Итоговый урок литературы в 5 классе в форме интеллектуально-познавательной игры.

Данная форма вызывает интерес у детей, дает возможность проявить свою активность в увлекательной деятельности, показать умение работать в группе. Использовался учебник Ф. В. Чертова.

 

Разработчик: Громенкова Светлана Ивановна

 

 

Интеллектуально-познавательная игра «Литературными тропами»

 

Цели:

  • активизация познавательной деятельности учащихся по литературе;
  • развитие творческих способностей;
  • проверка полученных знаний пятиклассников.

 

ХОД ИГРЫ

Слово учителя.

Уважаемые ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по тропинкам литературной страны. И вы окажитесь здесь не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками необычного мероприятия.

В игре участвует 3 команды по 5 человек.

Представление жюри конкурса.

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ТРОПА

Игроки из 3-х команд (по 5 человек) становятся через одного и отвечают на вопросы поочерёдно – по лексическому значению отгадывают термин. Кто ошибается или не знает ответа, выбывает. Победитель — кто остался последний и правильно ответил на заключительный вопрос.

 

  • Малый эпический жанр; краткий рассказ, чаще в стихах, главным образом сатирического характера. Цель басни – осмеяние человеческих пороков, недостатков общественной жизни. БАСНЯ
  • Вид устной речи, разговор двух или более лиц. ДИАЛОГ
  • Начальный момент в развитии событий, изображенных в художественном произведении. ЗАВЯЗКА
  • Подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-выразительное значение в соотнесении с содержанием текста. ЗВУКОПИСЬ
  • Построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения. КОМПОЗИЦИЯ
  • Высшее напряжение действия в художественном произведении. КУЛЬМИНАЦИЯ
  • Предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного творчества; первоначальное представление о мире. МИФ
  • Развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других лиц. МОНОЛОГ
  • Изображение неодушевленного предмета как одушевленного. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
  • Перерыв в звучании речи, отделяющий друг от друга слова, строки, предложения. ПАУЗА
  • Небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. ПЕСНЯ
  • Изображение в литературном произведении внешности персонажа как одно из средств его характеристики. ПОРТРЕТ
  • Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. РАЗВЯЗКА
  • Повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк. РИФМА
  • Сопоставление одного явления или предмета с другим. СРАВНЕНИЕ
  • Несуществующее в действительности, созданное фантазией. ФАНТАСТИКА
  • Двусложный размер, где ударения приходятся на нечетные слоги. ХОРЕЙ
  • Определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о нем. ЭПИТЕТ
  • Вид комического, насмешка, не обижающая и не задевающая достоинства человека или группы людей. ЮМОР
  • Двусложный размер, где ударение приходится на четные слоги. ЯМБ

 

ПОРТРЕТНО-БИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРОПА

 

I.О ком идет речь?

  1. Писатель был среднего роста, коренастого телосложения, большая голова. Мягкий и добрый взгляд, в то же время вдумчивый и пронзительный. Широкий лоб, темные и густые брови, мужественные скулы, узкий и заострённый подбородок, аккуратный нос, усы. Что касается стрижки, то она средней длины волоса и зачёсанная челка на бок.

(М. Ю. Лермонтов)

  1. Был высок ростом, широкоплеч, сложения плотного, но не тучного. Длинные седые волосы, густые седые брови и большая седая борода, отливавшая серебром, и в этой сверкающей снежной белизне – доброе, спокойное лицо с немного крупными чертами.

(И. С. Тургенев)

  1. У писателя были мягкие черты лица умного и серьезного человек. который всегда скажет прямо и даст совет. Голубые как море глаза, волевой подбородок. Что касается прически, то рыжие волосы, писатель зачесывал назад. Ко всему этому имел высокий рост 187 см., худощавого телосложения. Носил очки, которые ему очень подходили, любил носить плащи.

(А. П. Чехов)

  1. Был среднего роста – 168 см с копной слегка вьющихся золотистых волос цвета спелой пшеницы. Он был красив типичной славянской красотой, выдающей уроженца Рязанской области. Его голубовато-серые одновременно очень живые и серьезные глаза сверкали озорными искорками.

