Многие видят Владимира Маяковского только как поэта, принадлежащего к когорте революции, и не замечают его потрясающей любовной лирики.

Любовь к женщине, любовь к людям, любовь Вселенская… Маяковский – это не громада ненависть, а громада любовь. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница лирики В. Маяковского.

 

Разработчик: Нестерова Наталия Владимировна

 

Конспект урока литературы в 11 классе

«Своеобразие любовной лирики В.Маяковского»

(подготовка к выполнению заданий 9,10 ЕГЭ по литературе)

 

 

Цель урока: познакомить с адресатами любовной лирики В. Маяковского, показать её своеобразие; совершенствовать умение анализировать поэтические тексты, давать развёрнутый ответ на задания 9, 10 ЕГЭ по литературе.

Задачи урока:

Обучающие:

обеспечить в ходе урока изучение, повторение и закрепление нового материала;

формировать умение анализировать лирические произведения, делать выводы, сочинять тексты-ответы к определённым заданиям, готовить сообщения, аргументировать своё мнение.

Развивающие:

развивать интерес, память и мышление;

развивать умение слушать и дискутировать;

развивать творческую инициативу обучающихся.

Воспитательные:

воспитывать чувство коллективизма, ответственное отношение к уроку, взаимопомощь. 

 

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Начало урока. Мотивация.

- Здравствуйте, дорогие юноши, девушки и гости урока. Дальнейшее наше с вами путешествие по лирике Владимира Владимировича Маяковского я бы хотела начать следующими словами Владимира Семёновича Высоцкого:

Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока
На берег тихо выбралась любовь
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков.

И чудаки — еще такие есть —
Вдыхают полной грудью эту смесь.
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья…

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь у нас на уроке? Какую цель и задачи ставим?

(Любовь выбралась – олицетворение, неровное дыхание – эпитет….чудаки – это люди, попадающие под влияние этого чувства…36 лет жизни Маяковского не прошли без этого сильного чувства)

- Вы правы, речь сегодня пойдет о своеобразии любовной лирики В. Маяковского. Откроем тетради, запишем число на полях и тему урока. Обратите внимание на доску, что скажете? (портреты женщин – муз В.Маяковского)

- 4 ученика знакомят с «Адресатами любовной лирики В. Маяковского»

Слайд 1

Январь 1914 года. Маяковский во время футуристического турне приезжает в Одессу. Всего три дня выступлений и чудесный романтический эпизод. Владимир знакомится с Марией Денисовой – красивой незаурядной девушкой. По-видимому, она от каких-то серьёзных шагов при столь мимолётном знакомстве отказалась. Как бы то ни было, но чувство неразделённой любви нашло отражение в поэме «Облако в штанах».

 

Вошла ты,

резкая, как «нате!»,

муча перчатки замш,

сказала:

«Знаете —

я выхожу замуж».

 

Что ж, выходите.

Ничего.

Покреплюсь.

Видите — спокоен как!

Как пульс

покойника.

Помните?

Вы говорили:

«Джек Лондон,

деньги,

любовь,

страсть»,—

а я одно видел:

вы — Джоконда,

которую надо украсть!

И украли.

 

Слайд 2

1915 год. Эльза Каган привела нового знакомого поэта-футуриста в дом к своей замужней сестре Лиле Брик. Маяковский был сражен этой маленькой женщиной с ярко рыжими волосами и каре-зелёными глазами. Вот она – его громада любовь, любовь на всю жизнь, любовь, принёсшая столько радости и столько мучений. Строчка: «Она красивая, её, наверно, воскресят!» – потрясает. Кто ещё из поэтов мечтал о воскресении в будущем любимой женщины? /Маяковский был увлечён философией Федорова, о том, что когда-нибудь в будущем, возможно, будет воскрешение лучших, избранных людей.

Но, вернёмся к первой встрече. Маяковский весь вечер был в ударе. Он прочел поэму «Облако в штанах» и тут же попросил разрешения посвятить её Лиле. Так поэма, в которой фигурировало имя Мария, поэма, на создание которой Маяковского вдохновила одна женщина, была посвящена Лиле Брик.

Слайд 3

Лиля Брик – красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она – дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами, и в то же время она лишена всяких предрассудков, она эмансипированна.

