Замечательный русский писатель И.А. Бунин значительную часть своих произведений посвятил теме любви. Это непостижимое чувство, по мнению автора, мимолетно и неуловимо, кратковременно и непостоянно.

Но, несмотря на это, любовь все равно вечна: она навсегда остается в памяти героев самым ярким и прекрасным воспоминанием. Найти ответ на вопрос, в чём состоит философское восприятие И.А. Буниным этого прекрасного чувства, поможет учебное занятие «Тема любви в творчестве И.А. Бунина».

 

ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ И. А. БУНИНА

 

Цели урока:

образовательная: выявление обучающимися изменений внутреннего мира героев под влиянием сильного и яркого, но непродолжительного чувства любви; развитие представления обучающихся об основных особенностях изображения темы любви в творчестве И. А. Бунина;

развивающая: развитие у обучающихся умения осуществлять анализ прозаического текста с целью более глубокого восприятия произведения, а также умения выделять в тексте опорные понятия, сопоставлять их;

воспитательная: воспитание нравственности, эстетического вкуса, художественного восприятия слова и постижения прекрасного, развитие культуры речи обучающихся.

 

Задачи урока:

учебно-практические:

  • формировать у обучающихся умения анализировать и структурировать информацию, полученную в результате прочтения и анализа текста художественного произведения;
  • развивать навыки определения в небольшом по объему тексте основных (базовых) понятий, объединять их в общие блоки;
  • развивать стремление приобщаться к мировоззрению автора текста через анализ и интерпретацию имеющейся в тексте информации;
  • развивать умение распознавать основные творческие приемы писателя для более глубокого раскрытия внутреннего мира персонажей рассказов с целью более точного и глубокого раскрытия их образов;

воспитательные:

  • формировать бережное отношение к художественному слову, а также чувство гордости за литературное наследие родной страны.

 

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

(Слайд 1)

Преподаватель: Добрый день! Ребята, чей портрет перед вами? Почему мы сегодня говорим о И. А. Бунине?

Да, сегодня 150 лет со Дня рождения Ивана Алексеевича Бунина, знаменитого русского поэта, писателя, переводчика. Иван Бунин стал последним дореволюционным российским классиком и первым среди русских литераторов, кто удостоился премии им. Альфреда Нобеля в 1933 году. Его отличала независимость суждений, Георгий Адамович говорил, что он видит людей насквозь и мог с первого взгляда разглядеть то, о чем человек предпочитал молчать. Творчество Бунина нашло отклик не только в сердцах его соотечественников, его произведения переведены на многие языки и пользуются популярностью за рубежом. Мировая слава пришла к нему еще при жизни, что бывает не так часто.

И.А. Бунин писал:

Позабыв про горе и страданья,

Верю я, что, кроме суеты,

На земле есть мир очарованья,

Чудный мир любви и красоты.

(Слайд 2)

В своих произведениях И. А. Бунин и изобразил «чудный мир любви и красоты».

  1. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание.

Преподаватель: Послушайте два стихотворения и подумайте, как они связаны с рассказами И.А. Бунина, которые вы прочитали дома.

(Обучающиеся читают стихотворения)

 

Жан Батист Мольер

В душе померк бы день и тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали бы любовь.

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любовь, тот все равно

Что не жил.

 

В. Рождественский

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всем старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себя утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката,

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждет:

С природою, с беспамятством слиянье

И вечный мировой круговорот?

 

Преподаватель: Общее – это тема любви. Как вы предлагаете обозначить тему урока?

Любовь и радость бытия – главное в творчестве Бунина. И тема урока: «Тема любви в творчестве И. А. Бунина». «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена», – писал И. Бунин. И эти слова станут эпиграфом к нашему уроку. Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь.

(Слайд 3)

Всю жизнь он разгадывал вечную тайну любви, и мы с вами сегодня будем разгадывать эту тайну и попытаемся вместе с Буниным понять это великое чувство.

 Сегодня у нас урок-исследование, и к концу урока мы с вами должны заполнить опорную схему-таблицу «Тема любви в произведениях Бунина».

