма проведения:

урок-обобщение, презентация с видеорядом по теме урока, краткие рассказы об истории создания стихотворений и песен, исполнение их.

Литературный материал:

  • отрывок из поэмы «Реквием» Р. Рождественского;
  • отрывок из стихотворения «Я убит подо Ржевом» А.Т. Твардовского;
  • стихотворение «Жди меня» К.М. Симонова.

Музыкальный материал: 

  • «В землянке» – музыка К. Листова, слова А. Суркова;
  • «Жди меня» – музыка К. Молчанова, слова К. Симонова;
  • «Я убит подо Ржевом» – музыка Р. Щедрина, слова А. Т.Твардовского;
  • «Журавли» – музыка Я. Френкель, слова Р. Гамзатова;
  • «Катюша» – музыка М. Блантера, слова М. Исаковского.

Раздаточный материал (индивидуально каждому обучающемуся):

-тексты песен, буклет.

Материально-техническое оснащениекомпьютерная презентация (слайды), доска, проектор, ноутбук, синтезатор, гитара, поэтические и нотные сборники, портреты писателей и композиторов, аудиозаписи песен Великой Отечественной войны. репродукции картин художников: «Капитуляция» (Кривоногов П.А), «Фашист пролетел» (Пластов А.А), «Мать партизана» (Герасимов С.В), «Отдых после боя» (Резник И.А).

 

Ход урока

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
В. Лебедев-Кумач

 

1.Организационный момент

Учитель литературы: Добрый день, дорогие ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить позитивное настроение в течение всего урока.

Учитель музыки: И сегодня мы с вами погрузимся в историю нашей страны, вспомним о событиях Великой Отечественной войны.  Ведь самые глубокие и важные чувства людей всегда отражали два вида искусства – литература и музыка.

2.Мотивационный этап

Поэма «Реквием» Р. Рождественский (отрывок)

Музыкальный фон 

Ученик 1

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо!— ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

Ученица 2

Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь — не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной, сын, не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу, прилечу орлицей быстрою...

Отзовись, моя кровиночка! Маленький. Единственный...

Ученик 3

Помните! Через века, через года, — помните!

О тех, кто уже не придет никогда,— помните! Не плачьте!

В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Ученица 4

Люди! Покуда сердца стучатся, — помните!

Какою ценой завоевано счастье,— пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет, — помните!

О тех, кто уже никогда не споет,— помните!

 

Слово учителя литературы: В исполнении ребят вы прослушали отрывок из поэмы «Реквием» Роберта Рождественского.

Слово учителя музыки: Ребята, а что такое «Реквием»?

Ответы учащихся («Реквием» в переводе с латинского означает покой, умиротворение, заупокойная месса в римско-католической церкви)

-Все верно, а с эпохи барокко композиторский реквием – это высокий жанр концертной духовной музыки, своего рода траурной оратории. Это многочастное сочинение для хора (часто солистов и оркестра) и, как правило, уже не связанно с богослужением.

Слово учителя литературы: А в литературе это заклинание - просьба помнить обо всех погибших, проникающая в самую душу. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям.

Слово учителя музыки: Одним из трагических событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

Как вы думаете: чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

Ответы учащихся:

-изучению стихотворений и песен, созданных  в военные и послевоенные годы Великой Отечественной войны.

Правильно, тема нашего урока: «Строки, опалённые войной. Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

Слово учителя литературы: Нас ждет бинарный  урок музыки и литературы.

Почему эти два вида искусств неразрывно связаны друг с другом и что мы сможем узнать и чему научиться?

Ответы учащихся: (Из стихов рождаются прекрасные песни. Об их истории мы сможем узнать на уроке и научимся правильно их исполнять)

Слово учителя музыки: Да, вы правы. Стихи и музыка создают идеальный диалог. И сегодня на уроке стихи и песни, созданные в годы войны и последующие десятилетия, нам расскажут, почему надо запомнить и постараться понять их содержания.

