Основное внимание на данном уроке в 7 классе уделяется воспитанию качеств толерантности, умению сострадать, выражать своё отношение к поднятой проблеме через поступки героев, через связь с современностью.

Автор урока: Коньшина Наталья Анатольевна

Цель: Знакомство с рассказом И. Бунина «Лапти» и определение его проблематики.

Задачи: 

совершенствовать навык анализа художественного текста;

развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся;

воспитывать милосердие, доброту, толерантность.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Жизнь и творчество И. Бунина», тексты, картины Н. Ярошенко «Крестьянин в лесу», И. Прянишникова «Крестьянин с рогатиной», И. Крамского «Пасечник», иллюстративный материал «Лапти».

Результаты:

Предметные: умение воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, потомку; умение анализировать прочитанное; развитие творческих способностей и читательской наблюдательности; умение оценивать художественное произведение, понимать авторский замысел.

Метапредметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; извлечение информации из различных источников; самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор на тему.

Личностные: воспитание милосердия, доброты, толерантности; стремление к речевому самосовершенствованию, к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

ХОД УРОКА


Организационный.

Учитель приветствует, настраивает учеников на успешную работу.

Демонстрирует ролик «Пальто» https://www.youtube.com/watch?v=jkrir6UiOgo

– Как вы думаете, о чём пойдет сегодня речь на уроке»? 

Постановка проблемы.

Демонстрирует портреты К. Хабенского и М. Матвеева, Е. Боярской.

– Знаете ли вы этих людей?

Это актёры театра и кино. К. Хабенский, М. Матвеев, Е. Боярская.

Константином Хабенским был создан Благотворительный фонд, который занимается организацией помощи детям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга.

Максим Матвеев и Елизавета Боярская работают в фонде «Доктор Клоун». Фонд работает для детей, которые находятся на длительном стационарном лечении, плохо переносят пребывание в больничных стенах. Команда актеров и медиков вот уже на протяжении 10 лет помогает малышам преодолеть боль и страх перед сложным, но таким жизненно необходимым лечением.

– Как вы думаете, зачем они это делают?

– Как называют таких людей и их дела?

– Филантроп – человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся. (Интернет)

– Благотворительность – творить благо.

Милосердие (мил сердцу) - готовность помочь кому-нибудь (С.И.Ожегов).

Произнесите эти слова, правильно ставя ударение.

– Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

– На примере рассказа И. Бунина «Лапти» мы попробуем ответить на вопросы:

 В какие минуты жизни люди могут проявлять милосердие?
 Кто способен проявить милосердие?
 Зачем это им нужно?

Обучающиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы, работают в картах-схемах: записывают термины благотворительность, милосердие, «филантроп», дают им трактовку. Работают с толковыми словарями, ищут в сети Интернет понятие «филантроп». Занимаются орфоэпическим тренингом. Познавательные: умение сопоставлять информацию с имеющимися знаниями, выдвигать предположения, обосновывать их.

Актуализация знаний.

– Иван Алексеевич Бунин, выдающийся русский писатель, почётный академик императорской Академии наук и лауреат Нобелевской премии, прожил 34 года за границей, но продолжал любить Россию, восхищался её природой и удивлялся загадочности русской души.

Дети слушают подготовленных обучающихся о жизни и творчестве писателя, просматривают презентацию.

Поиск путей решения проблемы.

– Мы продолжаем знакомиться с творчеством И. Бунина. И перед нами его рассказ «Лапти»

Чтение рассказа.

Учитель просит обсудить, какие проблемы поднимает автор в рассказе, обосновать свои мнения. Предлагает проанализировать текст, организует фронтальную работу, применяя приём «Толстые и тонкие вопросы».

Примерный круг вопросов:

 С какими героями вы познакомились?
 В какое время года происходит действие рассказа?
 Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.
 Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?
 Что просит больной ребёнок?
 Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни?
 Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?
 Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование, просмотр репродукций на тему «Крестьянин», сравнение ответов учащихся с видением художников).