(Слайд №4)

(обучающиеся чертят в тетради схему, которую им в течение урока предстоит заполнить) 

  1. Работа над новой темой («открытие» нового знания).

Преподаватель: А теперь давайте рассмотрим, какая любовь отражена в известных рассказах Бунина.

(выступления обучающихся по содержанию прочитанных рассказов) 

«Грамматика любви»

- Бунин показывает любовь как великую ценность. Она всегда чиста и целомудренна. Герой рассказа Ивлев лишь соприкоснулся с необыкновенной и трагической историей любви. Он никогда не видел Лушку, Хвощинского, но их любовь, их судьба приобрели гораздо большее значение, чем частный случай, они стали преданием.

Но картины семейного благополучия писатель не изображает: человек может рассчитывать только на мгновение счастья. Однако это мгновение остается в душе навсегда.

(обучающиеся записывают в схему вывод по рассказу)

Рассказ «Солнечный удар»

Преподаватель:

Почему драматична и даже трагична большая любовь?

(обучающиеся записывают в схему вывод по рассказу)

Рассказ «Легкое дыхание»

Преподаватель: В чем же смысл названия? Какой главный прием использует автор? Какой мы могли бы назвать любовь в этом рассказе?

- Сам Бунин объяснял название так: «такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть «легкое дыхание», «недоумение».

- Главный прием – антитеза. «Легкое дыхание» Оли Мещерской противопоставлено обыденному, пошлому миру.

- Несмотря на свой «женский» опыт, Оля сохранила чистоту и естественность, «легкое дыхание», которое «рассеялось в этом облачном небе, в этом холодном осеннем ветре».

Преподаватель:

- Бунин редко использовал в названии рассказов о любви само слово «любовь». Но все-таки такой рассказ есть .Я говорю о рассказе…

Рассказ «Митина любовь»

- Митина любовь – какая?

- Запишем вывод в опорный конспект.

Рассказ «Руся».

Преподаватель:

Всколыхнуть и растревожить давно пережитые, но не угаснувшие чувства может не только мимолетная встреча с некогда любимым человеком. Так, в рассказе «Руся» (1940) даже «печальный полустанок» за окном вагона возвращает героя, путешествующего с женой, в то «удивительное лето», которое «уже целых двадцать лет тому назад было». 

Как ярко воссоздает герой в памяти образ чистой, прекрасной девушки-художницы! 

С какой силой переживает он свою утраченную первую любовь, все ее повороты и детали, вплоть до запахов, «содрогаясь при мысли о ее смуглом теле», «о темных родинках на нем»!)

И мы, разделяя тоску героя, верим, что «подобного счастья не было во всей его жизни».

Рассказ «Холодная осень».

Преподаватель:

(Безымянной героине рассказа «Холодная осень» (1944) судьба дарит для счастья и того меньше – один вечер с женихом в осеннем саду. Видимо, предчувствуя близкую  смерть,  бескорыстный и мужественный юноша утешает невесту: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».

Грустным рефреном звучит эта фраза. И мы вдруг узнаем, что живетгероиня всего лишь только один вечер в своей жизни – тот самый «холодный осенний вечер».

Вот почему так равнодушно рассказывает она обо всем, что было после: настоящая жизнь ее обрывается в момент получения известия о гибели жениха, и все остальные тридцать лет существования без него – «ненужный сон».

И все эти тягостные годы изнутри освещены любовью – горестью о несбывшейся мечте, что не позволяет героине отчаяться, окончательно потерять смысл жизни, дает силы «тяжелым черным трудом» вырастить чужого ребенка.

Пронзительный, всего лишь на несколько страниц рассказ еще раз подтверждает старую истину: нет настоящей жизни там, где нет любви.

(обучающиеся записывают вывод в опорную схему.)