3.Работа по теме урока

Слово учителя литературы:

Знакомиться с произведениями о войне мы начинаем ещё в детском саду. Без стихов и песен было бы невозможно прочувствовать всю боль и трагедию военного времени. Однако искусство призвано не только передавать чувства, но и исцелять. Эпиграфом нашего урока являются слова советского поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача (видеофрагмент из кинофильма).

Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.

Слово учителя музыки:

- Ребята, эти известные слова можно услышать в художественном кинофильме «В бой идут одни старики», где главную роль исполнил актер Леонид Быков, а в чём их смысл, мы выясним с вами в конце нашего урока.

4.Основной этап урока. Работа со стихотворениями и песнями о войне

Слово учителя музыки: Роль песен, созданных в годы Великой Отечественной войны, была чрезвычайно высока. Они быстрее всех других музыкальных жанров вошли в будни войны и стали частью жизни фронта и тыла, призывали к подвигу. И у каждой из них своя история, свой путь, и своя судьба.

В годы войны было сложено немало боевых песен, в которых рассказывалось о призыве, об оружии, о ненависти, о боевых дорогах. Это были очень нужные песни, но и нужны были песни, которые согревали душу солдата, и одна из них – тихая «Землянка».

Слово учителя литературы: А ведь стихотворение, из которого она родилась, даже в печать не предназначалось. Поэт Алексей Сурков написал его своей жене с фронта в тот момент, когда ему со штабом гвардейского полка пришлось по пояс в снегу выходить из окружения.

Слово учителя музыки: эти строки так бы и остались частью письма, если бы в феврале 42-го года композитор Константин Листов не обратился к  Алексею Суркову за идеей для песни. И тогда поэт   вспомнил о стихах, отправленных домой, переписав их, он отдал композитору. Через неделю новая песня пошла по всем фронтам.  «Землянку» полюбили все.

Давайте сейчас, её исполним. Перед исполнением хочу напомнить вам о музыкальных фразах, о дыхании и о том, что эту песню необходимо исполнять с определенной нежностью и теплотой.

Исполнение песни «В землянке»

Слово учителя литературы: Ребята, как вы думаете, за что же полюбили эту песню солдаты?

Ответы детей: потому что солдатское сердце искало не только лозунга и призыва, к победе, но и ласкового, тихого слова. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать все долгие годы разлуки.

Слово учителя музыки: Да ребята, бойцы полюбили эту песню за суровую правду. (До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага…) «Землянку» бойцы напевали в перерывах между боями, вспоминая свой дом и своих близких.

Слово учителя литературы:

Многие стихи военных лет превратились в любимые песни. За что их так любят и помнят в народе, за что берегут, как святыню? Наверное, за простоту и душевность, мелодичность и красоту поэтического и музыкального языка. И главное их достоинство – стойкий оптимизм, вера в добро, в вечные человеческие ценности, за которые люди шли на подвиг и смерть. И одним из самых пронзительных и известных произведений военных лет явилось стихотворение К.М. Симонова «Жди меня», которое со временем было положено на музыку.

Домашним заданием было подготовить сообщения об истории создания стихотворения К. Симонова «Жди меня» и романса Кирилла Молчанова «Жди меня»

Сообщения учащихся:

Особенной истории происхождения стихотворения «Жди меня» нет, даже сам автор описывает довольно просто то, как идея и строки появились на страницах его блокнота. Поэтический текст «Жди меня» – это послание любимой женщине, актрисе Валентине Серовой. Она жила и трудилась в тылу, в то время как сам поэт находился на фронте.

Симонов в один присест написал «Жди меня». Причем печатать стихотворение сначала не собирался, ибо считал его слишком личным и читал только самым близким. И очень возможно, что тем самым близким человеком, которому он впервые прочел и отдал это стихотворение, была именно Валентина Серова. В начале 1942 года поэта убедили напечатать его, и оно появилось в «Правде». Газета доходила не просто до фронта, но и до самих окопов. Его переписывали, заучивали на память, читали и пели.

С возрастающей известностью появилась и необходимость положить стихи на музыку. Самым известным вариантом стала музыка Матвея Блантера, написанная в 1943 году. Но еще раньше появились варианты музыки от Николая Крюкова. С музыкой Николая Крюкова стихотворение прозвучало как песня в кинофильме «Парень из нашего города» (1942 года), а позже, в 1943 году, малоизвестный композитор Николай Горбенко сочинил романс «Жди меня», причём его исполнителем был Леонид Утёсов.

