Предлагаем сценарный план урока «Понятие однородных членов предложения» в 8 классе по разделу «Синтаксис и пунктуация. Простое осложненное предложение». Автором разработки является учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №59» г. Курска Лунина Любовь Владимировна.

Сценарный план урока русского языка в 8 классе

Тема урока: Понятие однородных членов предложения

Цели урока:

обучающие: вырабатывать навыки и умения в составлении предложений с однородными членами, знакомство с союзами при однородных членах, тренировка в нахождении однородных членов;

развивающие: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;

воспитывающие: воспитание сознательного отношения к учебе, интереса к изучению русского языка и литературного чтения.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок рефлексии)

Характеристика класса: общеобразовательный класс со средним уровнем обученности

Программа: программы для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы, автор-составитель С.И. Львова, М.: Мнемозина, 2010.

Учебник: Русский язык, 8 класс, авторы С.И.Львова, В.В. Львов, М.: Мнемозина, 2011.

Раздел: Синтаксис и пунктуация. Простое осложненное предложение

Методы  обучения:

- по источнику  полученных знаний: словесные, наглядные, практические

- по способу  организации  познавательной  деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Оборудование и наглядность:  раздаточный материал (карточки), учебники, мультимедиа          

 

Ход  урока:

I. Мотивирование к учебной деятельности.

1.Учитель: Приветствую всех!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок! Присаживайтесь!

II. Проверка домашнего задания

Учитель: Давайте вспомним, какое задание вы выполняли дома,  и проверим, насколько вы с ним справились.

Учащийся: Нужно было записать предложения из упражнения № 453. расставить знаки и построить схемы предложений с однородными членами. Затем нужно  было определить лексическое значение выделенных слов  2 способами (словарная статья и способ подбора синонимов).

(Проверка  домашней работы осуществляется посредством проектирования на экран  схем предложений с однородными членами)

III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Учитель: Используя опорные слова, вспомните, что такое однородные члены предложения. (работа в  парах , опорные слова на карточках)

1. Отвечают на…
2. Относятся к..
3. Связаны..
4. Могут быть выражены…
5. Произносятся…

- А чем соединены однородные члены  в предложениях текста?
 (текст проецируется на  экран)

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
      Иглы сосен густо и колко
      Устилают низкие пни…
      Здесь лежала его треуголка
      И растрепанный том Парни.
                        (А. Ахматова)

Учитель:  Объясните отсутствие запятой перед союзом  И во второй строфе?  Вспомните правило.

IV. Актуализация опорных знаний

Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока.

Учитель: Как вы, ребята, думаете, кому посвятила Ахматова  эти строчки? 

(Эти строчки об А.С.Пушкине, портрет  проецируется на экран).

Назовите тропы, фигуры, их роль в поэтических строчках. Запишите термины в тетрадь, допишите  названия ещё  3-4  фигур или тропов. Объясните их значение, приведите примеры.

V. Постановка цели занятия перед учащимися:

Учитель: Сегодня на уроке нас ожидает встреча с нашими старыми знакомыми, которые могут выступать в качестве осложняющих элементов в простом предложении. Как вы думаете, с  какими языковыми явлениями мы  познакомимся поближе? (С однородными членами предложения).

VI.  Первичное закрепление

Учитель: Перед вами лежат карточки с текстом. Запишите предложения, расставьте все необходимые знаки, постройте схемы (индивидуальная работа)

 

Пушкин и дети

(1)Среди псковских знакомых Пушкина были не только взрослые  но и дети. (2)Он хорошо знал дворовых девчонок и мальчишек Михайловского и Тригорского. (3)Летом ходил вместе с ними в лес по грибы и ягоды а зимой катался на коньках по озеру, часто наблюдал  в окно за  дворовыми мальчишками.. (4)Акулина Ларионова дожившая до ста пяти лет и умершая в 1924 году много рассказывала о встречах  с Пушкиным.

Учитель: У доски нужно  будет выполнить два задания: первое -  выполнить синтаксический разбор последнего предложения  текста и второе - выписать три словосочетания с разными типами  подчинительной связи  и выполнить их синтаксический разбор.  ( Проверка работы  осуществляется  посредством проектирования  схем на экран).

Учитель: В чём особенность  однородных членов  в  3 предложении?

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Учитель: У А.С. Пушкина есть замечательная повесть «Метель». Наш земляк Г. Свиридов написал  вальс который прозвучал в кинофильме по мотивам пушкинской повести.  Слушаем музыку и   выполняем произвольные танцевальные движения

Учитель: А теперь попробуем  творить! Составим предложения о Пушкине, его замечательных произведениях по тем схемам, которые вы видите на экране  (5  разных схем с однородными членами  проектируются на экран).

VII. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Учитель: Одна ученица написала небольшое сочинение. Прочитайте его. Что вам не понравилось? (В предложениях с однородными членами допущены грамматические  ошибки). Поработайте в парах и исправьте ошибки, если сложно, обратитесь к подсказкам - схеме каждого предложения.

Повесть «Капитанская дочка» удивительно поэтична, интересна и увлекательная. Это произведение заинтересовало и понравилось мне. Буран, сон  Гринёва у Пушкина не просто деталь, а важные моменты, предсказывающие судьбу героев. История Петра Гринёва и Маши Мироновой  учит нас быть честными и преданности.

Все произведения и стихи А.С.Пушкина мне очень  нравятся.

VIII. Домашнее задание

Учитель: запишем в дневниках домашнее задание:

1. П. 31.- теоретический материал повторить – для всех, упражнение  № 459, задание 1 и 2 . Прочитайте задания. Кому непонятно, что нужно делать с текстом упражнения?

2. Задание по выбору: просмотреть теорию следующего пункта (п.32),  придумать 5  предложений для графического диктанта,  оформить  схемы  ИКТ – презентацией

IX. Подведение итогов урока,рефлексия:

Учитель: Итак, ребята, подходит к концу ученический час, осталось  пара вопросов для вас:  

- Что сегодня нового узнали на уроке?

- Запишите  один из ответов - ДА или НЕТ на листочке с вопросами. Фамилию можно не подписывать.

Вопросы для рефлексии:

1. Доволен ли ты тем, как прошёл урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Сумел ли ты получить новые знания?
4. Был ли ты активен на уроке?
5. Ты будешь с удовольствием выполнять домашнюю работу?
6. Сумел ли ты показать себя?

 

Автор: Лунина Любовь Владимировна

You have no rights to post comments