Предлагаем урок подготовки к написанию сочинения в формате 9.3.

 

Подготовила Лунина Любовь Владимировна

 

Тема: Урок одного слова. Патриотизм

Тип урока: урок развития речи

Вид урока: интегрированный (литература, русский язык, история)

Цели урока:

- сформировать у школьников навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 9.3).

 - сформировать умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, сопоставлять материал, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

Задачи:

Образовательная:

продолжить формирование умения:

- систематизировать лингвистический материал, используя изобразительно-выразительные средства и специальную терминологию;

-  соблюдать  структуру текста-рассуждения, его языковые особенности;

-  составлять собственный текст на основе увиденного и услышанного;

-  соблюдать нормы русского литературного языка.

Развивающая:

развивать

- письменную  и устную речь учащихся, продуктивное мышление;

- навыки работы с дополнительной литературой, образовательными ресурсами Интернета.

 Воспитательная:

-воспитывать патриотизм, уважение к  историческому прошлому, культуре страны.

Оборудование урока:

компьютер, мультимедийное оборудование, видеоролик, толковые словари.

Планируемые результаты:

Предметные: 

-актуализация знаний о типах и стилях речи, об особенностях публицистического описания, об изобразительных средствах (эпитет, сравнение);

-обогащение словарного запаса  учащихся;

-умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её.

Метапредметные результаты:

-развитие устной и письменной речи учащихся;

- развитие умения поиска и извлечения необходимой информации;

-формирование навыков исследовательской деятельности.

Личностные результаты: 

- обогащение внутреннего мира учащихся;

-формирование чувства патриотизма, уважения к родной земле к соотечественникам.

 

Ход урока

  1. Организационное начало урока.
  2. Мотивация к изучению материала

(просмотр видеоролика «Родина») https://vk.com/video-215571576_456239106

- Какова основная  идея ролика? Каким словом можно  назвать все, что представлено в ролике?

 

  1. Представление «слова-темы». Сегодня мы будем говорить о слове «патриотизм». Это и будет темой нашего урока. Запишите в тетрадь дату и тему урока «Урок одного слова. Патриотизм».

 

  1. Постановка цели, мотивационный момент (Создание ситуации заинтересованности).

-  В последнее время очень часто слышим слово «патриотизм». Знаете ли вы, что такое патриотизм?

- Как  вы думаете,  почему сегодня мы будем говорить об этом слове?

- Что же мы должны в конце урока с вами узнать? (Происхождение слова, его значение, исторический путь слова «патриотизм», употребление в текстах).

- Сегодня  мы с вами составим «паспорт»  слова «Патриотизм». На ваших столах рабочие листы, вносите туда необходимую информацию в соответствии с пунктами «паспорта» (приложение 1).

 

  1. Этимологическая страница.

- Предлагаю начать с самого начала – с истоков появления слова в языке. Об этимологии этого слова  (Индивидуальное задание).

Наши представления о патриотизме связываются с любовью к родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное.. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают.

Слово происходит от греческого πατριός — «отеческий» через посредство французского patriote — «соотечественник». Русское слово является заимствованием от французского слова patriotisme.

В XVIΙ веке слово «патриот» прочно входит в политический язык Западной Европы. В этот период служение стране понимается как служение монарху. Это связано с тем, что монархия понималась как единственно возможная форма существования государства.

Термин патриотизм вводится в оборот в XVIII веке деятелями эпохи Просвещения, в первую очередь французского. У них он теряет связь с монархическим устройством государства и сближается с понятием гражданина. Любовь к Родине, по их мнению, существует отдельно от государства и достигает высшей степени при народовластии. Французские просветители придавали патриотическому воспитанию огромное значение:

В России попытка ввести государственный патриотизм была сделана в ΧΙΧ веке министром просвещения Сергеем Уваровым. Продолжая увязываться с монархией, это понимание патриотизма вызывало негативную реакцию у части передовой интеллигенции, по мнению Л.Н.Толстого.

 

  1. Лексикографическая страница.

- Поработаем со словарями, чтобы определить значение слова:

а) http://gramota.ru/slovari/info/bts

б) https://ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм

в) Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

(https://slovarozhegova.ru/letter.php?charkod=207)

г) Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля (https://dal.slovaronline.com ).

- Ребята, существуют два понятия  патриотизм истинный и патриотизм ложный. Это антонимичные сочетания. Попробуйте объяснить их значение.

(Истинный патриотизм- это искренняя любовь к своей стране, гордость за свою страну, стремление защищать бескорыстно и улучшать свою Родину.

Ложный патриотизм – это неискренне чувство, когда люди под маской патритизма скрывают свои корыстные цели: жажду славы и наживы.)

- Попробуем подобрать однокоренные слова к слову «патриотизм» и записать их в соответствующий  раздел паспорта («патриот», «патриотический», «патриотичный»).

- Одинаковы ли по значению прилагательные «патриотический» и «патриотичный»? Как называются такие слова?

Патриотический – относящийся к патриотам, выражающий патриотизм.

Патриотичный – содержащий элементы патриотизма.

 

  1. Литературная страница.

-Наши предки, не зная слова «патриотизм», много говорили о любви к Родине, почитая это чувство священным. Приведите примеры пословиц и поговорок о любви к Родине.

(Жить- Родине служить. Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет. Кто за Родину горой, тот истинный герой. За Родину-мать не страшно умирать. Родная сторона – мать, а чужая – мачеха. На чужой стороне и весна не красна. Береги землю родимую, как матушку любимую. Родной куст и зайцу дорог.)