Осень 1918 года. Голодная Москва, коммуналка, холод. Не было овощей, фруктов. Лиля заболела авитаминозом. Маяковский с трудом добывает для неё настоящее сокровище – примитивные овощи.

Слайд 4

Немного раньше, в мае 1918 года. В Москве Маяковский и Лиля Брик снялись в фильме «Закованная фильмой» Это история художника, который ищет настоящую любовь. Он видит сердца женщин: в одном – деньги, в другом – наряды, в третьем – кастрюльки. Наконец, он влюбляется в балерину – Лилю Брик. Но балерина скучает без сцены, без экрана, ей нужны поклонники, ведь она – повелительница сцены. Но художник ещё верит ей, верит и надеется на взаимную любовь. Так же и поэт клянётся Лиле Брик в вечной любви. А ведь она запрещает ему выяснять отношения с мужем – Осипом Бриком, запрещает ревновать, говорит, что Осип Брик навсегда останется её официальным мужем, хотя их супружеские отношения давно окончены.

Современники говорили об их отношениях: «Маяковский любил её без памяти, а она не сходила с ума от любви».

Она могла быть нежной с ним, а могла быть отчуждённо холодна.

Порой она была с ним жестока. Как-то, гуляя вдоль Невы, он прочёл Лиле свою поэму «Дон Жуан». «Опять про любовь, – заметила она. – Как не надоело?» Тогда он вынул из кармана рукопись и, разорвав, пустил клочки по ветру…

Слайд 5

Знаю,

Каждый за женщину платит.

Ничего, если пока

Тебя вместо шика парижских платьев

Одену в дым табака.

Любовь мою,

Как апостол оно, по тысяч разнесу дорог.

Тебе в веках уготована корона,

А в короне слова мои_

Радугой судорог.

- Что вы почувствовали? Какая она, любовь поэта?

(Любовь великая, любовь-громада, лирический герой готов разнести её и в пространстве (тысячи дорог) и во времени (века). Он коронует возлюбленную. И в тоже время мы не можем не почувствовать страдание лирического героя («радуга судорог»).

Лиля Брик была из тех, кто внушал стихи и сводил с ума. Даже враги не оспаривали её красоту, её интеллект, её умение очаровывать. Эта женщина – ЛИЛИТ. (Напомним древний библейский миф о первой женщине, равной во всём мужчине, а может быть, даже и превосходящей его в чём-то. По мифу, даже Бог испугался совершенства своего творения и оставил Лилит в одиночестве, а для Адама – первого мужчины, создал женщину из ребра – Еву, женщину, которая изначально являлась лишь частью мужчины).

Лиля Брик – последняя хозяйка литературного салона в 20 веке. В её салоне говорили только о литературе и искусстве.

Лиля Брик была очаровательна даже в возрасте 85 лет. Она получала подарки от известного Кутюрье. Ив Сен Лоран специально для неё творил наряды. Пабло Неруда посвящал ей стихи, а Пабло Пикассо мечтал, чтобы она позировала для его шедевров

Однажды Лиля Брик решила провести эксперимент – 2-х месячную разлуку. 2 месяца поэт жил без любимой в добровольной тюрьме – в своей комнате на Лубянке – и писал поэму «Про это», конечно же, про любовь.

У Лили была теория: «Чтобы творить, нужно испытывать мучения, лишения, нужно преодолевать трудности. Благополучие губит художника».

Слайд 6

Париж в жизни Маяковского. Париж подарил поэту надежду на взаимную любовь, любовь простую, человеческую… Татьяна Яковлева сопровождала поэта в качестве переводчицы. Натуральная блондинка, длинноногая, спортивная. Все, видевшие их вместе, отмечали, что они – очень красивая пара. Влюблённый Маяковский покорил молодую эмигрантку. Он нежно, трепетно ухаживал. В холодную погоду мог снять с себя пальто и укутать ноги девушке. Первый раз поэт изменил своей постоянной Музе: 2 стихотворения он написал и посвятил Татьяне Яковлевой. «Письма из Парижа товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский писал: «Иди ко мне, иди на перекрёсток моих больших и неуклюжих рук». Он звал её в Россию. Но Татьяна была из среды белых эмигрантов, она ненавидела советскую Россию. А поэту запретили выезжать за границу. Может быть,  испугались любви поэта революции к белой эмигрантке.

