В основе данного учебного занятия заложена технология «Диалог искусств», мною был использован метод театральной иллюстрации.

Разработчик: Тарасова Марина Николаевна

 

Метод театральной иллюстрации

в изучении литературного произведения

 

Иллюстрация[лат. illustratio – прояснять] – изображение (рисунок, фотография и др.), поясняющее или дополняющее какой-то текст.

Иллюстрации, выполненные художником в книге, существуют как часть изобразительного искусства; они зримое толкование литературного произведения, своеобразный аккомпанемент ему. Художник-иллюстратор имеет право на свою интерпретацию текста, своё видение сюжета, литературных героев. Если он воплощает зрительный образ произведения с любовью, уважением к писателю, его творению, с чувством меры, эстетической чуткостью, помня о бережном отношении к первоисточнику, то иллюстрации правомерны, нужны читателю, органичны настолько, что срастаются с книгой. Такое изображение помогает восприятию литературного текста, дополняет его, раскрывает его глубинный смысл.

Преподаватель, увлекшись миром вымысла и фантазии, творением другой реальности, которую осуществляют писатели, может прийти к сотворчеству. Его итогом станет, например, создание театральной иллюстрации. Такая иллюстрация – это не просто умело подобранный отрывок из произведения, артистично исполненный, а сконструированный или написанный преподавателем текст, который органично войдёт в канву интерактивного урока. Это создаст ситуацию общения, позволит включить в подготовку к занятию обучающихся, которые выразительно прочтут или сыграют текст.

Театральная иллюстрация так же, как и художественная, имеет право на концепцию автора, на своё видение сюжета, героев. Её создание требует любви к писателю, его произведению, глубокого понимания текста, деликатного отношения к нему.

Главная заповедь здесь: не навреди! Если художник, создавая иллюстрацию, пользуется средствами изобразительного искусства, то преподаватель, создавая театральную иллюстрацию, будет опираться на средства художественного языка и законы театрального искусства.

Обязательное условие успеха такого занятия – совместная деятельность преподавателя и обучающихся: преподаватель становится автором сценария, театральных иллюстраций, обучающиеся – актёрами. На первый план выходит самостоятельная работа ребят. Трудный материал на фоне ярких переживаний «автора, актёров и зрителей» воспринимается легче, хорошо усваивается, надолго запоминается.

 

Тема занятия: «На этом свете не поймешь, что лучше – правда или ложь» (по пьесе М.Горького «На дне»)

Цель  урока: ответить на проблемный вопрос: Что лучше: утешительная ложь или правда?

Предмет: литература.

Тип занятия: занятие по обобщению и систематизации знаний.

Задачи:

  • проанализировать образы главных героев пьесы М. Горького;
  • представить нравственные характеристики героев посредством реализации метода театральной иллюстрации;
  • сопоставить изображение «людей дна» в различных видах искусства (литература, театр, живопись).

Планируемые результаты:

  • метапредметные – развитие навыков структурного мышления, построение схем; формулирование суждений, аргументация тезиса с опорой на текст; развитие навыков работы в паре; умение слушать и работать на достижение общей цели.
  • предметные – сравнительная характеристика литературных героев, систематизация образов художественного произведения, интерпретация авторского замысла.

Методическая цель: развитие коммуникативной компетенции посредством педагогической технологии «Диалог искусств».

Используемые образовательные методы и технологии: технология «Диалог искусств», метод театральной иллюстрации, проблемное обучение, технология развития критического мышления.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, текст пьесы «На дне».

 

Ход учебного занятия

1.Организационный момент

Методический комментарий.

 На данном этапе необходимо создать мотивацию обучающихся на предмет разговора.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем вести разговор о пьесе М. Горького «На дне». Предметом нашего разговора станет человек.

Человек – это существо чувствительное, требующее понимания. Что же нужно человеку? Венец и величие или келья и вера? Возвышая себя над другими, он может превратиться в ничтожное создание, потерявшее духовное начало. Такого человека можно сравнить с червем, …точащим яблоко и высасывающим из него все лучшие соки. И наоборот: маленький, ничем особенным от остальных не отличающийся человек может иметь в своей душе все лучшие человеческие качества. Ему помогают вера, честь, самоотверженность, умение любить… Тогда имя такого человека звучит гордо, в таком имени есть правда. И не важно, как выглядит такой человек; главное, что его душа наполнена правдой.