(С. А. Есенин)

  1. Борода у него была каряя, почти рыжая, волосы черные, немного кудрявые, глаза светло-голубые. Глаза эти иногда бывали мягкими и ласковыми, иногда веселыми, а иногда строгими и пытливыми. Сам он был большой, широкий, мускулистый. Движения его были быстрые и ловкие. В то время он не был еще сед, и на его лице не было еще следов тех страданий и жгучих слез, которые позднее избороздили его черты, когда он одиноко и напряженно искал смысл жизни. К старости он поседел, согнулся, стал меньше ростом, и светлые глаза его стали более ласковыми и часто грустными.

(Л. Н. Толстой)

  1. Цвет кожи смуглый, благодаря эфиопским корням. Душа всегда была истинно русской. Лоб широкий и открытый, нос удлинённый, пухлые губы. Необычный овал лица, со знаменитыми бакенбардами, удивительно сочетал в себе оригинальность и некрасивость. Волосы кудрявые, чёрные, будто ветер гуляет в этих завитках, как и в разуме самого гения. Но самым изумительным были его глаза: темно-серого цвета с синеватым отливом.

(А. С. Пушкин)

  1. Глубокий и мягкий взгляд карих глаз, длинные гладкие тёмно-русые волосы, румянец, довольно крупный нос, которого писатель всю жизнь стеснялся. По воспоминаниям современников, писатель обладал приятным тембром голоса, был стеснительным, молчаливым и замкнутым, в то же время отзывчивым и готовым оказать любую помощь всем, кто к нему обращался, даже незнакомым людям.

(Н. В. Гоголь)

 

II. Правда или ложь?

  1. Родиной предков Пушкина считается Эфиопия. (правда)
  2. В восьмилетнем возрасте Пушкин составлял стихотворения на испанском языке. (ложь)
  3. Пушкин принимал участие в 90 дуэлях за всю свою жизнь. (правда)
  4. Однажды Михаила Юрьевича разыграли друзья. Они подкинули в булочки опилки, а тот съел их, даже не заметив этого. (правда)
  5. Настоящая его фамилия Гоголя при рождении – Яновский. (правда)
  6. Гоголь в совершенстве знал 5 иностранных языков. (ложь)
  7. Гоголь увлекался шитьем, он умел шить и взять различные платья. (правда)
  8. Толстой был вегетарианцем. (правда)
  9. Пожилой писатель не носил обуви, предпочитая ходить босиком. (правда)
  10. У Льва Николаевича был ужасный почерк, поэтому его жена переписывала за него практически все произведения. (правда)
  11. Стихотворение с названием «Березка» Сергей Александрович Есенин издал под псевдонимом «Арестон». (правда)
  12. Сергей Александрович Есенин работал в мясной лавке. (правда)
  13. Чехов никогда не занимался благотворительностью. (ложь)
  14. У Чехова была целая «библиотека» записных книжек. (правда)
  15. В детстве Тургенев подвергался жестоким избиениям со стороны матери (правда)

 

ПОЭТИЧЕСКАЯ ТРОПА

Командам даются конверты со строчками стихотворений, которые напечатаны на отдельных полосках бумаги. Ученикам необходимо составить из рассыпанных строчек стихотворение, выразительно прочитать его, определить размер стиха и рифмовку.

1 команда

Няне

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь. (А. Пушкин)

Размер стиха - ямб, рифмовка - перекрестная

 

2 команда

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

 

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой! (И. Бунин)

Размер стиха - ямб, рифмовка - перекрестная

 

3 команда

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.

 

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

 

Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.(С. Есенин)

Размер стиха - хорей, рифмовка-перекрестная

 

ЛИТЕРАТУРНО-ОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ТРОПА

В этом конкурсе участвуют капитаны команд. Они по очереди берут карточки с описанием героя и называют его имя, произведение и автора.