Дети читают, обсуждают, выявляют круг проблем, формулируют их. Участвуют в фронтальной беседе по содержанию текста. Рассматривают картины художников, визуально определяя, что наиболее верно подходит под описание Нефёда полотно И. Прянишникова «Крестьянин с рогатиной» (Крестьянин на фоне снега, в зимней одежде и т.п.). 

Физминутка.

Упражнения для снятия зрительного утомления.

Решение проблемы.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Самостоятельная работа в парах. Просит в группах обсудить проблемы рассказа, обосновать своё мнение.

«Чтение с пометками»

Каждой группе даётся задание:

– Какие чувства испытывает мать больного ребенка? (Подтвердить текстом).

– Почему Нефед хочет выполнить просьбу больного мальчика, ведь его никто не просил об этом?

– Почему трудно было решиться идти за лаптями?

– Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, описывая вьюгу? (Найти в тексте).

Ученики работают в парах. Зачитывают отрывки из рассказа, находят ИВС, формулируют ответ.

Примерные ответы обучающихся:

«Плакала горькими слезами от страха и от беспомощности». «Ночь была еще страшнее». «…не отходившая от постели», «Мать кидалась на колени и била себя в грудь» (безысходность)

«Значит, душа желает. Надо добывать.» Испытывает чувства жалости, сострадания к маленькому ребёнку. Нефёд был чутким, добрым человеком, с горячим сердцем. На Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

«Обыденкой в такую погоду не вернешься»

«…пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море»

«Пятый день несло непроглядной вьюгой», «бездне снежного урагана и мрака», «сквозь гул и грохот вьюги», «бешено несущемся степном море» (эпитеты, метафоры, олицетворения).

Коррекция знаний.

– Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему?

– Нефёд – старинное имя, образовалось от имени Фёдор. Найдите в словарях трактовку имени Фёдор.

– Нефёд – значит НЕ БОГ. Не БОГ, а сотворил чудо – вылечил ребёнка. Какой вывод можно сделать, ребята?

– Составьте синквейн на тему НЕФЁД – Это свидетельствует о том, что он главный герой рассказа.

Работа со словарями.

«Фёдор — мужское русское личное имя греческого происхождения; восходит др.-греч. («дарованный Богом», «Божий дар»)»

– Люди могут творить чудеса своими руками.

Составление синквейна.

Нефёд,
Добрый, чуткий,
Добывает, спасает, погибает,
Нефёд ценой собственной жизни спасает ребёнка.
Милосердие.

Систематизация знаний.

– Ребята, а почему рассказ называется «Лапти».

– Как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?

– Так, о чем же этот рассказ.

– Вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока:

 В какие минуты жизни люди могут проявлять милосердие?

 Кто способен проявить милосердие?

 Зачем это им нужно?

Ответы детей:

– Лапти – это зов души ребёнка, зов души Нефеда: совершить добро. А в результате спаслись и мужики в поле.

Лапти – это связность человеческих душ, поэтому и рассказ так называется.

– Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.

– Этот рассказ о доброте, о самопожертвовании. О жизни и смерти, о том, кто способен на добрые поступки.

Примерные ответы учащихся.

– В минуты одиночества, духовного падения, когда не могут переносить боль страждущего человека, когда хотят благосклонного отношения к себе и т.п.

– Люди с чутким и открытым сердцем, люди, умеющие чувствовать чужую боль, любящие ближнего и т.п.

– Они хотят стать лучше, добрее, быть полезными. Просто помочь, чтобы облегчить боль нуждающемуся, потому что они – ЛЮДИ!

Оценивание. Рефлексия.

Учитель, используя приём «Письмо по кругу», предлагает обучающимся написать (одно, два предложения), какие законы нравственности они уяснили на уроке.

Список литературы:


1. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе: 7 класс/авт.-сост. В.Я. Коровина. – 10 изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007.

2. https://www.youtube.com/watch?v=jkrir6UiOgo

Технологическая карта урока