Так вот, о правде и мечте пойдет сегодня наш разговор. На уроках литературы мы неоднократно пытались найти истину, что же это такое правда, и нужна ли она. Какой бывает правда? На эти вопросы нам сегодня помогут ответить герои пьесы М. Горького «На дне».

2.Актуализация знаний.

Методический комментарий.

На данном этапе происходит формулировка проблемного вопроса, поиск ответа на который будет лежать в основе урока. В данном случае этот вопрос звучит так:

- Что лучше: утешительная ложь или правда?

Этот вопрос должен стать проблемным и по сути своей – целью урока, к достижению которой и будет следовать преподаватель и студент.

3.Постановка проблемы занятия. Формулирование темы занятия, целеполагание.

Методический комментарий.

Данный этап направлен на формулирование темы занятия. Здесь определяется форма работы на занятии. Здесь же определяется цель, которую обучающиеся формулируют под чутким руководством преподавателя.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему занятия, задачи; самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД: анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

Коммуникативные УУД: уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

Слово учителя.

- Ребята, я прошу обратить ваше внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Им стали слова Восточной мудрости:

Ища огонь, находишь вместе с дымом...
В познании правды – познаёшь и ложь...
Во всякой вещи есть две половины...
И без одной, вторую не поймёшь.

- Как вы считаете, какие слова в этом изречении являются ключевыми? Постарайтесь верно определить эти слова, вникнув в содержание данного высказывания. Это поможет нам сформулировать тему занятия.

- Как же может звучать тема нашего занятия?

Методический комментарий.

Обучающиеся высказывают варианты темы занятия, а преподаватель, обобщая сказанное, формулирует название. В данном случае тема звучит так: «На этом свете не поймешь, что лучше - правда или ложь (по пьесе М. Горького «На дне»)».

Обучающиеся записывают в тетрадь тему.

Преподаватель, возвращаясь к проблемному вопросу, ставит перед обучающимися задачу: как можно обозначить цель занятия? Обучающиеся пытаются её сформулировать, в этом им помогает преподаватель. Итак, цель занятия – ответ на поставленный вопрос:

Что лучше: утешительная ложь или правда?

Слово преподавателя.

Ребята, сегодня на уроке мы будем использовать разные формы работы, которые позволят нам лучше вглядеться в образы, созданные автором. В качестве домашнего задания вам следовало представить литературного героя, используя театральную иллюстрацию.

Методический комментарий.

Театральная иллюстрация – это не просто умело подобранный отрывок из произведения, артистично исполненный, а сконструированный или написанный преподавателем текст, который органично войдёт в канву интерактивного урока. Это создаст ситуацию общения, позволит включить в подготовку к занятию обучающихся, которые выразительно прочтут или сыграют текст. Все выступления проходят по одной схеме: защиту жизненных принципов героя организуют два обучающихся.  Первый представляет героя, а второй говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста. Желательно, чтобы выступающие были в театральных костюмах.

Слово преподавателя.

- Я обращаю ваше внимание на тексты, которые находятся у вас на столах. К ним, как к первоисточнику, мы, безусловно, будем обращаться в течение занятия.

Вопрос о правде и лжи, бесспорно, очень сложный. Часто непросто увидеть границу между этими нравственными категориями. Вот поэтому он до сих пор остаётся открытым.

Итак, обратимся к тексту.

РАБОТА С АФИШЕЙ ПЬЕСЫ.

- Если правильно прочитать афишу, вдуматься в неё, тогда будет понятен лейтмотив действия: почему автор представил своих героев именно так, а не по-другому, что сказано о героях?

Попробуем проанализировать и сравнить афиши пьес: Островского «Гроза», Чехова «Вишнёвый сад», Горького «На дне».

ЗАДАНИЕ ПО ГРУППАМ

Островский: возраст ни у кого не указан, разве что неопределённо: «молодой» (17- 20). Борис – сословие не указано, молодой человек, живущий у значительного лица из милости на положении бедного родственника.