Преподаватель:

- Шестьдесят лет назад, в декабре 1946 года, в Париже вышла в свет одна из самых знаменитых книг Ивана Бунина — сборник рассказов «Тёмные аллеи» (первое полное издание). Это произведение, ныне именуемое критиками «энциклопедией любви», Бунин считал «самым лучшим и самым оригинальным» из всего им созданного, а также «самым совершенным по мастерству». И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже, если она завершается разлукой, гибелью, трагедией.

 

Теме любви И. А. Бунин посвятил значительную часть своих произведений, от самых ранних до последних. Сборник «Темные аллеи» стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви. Он видел ее повсюду, поскольку для него это понятие было весьма широким.

- «Темные аллеи» — произведение многоликое, разноплановое. Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях.

-  Бунин влюблен в любовь. Для него это самое прекрасное чувство на земле, не сравнимое ни с чем другим. И все же любовь рушит судьбы. Писатель не уставал повторять, что всякая сильная любовь избегает брака. Земное чувство есть лишь короткая вспышка в жизни человека, и Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в своих рассказах.    Бунин стремится в своих рассказах остановить мгновение, продлить цветение шиповника, ведь опадение цветов неизбежно.

 - В сборнике «Темные аллеи» вы не встретите ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть. Он показывает нам любовь на ее пике, но никогда — при угасании, поскольку угасания и не бывает в его рассказах. Лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств. 

«Темные аллеи» хочется назвать именно «философией любви». Лучшего определения не подберешь. Бунин подчинил этой философии все свое творчество.

Книга «Темные аллеи» стала неотъемлемой частью не только русской, но и мировой литературы, посвященной вечной, нестареющей теме любви.

Преподаватель: Дома вы прочитали рассказ «Темные аллеи». Давайте вместе поразмышляем над названием рассказа.

(Слайд №5)

- Название и сюжет возникли под влиянием стихотворения Н.Огарева «Обыкновенная повесть»:

(Слайд №6) 

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели –

Река была тиха, ясна,

Вставало солнце, птички пели,

Тянулся за рекою дол,

Спокойно, пышно зеленея,

Вблизи шиповник алый цвел,

Стояла темных лип аллея.

- Бунин писал о создании рассказа: «Потом почему-то представилось то, чем начинается рассказ, – осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нем старый военный… остальное сложилось как-то само собой.».

Строки стихотворения Н. Огарёва «Обыкновенная повесть» цитирует в финале новеллы главный герой. А открывает рассказ действительно довольно мрачная пейзажная зарисовка:

(Начало текста читают обучающиеся) 

Преподаватель: Какова, по-вашему, роль контрастной соотнесённости весна –осень?

Предполагаемый ответ студентов: Весна, счастье, первые порывы чувств — всё осталось в прошлом. Молодость отцвела, миновала «пора любви», у каждого из героев за плечами немало прожитых безрадостных лет, неудавшаяся личная жизнь. Наступила осень жизни…

Преподаватель: Проследите, как ведут себя персонажи произведения на протяжении этого трудного, но столь необходимого для обоих разговора. Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? О чём свидетельствует синтаксический строй речи каждого из них? 

Преподаватель: В поведении Николая Алексеевича всё изобличает сильное волнение. Найдите в тексте слова, описывающие психологическое состояние героя

Предполагаемый ответ студентов: «быстро выпрямился, раскрыл глаза»; «сказал, садясь на лавку и в упор глядя на неё»; «усталость и рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице»; «сказал он торопливо»; «нахмурясь, опять зашагал»; «забормотал»; «поднял голову и, остановясь, болезненно усмехнулся»; «сказал он, качая головой»; «сказал он, отворачиваясь и подходя к окну»; «ответил он, отходя от окна уже со строгим лицом».

Преподаватель: Как видим, герой за какие-нибудь четверть часа немало пережил и перечувствовал — об этом говорит изменение состояния: от смятенно-изумлённого «узнавания» до горького сожаления при виде душевного ожесточения собеседницы. 

Первая реакция героя – покраснел. Как вы думаете, почему?

Предполагаемый ответ студентов: Стало стыдно.

Преподаватель: За что? Как заговорил?

Предполагаемый ответ студентов: Глядя в пол, чувствует вину.