- В каких литературных произведениях, которые вам известны, звучит тема патриотизма? (М.Ю. Лермонтов «Бородино», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Н.С. Лесков «Левша», стихотворения С. Есенина)

- Вспомним, как проявляется патриотизм в поступках героев произведений.

- Каких людей вы назвали бы патриотами и почему?

  1. Презентация слова. «Ассоциативный куст»

- Чтобы понять, правильно ли вы поняли, что такое патриотизм, предлагаю составить кластер, используя ассоциации.

 

 ПРЕДАННОСТЬ СВОЕЙ ЗЕМЛЕ

 ПАТРИОТИЗМ

СТРЕМЛЕНИЕ СЛУЖИТЬ НАРОДУ,

ИНТЕРЕСАМ СТРАНЫ

ГОРДОСТЬ ЗА ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ РОДИНЫ

 ЛЮБОВЬ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ

 

(учащиеся рисуют кластер на рабочих листах)

  1. Творческая работа (работа в парах).

- Предлагаю вам, ребята, составить советы на тему «Как развивать чувство патриотизма?» и записать их на рабочих листах.

(1. Патриотизм надо воспитывать в семье. Родители-патриоты вырастят детей, любящих свою Родину.

  1. Нужно изучать историю своей страны, чтобы любить свой народ и гордиться его прошлым,
  2. Путешествовать по своей стране.
  3. Узнавать о достижениях своей страны, чтобы гордиться людьми, прославляющими Родину.)

 

  1. Анализ текста.

(фрагмент из книги В. С. Кожемяко «Валентин Распутин. Боль души»)

Любовь к Родине – то же, что чувство к матери, вечная благодарность ей и вечная тяга к самому близкому существу на свете. Родина дала нам все, что мы имеем, каждую клеточку нашего тела, каждую родинку и каждый изгиб мысли. Мне не однажды приходилось говорить о патриотизме, поэтому повторяться не стану. Напомню лишь, что патриотизм – это не только постоянное ощущение неизбывной и кровной связи со своей землей, но прежде всего долг перед нею, радение за ее духовное, моральное и физическое благополучие, сверение, как сверяют часы, своего сердца с ее страданиями и радостями.

Человек в Родине – словно в огромной семейной раме, где предки взыскуют за жизнь и поступки потомков и где крупно начертаны заповеди рода. Без Родины он – духовный оборвыш, любым ветром может его подхватить и понести в любую сторону. Вот почему безродство старается весь мир сделать подобным себе, чтобы им легче было управлять с помощью денег, оружия и лжи. Знаете, больше скажу: человек, имеющий в сердце своем Родину, не запутается, не опустится, не озвереет, ибо она найдет способ, как наставить на путь истинный и помочь. Она и силу, и веру даст.

Родина – это прежде всего духовная земля, в которой соединяются прошлое и будущее твоего народа, а уж потом «территория». Слишком многое в этом звуке!.. Есть у человека Родина – он любит и защищает все доброе и слабое на свете, нет – все ненавидит и все готов разрушить. Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рожденья и до смерти согревающее нас тепло. Я верю: и там, за порогом жизни, согревающее – живем же мы в своих детях и внуках бесконечно. Бесконечно, пока есть Родина. Вне ее эта связь прерывается, память слабеет, родство теряется.

*Виктор Стефанович Кожемяко - советский и российский журналист, обозреватель газеты «Правда» с 1963 года.

 

Задания к тексту.

  1. Прочитайте текст. О чём же болит душа В.С.Кожемяко?
  2. Работа по рядам.

1 ряд. Подчеркните ключевые слова и назовите микротему 1 абзаца.

2 ряд. Подчеркните ключевые слова и назовите микротему 2 абзаца.

3 ряд. Подчеркните ключевые слова и назовите микротему 3 абзаца.

  1. Как связана главная мысль текста с тем словом, о котором мы говорим на уроке?
  2. Что В.С.Кожемяко считает патриотизмом? Найдите и прочитайте предложение, в котором В.С.Кожемяко высказывает свою точку зрения.
  3. Составьте определение понятия «патриотизм», исходя из записей на рабочем листе и текста В.С.Кожемяко.

 11. Поведение итогов. Синквейн.

- Ребята, чтобы подвести итог нашего урока, предлагаю составить синквейн с тем словом, о котором говорили весь урок. В этом вам поможет «паспорт» слова.

 1 строка. Тема (слово, понятие )

 2 строка. Два прилагательных, показывающих отношение к теме

 3 строка. Три глагола

 4 строка. Предложение в 4 слова

5 строка. Эмоциональное отношение к теме

 

  1. Выставление оценок.

 

  1. Домашнее задание.

Написать  сочинение в формате 9.3. на тему «Что такое патриотизм?» на основе текста В.С.Кожемяко. В работе используйте «паспорт» слова.

 

  1. Рефлексия «ПОПС-формула».

- Ребята, прошу вас закончить предложения:

П - позиция. «Я читаю, что…»

О - объяснение, обоснование. «Потому, что…»

П - пример. «Я могу это доказать на примере…»

С - следствие, вывод. «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

 

Источники:

  1. https://ru.wiktionary.org/wiki/патриотизм#Этимология
  2. http://gramota.ru/slovari/info/bts
  3. https://slovarozhegova.ru/letter.php?charkod=207
  4. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2021/04/21/urok-odnogo-slova-metodika
  5. https://vk.com/wall-236094_74060

 

 

Приложение 1

«Паспорт» слова «патриотизм»

Раздел

Сведения

1

Происхождение слова

 

2

Значение слова

 

3

Однокоренные слова

 

4

Литературные произведения

 

5

Как развивать  чувство патриотизма?