Чехов: Сословие, принадлежат к определённой среде – помещичьей, студенческой. Возраст: Ане – 17 лет, Фирсу – 87.

Горький: Названы возраст каждого, его социальное положение (род занятий). Почему? Имя, Отчество есть только у Костылёва, ему положено – хозяин, у Клеща – всё-таки рабочий человек; у других только прозвища. Почему?

Автор собрал под одной крышей людей разного возраста (разного уровня житейского опыта), разного социального положения, разных взглядов, разного осмысления окружающей действительности.

Методический комментарий.

Итак, из афиши пьесы перед нами предстают персонажи с конкретным житейским опытом, накопленным в определённой среде.

– Мы уже знакомы с текстом пьесы, теперь давайте вспомним, как и почему герои Горького оказались в ночлежке?

Методический комментарий.

Продолжается работа в группах, сформированных при выполнении предыдущего задания.

1 группа: Сатин, Бубнов.

2 группа: Актёр, Барон.

3 группа: Клещ, В. Пепел, Настя.

Мы видим из ваших ответов, что каждый из героев хочет, чтобы в нём видели личность.

Вопросы:

Насколько ясно осознают герои свою потребность быть личностью?

Как показывает автор рождение личностного начала?

О чём мечтают герои?

Вывод. Герои ведут разговор о важнейших категориях, с точки зрения которых оценивается человеческие личности вообще, и у Горького в частности.

Герои, сами того не замечая, говорят о важных философских проблемах, оценивая окружающую действительность, представляют свою правду.

Слово преподавателя.

– Да, речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней. На предыдущем занятии вы получили задание: более подробно представить трёх героев пьесы с помощью театральной иллюстрации – Сатина, Луку, Бубнова по следующему плану:

Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.

Как оказался в ночлежке?

Как относится к окружающим?

Отношение к «правде».

– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.

Методический комментарий. Готовя данное задание, студенты работали в паре. Суть работы заключается в том, что сначала студенты самостоятельно изучают тему по плану, отвечают на уточняющие или контролирующие вопросы в своей тетради, а позже организуют взаимопроверку, корректируя ошибочные суждения друг друга. В ходе совместной работы они распределяют роли в паре между собой: кто-то представляет с помощью метода театральной иллюстрации образ пьесы, а кто-то готовит материал для данного выступления перед аудиторией.

Работа в парах выводит каждого студента на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому, включает в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. Взаимное парное обучение существенно облегчает работу преподавателя и обладает свойством мотивировать к учению.

4.Актуализация опорных знаний

– Ребята, я предлагаю вам небольшую разминку, во время которой наши актеры подготовятся к своему выступлению. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит.

«На что совесть? Я не богатый».  (Бубнов)

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…»  (Лука)

«Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)

«Мало знать, ты понимай…»  (Наташа)

«Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)

«Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ».  (Костылев)

«Любить живых надо, живых».  (Лука)

«Выходит – снаружи как себя ни раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)

«Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»   (Сатин)

Методический комментарий.

Преподаватель комментирует уровень знания текста.

Выступление первой группы.  «Правда Луки»

«Христос всех жалел и нам велел».

«Во что веришь, то и есть…»

«Человек – все может… Лишь бы захотел…»

«…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»

«Любить – живых надо…живых…»

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…».

Выступление второй группы.  «Правда Сатина»

 «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не  унижать его жалостью…»

«Что такое правда? Человек – вот правда!»

«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»

– Прежде, чем мы перейдем к следующей студенческой театральной иллюстрации, я предлагаю Вам познакомиться с профессиональной игрой актеров – с чтением монолога Сатина о человеке. На мой взгляд, этот эпизод дополнит Ваше понимание внутренней позиции Сатина.

Видеофрагмент постановки пьесы «На дне» в театре МХАТ.

Выступление третьей группы.  «Правда Бубнова»

«На что мне совесть? Я – не богатый!»

«Люди все живут… как щепки по реке плывут…»

«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»

«Все люди на земле лишние…»

«Все сказки».

Методический комментарий.

Обучающимся предлагается проголосовать за правду одного из героев, объяснить свой выбор.

Обсуждение театральных иллюстраций.