Слайд № 7

Вероника Витольдовна Полонская не стала адресатом любовной лирики Маяковского. Это последняя женщина, которой поэт предложил построить простое человеческое счастье. Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной. Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению, тоже не была свободной. Она была замужем. И на категоричное требование поэта остаться с ним, ответила, что не может так просто расстаться со своим мужем. 12 апреля 1930 года после её ухода Маяковский застрелился. Неправильно было бы сказать, что причина ухода поэта из жизни только в неудачах личных, любовных. Была ещё выставка «20 лет работы», которую проигнорировал союз писателей. Была ещё статья Ермилова в «Правде», в 1930-м году, в которой прозвучало обвинение Маяковского в троцкизме.

  1. Беседа по прослушанному материалу и прочитанным текстам.

- Спасибо нашим парням! Мы познакомились с музами любовной лирики В.Маяковского. А сейчас я опять предлагаю работу в группах: 1 группа – ученики-наставники, которые на экзамене по выбору собираются сдавать литературу, а сегодня на уроке будут координировать задания для всех групп, 2 и 3 группы будут анализировать разные стихотворения В. Маяковского, распечатки которых расположены на ваших рабочих местах. Обратимся к текстам, попробуем разгадать, кому адресованы данные произведения? Увидели подсказки?

1 группа – «Лиличка» 1916г.

2 группа – «Письмо Татьяны Яковлевой» 1928г.

- Даю минуту для ознакомления с текстом, чтобы впоследствии его выразительно прочитать и проанализировать с точки зрения поэтического текста.

(Группа наставников напоминает, что мы будем обращать внимание на всё: на лирических героев, их состояния; на звукопись, лексику, тропы, синтаксис)

Чтение стихотворения «Лиличка» учениками 2 группы:

- Почему испытали затруднение в прочтении произведения? (необычное построение – лесенкой, есть неологизмы, характерные для футуристов)

- Сколько лирических героев Вы видите? (Он – безумно влюблённый, Любовь заменяет ему всё: и солнце, и воду… и уходит..и возвращается …Сравнивает себя с быком – непобедимая сила, жертвенность; слоном – мудрость, благоразумие, интеллект, терпение…)

- Прослушаем чтение стихотворения третьей группы. Поверхностно проанализируем и сделаем вывод, что объединяет эти произведения? (адресованы реальным женщинам, много метафор, эпитетов)

4.Творческая работа.

- На экзамене по литературе во второй части экзаменационного варианта имеются вариативные задания 9 для написания небольших сочинений.

(Наставники произносят условия для написания данных сочинений и предлагают сформулированные ими вопросы)

Выберите ОДНО из заданий (9.1 или 9.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

 

9.1 Как название приведённого стихотворения соотносится с его содержанием?

9.2 Какие черты личности лирического героя раскрываются в стихотворении В.В. Маяковского?

- А вот 1 группу я попрошу написать ответ на вопрос, сформулированный совместно с наставниками к 10 заданию ЕГЭ по литературе:

9.3. Назовите произведение отечественной литературы, в котором изображена любовь-страдание? Чем её можно сопоставить с любовью лирического героя данного стихотворения В.В. Маяковского? (сопоставляют с ранее изученными стихотворениями А. Блока «Незнакомка», С. Есенина «Зелёная причёска», Ф. Тютчева «Она сидела на полу…»)

(Через 8-10 минут заслушиваем полученные сочинения в группах или парах).

  1. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Постараемся подвести итоги урока вместе, сформулировав несколько предложений по своеобразию любовной лирики В.Маяковского:

- любовная лирика Маяковского отличается своей эмоциональностью и искренностью. В его стихах мы видим автора, который полностью открывается перед читателем, демонстрируя свои самые глубокие чувства и мысли;

- любовь — это сила, способная изменить мир и преобразить жизнь;

- Маяковский в своих стихотворениях описывает разные аспекты любви – от первых взглядов и волнения до горя и разочарования;

- поэт описывает ее глаза, улыбку, движения, словно пытаясь передать всю свою любовь и восхищение в каждой строчке. Его стихи полны нежности и ласки, которые отражают его глубокое чувство и привязанность к возлюбленной;

- в его поэзии любовь предстает во всей своей многообразности: от радостной и возвышенной до грустной и трагической. Маяковский описывает любовь как сильное чувство, способное изменить жизнь человека. Он говорит о том, что любовь может быть источником вдохновения и счастья, но также может причинить боль и разочарование.

