Урок «Повторение изученного по теме «Причастие» направлен на обобщение и систематизацию знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы, развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков коллективной и самостоятельной работы.

Автор-разработчик: Алябьева Оксана Сергеевна

 

Класс: 7

Цель: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы.

Задачи: закрепить знания учеников; развить навыки морфологической речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки, навыки лингвистического разбора; активизировать самостоятельную работу учеников.

Тип урок: урок систематизации ЗУН

Планируемые результаты:

Предметные: знать характеристику причастия по значению, признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; умение находить слова, обозначающие признак предмета по действию, в предложениях; определять синтаксическую роль причастия, определять вид и время причастий.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка.

Оборудование: экран, проектор, компьютер.

Образовательные ресурсы: https://videouroki.net/, https://www.zavuch.ru/, https://открытыеуроки.рф/

Ресурсы: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; научный редактор Н.М. Шанский]. М.: Просвещение, 2014-2019.

 

 

Ход урока

  1. Самоопределение к действию.

Приветственное слово:

–  Ребята, я рада видеть вас сегодня на уроке. Мы вновь совершим с вами путешествие в завораживающую, увлекающую страну знаний.  Пожелаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

  1. Актуализация опорных знаний.

Урок я хочу начать с игры. Первый ряд – команда №1. Второй ряд – команда №2. Третий ряд – команда №3. Выберите капитана в каждой команде, именно он будет решать, кто дает ответ на вопрос. Сигналом желания ответить служит поднятая рука.

Итак, первый вопрос для первой команды (поочередно командам задаются вопросы, если верный ответ не получен, ход переходит следующей команде).

Вопросы:

  1. Назовите морфологические признаки, унаследованные причастием от глагола и прилагательного.

(Ответ детей: от глаголов – вид, возвратность, время; от прилагательных – падеж, число, род)

  1. Назовите суффиксы, с помощью которых образуются причастия от глаголов первого спряжения?

(Ответ детей: суффиксы действительных причастий -ущ-, -ющ-; страдательных -ем-, -ом-)

  1. Назовите суффиксы, с помощью которых образуются причастия от глаголов второго спряжения?

(Ответ детей: суффиксы действительных причастий -ащ-, -ящ-; страдательных -им-)

  1. Назовите суффиксы страдательных причастий.

(Ответ детей: настоящее время -ом-, -ем-, -им-;   прошедшее время -енн-, -нн-, -т-)

  1. Назовите суффиксы действительных причастий.

(Ответ детей: настоящее время -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; прошедшее время -вш-, шн-)

  1. Расскажите о правописании не с причастиями.

(Ответ детей: не с полными причастиями пишется слитно, если при них нет зависимых слов. Не с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть зависимые слова или противопоставление. Не с краткими причастиями пишется раздельно.)

  1. Расскажите о правописании одной и двух букв н в причастиях и отглагольных прилагательных.

(Ответ детей: в причастиях в суффиксе пишется две буквы -н-: если в причастии есть приставка (кроме не-), если причастие имеет зависимые от него слова, в причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, причастиях, которые заканчиваются на –ованн-/-ёванн-. Исключение составляют слова кованый, жеваный. В отглагольных прилагательных пишется одна буква -н-)

  1. Что мы называем причастным оборотом?

(Ответ детей: причастный оборот - это пунктуационно-смысловой отрезок. Он состоит из причастия и зависимых от него слов).

  1. Расскажите о знаках препинания при причастном обороте.

(ответ детей: если причастный оборот стоит после определяемого слова или относится к личному местоимению, то он выделяется на письме запятыми)

 (Подведение итогов игры)

  1. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.

– Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?

(Повторять тему «Причастие»)

Совершенно верно. Наша задача на урок – повторить все, что мы знаем о причастии. 

  1. Выявление места и причины затруднения. Построение выхода из затруднения.

–  Начнем мы с «Вопросов на засыпку»

  1. Определите, какой частью речи является слово «взволнован(нн)о» в следующих предложениях:

Она старалась держаться спокойно, но лицо ее было взволнованно.

Ребята взволнованно обсуждали свои дальнейшие планы, посвященные раскрытию тайн.

Лицо девушки было взволновано мыслями о предстоящей важной встрече.

(Дети записывают предложения, определяют часть речи, объясняют написание одной и двух букв н в суффиксе, объясняют постановку знаков препинания)

  1. Образуйте действительные причастия настоящего и прошедшего времени от слов: бороться, клеить, смотреть.

(Образуют причастия, объясняют правописание суффиксов)

  1. Образуйте страдательные причастия настоящего и прошедшего времени от слов:

Одевать, гнать, увидеть, услышать.

(Образуют причастия, отмечая, что страдательные причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида, объясняют правописание суффиксов).

– Ребята, что вы знаете о причастном обороте?

(ответы детей)

– Выполним задание, в котором необходимо будет правильно обозначить границы причастного оборота и расставить знаки препинания.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна. 4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали. 6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

(Записывают предложения под диктовку учителя, определяют границы причастного оборота, расставляют запятые, подчеркивают причастный оборот как член предложения, объясняют правописание причастий. Несколько человек поочередно работают у доски. Остальные в тетради.