 

  1. Родился и вырос в тайге. Тринадцатилетний мальчик не по годам умен и сообразителен, любознателен, имеет такие черты, как храбрость и смекалистость, отличается трудолюбием, кропотливостью. Обладает усидчивостью, любит слушать рассказы взрослых. Он из тех людей, которые сначала думают, а потом делают. Его знаниями мог похвастаться не каждый сверстник. Свободное время предпочитает проводить в лесу или рыбача вместе с отцом Григорием, бригадиром рыбаков. Всегда приходит на помощь взрослым, сидеть без дела не по его нраву.

 (Васютка, В. П. Астафьев «Васюткино озеро»)

 

  1. Деревенский мальчик, круглый сирота, 12 лет, потерявший всех своих родных, был найден в лесу бойцами советской армии. Это храбрый и решительный паренек, смекалистый и разумный. Он сразу понравился всем бойцам, видевшим в нём своих детей и мирную жизнь. Он стал сыном полка, с честью неся звание советского солдата.

(Ваня Солнцев, В.П .Катаев «Сын полка»)

 

  1. Настоящий русский офицер, доблестный и бесстрашный. По характеру строптивый, в то же время уважает себя и окружающих. Он требует почтения к своей персоне даже от врагов. Будучи в плену, не сидит без дела, он осторожно и обстоятельно готовит побег. У офицера золотые руки, он может починить всё что угодно. Отличительные черты – это сильная воля и твёрдость характера. Офицер не пал духом, в конечном итоге ему удалось сбежать.

(Иван Жилин, Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»)

 

  1. С пятимесячного возраста осталась без матери. Отец бросил службу, чтобы воспитывать дочь. Она очень любит своего отца. Местные жители относятся к девочке неприязненно, и она живет без подруг. Однажды сказочник предсказал ей: когда девочка вырастет, за ней приплывёт принц на белом корабле с алыми парусами. Жители посёлка не могут понять ее, считают «тронутой».

(Ассоль, А. Грин «Алые паруса»)

 

  1. Высокомерная, самовлюблённая девушка, капризная и своенравная гордячка, она постоянно крутится перед зеркалом. Не принимает ухаживания кузнеца, считая его недостойным своей особы. Привередливая и избалованная, считает, что будущий муж обязан исполнять все её капризы и прихоти. Услышав о смерти кузнеца, горько раскаивается и понимает, что любит его. Становится хорошей женой и матерью.

(Оксана, Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»)

 

  1. Девочка - тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.

(Дина, Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»)

 

  1. Был от рождения глухонемым, но при этом судьба не оделила его могучестью. Его рост составлял двенадцать вершков (один метр и 95 сантиметров), он имел громадную фигуру и создавал впечатление богатыря. Его лицо имело безжизненное выражение. Он носил бороду, и длинные волосы. У него были очень большие руки и ноги. Он имел тяжелую поступь и недюжинную силу. Одеваться он старался опрятно. На особые случаи у него был нарядный кафтан. Его он надевал в самые важные для него моменты жизни.

(Герасим, И. С. Тургенев «Муму»)

 

РЕСТАВРАЦИОННАЯ ТРОПА

Определи и назови, какие стихотворные строки А. С. Пушкина зашифрованы в прозаических строках.

 

  • На берегу морского залива раскидистое дерево, не тронутое желтизной.

(«У Лукоморья дуб зелёный…»)

  • Минус по Цельсию, безоблачное небо, часть суток замечательная.

(«Мороз и солнце! День чудесный!»)

  • Не грызун, не рептилия, а неизученное млекопитающее.

(«Не мышонка, не лягушку, а неведому зверюшку»)

  • Мелкий грызун исполняет музыкальные композиции и уплетает лесные плоды.

(«Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт»)

  • Антипод тьмы, мне принадлежащий, где можно увидеть любое отражение, произнеси…

(«Свет мой, зеркальце, скажи…»)

  • Балбес ты, простодушный человек!

(«Дурачина ты, простофиля…»)

  • Товарищи! Наше объединение достойно всяческих похвал.

(«Друзья мои! Прекрасен наш союз!»)

  • Нахожусь в полулежачем положении в помещении с железными прутьями на окнах и влажным климатом.

(«Сижу за решёткой в темнице сырой»)

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ (размер 5,24 МБ)