После войны в 1973 году композитор Кирилл Молчанов сочинил оперу «А зори здесь тихие...», где романс «Жди меня» в исполнении героини оперы Женьки Камельковой прозвучал совсем по-иному. Именно этот вариант музыкального воплощения поэтического текста «Жди меня» наиболее известен слушателю и ежегодно звучит на концертных площадках в канун празднования Дня Победы.

 

Слово учителя музыки:

Тема сегодняшнего урока часто становится основой для написания индивидуального итогового проекта девятиклассников. Хочу представить вашему вниманию проект учащейся 9 класса Юнашевой Екатерины (ныне студентки 1-ого курса Суджанского колледжа искусств им. Н. В. Плевицкой). Тема ее проекта: «Песни на стихи К. Симонова». В нем достаточно подробно изложена история создания стихотворения и романса «Жди меня» и особенности его исполнения. Как продукт Екатерина исполнила этот романс. Давайте сейчас послушаем небольшой фрагмент.

Слово учителя литературы:

Стихотворение-романс «Жди меня» – это своего рода гимн любви и верности. Он и сегодня продолжает жить и волновать многих, кто оказался оторванным друг от друга: мужья-моряки, военные, солдаты срочной службы и просто любящие сердца. Стихотворение не только о войне, но и о вере в то, что где-то тебя непременно ждут. О нужности кому-то! Именно поэтому оно было актуально и в начале войны, когда солдаты только уходили на фронт. И в конце, когда многие из них уже не вернулись.

Слово учителя музыки

Потому что всем нам важно быть нужными кому-то.

Этот романс актуален и сегодня, когда идёт на Украине специальная военная операция, в которой участвуют молодые ребята. Дома их ждут жены, матери, родные и близкие люди.

Слово учителя литературы:

О том, насколько, страшна война, могут рассказать только свидетели тех кровавых событий. Корреспонденты, не выходящие с полей сражений, описывали смерть такой, как она есть. Александр Трифонович Твардовский, так же как и Константин Симонов, был опытным журналистом и в течение семи лет, с 1939 по 1946 гг., принимал участие в сражениях в качестве военного корреспондента, в том числе и под Ржевом. Воспоминания о том времени глубоко врезались в его душу и отразились в стихотворении «Я убит подо Ржевом», которое Твардовский написал не сразу, только лишь спустя 4 года после совершенной им поездки в Ржев. И только через год после войны в 1946 году оно было опубликовано.

Слово учителя музыки:

Композитор Родион Щедрин несколько раз прикасался к поэзии Твардовского, и только в 1968 году создал хоровой цикл произведений, (4 хора на стихи А. Твардовского), где главной мыслью является вечная память о тех, кто героически сражался. Эта мысль глубоко раскрыта в хоре «Я убит подо Ржевом». Этот композитор еще жив и до сих пор создает музыку.

Слово учителя литературы: Перед тем, как мы прослушаем этот хор, Шептухина Алина прочитает нам отрывок из стихотворения «Я убит подо Ржевом».

 Послушайте и ответьте: От чьего лица ведется повествование? Каким настроением проникнуто стихотворение?

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, –

Точно в пропасть с обрыва –

И ни дна, ни покрышки.

И во всем этом мире,

До конца его дней,

Ни петлички, ни лычки

С гимнастерки моей.

Я – где корни слепые

Ищут корма во тьме;

Я – где с облачком пыли

Ходит рожь на холме;

Я – где крик петушиный

На заре по росе;

Я – где ваши машины

Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке –

Речка травы прядет,

Там, куда на поминки

Даже мать не придет.

Подсчитайте, живые,

Сколько сроку назад

Был на фронте впервые

Назван вдруг Сталинград.

Фронт горел, не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю,

Наш ли Ржев наконец?

Удержались ли наши

Там, на Среднем Дону?..

Этот месяц был страшен,

Было все на кону.

Неужели до осени

Был за ним уже Дон

И хотя бы колесами

К Волге вырвался он?

