Конспект учебного занятия подготовлен учителем русского языка и литературы МБОУ «Лицей №21» Гриценко Ириной Ивановной.

Тема: «Как писать сочинение на лингвистическую тему?»

Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему.

 

Знакомим обучающихся с текстом задания из демоверсии 2018 года.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни п в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами К.Г. Паустовского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Напоминаем критерии оценивания:

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)

Баллы

С1К1

Наличие обоснованного ответа

 

 

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2

 

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

1

 

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или

тезис не доказан, или

дано рассуждение вне контекста задания, или

тезис доказан на бытовом уровне

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3

 

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста.

но не указал их роли в тексте.

или

привёл два примера-аргумента из текста, указав роль

в тексте одного из них.

или

привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2

 

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте

1

 

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.

иллюстрирующего тезис,

пли

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста

0

С1К3

Смысловая цельность. речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-    логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

-    в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью. связностью и последовательностью изложения, но

допущена одна логическая ошибка, и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

 

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный

замысел.

но

допущено более одной логической ошибки, п/пли

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С1К4

Композиционная стройность работы

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но

допущена одна ошибка в построении текста

1

 

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

9

 

Схема сочинения-рассуждения:

  1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
  2. Аргументация:

а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

  1. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

А лучше 4. т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

За отсутствие абзацев снимают баллы.

Обратимся к высказыванию Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

  • Как вы думаете, о чем идет речь? Почему «нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

Вероятно, речь идет о БОГАТСТВЕ языка.

  • Судя по словам Паустовского, что можно передать русским словом?

Все.

  • Что можно включить в понятие ВСЕ?

Первое, что приходит в голову, реалии мира: предметы, явления природы, явления человеческой жизни — много чего. Перечислять нет смысла.

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

  • О чем стихотворение?

Попытка мужчины утешить женщину.

ГЕРОИНЯ

  • Что с ней случилось?

Скорее всего, ничего конкретного. Но жизнь ее безрадостна, причем давно.

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

  • Что можно сказать о ее самочувствии, настроении?

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв. (Сидя так, человек погружается в себя)

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу...

Ты плачешь?

  • Грусть - это ее обычное состояние?

Да. Но сегодня особенно тяжело.

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд И руки особенно тонки, колени обняв.

Вряд ли. Слишком просто. Все это имеет название в любом языке. Скорее всего в высказывании Паустовского речь идет о том, что трудно передать словами.

  • Что трудно передать словами?

Чувства, и даже не чувства, а их оттенки, отношения, порывы души. Кроме того, обратите внимание на глагол в высказывании. Не «назвать», а «передать» словом.

  • Конечно, это слово имеет и прямое, и переносное значение. Какое прямое? Какое переносное?
  • Нужно ли нам передавать названия предметов, признаков, действий внешнего мира? Нет. Они принадлежат всем.
  • Передать можно что-то свое, личное, только наше кому-то. Что это?
  • Есть ли смысл передавать, если тебя не поймут?
  • Это может повлиять на жизнь человека?
  • Итак, подберем синонимы к слову «передать» в том значении, в котором его употребил Паустовский.

Сказать, объяснить, выразить словами, показать, обнаружить.

  • Что поможет ощутить наше отношение к тому, о чем мы говорим, наши чувства? Выразительные средства языка.
  • Следовательно можно говорить не только о богатстве, но и о ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ способности языка. Выразительность достигается за счет ОБРАЗНОСТИ. Ведь большая часть выразительных средства основана на переносном значении слова.
  • Прочитаем стихотворение Н. Гумилева «Жираф».

 

Н. Гумилев

ЖИРАФ

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

  • Отметим художественные приемы, которые помогают передать состояние героини?
  1. Повтор «особенно» помогает понять состояние героини всегда и именно сегодня.
  2. Эпитет «руки тонки» - судя по всему, реальность грубая, жесткая, жизнь трудная, а женщина хрупкая, нежная. В противостоянии ее с реальностью победит, конечно, реальность, задавит, сомнет.
  3. Метафора «Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя».
  • Если на улице дождь, каково на улице? Какое небо? Каков свет?

Дождь - метафора безрадостной жизни.

  1. Метафора «тяжелый туман». Туман не дает увидеть мир. Может быть, за ним есть что-то хорошее?
  • Назовите цветовую гамму этого мира.

Темный, серый, туманный.

  • Как вы думаете, так воспринимать реальный мир может только эта женщина?

Нет, очень многие.

  • Кому же посвящено стихотворение?
  • А вам бы не хотелось, чтобы в трудную минуту вам кто-нибудь сказал подобные слова?
  • Попробуйте прочитать эти стихи, когда тяжело на душе.

ГЕРОЙ

  • Каким образом мужчина пытается утешить женщину?

По сути он создает другой мир, диаметрально противоположный реальному.

  • Каким бы вы назвали этот мир?

Яркий, солнечный, причудливый, светлый, изысканный.

  • Назовите цветовую гамму. Каков свет?

Жираф - желто-коричневый, золотистый.

Африка - много солнца, зелени, цветов; тропический сад.

Даже ночью нет темноты. Луна отражается во влаге озер.

Цветные паруса.

Птичий полет - взгляд вверх, в голубое небо.

  • Что мы можем увидеть в этом мире? Перечислите предметы этого мира.

Озеро Чад, жираф, луна, грот, черная дева, молодой вождь, пальмы, травы.

  • Почему именно о них говорит герой?

Все это экзотическое, яркое, это то, чего нет в мире героини.

Становится понятно, что он чуток и внимателен, что ему больно от того, что она грустна. Потому он и приходит в отчаяние от того, что утешить никак не удается.

ВЫВОД

  • О каких свойствах языка высказывание Паустовского?

БОГАТСТВО - ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ - ОБРАЗНОСТЬ.

  • Объясните, как вы понимаете каждое из этих слов.

 

Автор: Гриценко Ирина Ивановна

You have no rights to post comments