Конспект урока русского языка по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» в 6 классе.

Тема урока является одной из наиболее сложных в курсе русского языка. Проблемно-поисковые задания, представленные в конспекте, способствуют лучшему пониманию и усвоению орфографического правила.

Автор урока: Бушина Любовь Сергеевна

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Метод обучения: проблемно-поисковый.

Цель урока: формировать навык правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- с учетом их значения.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- изучить правило правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- через решение поисковых задач;

- способствовать формированию умения различать значения приставок;

- совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

- развивать языковую и коммуникативную компетентности;

- формировать умение строить логические рассуждения;

- развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

  1. Воспитательные:

- прививать интерес и бережное отношение к языку;

- воспитывать настойчивость, культуру общения в коллективе.

Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс» (Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н. и др./Под ред. Быстровой Е.А.), интерактивная доска, распечатки текстов стихотворения «Слова, слова, слова» и «Скучная история», этимологические словари.

 

Ход урока

1.Оргмомент

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА...

Всему название дано

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно давно привычно нам,

Другое – незнакомо...

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

А. Шибаев

 

- О чем говорит поэт в стихотворении?

- Какую бы мысль ни хотел выразить автор, ему в этом помогают слова, над которыми мы работаем на уроках русского языка.

Запишите в тетрадях число.

2.Постановка учебной задачи.

3.Актуализация знаний.

А) Игра «Найди лишнее слово»

Запись слов под диктовку.

- Перегрузка, перестройка, ломка, переделка.

- Почему вы выбрали слово ломка?

- Что называется приставкой?

Б) Работа с текстом.

Перед вами текст, прочитайте, выделите приставки в словах.

Скучная история

С правой стороны холма правил Сигизмунд Прежадный, наверху – Василий Прекрасный, а за пригорком – Артур Престрашный.

У Сигизмунда остался всего один придворный, все убежали к Василию. От Артура тоже все сбежали к Василию. Всего у Василия теперь 29 придворных.

Другой на его месте давно бы завоевал оба соседних королевства. С его-то армией почти в тридцать раз больше, чем у противника! Но Василий даже не думал об этом. Он даже всех преступников из тюрем повыпустил.

Министр обороны много раз говорил на заседании военного совета, что потомки не простят Василию такой прескучной истории. «Что они в школе на уроках истории учить будут! Ни одной войны!» – горячился министр обороны.

А Василий притопнет на министра, чтоб отстал, и опять бегает за своими мышами. Увлечение у него такое. Ему бы этих мышей на золотом подносе сколько хочешь принесли, – так нет, сам бегает.

Шерсть дыбом, хвост трубой – такой прекрасный.

По Максиму Кронгаузу

4.Проблемный вопрос.

- Найдите слова, которые начинаются с пре- и при-.

- Какая морфема служит для образования большинства этих слов?

- Это одна приставка или разные?

Именно об этом мы и поведем с вами сегодня разговор. Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Запишите в тетрадь тему урока.

Правописание приставок пре- и при-.

5.Изучение нового материала.

Вы знаете, что приставки имеют традиционное написание (приведите примеры) или зависят от последующих согласных (приведите примеры). Правописание приставок пре- и при- отличается от уже изученного нами.

В ходе дальнейшей работы на уроке найдите ответ на вопрос: «От чего зависит выбор буквы Е-И в приставках пре- и при-.

Приставка пре- равна по смыслу слову «очень». Приведите примеры из данного вам текста «Скучная история».

Какие еще слова с приставкой пре- встретились? Приведите пример. Как бы вы определили значение приставки в них?

Вы верно ответили на все вопросы. Сделайте вывод, в каких случаях пишется пре-.

Таким образом, приставка пре- имеет значения «очень» и «пере-».

Приставка при – имеет несколько больше значений.

Найдите слова с приставкой при-

Придворный, пригорок – близость к чему-либо.

Притопнет – неполнота действия.

Откройте учебник на странице 130, прочитайте правило, сравните, какие еще есть значения приставки при-.

Вернемся к нашему вопросу. Так от чего же зависит правописание приставок пре- и при-?