Преподаватель: Наш герой заволновался во время разговора? Как себя ведет?

Предполагаемый ответ студентов: Покраснел до слез, нахмурился, зашагал.

Преподаватель: Как начал говорить?

Предполагаемый ответ студентов: Забормотал, все проходит, любовь, молодость.

Преподаватель: Возражает ему Надежда?

Предполагаемый ответ студентов: Любовь не проходит, не забывается.

Преподаватель: Как вы думаете, он ее любил?

Предполагаемый ответ студентов: Да, это были волшебные минуты, самое дорогое, что имел.

Преподаватель: Чувство вины и стыда в душе героя даёт о себе знать практически с первых мгновений встречи и всё более возрастает по ходу «выяснения отношений», о чём тоже говорят авторские ремарки: «раскрыл глаза и покраснел», «покраснел до слёз». А вскоре и в самом деле заплакал, отвернувшись к окну, пытаясь скрыть «слабость», а потом, уже не стесняясь: «И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил: «Лишь бы меня Бог простил. А ты, видно, простила».

- Но, как выяснилось, она его не простила. Не тронули сердце даже эти запоздалые слёзы. «Нет, Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств, скажу прямо: простить я вас никогда не могла... простить мне вас нельзя». Троекратно повторенная фраза о невозможности прощения служит в данном контексте своего рода мерой, исчисляющей, насколько пропитана горечью, истерзана обидой страдающая женская душа.

Преподаватель: Прочитаем на уроке по ролям ту часть диалога, где Николай выражает недоумение, узнав, что Надежда осталась одинокой. И посмотрите иллюстрации к рассказу.

(Слайд № 7)

Чтение по ролям

Преподаватель: На первый взгляд, такое самоотречение со стороны героини достойно восхищения. Однако стоит задуматься: любовь ли вела её по жизни? О былом увлечении она вспоминает почти с озлоблением. А какие слова находит для своего единственного мужчины после стольких лет разлуки? Только упрёки: «Поздно теперь укорять, а ведь, правда, очень бессердечно вы меня бросили...» Какие же чувства испытывает Надежда?

Предполагаемый ответ студентов: Обиду.

Преподаватель: Николай Алексеевич задаёт Надежде множество вопросов: «Почему не осталась при господах?»; «Как ты сюда попала?»; «А где жила потом?»; «Замужем, говоришь, не была? Почему?» Значит, небезразлична ему судьба некогда любимой женщины. А вот Надежда желания спросить о чём-либо своего бывшего возлюбленного не испытывает. Как вы думаете, почему?

Предполагаемый ответ студентов: Ее это уже не интересует, она сосредоточена исключительно на собственных переживаниях.

Преподаватель: А в каком контексте упоминает героиня о «тёмных аллеях»?

Предполагаемый ответ студентов: С неодобрением, для нее теперь темные аллеи стали символом обмана, утраченных надежд. «И всё стихи мне изволили читать про всякие «тёмные аллеи», — прибавила она с недоброй улыбкой».

Преподаватель: Собственно поэтических строк Надежда, вероятно, не помнит. Да и хотела ли она их помнить? Всякие «тёмные аллеи»... Понятно, что свет высокой любви давно померк в душе женщины. Романтические строки про «тёмные аллеи» ныне связаны в сознании героини лишь с вероломством избранника, став знаком рухнувших надежд и жизненного тупика. «Чудесная весна» обернулась хмурой осенью. Распахнутые навстречу будущему горизонты, замкнувшись, сузились до величины тесной горенки в придорожной избе. И внешне Надежда стала иной.

Преподаватель: Почему же не сложилась любовь Надежды и Николая Алексеевича?

Предполагаемый ответ студентов: Разные сословия, любили по-разному.

Преподаватель: Как сложилась жизнь Николая Алексеевича?

Предполагаемый ответ студентов: Несчастлив, жена изменила, сын – негодяй, мот, без совести.

Преподаватель: А какова жизнь Надежды?