Нет, неправда. Задачи

Той не выиграл враг!

Нет же, нет! А иначе

Даже мертвому – как?

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за родину пали,

Но она – спасена.

Наши очи померкли,

Пламень сердца погас,

На земле на поверке

Выкликают не нас.

Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам – все это, живые.

Нам – отрада одна:

Что недаром боролись

Мы за родину-мать.

Пусть не слышен наш голос, –

Вы должны его знать.

Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье –

Эта кара страшна.

Это грозное право

Нам навеки дано, –

И за нами оно –

Это горькое право.

Летом, в сорок втором,

Я зарыт без могилы.

Всем, что было потом,

Смерть меня обделила.

Всем, что, может, давно

Вам привычно и ясно,

Но да будет оно

С нашей верой согласно.

 

Слово учителя литературы: Ребята, а сейчас мы с вами проанализируем это стихотворение. Скажите, пожалуйста, что такое риторический вопрос? Какой риторический вопрос звучит в тексте? Какие примеры воинской лексики вы можете найти? Что такое инверсия, и есть ли она в нашем стихотворении?

Ответы учащихся: Риторический вопрос – это вопрос, не требующий ответа. («Наш ли Ржев, наконец?» – риторический вопрос). Примеры воинской лексики: «..ни петлички, ни лычки». Инверсия – это перестановка обычного порядка слов. Пример инверсии – «В пятой роте, на левом».

Слово учителя музыки: А ведь композитор Родион Щедрин для создания хоровой партитуры из довольно протяжённого стихотворения выбирает только пять четверостиший, на слайде они выделены жирным шрифтом. Почему именно эти строки взял композитор?

Ответы детей: Наверно потому, что в них много повторяющихся звонких согласных.

Слово учителя литературы

Все верно, и главной составляющей образа здесь является фонетика. Максимально сконцентрировано сочетание согласных: РЖЕВ, ФРОНТ, БРАТ, РОТА – что и создает предельно напряженный характер произведения.

Слово учителя музыки:

А совсем недавно в честь 75 –летия Победы в 2020 году на месте ожесточенных боев Ржевско-Вяземской операции по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны был открыт Ржевский мемориал Советскому Солдату. Центральной частью мемориала является колоссальная статуя солдата высотою 25 м. Молодой воин стоит в гимнастёрке и развевающемся за спиной плаще-палатке, который полностью окутывает его снизу, переходя в разлетающуюся стаю 35 журавлей. Давайте посмотрим на него и послушаем фрагмент исполнения хора «Я убит подо Ржевом».  Именно в этом номере появляется специфический стилевой прием вокальной музыки Р. Щедрина

Слово учителя литературы: Образ растворяющегося в стае птиц солдата берет своё начало от стихотворения «Журавли» Расула Гамзатова, ставшего культовым благодаря его переложению на музыку Яном Френкелем. Лирический герой автора наблюдает за журавлиным клином. Птицы напоминают ему о солдатах, которые не смогли вернуться с войны. Поэт надеется, что смерть — это не конец, а души перерождаются и обретают новый дом. Журавли издавна считались символом свободы, счастья и чистоты.

Исполнение песни «Журавли»

Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей

 

Слово учителя музыки:

Ребята, а сейчас мы погрузимся в атмосферу довоенного времени. Всеми любимая и известная песня «Катюша» впервые была исполнена осенью 1938 года, и появилась она в тот момент, когда на границах нашей Родины было неспокойно. На почве этого и родилась идея сюжета о девушке, тоскующей по своему любимому, ушедшему охранять границы нашей Родины. Поэт Михаил Исаковский написал стихи, а композитор Матвей Блантер сочинил музыку на эти стихи.

 

Слово учителя литературы:

Михаил Исаковский за текст «Катюши» получил Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом создали музей «Катюши».

 

Слово учителя музыки:

В годы Великой Отечественной войны «Катюша» помогала выжить, поднимая боевой дух, укрепляя в бойцах веру в неизбежную победу. А в 1943 году народ дал ласковое прозвище «катюша» новому оружию – гвардейскому миномёту, грозному оружию того времени.

