Использование межпредметных связей путём совмещения смежных предметов литературы и психологии в рамках одного урока поможет рассмотреть образ Григория Печорина – главного персонажа романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» – с точки зрения психологии.

Бинарный урок литературы и психологии «Мандала Григория Печорина» носит практический характер, ведь всем известно, что себя познать непросто. А знание характеров литературных героев поможет строить собственные отношения с другими людьми, избегать предательства, находить друзей, получать радость от общения с окружающими.

 

 

«Мандала Григория Печорина»

Класс – 9.

Предметы: литература, психология.

Учителя: Шелудченко Анна Викторовна, Шелудченко Максим Олегович 

Тип урока – интегрированный.

Цель:  создать психологический портрет Печорина, обобщить знания учащихся о главном герое.

Задачи:

Образовательная:

  • совершенствовать умение анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
  • сформировав первоначальное представление о психологическом портрете в литературе, объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина.

Развивающая:

  • совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
  • развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;
  • развивать умение видеть мир в его многообразии;
  • развивать устную и письменную монологическую (диалогическую) речь учащихся.

Воспитательная:

  • способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
  • воспитание нравственных качеств личности.

 Раздаточный материл: буклеты, матрицы мандал, цветные карандаши.

 

Ход урока

Печорин скрывается от нас таким же

неразгаданным существом,

как и является нам в начале романа.

В.Г. Белинский

Учитель литературы: Тема сегодняшнего урока звучала бы традиционно так: «Психологический портрет Григория Печорина». Но у нас сегодня необычный урок – бинарный, поэтому и тема будет нетрадиционная – «Мандала Григория Печорина».

Перед вами лежат небольшие рисунки, очень похожие на узоры калейдоскопа. Это и есть матрицы мандалы. Что же обозначает такое интересное слово, расскажет вам педагог-психолог.

Психолог: Мандала — это название геометрического рисунка. Если буквально перевести слово «мандала», то оно расшифровывается, как «круг» или «окружность». Мандала — это символ, который способен помочь человеку приблизиться к желаемому. Данный рисунок позволяет узнать характер человека, его внутреннее состояние, а также духовный мир.

Учитель литературы: сегодня этот чудесный рисунок поможет нам рассмотреть образ Печорина с точки зрения психологии. Ваша задача – используя данную информацию, расшифровать мандалу Печорина. Но сначала каждый из вас нарисует свою мандалу.

Психолог: В рисовании мандалы вы можете использовать абсолютно любые цвета. Раскрашивать мандалу следует, начиная из серединки изображения и постепенно доходя до края. Так рисунок получится более органичным.

Под музыку обучающиеся раскрашивают мандалы. 15 минут

Психолог: Рассмотрите свои мандалы и обратите внимание, какие цвета преобладают на вашем рисунке, ведь они имеют определенное значение в психологии:

красный — цвет крови, любви и страсти

чёрный — цвет тьмы, смерти, отчаяния, опасности

жёлтый — символизирует благополучие, радость, счастье

оранжевый — амбициозность, эмоциональность, споры, гордыню

голубой —  источник жизни, символизирует воду и небо

синий — мистику, тайну, конфликт, интуицию, страх

зелёный — поддержку, понимание, желание помочь

салатовый — слабое энергетическое поле

фиолетовый — эмоциональную зависимость

сиреневый — переживания, волнения

 

Учитель литературы: Теперь посмотрите на мандалу Григория Печорина (она изображена на буклетах) и сопоставьте её цветовую гамму с внутренним миром героя Лермонтова. Я буду читать вам отрывки из романа, а вы в распечатанных текстах, которые лежат у вас на столах, выделяйте соответствующим цветом слова, характеризующие Печорина. Например, синим цветом выделяете фразы, в которых говорится о страхе героя.

Чтение текстов под музыку. Обучающиеся работают с текстами

Текст: «Все читали на моём лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я её отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей её половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел её эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять моё мнение: если моя выходка вам кажется смешна – пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало».

В журнале Печорина мы читаем: «Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе. Другой бы на моем месте предложил княжне: son coeur et sa fortune; Свое сердце и свою судьбу!* но надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы моей не продам. Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие... Ведь есть люди, которые безотчетно боятся пауков, тараканов, мышей... Признаться ли?.. Когда я был еще ребенком, одна старуха гадала про меня моей матери; она предсказала мне смерть от злой жены; это меня тогда глубоко поразило; в душе моей родилось непреодолимое отвращение к женитьбе... Между тем что-то мне говорит, что ее предсказание сбудется; по крайней мере буду стараться, чтоб оно сбылось как можно позже.»

Психолог: итак, посмотрите внимательно на мандалу Печорина: в ней преобладают цвета, обозначающие отчаяние, мистику, страх, эмоциональность, волнение, амбициозность, гордыню, а также здесь присутствует и цвет страсти и любви.

Учитель литературы: всё это говорит о том, что Печорину пришлось отказаться от своего собственного Я и представить миру Я ложное.

Психолог: В первом отрывке явно прослеживается центральная психологическая защитная реакция расщепление. Истоки её чаще всего  находятся в довербальном периоде, когда младенец ещё не может отдавать себе отчёт в том, что люди, которые заботятся о нём,  обладают и хорошими, и плохими качествами. Механизмы расщепления могут быть очень эффективны. У Печорина они уменьшают тревогу.

Учитель литературы: Главный герой говорит о себе так: «Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». Печорин с детства чувствует, что он является человеком «лишним», поэтому его отношения с окружающими с самого начала обречены на провал: «Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Психолог: Печорин бесстрастно, иронично и слегка презрительно относится к окружающим. Эта тенденция к превосходству могла у него появиться из-за действий родителя, сверхконтролирующего его личное пространство.

Учитель литературы: во втором отрывке мы видим, как Григорий занимается рефлексией. Задаёт себе риторические вопросы и торопится сам же на них ответить, словно боится услышать иное, отличное от его, объяснение всему происходящему.

Психолог: с точки зрения психологии, первичный конфликт в области отношений у людей, касающийся близости и дистанции, любви и страха, приводит также к раздвоению внутреннего мира:  они страстно хотят близости, хотя и ощущают постоянную угрозу поглощения другими.

Учитель литературы: вот и Печорин ищет дистанции, чтобы сохранить свою безопасность и независимость, но при этом страдает от удаленности и одиночества. Печорин потому и боится женщин, что они его поглотят целиком,  и тогда он потеряет свою идентичность.

Хотя женщины и имели большое значение в жизни Печорина, он всё же  признается, что никогда их не ценил, а только приносил им боль и несчастья. Это герой связывает со своей гордостью: «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость».

Психолог: Такие отношения Печорина с женщинами доказывают, что он человек с избегающим типом привязанности.

Учитель литературы: Михаил Юрьевич Лермонтов — отличный психолог, он рассматривает особенности духовного искажения людей окружающей средой, учитывая обстоятельства, которые стали роковыми в их жизни. Составляя психологический  портрет главного персонажа, следует отметить, что при создании этого образа писатель сделал акцент на его внутреннем ожесточении.

Психолог: В книге по психоанализу,  в разделе про антисоциальных  личностей с антисоциальными тенденциями говорится: "Этим людям свойственно господствовать над любыми отношениями и разрушать их. Они могут выносить лишь полностью подчинённых и используемых "рабов", что позволяет им проявлять силу..."

Учитель литературы: так кого же Лермонтов представил в образе Печорина: сильную или слабую личность? На этот вопрос вы ответите дома.