Повторяем и обобщаем материал по теме “Имя числительное”» с использованием приемов развития читательской грамотности.
Автор разработки: Рыжова Татьяна Дмитриевна
Цели: обобщить и систематизировать изученный материал; совершенствовать орфографические навыки, навыки употребления числительных в речи; развивать устную речь, развивать умения, определяющие читательскую грамотность.
Планируемые результаты
Предметные: -характеризовать тексты различных функционально-смысловых типов речи; -создавать текст-описание (сочинение-миниатюру); -представлять содержание прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы; -применять знания о научном стиле при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике; -распознавать числительные в тексте; различать разряды имён числительных по значению, по строению. -уметь склонять числительные и характеризовать особенности склонения, словообразования числительных; -характеризовать роль имён числительных в речи; -правильно употреблять собирательные имена числительные; соблюдать правила правописания имён числительных, в том числе написание ь в именах числительных; правила правописания окончаний числительных.
|
Метапредметные: базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: -выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов; умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: -выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах; -использовать различные виды чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; -использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; -составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала; умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий: -объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности. |
Личностные: патриотическое воспитание: - ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и ее граждан; трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с профессией журналистов, умение рассказать о своих планах на будущее; адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: -потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей.
|
Ход урока
1. Организация учебной деятельности (1 минута)
2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация субъектного опыта обучающихся (опорных знаний, ценностных отношений). (2 минуты)
-Прочитайте текст. (Чтение вслух обучающимся). Текст на экране/доске.
4 кругосветных плавания.
1 кругосветный полет на воздушном шаре.
Более 40 экспедиций – морских и сухопутных.
15 пересечений Атлантики на парусных яхтах.
1 пересечение Атлантического океана на весельной лодке.
- Как вы считаете, скольким людям принадлежат эти достижения?
- Под силу ли одному человеку совершить все эти путешествия?
- Как зовут этого человека?
(Вы правы, все эти достижения принадлежат Федору Конюхову, русскому путешественнику, члену союза писателей, автору 17 книг, художнику, пилоту аэростата, капитану дальнего плавания, яхтенному капитану, заслуженному мастеру спорта).
Демонстрация портрета Ф.Ф. Конюхова.
-Представьте, что вы журналисты, которые присутствуют на онлайн-встрече с Федором Филипповичем.
-Вам нужно задать вопрос знаменитому человеку.
-Как вы считаете, достаточно ли короткой информационной справки о достижениях Федора Филипповича, с которой мы познакомились, чтобы ваш вопрос был интересным, чтобы читатели смогли оценить масштаб личности нашего современника?
-Предлагаю вам более подробно познакомиться с достижениями Федора Кюнюхова, чтобы сформулировать интересный вопрос на онлайн-встрече.
Для этого нам необходимо выполнить ряд заданий по тексту, привлечь знания по изученной теме.
-В конце урока каждый из вас получит лист самооценки, выставит баллы за работу с текстом. Баллы можно улучшить, если правильно выполнять дополнительные задания, которые оценивает учитель, или получить еще одну оценку.
3. Каждый обучающийся получает материалы с текстом и заданиями к нему. В конце урока получает «Лист самооценки».
4. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (7 минут)
5. Используя «Лист самопроверки /(чек-лист)» подсчитайте баллы, которые вы набрали за работу с текстом. Эти баллы будут учтены при общей оценке за урок. Комментарий учителя, оценка выполнения грамматических заданий.
6. Сегодня мы много узнали о Федоре Филипповиче Конюхове.
Пришло время сформулировать вопрос. Формулирование вопросов обучающимися для «онлайн-встречи».
Почему вы задали именно этот вопрос? Будет ли ответ на него интересен вашим слушателям/читателям?
7. Домашнее задание (1,5 минуты)
Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос (по выбору). Ответ должен быть полным, объем – от 10 предложений).
- Почему я считаю Федора Филипповича Конюхова героем?
- Что (или кто) может вдохновить меня на свершения?
- Какими качествами должен обладать человек, подобный Ф. Конюхову?
- Какой вопрос я задал бы Федору Конюхову и почему?
- Рефлексия (30 секунд)
«Я» «Мы» «Дело» «Итого»
Баллы от 1 до 5.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ УЧЕНИКОВ НА УРОКЕ
Программа восхождений на высочайшие вершины
Дух путешественника живёт в каждом из нас, но нам мешают сомнения в том, сможем ли мы сделать то, что задумали. Преодолеть неуверенность помогают истории людей, которые уже смогли дойти до Северного полюса, подняться на Эверест – самую высокую гору мира (высота – 8849 метров). Таким человеком является наш соотечественник – известный путешественник Фёдор Конюхов. В 1997 году Фёдор Филиппович Конюхов стал первым в России и 51-м человеком в мире, кому удалось выполнить проект «Семь вершин мира» (восхождение на высочайшие вершины Австралии, Азии, Антарктиды, Африки, Европы, Северной Америки, Южной Америки).