Как вы думаете, ребята, почему так назвали это оружие?

Ответы детей: солдат всегда ищет слово, соответствующее его вере в победу. И Катюша была таким именем, таким словом.

Слово учителя литературы: Во время войны было много вариантов слов этой песни. Существует множество переводов и альтернативных текстов её на разных языках. В Италии это «Катарина», в Израиле — «Катюшка» В Финляндии в 1943 году появился финский вариант — «Карельская Катюша».

Исаковским был написан и другой редко исполнявшийся последний куплет (он представлен на слайдах):

Отцветали яблони и груши,

Уплыли туманы над рекой.

Уходила с берега Катюша,

Уносила песенку домой.

В 1943—1945 годах был популярен такой куплет:

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,

Пусть услышит, как она поёт:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придаёт!

Слово учителя музыки:

А песня, которая представлена на следующем слайде, – настоящая поэма о жизни и смерти

Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша, А за нею немец молодой.

«Подарю тебе, Катюша, бусы, Подарю я перстень золотой.

На тебе, Катюша, я «женюся», Увезу в Германию с собой».

Но Катюша смело отвечала: «Не тебе я, фрицу, отдана.

Меня любит чернобровый Ваня, О котором знает вся страна».

Немец сразу понял, в чём тут дело, Что Катюшу любит партизан.

Закурил с досады папироску, На Катюшу он навёл наган.

Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой.

Нет уже красавицы Катюши, но она погибла, как герой.

Как Вы думаете почему?

Ответы учащихся: Потому, что Катюша верна своему любимому и своей Родине...

Слово учителя музыки: Да вариантов было много, но мелодия оставалась неизменной, давайте сейчас ее исполним.

Исполнение песни «Катюша»

5.Подведение итогов урока. Рефлексия

Слово учителя литературы: Каков же смысл эпиграфа к нашему уроку?

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

В. Лебедев-Кумач (1943)

Ответы учащихся: В песнях люди черпали душевные силы. Военная песня стала частью военного периода и помогала осуществить победу над врагом.

 

Учитель музыки: Песни какого временного периода прозвучали на нашем уроке?

Ответ учащихся: Песни, которые были написаны во время войны, до войны и после войны.

Какую роль сыграли стихи и песни военных лет в победе Великой Отечественной войны?

 

Ответ учащихся: Они поднимали боевой дух солдат, помогали солдатам выжить в трудные минуты, вселяли уверенность, что дома ждут родные и близкие, и нужно обязательно вернуться. Бойцы знали, что воюют за свою Родину, и поэтому нужна была только Победа!

 

Слово учителя литературы: Нужны ли сегодняшнему поколению песни, написанные после войны? Ведь война уже закончилась? Как Вы думаете?

Ответ учащихся: Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Великой Отечественной войны и чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину.

Слово учителя музыки: И для Вас, поколения XXI века, песни военных лет – это произведения искусства и учебник истории Отечества, с их помощью можно изучать героическое прошлое нашей Родины.

А мы сегодня, лишь прикоснулись к теме: «Строки, опаленные войной. Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

Слово учителя литературы: Мы советуем вам дополнительно почитать стихи Ольги Берггольц, Муссы Джалиля, Эдуарда Асадова, Расула Гамзатова

Слово учителя музыки: И послушать авторские песни Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы, Александра Розенбаума и других композиторов.

 Слово учителя литературы: Сегодня за активную работу на уроке все получают оценку «Отлично» (выставление оценок).

6.Домашнее задание:

Наш разговор на этом не заканчивается. Предлагается следующее домашнее задание:

Слово учителя литературы: По литературе – написать письмо ветерану со словами благодарности, красочно оформить.

Слово учителя музыки: По музыке – вспомнить и повторить, какие песни на данную тематику мы изучали.

 

Слово учителя литературы Ребята, мы начали сегодняшний урок с Реквиема по погибшим, а закончим наш урок символом памяти о павших воинах.

Слово учителя музыки: Возьмите в руки журавлей, которых мы с вами сделали на предыдущем уроке. Напишите на них имена своих прадедушек и прабабушек и давайте прикрепим на доску как память о Великой Отечественной войне.