1) Наступает золотая осень, приносящая дожди. 2) Река, огибавшая берег, уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна. 4) Мы опускаем руки в воду, струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали. 6) Листья, кружащиеся в воздухе, падают на землю.) 

  1. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

А теперь поработаем самостоятельно. Проведем орфографический «забег». Вы получаете карточки с заданиями на разные виды орфограмм в причастиях. Списываете, вставляете пропущенные буквы, выделяете орфограммы.

(Карточки детям раздаются в произвольном порядке, четыре человека самостоятельно работают у доски, коллективная проверка)

 

Карточка 1. Для проходивш.. дистанц..ю; от высохш.. коло..ца; в промокш.. пальт..; с остывш.. кофе; в открыт.. форт..чку; с развевающ..ся полотнищ..м; у почитаем.. в..терана; в проявивш..ся радост..; на открыт.. воздух..; не имеющ.. времен..; об улыбающ..ся однокла..сниках.

(Для проходивших дистанцию; от высохшего колодца; в промокшем пальто; с остывшим кофе; в открытую форточку; с развевающимся полотнищем; у почитаемого ветерана; в проявившейся радости; на открытом воздухе; не имеющего времени; об улыбающихся одноклассниках)

Карточка 2. Сия..щая вода; люб..щие р..дители; передава..мые нов..сти; знач..мый для культуры; колебл..мые травы; опуска..щийся на дно; ре..щий флаг; стел..щийся дым; держ..щийся р..зультат; просушива..мые грибы; отдаля..мая р..звязка; невид..мая строч..ка.

(Сияющая вода; любящие родители; передаваемые новости; значимый для культуры; колеблемые травы; опускающийся на дно; реющий флаг; стелющийся дым; держащийся результат; просушиваемые грибы; отдаляемая развязка; невидимая строчка)

Карточка 3. Домотка..ное сукно — тка..ное дома полотно — вытка..ное полотно. Серебр..ный подстака..ник — посеребр..ный подстака..ник. Масл..ные оладьи — промасле..ная бумага — масля..ные краски.

(Домотканое сукно — тканное дома полотно — вытканное полотно. Серебряный подстаканник — посеребренный подстаканник. Масленые оладьи — промасленная бумага — масляные краски)

Карточка 4. (Не)понимающий взгляд; (не)понявший условие задачи; (не)упакованные, а разбросанные вещи; (не)исследованная геологами местность; яркое, но (не)греющее солнце; ещё (не) облетевшие листья; блестела (не)высохшая роса; (не)засеянные, а отдыхающие поля; колосья (не)скошены; овёс (не)убран крестьянами.

(Непонимающий взгляд; не понявший условие задачи; не упакованные, а разбросанные вещи; не исследованная геологами местность; яркое, но негреющее солнце; ещё не облетевшие листья; блестела невысохшая роса; не засеянные, а отдыхающие поля; колосья не скошены; овёс не убран крестьянами)

В финале урока я предлагаю выполнить тест, обобщающий наши знания по теме «Причастие»

(Обучающиеся работают самостоятельно. Тесты сдают учителю для проверки) 

Тест.

  1. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква

А) люб..щие разговаривать, дети дремл..т

Б) стро..щаяся школа, иголки кол..тся

В) крас..щие вещества, травы стел..тся

Г) пен..щиеся волны, все увид..т

 

  1. В каком ряду в обоих случаях пропущена одна и та же буква

А) он дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся друзья

Б) двига..шься к выходу, на стро..щемся заводе

В) та..щий снег, постро..ное здание

Г) выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы

 

  1. В каком ряду в обоих случаях пишется НН:

А) подсуше..ое бельё, стари..ые вещи

Б) не выуче..ы уроки, связа..ый свитер

В) нечая..ый взгляд, кури..ый бульон

Г) ути..ая охота, кова..ая лошадь

 

  1. В каком словосочетании не с причастием пишется раздельно?

 А) (не)придуманный сюжет

 Б) (не)изгладимое впечатление

 В) (не)дремлющее око

 Г) (не)стоявший в очереди покупатель

Д) яростно (не)навидящий ложь

 

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН: 

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.

А) 1,2

Б) 2,3

В) 1,2,3

Г) 3,4

(Ответы к тесту: 1-Г, 2-А, 3-А, 4-Г, 5-Б)

 

  1. Итог урока. Рефлексия.

– Подведем итог нашего урока, вспомним, какие цели мы ставили перед собой,  достигли мы ли их? (ответы детей)

– Довольны ли вы уроком, своей работой на уроке?(ответы детей)        

– Нарисуйте смайлик на полях, который отражает ваше настроение.

 

Домашнее задание: распечатки с заданиями.

 

Задание. Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Выделить причастный оборот в предложениях. Над причастиями надписать их морфологические признаки.

1) Бодрым пр..сыпает(?)ся путешестве(нн/н)ик ра(з/с)буже(нн/н)ый утре(нн/н)ими голосами птиц пролет..вших над самой п..латкой.

2) На белой дорог.. спокойно п..слась пара лошадей запряже(нн/н)ая в воз с яблоками.

3) Соня пр..бежавшая за ключ..м забытым ею на к..моде вывела нас из этого т..желого пол..жения.