6.Первичное закрепление.

На каждое условие написания при- и пре- придумайте свой пример (несколько человек озвучивают записанные слова, указывая значение приставок)

Обратимся к стихотворению «Слова, слов, слова…».

- Есть ли в нем слова с начальными пре- и при-? (привычно, прекрасно)

- Выполните морфемный разбор слов (проверка).

- В слове «привычно» (привычный) мы не можем убрать начальное при-, чтобы корень имел смысл. Как называются такие корни? (связанные).

- А в слове «прекрасно» (прекрасный) можем убрать начальное пре-, но это будет неверным для морфемного разбора. Почему так? Обратитесь к этимологическому словарю и найдите объяснение.

- Значит, для морфемного разбора мало увидеть буквосочетания, нужно понимать значение, происхождение и образование слова. Пре- и при- могут и не быть приставками, об этом мы будем говорить на следующих уроках.

7.Самостоятельная работа.

Выпишите слово.

Какой пример в каждой строчке будет лишним?

  1. Пр_греть, пр_держать, пр_сечь, пр_карманить.
  2. Пр_нести чайник, пр_гнать лошадь, пр_дать друга, пр_вести сына.
  3. Пр_грубый, пр_морский, пр_злой, пр_сладкий.
  4. Пр_щурить, пр_храмывать, пр_хворнуть, пр_градить.
  5. Пр_огромный, пр_усадебный, пр_вредный, пр_неприятный.
  6. Пр_лёт, пр_липание, пр_лив, пр_вышение.
  7. Пр_пудренный, пр_крытый, пр_пухший, пр_мудрый.
  8. Пр_возносить, пр_кипеть, пр_колоть, пр_манка.
  9. Пр_грязный, пр_волжский, пр_восходный, пр_любопытный.
  10. Пр_кратить, пр_крепить, пр_лепить, пр_крутить.

Обменяйтесь листками и проверьте правильность выполнения задания.

Итак, учитывая все сделанное и сказанное ранее, определяем задачу нашей дальнейшей работы: добиться того, чтобы не допускать ошибок во всем, что касается правописания приставок.

8.Закрепление материала.

Лексико-орфографическая работа. Физминутка.

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем и послушаем музыку (звуки пианино и гитары).

Какие музыкальные инструменты сейчас услышали?

Какая была музыка? Ответьте словом, начинающимся на при- (1 вариант) и пре- (2 вариант)

(Приятная, приглушенная, пренежная, прекрасная…)

Словарная работа. Упражнение в разборе слов по составу.

(слайд 2 – изображение моря; записаны слова: море, м_рской, м_рянка, пр_морский, м_ринист)

Посмотрите на экран. Прочитайте слова. Значение всех слов понятно?

Морянка – ветер с северного моря.

А как называют художников, изображающих на своих картинах морские пейзажи?

Маринист пишется через А, т.к. образовано слова не от «море», а от слова «марина», что означает «морская»

Запишите слова. Выполните их морфемный разбор.

- Какое значение имеет приставка в слове «пр_морский»?

Лингвистический эксперимент.

Давайте еще раз обратимся к тексту Максима Кронгауза «Скучная история». Как автор придумал имена героев? Он намеренно выбирал слова с приставкой пре-, чтобы показать высшую степень качества (вспомните, что в слове прекрасный исторически пре- тоже приставка).

Работа в парах.

Составьте сейчас связный текст из несколько предложений, употребив в них как можно больше слов с приставками пре- и при-.

9.Итог урока. Рефлексия.

Чему мы учились на уроке?

Назовите ключевое слово урока.

Прием незаконченного предложения:

- Я узнал…

- Я хочу узнать…

- Мне было сложно…

- Я научился…

- Мне нужно еще…

10.Домашнее задание.

- Выучить правила из параграфа 31.

- Упр. 327, 332 (прочитайте задание, все ли понятно?)

ИЛИ

Продолжите лингвистический эксперимент. Напишите текст, использовав в нем как можно больше слов с пре- и при-. (на следующем уроке вы сможете продиктовать его одноклассникам в орфографическом практикуме).