  1. Домашнее задание.
  2. Прочитать поэму В.Маяковского «Облако в штанах». 
  3. Написать сочинение на тему: «Особенности любовной лирики В.Маяковского» (желательно наставникам).

 

Приложение

  1. Вместо письма
    Дым табачный воздух выел.
    Комната —
    глава в крученыховском аде.
    Вспомни —
    за этим окном
    впервые
    руки твои, исступленный, гладил.
    Сегодня сидишь вот,
    сердце в железе.
    День еще —
    выгонишь,
    может быть, изругав.
    В мутной передней долго не влезет
    сломанная дрожью рука в рукав.
    Выбегу,
    тело в улицу брошу я.
    Дикий,
    обезумлюсь,
    отчаяньем иссеча́сь.
    Не надо этого,
    дорогая,
    хорошая,
    дай простимся сейчас.
    Все равно
    любовь моя —
    тяжкая гиря ведь —
    висит на тебе,
    куда ни бежала б.
    Дай в последнем крике выреветь
    горечь обиженных жалоб.
    Если быка трудом уморят —
    он уйдет,
    разляжется в холодных водах.
    Кроме любви твоей,
    мне
    нету моря,
    а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
    Захочет покоя уставший слон —
    царственный ляжет в опожаренном песке.
    Кроме любви твоей,
    мне
    нету солнца,
    а я и не знаю, где ты и с кем.
    Если б так поэта измучила,
    он
    любимую на деньги б и славу выменял,
    а мне
    ни один не радостен звон,
    кроме звона твоего любимого имени.
    И в пролет не брошусь,
    и не выпью яда,
    и курок не смогу над виском нажать.
    Надо мною,
    кроме твоего взгляда,
    не властно лезвие ни одного ножа.
    Завтра забудешь,
    что тебя короновал,
    что душу цветущую любовью выжег,
    и су́етных дней взметенный карнавал
    растреплет страницы моих книжек…
    Слов моих сухие листья ли
    заставят остановиться,
    жадно дыша?
    Дай хоть
    последней нежностью выстелить
    твой уходящий шаг.

1916 г.

  1. В поцелуе рук ли,
    губ ли,
    в дрожи тела
    близких мне
    красный
    цвет
    моих республик
    тоже
    должен
    пламенеть.
    Я не люблю
    парижскую любовь:
    любую самочку
    шелками разукрасьте,
    потягиваясь, задремлю,
    сказав —
    тубо —
    собакам
    озверевшей страсти.
    Ты одна мне
    ростом вровень,
    стань же рядом
    с бровью брови,
    дай
    про этот
    важный вечер
    рассказать
    по-человечьи.
    Пять часов,
    и с этих пор
    стих
    людей
    дремучий бор,
    вымер
    город заселенный,
    слышу лишь
    свисточный спор
    поездов до Барселоны.
    В черном небе
    молний поступь,
    гром
    ругней
    в небесной драме,-
    не гроза,
    а это
    просто
    ревность двигает горами.
    Глупых слов
    не верь сырью,
    не пугайся
    этой тряски,-
    я взнуздаю,
    я смирю
    чувства
    отпрысков дворянских.
    Страсти корь
    сойдет коростой,
    но радость
    неиссыхаемая,
    буду долго,
    буду просто
    разговаривать стихами я…
    Я не сам,
    а я
    ревную
    за Советскую Россию…
    Мы
    теперь
    к таким нежны —
    спортом
    выпрямишь не многих,-
    вы и нам
    в Москве нужны,
    не хватает
    длинноногих.
    Не тебе,
    в снега
    и в тиф
    шедшей
    этими ногами,
    здесь
    на ласки
    выдать их
    в ужины
    с нефтяниками.
    Ты не думай,
    щурясь просто
    из-под выпрямленных дуг.
    Иди сюда,
    иди на перекресток
    моих больших
    и неуклюжих рук.
    Не хочешь?
    Оставайся и зимуй,
    и это
    оскорбление
    на общий счет нанижем.
    Я все равно
    тебя
    когда-нибудь возьму —
    одну
    или вдвоем с Парижем.

1928 год