- Ребята, мы увидели героев пьесы на нашей сцене. Скажите, в чем, по вашему мнению, заключается правда каждого из них?

Предполагаемые ответы обучающихся. Начнём с пожилого странника Луки. С его появлением в ночлежке действие начинает разворачиваться особенно стремительно. Он внимателен к босякам, это рождает у многих луч надежды. Лука утешает всех, обещает избавление от страданий со словами: «Ты – надейся!», «ты – верь!». Только говорит он это не потому, что ждёт перемен, а потому что прекрасно знает, что их не будет. Ему искренне жаль всех этих обездоленных. Правда Луки заключается в идее сострадания, призыве к уважению.

Ложь Луки не устраивает Сатина: «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!» «Правда» Сатина – в человеке: «Человек – свободен... Он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он м свободен!.. Человек – вот правда!» Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень-то органично. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира.

Горький выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту». Эти «правды» не совпадают, даже враждебны друг другу. Грандиозен миф Сатина о Человеке: «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека) ... Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга!»

Методический комментарий. Ответы обучающихся и итоги голосования позволят понять преподавателю понимание студентами героев пьесы, их поступков, их правды.

В помощь преподавателю. Здесь важно обратить внимание на ремарку. Абстрактный «человек вообще» возникает на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не понимает, все заняты только собой, своими проблемами, все в разладе с собой и с миром. Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо «любви: ближнему» Сатин предлагает «любовь к дальнему», к абстрактному Человеку, человеку-мечте. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький.

Правда Бубнова самая категоричная – это правда факта. В ней отсутствует даже малейшая жалость к людям, в его словах звучит безнадёжность: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… И чего жалеть... Да и все на земле лишние».

Ролевая игра

Ребята, всё верно, молодцы, вы верно определили жизненную позицию каждого из названных героев, узрев в ней свою правду. Сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Перед вами девушка, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по русскому языку на «2». Помогите ей, исходя из вашего образа, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли.

Методический комментарий.

Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать  людей не могут и не хотят, ребята должны проговорить это, если, конечно, поняли жизненную позицию своих героев до конца.

При выполнении данного задания студенты могут допустить ошибку, попытавшись утешить девочку, здесь учитель должен мягко скорректировать ошибочный ответ и предложить еще более подробно разобраться в мотивах поступков каждого героя, изучив внешние обстоятельства, влияющие на персонажей.

Ребята, теперь обратимся непосредственно к тексту пьесы, который является главным инструментом в понимании героев, в понимании авторского замысла.

Работа с текстом

Задание

  1. Чтение начала пьесы, ответы на вопросы (Как относятся герои друг к другу?)
  2. Продумать мизансцену 1 действия, изобразить схематично (представить, как герои размещены на сцене), вычертить другие обобщения.

Методический комментарий. Сначала учитель дает время (3-5минут), для того чтобы обучающиеся самостоятельно построили схему. Когда же обучающиеся представят свой вариант, преподаватель предлагает собственное видение данного эпизода по тексту, корректируются ошибочные варианты схем обучающихся правильный вариант заносится в тетрадь.

 

Вывод: герои разобщены, в центре интересов каждого – только собственная жизнь.

Реплики разбросаны, действующие лица обмениваются репликами далеко не мирного характера. Единого разговора не ведётся, поскольку они не интересуются друг другом, каждый интересуется только собой.

  1. Работа с авторской ремаркой, предваряющей 1-ое действие (анализ средств изображения).

Задание по группам:

  1. Детали «внешности» ночлежки (1 ряд).
  2. Описание света (2 ряд).
  3. Описание звуков (3 ряд).

Методический комментарий. Данное задание можно дать как опережающее. Чтобы не тратить время урока, студенты самостоятельно готовят задание дома, а на уроке представляют лишь результат своей работы.

- Что должен понять о героях читатель, знакомясь с физическими условиями их жизни? (фронтальный опрос)

Вывод: Быт героев ужасен – общество бросило их на произвол судьбы; выстраивается цепочка: быт – общество – социальные проблемы – философия жизни отдельного человека, помещённого в определённые социальные условия. Философский вопрос: как и зачем жить?