Предполагаемый ответ студентов: Все хорошо, работа, дома уют, хранит память, но не сложилась личная жизнь, замуж не вышла, детей нет.

Преподаватель: Какова манера повествования рассказа?

Предполагаемый ответ студентов: Мягкая, спокойная, задумчивая.

Преподаватель: Чем заканчивается рассказ?

Предполагаемый ответ студентов: Раздумьем о жизни.

Преподаватель: Что сказал нам Бунин о любви?

Предполагаемый ответ студентов: Храните, цените, разглядите.

Преподаватель: Завершим заполнение опорной схемы.

У вас должна получиться схема, на которой в виде тезисов выражена концепция любви по Бунину.

(Слайд №8)

  1. Включение нового знания в систему имеющихся знаний.

Преподаватель: Ребята, вам было дано задание подготовить сообщения о том, как критики и литературоведы писали об изображении любви у Бунина.

(Сообщения рассказывают обучающиеся, которым было заранее поручено подготовить по материалам книг известных отечественных литературоведов.) 

1 студент: В трактовке О.Н. Михайлова.

Любовь в жизни бунинских героев выступает и как «страсть, захватывающая все помыслы, все духовные и физические потенции человека», и как «некая сверхъестественная абсолютная сила», поражающая «своей подчинённостью каким-то внутренним, неведомым человеку законам». «Трагедийность» любви у Бунина, по Михайлову, вызвана, с одной стороны, «несовершенством мира в самых его основах», с другой же стороны, любящим «необходимо расстаться», чтобы «любовь не исчерпала себя, не выдохлась», поэтому, «если этого не делают сами герои, в ход вмешивается судьба, рок, можно сказать, во спасение чувства убивающий кого-то из возлюбленных». Исходя из этого, О.Н. Михайлов делает следующий вывод о бунинской концепции любви: «Любовь — прекрасный, но мимолётный гость на нашей Земле»; «любовь прекрасна» и «любовь обречена».

2 студент: На «несовместимость любви с земными буднями» указывает Ю.В.Мальцев:

«Катастрофичность любви» учёный связывает непосредственно с её особой сущностью: «В любви совершается выход из будней в подлинное существование, в то, чем должна была бы быть жизнь человека. Но состояние высшего счастья и напряжения не может длиться в условиях земных будней». Именно поэтому, утверждает исследователь, «краткое счастье любви у Бунина сменяется катастрофой», и, «следовательно, у любви не может быть счастливого житейского конца».

3 студент: Многие литературоведы говорят о бунинском понимании любви как вечного несбывшегося. Об этом пишет, например, Н.М. Кучеровский:

«...Катастрофичен мир, катастрофично чувство и сознание человека, радость бытия мгновенна... И любовь в этом мире — лишь воображение радости и счастья земного бытия и едва ли не самый короткий путь познания их неосуществимости». «Осуществившись, эта мечта любви... перестаёт быть любовью: осуществление любви есть и её отрицание...». По мнению Н. Кучеровского, «любовь у Бунина трагична», во-первых, «в силу напора катастрофических сил окружающей человека реальности», а во-вторых, по причине «вневолевой и мистически глубинной сущности» любви, которая «вдруг сваливается на человека, превращая обыденную человеческую жизнь в какое-то экстатичное житьё», где-то сопрягается со смертью — и всё идёт прахом».

Преподаватель:

-Любовь в изображении Бунина возникает как необъяснимое и непреодолимое притяжение, внезапная «вспышка» чувств, сродни «солнечному удару». Для любви не существует границ и преград — ни возрастных, ни социальных, ни каких-либо иных, но сохранить, продлить отношения во времени бывает немыслимо в силу разного рода причин, начиная от внешних обстоятельств и заканчивая внутренними законами самой любви, обусловленными её природой. Жажда любви соединяет двоих — на миг, а течение жизни неизбежно разводит — иногда навеки. У этой сказки в принципе не может быть реального бытового продолжения, и хороша она именно своей недосказанностью. Любовь как таковая входит в жизнь персонажей бунинских произведений в качестве воспоминания о неповторимых мгновениях испытанного некогда блаженства.