Из биографии Фёдора Филипповича Конюхова
Ф. Ф. Конюхов родился 12 декабря 1951 года. Первым в России достиг Северного и Южного полюсов на лыжах в одиночку, первым совершил одиночное кругосветное плавание на яхте, первым пересёк океан на вёсельной лодке.
О том, как Ф. Ф. Конюхов выполнил программу «Семь вершин мира», в его биографии есть такие сведения:
26 февраля 1992: восхождение на Эльбрус (Европа).
14 мая 1992: восхождение на Эверест (Азия).
19 января 1996: восхождение на массив Винсон (Антарктида).
09 марта 1996: восхождение на Аконкагуа (Южная Америка).
18 февраля 1997: восхождение на Килиманджаро (Африка).
17 апреля 1997: восхождение на пик Косцюшко (Австралия).
26 мая 1997: восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка).
В 2020 году Фёдор Филиппович Конюхов ещё раз поднялся на две из покорённых им ранее вершин.
Восхождения на Эльбрус
Двуглавый Эльбрус – это самая высокая гора Кавказа, России, Европы. С точки зрения науки – это потухший вулкан в центральной части Кавказских гор. Две вершины Эльбруса почти равны по высоте: Восточная вершина – 5621 м, Западная вершина – 5642 м. Склоны обеих вершин ровные и пологие. Однако это не должно вводить в заблуждение: Эльбрус опасен своей высотой, резкими изменениями погоды. Говорят, что Эльбрус привык наказывать за несерьёзное отношение к себе.
Впервые Фёдор Конюхов оказался на Эльбрусе в 1992 году и совершил восхождение на Восточную вершину. Прошло много лет, и он снова на Эльбрусе. Штурм Западной вершины состоялся в ночь с 6 на 7 августа 2020 года. Восхождение Ф. Ф. Конюхов совершил с сыновьями Оскаром и Николаем, внучкой Полиной. Вот что говорит об этом сам путешественник: «В далёком 1992 году мы тренировались на склонах Эльбруса в рамках подготовки к восхождению на Эверест. Собственно говоря, моя альпинистская программа «Семь вершин мира» началась с этой горы. Эльбрус – это вдохновляющая гора, после восхождения на которую хочется отправиться к новым вершинам. В 1992 году гора была практически пустой».
(Ф. Ф. Конюхов с сыновьями Оскаром и Николаем, внучкой Полиной)
Восхождения на Килиманджаро
Гора Килиманджаро является самой высокой в мире отдельно стоящей горой, и её без преувеличения можно назвать «крышей Африки». Килиманджаро расположена в Танзании, в 300 км к югу от экватора. Она имеет три отдельные горные вершины: на западе – Шира, на востоке – Мавензи (5149 м), центральная и самая высокая вершина – Кибо (5895 м). Высшей точкой Кибо является пик Ухуру.
Фёдор Конюхов спустя 22 года вновь покорил Килиманджаро: 3 января 2020 года. Он совершил восхождение на гору с сыновьями Оскаром и Николаем, внуком Аркадием.
(по материалам сайта konyukhov.ru)
Задание 1
Прочитайте текст «Программа восхождений на высочайшие вершины», расположенный справа.
В какой стране расположена самая высокая гора Африки?
Запишите свой ответ на вопрос.
Ответ ________________
Задание 2.1
Воспользуйтесь текстом «Программа восхождений на высочайшие вершины», расположенным справа.
В тексте указана высота вершин некоторых гор.
Соотнесите названия вершин и их высоту. Цифры, обозначающие высоту, запишите словами.
Название вершины |
Высота |
Килиманджаро |
|
Восточная вершина Эльбруса |
|
Западная вершина Эльбруса |
|
Эверест |
|
5642 м
8849 м
5895 м
5621 м
Задание 2.2
Просклоняйте любое из внесённых в таблицу числительных, удовлетворяющее правилу: в количественных числительных склоняются все слова и все корни (устно).
Задание 2.3
Какое числительное удовлетворяет следующей характеристике: среди слов, составляющих данное количественное числительное, есть однокоренные слова, являющиеся простым количественным числительным и составным количественным числительным? (Восемь и восемьсот)
Ответ __________________________________________________________
Задание 2.4
Используя записанные вами числительные, подберите примеры к таблице «Склонение и правописание числительных»
«Склонение и правописание числительных»
Падеж |
От 5 до 20 и 30 |
От 50 до 80 От 500 до 900 |
200, 300, 400 |
40, 90, 100 |
Полтораста полтора |
И., В. |
Ь на конце слова |
Ь с середине слова |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р., Д., П. |
И в окончании
|
Р. Д. Т. П. |
|
|
Самостоятельно подберите примеры к остальным столбцам таблицы. Как представлены формы сложных числительных в тексте?