- Продолжим работу, ориентированную на понимание влияния внешних факторов на поступки и правду героев. Я предлагаю Вам рассмотреть картину художника Маковского «Ночлежный дом» и попытаться найти что- то общее в произведениях слова и кисти.

 

Слово учителя. На картине Маковского «Ночлежный дом» изображена «ляпинка» –  известная в конце 19 века ночлежка в Большом Трехсвятительском переулке, названная так по фамилии владельцев, купцов Ляпиных.
Ночлежка была бесплатной, ютились в ней только нищие и бездомные. Они собирались задолго до открытия: мерзли в мороз, мокли под ливнями, но стояли часами, в надежде получить ночлег. Их было очень много, мест на всех не хватало, самые слабые умирали под дверями.

Скажите, пожалуйста, есть ли то, что объединяет картину Маковского и пьесу Горького?

Методический комментарий.

Сравнительная характеристика картины и текста пьесы позволит обучающимся дополнить свои представления об обитателях ночлежки. Картина дает возможность более ярко представить внешних облик «людей дна».

Слово учителя. Мы сегодня рассмотрели обитателей ночлежки, начиная от их имени на афише и заканчивая внутренними мотивами их поступков. Познакомились с «правдой» главных героев, теперь давайте подведем итоги нашему обсуждению, записав общие выводы в тетрадь.

Обобщение изученного материала (для записи в тетрадь).

  1. В центре авторских размышлений о жизни – анализ социальной действительности, смысл которой – подвести читателя к мысли неблагополучии духовном: социальная действительность такова, что отнимает у человека саму возможность духовного развития, делает его пассивным потребителем того, что ему предоставляет общество.
  2. Горький отвергает мысль о возможном насилии над духовной природой человека, показывал мир стремлений и мечтаний героев. Он выносит приговор обществу, низводящих своих членов до уровня животного существования и в тоже время приговор каждому члену такого общества; автор призывает человека освободиться от уничижающего его состояние угнетения.
  3. Главный конфликт – в отношениях между обществом и человеком, между миром угнетения и миром надежды. Автор не соглашается с позицией ни угнетателей, ни угнетаемых.

5. Выставление оценок и рефлексия

Методический комментарий.

Регулятивные УУД: соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД: соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; строить связанное монологическое высказывание.

Методический комментарий.

Для организации рефлексии целесообразно использование весов для голосования (на чашах весов необходимо написать – «ПРАВДА» И «ЛОЖЬ»), которые позволят не только услышать, но и увидеть позицию обучающихся и, исходя из результатов, наметить дальнейший вектор работы с обучающимися.

-  Ребята,  какая правда устроила бы вас?

-  Как вы считаете, что лучше: истина или сострадание. Что нужнее?

- Прошу вас подойти ко мне и положить шарик в тот сосуд, который отражает близкую для вас позицию героя пьесы.

Слово преподавателя. Ребята, проголосовав, мы с вами дали ответ на главный вопрос нашего занятия.

6. Домашнее задание.

Методический комментарий.

Продолжение закрепления знаний посредством развития критического мышления при выполнении домашнего задания.

Письменный ответ на вопрос: «Позиция кого из героев пьесы по вопросу правды вам кажется наиболее правильной? Можно ли в жизни обойтись без жалости, сострадания и милосердия?

Заключительное слова преподавателя. Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежную натуру самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастает в эстетику  нового  творческого  метода,  который  значительно  позже,  в середине  30-х годов, был  назван «социалистическим  реализмом».

Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя. Возможно, вы в своем возрасте еще не решили, каких жизненных принципов вы будете придерживаться в дальнейшей жизни, но хочется верить в то, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.

 

Список использованной литературы

  1. Бялик Б.А. Пьеса «На дне» и русская действительность начала 900-х годов. – «Горьковские чтения». Москва, 1954, с. 168.
  2. Волков А.А. А.М. Горький. - Москва, 1975.
  3. Горький М. Пьесы. - Москва, 1979.
  4. Горький М. О пьесах. – В сб.: «О литературе». Москва, 1953, с. 606.
  5. Обернихина Г.А. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. – Москва, 2014.
  6. Спиридонова Л.М. Горький: в жизни и творчестве. – Москва, 2008.
  7. Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. – Н. Новгород, 1992.

You have no rights to post comments