Тема любви, таким образом, непосредственно связана с темой памяти. Любовь в произведениях Бунина, таким образом, выступает как одна из форм памяти. Поэтому тот, кому есть что хранить в памяти, по-настоящему счастлив и духовно богат, невзирая на все трагические коллизии и сопряжённые с ними неизбежные потери.

Само содержание символа «тёмные аллеи» тоже реализуется через мотив памяти. Мы уже говорили о том, как по-разному и в разном контексте вспоминают и упоминают герои о «тёмных аллеях», какие ассоциации вызывают у каждого из них огарёвские строки. Аллеи памяти персонажей новеллы в этом смысле не имеют точек соприкосновения в настоящем. А слова Николая Алексеевича: «Всё проходит...»; «Как о воде протекшей будешь вспоминать...» — героиня воспринимает как «формулу забвения», оправдывающую реальную чёрствость и предательскую безответственность. Спеша уличить гостя в эгоистичной забывчивости, Надежда выставляет, как ей кажется, неоспоримый женский «козырь» — пронесённое сквозь время на знаменах памяти постоянство: «Всё проходит, да не всё забывается». На самом деле в словах Николая Алексеевича заключена подлинная мудрость: нельзя жить, нагнетая страсти и страдания, памятуя лишь о бедах и обидах, — эта дорога никогда не приведёт к Храму. Но, к сожалению, именно так прожила свою жизнь Надежда. Многозначительна в финале рассказа деталь, касающаяся главной героини: «Она... всё глядела в окно, как мы уезжали». На крыльцо проводить не вышла, горницу свою не покинула. Вот она — красота, запертая в тёмном тереме старых обид и ошибок. Отгородившись от мира, лишив себя реальных радостей настоящего дня, героиня оказалась «выключенной» из жизненного потока. «Тёмные аллеи», применительно к героине бунинской новеллы, становятся символом бесполезного, бессмысленного блуждания в лабиринтах недоброй памяти о прошлом и в конечном счёте — отрешения от того, что должно составлять подлинную основу человеческого существования. Путь опасный и разрушительный для личности.

  1. Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.

Преподаватель:

Как вы поняли, в чем заключается философия любви у Бунина?

Предполагаемый ответ студентов: Любовь в произведениях Бунина мимолетна и неуловима. Герои его произведений никогда не обретают вечного счастья, они только могут вкусить запретный плод, насладиться им, а потом лишиться радостей, надежд и даже жизни. Почему же так происходит? Все очень просто. Дело в том, что, по мнению Ивана Бунина, любовь – это счастье, а счастье мимолетно, непостоянно, следовательно и любовь не может быть постоянной, иначе она станет привычкой, обыденностью, а такое невозможно. Но, несмотря на кратковременность, любовь все равно вечна: она навсегда остается в памяти героев самым ярким и прекрасным воспоминанием.

В рассказах о любви И.А. Бунин утверждал истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисовал любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то что она несет не только радость и счастье, но чаще — горе, страдание, гибель.

  1. Инструктирование о выполнении домашнего задания.

(1 по выбору)

(Слайд № 9)

  • Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Любовь в жизни человека: награда или наказание?»
  • Дайте письменный ответ на вопрос: «Возможна ли человеческая жизнь без любви?» Аргументируйте.

 

Список литературы

  1. Бабореко А. А. Бунин И. А.: Жизнеописание. М.: 2004,-455с.
  2. Закуренко А. А. «Темные аллеи». О рассказах Ивана Бунина. Топос: литературно- философский журнал, 2008 г.
  3. Коханова В.А. Технологии и методики обучения литературе: учебное пособие для бакалавров. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 249 с.
  4. Литература: книга для преподавателя [базовый и профильный уровни]: методическое пособие для учреждений нач. и сред. проф. образования / Г.А. Обернихина, Е.В. Мацыяка; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.
  5. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. Ч 1 / [Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова и др.]; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 432 с.
  6. Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / В.И. Тюпа. -3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