Задание 3.1
Воспользуйтесь текстом «Программа восхождений на высочайшие вершины». Для ответа на вопрос отметьте в таблице нужные варианты ответа.
Верны ли приведённые ниже утверждения?
Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.
Утверждение |
Верно |
Неверно |
В 1992 году Ф. Ф. Конюхов покорил Западную вершину Эльбруса |
|
|
До Ф. Ф. Конюхова программу «Семь вершин мира» выполнил 51 человек. |
|
|
В восхождении на Эльбрус в 2020 году участвовал Аркадий –внук Ф. Ф. Конюхова |
|
|
Гора Килиманджаро расположена к югу от экватора. |
|
|
К январю 1997 года Ф. Ф. Конюхов покорил четыре вершины из программы «Семь вершин мира» |
|
|
Задание 3.2 Среди утверждений найдите цифры, обозначающие порядковые числительные. Соотнесите данные порядковые числительные и таблицу «Правила склонения числительных и сочетания с другими словами».
К какому правилу эти числительные являются примером? Напишите № правила.
Ответ _______________________
Правила склонения числительных и сочетания с другими словами
- В количественных числительных склоняются все слова и все корни: двумстам семидесяти.
- В порядковых числительных склоняется последнее слово (как прил.): две тысячи третий год.
- Собирательные числительные образуются с помощью суффиксов –ой, -ер: двое, пятеро. Сочетаются:
а) с сущ., обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: трое мальчиков, четверо медвежат. НО! Пять девочек;
б) с сущ., употребляемыми только во мн.ч.: трое щипцов, четверо саней;
в) с личными местоимениями: нас было пятеро.
- Количественные числительные в И. и В. Падежах управляют существительными: требуют их употребления в Р.п. (2-4 + сущ. В Р.п. ед.ч.: четыре ученицы; остальные числительные + сущ в Р.п. мн.ч.: семь тракторов). В других падежах числительные согласуются с существительными: четырёх учениц (Р.п.), четырьмя ученицами (Т.п.), о семи тракторах (П.п.).
- Числительное ОБА сочетается с существительными муж. рода (видел обоих мальчиков), числительное ОБЕ – с сущ. жен. рода (по обеим сторонам дороги).
Задание 3.3 Сравните числительное 51 в тексте и в таблице с утверждениями. Какое из них является порядковым? Докажите.
Ответ ______________________________________________________________________________________________
Задание 3.4. Из 1-го абзаца текста выпишите все числительные, выполните морфологический разбор числительного (по выбору/ указанного учителем).
Ответ________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Воспользуйтесь текстом «Программа восхождений на высочайшие вершины».
Почему важно было привести в биографии Ф. Ф. Конюхова, помимо альпинистской программы «Семь вершин», сведения о других его достижениях? Отметьте один вариант ответа.
- Это помогает понять, что выполнение им программы «Семь вершин мира» важнее других его экспедиций.
- Это помогает понять, что он хорошо знает географию мира.
- Это помогает понять, что ему удалось установить первым многие рекорды.
- Это помогает понять, когда он завершил выполнение проекта «Семь вершин мира».
Ответ _____________________________________________________________
Задание 5
Воспользуйтесь текстом «Программа восхождений на высочайшие вершины.
5.1 Прочитайте вслух часть текста «Восхождения на Эльбрус».
5.2 Как вы понимаете выражение «вдохновляющая гора»?
5.3 В 2020 году отмечался 175-летний юбилей Русского географического общества. Фёдор Конюхов посвятил этому юбилею своё восхождение на Эльбрус.
Приведите две возможные причины, по которым он для посвящения выбрал восхождение именно на эту гору.
Запишите свой ответ.
Ответ: Первая причина____________________________________________________________________
Вторая причина ___________________________________________________________________
Задание 6
Воспользуйтесь текстом «Программа восхождений на высочайшие вершины».
6.1 Перечитайте часть текста «Восхождения на Килиманджаро»
6.2 Рассмотрите фотографию (см. выше в тексте). Составьте небольшой устный/письменный рассказ (5 предложений) с обязательным использованием собирательных числительных.
Задание 7
Как соотносится словесное и цифровое представление сложных числительных в тексте?
Как вы считаете, почему в прочитанных текстах так много числовых данных? (Для какого стиля речи характерно наличие большого количество числовых данных?)